Теория развития личности Фрейда: психосексуальное развитие от «А» до «Ид»

Психосексуальные стадии

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности.

Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет.

Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством половой энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной. В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, приходящийся в норме на промежуток между 6-7-м годами жизни ребенка и началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период – это не стадия.

Первые три стадии развития охватывают возраст от рождения до пяти лет и называют прегенитальными стадиями, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо. В табл.

3-1 дается описание стадий психосексуального развития по Фрейду.

Таблица 3-1. Стадии психосексуального развития по Фрейду

Стадия Возрастной период Зона сосредоточения либидо Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития
Оральная0 – 18 месяцевРот (сосание, кусание, жевание)Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела
Анальная1,5 – 3 годаАнус (удержание или выталкивание фекалий)Приучение к туалету (самоконтроль)
Фаллическая3 – 6 летПоловые органы (мастурбация)Отождествление со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания
Латентная6 – 12 летОтсутствует (половое бездействие)Расширение социальных контактов со сверстниками
ГенитальнаяПубертат (половое созревание)Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям)Установление близких отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество

Так как Фрейд делал основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связаны с эрогенными зонами, то есть чувствительными участками тела, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо. Эрогенные зоны включают уши, глаза, рот (губы), молочные железы, анус и половые органы.

В термине «психосексуальный» подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является половой инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека.

Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. Психосексуальное развитие – это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня.

Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.

Логика теоретических построений Фрейда основывается на двух факторах: фрустрации и чрезмерного потакания. В случае фрустрации психосексуальные потребности ребенка (например, сосание, кусание или жевание) пресекаются родителями или воспитателями и поэтому не находят оптимального удовлетворения.

При чрезмерном потакании со стороны родителей ребенку предоставляется мало возможностей (или их вовсе нет) самому управлять своими внутренними функциями (например, осуществлять контроль над выделительными функциями). По этой причине у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности.

В любом случае, как полагал Фрейд, в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы может выразиться в виде «остаточного» поведения (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на которую пришлись фрустрация или чрезмерное потакание.

Важным понятием в психоаналитической теории является понятие регрессии, то есть возврат на более раннюю стадию психосексуального развития и проявление ребячливого поведения, характерного для этого более раннего периода.

Например, взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать, и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием выпить что-нибудь «покрепче». Регрессия – это особый случай того, что Фрейд называл фиксацией (задержка или остановка развития на определенной психосексуальной стадии).

Последователи Фрейда рассматривают регрессию и фиксацию как взаимодополняющие явления; вероятность наступления регрессии зависит в основном от силы фиксации (Fenichel, 1945).

Фиксация представляет собой неспособность продвижения от одной психосексуальной стадии к другой; она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии, где произошла фиксация. Например, упорное сосание пальца у десятилетнего мальчика является признаком оральной фиксации.

В данном случае энергия либидо проявляется в активности, свойственной более ранней стадии развития. Чем хуже человек справляется с освоением требований и задач, выдвигаемых тем или иным возрастным периодом, тем более он подвержен регрессии в условиях эмоционального или физического стресса в будущем.

Таким образом, структура личности каждого индивидуума характеризуется в категориях соответствующей стадии психосексуального развития, которой он достиг или на которой у него произошла фиксация. С каждой из психосексуальных стадий развития связаны различные типы характера, которые мы вскоре рассмотрим. А сейчас обратимся к характеристикам, выдвинутым Фрейдом на первый план в развитии личности.

З. Фрейд. Стадии психосексуального развития

Критериями выделения стадий стали сексуальные цели (эроген­ная зона), характеристика процессов развития, источник конфликта. В концепции 3. Фрейда к одному из механизмов развития относится конфликт.

Переход на новую стадию и формирование новых структур личнос­ти связаны с конфликтом между влечением ребенка и невозможно­стью его удовлетворить, между наследственностью и средой. Идея противоречия, конфликтности как основы развития является цент­ральной для понимания развития.

Если возможности личности все­гда будут соответствовать ее желаниям, то развития не будет.

На оральной стадии(0-1,5 года) эротическое влечение связано с пищевой функцией, с удовлетворением потребности в пище. Эрогенная зона — рот, губы, язык. Включает две фазы.

Орально-инкорпоративная фаза (1-6 месяцев) характеризуется аутоэротизмом (отсутствием нужды во внешних объектах для удов­летворения сексуального влечения) и глобальным нарциссизмом, т. е. полной обращенностью либидо ребенка на самого себя.

Ребе­нок не отделяет себя от матери. Доминирует принцип удовольствия. Сосание материнской груди является поведением, доставляющим наслаждение.

Искусственное вскармливание, согласно психоанали­зу, являясь источником конфликта, может приводить к невротизации ребенка.

Процессы инкорпорации (питания) представляют собой прооб­раз или модель двух важных в развитии личности процессов: интроекции (вкладывание, перенос из вне во внутрь, интериоризация как преобразование внешнего во внутреннее) и идентификации.

Орально-садистическая фаза (6-12 месяцев) характеризуется началом отлучения ребенка от груди. (Увеличиваются интервалы между кормлениями. Мать начинает регулировать пищевое пове­дение ребенка, навязывая нормы и препятствуя получению наслаж­дения.)

Два следствия. Во-первых, ребенок уже не получает беспрепятственного удовольствия, впервые сталкиваясь с принципом реальности. Во-вторых, мать начинает оставлять ребенка одного. В силу нового опыта столкновения принципов удовольствия и реальности создаются условия для формирования Эго ребенка.

Ребенок начинает дифференцировать границы Я и внешнего мира, разделение Я и не-Я. Возникает амбивалентность в отношении ма­тери. Впервые получает биопсихическую основу тенденция прояв­ления садизма и мазохизма. С прорезыванием зубов у ребенка по­являются новые возможности в освоении мира.

Он начинает опро­бовать их как способ воздействия на мать. Амбивалентность по отношению к матери заключается в том, что мать является, с одной стороны, источником получения наслаждения, а с другой — может быть наказана.

Отлучение ребенка от материнской груди, отдале­ние матери, с одной стороны, выступают как негативный фактор, а с другой, — как фактор, детерминирующий и стимулирующий про­цессы личностного развития.

Если конфликт разрешается неэф­фективно, то наблюдается нарушение развития личности за счет механизмов фиксации (эрогенное влечение привязывается к дан­ной области) и вытеснения. Вытеснение и фиксация на оральной стадии проявляются в ряде невротических симптомов.

Примером механизма вытеснения может быть «комок в горле», истерическая рвота у детей. Примером оральной фиксации — увязывание полу­чения удовольствия с оральной областью (курение, обжорство, тяга к спиртному, поцелуям и др.). Понятие орального характера связа­но с фиксацией либидо на оральной стадии.

Если фиксация проис­ходит на ранней орально-инкорпоративной стадии, формируется оральный оптимизм — доверчивость, часто чрезмерная, когда чело­век — потенциальная жертва обмана; беззаботность, безответствен­ность, уверенность в том, что всегда найдется «добрый дядя», кото­рый решит все проблемы. Фиксация на второй стадии ведет к фор­мированию орального пессимизма — враждебности, недоверия, жадности, неудовлетворенности, требовательности.

На анальной стадии(1-3 года) ребенок впервые вступает в от­крытое противостояние с обществом — взрослым. Эрогенная зона — анус. По 3.

Фрейду, ребенок на анальной стадии начинает получать удовольствие от процесса смены напряжения облегчением, связан­ным с выделительной функцией. Однако на пути получения удо­вольствия встает социальный барьер.

Общество требует от ребенка произвольной регуляции телесных функций. Взрослый впервые регламентирует социальные требования и эталон действия в отно­шении поведения ребенка. Впервые в жизни ребенка возникает долженствование как задача управления жизненными функциями.

Психологическое значение этого события в том, что ребенок впервые становится объектом и субъектом социальных требований. Анальная стадия также включает две фазы.

Анально-садистическая фаза (1-1,5 года) характеризуется про­тивостоянием ребенка и взрослого. Ребенок получает удовольствие от напряжения и боли, что может способствовать развитию садомазохистских наклонностей, и от сопротивления взрослому.

Анально-ретентивная (удержание) фаза (1,5-3 года) характери­зуется тем, что ребенок начинает произвольно регулировать свои функции. Личность приобретает контроль над окружением в фор­ме удержания — отпускания.

На анальной стадии ребенок впервые соотносит два принципа: удовольствия и реальности. Эго приобре­тает функцию регуляции отношений ребенка с внешним миром. Возникает тестирование реальности в форме изучения возможнос­тей удовлетворения своего желания.

В случае фиксации может быть сформировано два типа характера: анально-удерживающий (упрям­ство, упорство, бережливость, склонность к накопительству, эконом­ность, коллекционирование) и анально-выталкивающий (тенденция к противостоянию, упрямство, негативизм).

Фиксация также мо­жет привести к формированию чувства удовольствия от наказания, проявлениям энуреза и искажению сексуальной ориентации.

Фаллическая стадия(3-5 лет, эрогенная зона — пенис, клитор) является ключевой в развитии личности.

Рост познавательной дея­тельности ребенка, подчиненной сексуальности, приводит к откры­тию различий между полами, восприятию и переживанию «перво-сцены», интересу к половой сфере отношений между людьми и про­блеме рождения детей, где создаются свои «теории рождения» по принципу «аиста» или «капусты». У девочек возникает зависть к пенису и попытки объяснения различий между полами.

На фалли­ческой стадии осуществляется первый выбор сексуального объекта, который приводит к формированию Эдипова комплекса у мальчи­ков (комплекса Электры у девочек) и инцестозной направленности. В основе Эдипова комплекса лежит бессознательное сексуальное влечение мальчика к матери и стремление к физическому устране­нию отца.

Положительный Эдипов комплекс сочетает амбивалент­ную установку к отцу. Она сочетает враждебность к отцу как более [•удачливому сопернику в борьбе за любовь матери и восхищение Б его силой, могуществом, с одной стороны, и нежное объектное влечение к матери, с другой.

Инцестозное влечение к матери наталкива­ется на жесткие социальные запреты — ограничивается общениемальчика с матерью, ласки, телесный контакт, табуируется возможность спать рядом с ней и пр. Разрешение конфликта и преодоление Эдипова комплекса осуществляется как отказ от объектного влечения к матери и усиление отождествления и идентификации с отцом.

Важными условиями преодоления Эдипова комплекса выступают врожденный страх кастрации и комплекс вины, связанные с мифом о первобытной орде, т. е. с родовой памятью человечества, Результатом разрешения Эдипова комплекса становится формиро­вание структуры Сверх-Я, сила которого определяется яркостью и быстротой его вытеснения.

Сверх-Я включает интроецированные социальные нормы, запреты, мораль, идеалы. Негативный Эдипов комплекс характеризуется любовью к отцу и ненавистью к матери, что чревато формированием гомосексуальных тенденций на генитальной стадии..Слабая выраженность Эдипова комплекса приводит к формированию слабой структуры Сверх-Я и высокой вероятнос­ти его сохранения в подростковом возрасте. Тендерные различия находят проявления в слабости Супер-Эго у женщин, обусловлен­ной «смазанностью» проявления комплекса Электры и тенденцией его сохранения в силу отсутствия комплекса кастрации.

Латентная стадия(6 лет — до начала полового созревания) характеризуется прерыванием сексуального развития, амнезией и вытеснением из памяти первичных сексуальных переживаний. Энергия либидо сублимируется в игре, учении, хобби и направляет­ся на социально желаемые цели.

Генитальная стадия(12-18 лет, эрогенная зона — пенис, вагина) отличается бурным половым созреванием и возрастанием дав­ления сексуальной энергии либидо, Источником конфликта выс­тупает невозможность удовлетворения сильного сексуального вле­чения пред лицом социальных запретов, моральной тревогой, обусловленной цензором Сверх-Я и тревогой перед давлением Ид. Происходит второй выбор сексуального объекта, который вызывает направленность на достижение автономии от родителей и находит отражение в преодолении остатков Эдипова комплекса.

В силу нарушения баланса психодинамических сил в подростко­вом возрасте возникают различные варианты нарушений, обуслов­ленные регрессией на предшествующие стадии и неспособностью Эго справиться с давлением Ид и Супер-Эго.

Регрессия на оральную ста­дию обнаруживает себя в расстройствах пищевого поведения — анорексии (отказе от еды), чрезмерном обжорстве, курении, тяге к спир­тному; на анальную стадию — в таких крайностях поведения, как неопрятность, пренебрежении к порядку или, напротив, в чрезмерной педантичности, чистоте и порядку.

Немотивированная жестокость, агрессия, склонность к суицидам (аутоагрессия), тревожность эмоциональные расстройства характерны для подросткового возраста. А.

Фрейд выделяет такие специфические для этого возраста защитные формы поведения, как аскетизм (отказ от любых форм получения удовольствия), интеллектуализм (уход в мир интеллек­туальных ценностей), отрицание сексуальных интересов. В совре­менном обществе эскапизм (уход в мир фантазии, грез, виртуаль­ной мир, использование наркотиков и пр.) является еще одним вариантом проявления защитного механизма ухода.

Нарушения формирования характера на генитальной стадии происходят по гомосексуальному и нарциссическому типу.

Гомосексуальный тип проявляется в предпочтении своего пола, у женщин — в феминизме, у мужчин — в предпочтении ценностей ка­рьеры и общественной деятельности в ущерб ценностям семьи.

нарциссический тип характера отличает индивидуализм, самовлюбленность, неспособность к установлению близких отношений с дру­гими людьми.

Стадии психосексуального развития личности по З. Фрейду

В начале сексуальной жизни выделяют две фазы.

Первая, или прегенитальная, фаза сексуального развития представляет собой процесс, кульминационный момент которого приходится на конец пятого года жизни ребенка. Затем следует затишье, или латентный период.

Вторая, или генитальная, фаза начинается с возрождения сексуального импульса в период менархе или в период половой зрелости.

В прегенитальной фазе выделяются три отдельные стадии — психосексуальные стадии. Каждая из них имеет отношение к той части тела, которая является главной сферой удовольствия в этом периоде жизни. Фрейд говорил, что неудача в решении проблем и конфликтов во время каждой из стадий приводит человека к фиксации.

Оральная стадия. Первый год жизни ребенка называется оральной стадией, потому что рот является центром удовольствия в это время. Ребенок использует рот не только для еды, но также для исследования мира: он берет в рот все — от игрушек до собственных рук и ног.

Личностные проблемы возникают главным образом тогда, когда оральные потребности или не удовлетворяются, или ребенок чрезмерно предается этим удовольствиям. Следовательно, раннее отлучение от груди или задержанное отлучение может приводить к страстному желанию или чрезмерной привязанности к бутылке, груди и другим формам орального удовлетворения.

У взрослого человека фиксация на оральной стадии может приводить к таким «оральным характеристикам», как чрезмерная разговорчивость, переедание, курение, алкоголизм или даже использование язвительного («кусающего») языка (сарказма). Чрезмерная зависимость от других (как зависимость ребенка от своей матери) является другим возможным признаком оральной фиксации.

Под влиянием стресса взрослый человек, фиксированный на оральной стадии, склонен к преувеличению этих черт.

Анальная стадия. Вторая психосоциальная стадия наблюдается на протяжении второго года жизни, когда требование контроля за дефекацией сталкивается с инстинктивным удовольствием ребенка испражняться, когда ему захочется.

Фокус удовольствия и конфликт перемещаются изо рта в анус, потому Фрейд назвал этот период анальной стадией. Если требование регуляции стула слишком строго или предъявляется слишком рано или слишком поздно, то возникают конфликты.

Нерешенные конфликты этой стадии могут формировать «анальную личность». Взрослые, фиксированные на анальной стадии, символически задерживают кал в форме повышенного контроля, скупости, упрямства, высокой организованности, педантичности и чрезмерной озабоченности в чистоте и порядке.

Другую крайность проявляют те, кто символически изгоняет кал: они неряшливы, не организованы или импульсивны.

Фаллическая стадия. К возрасту трех лет и в течение последующих двух лет фокус удовольствия перемещается в генитальную область. Подчеркивая психосексуальное развитие мальчиков, Фрейд назвал этот период фаллической стадией.

Фрейд говорил, что в течение фаллической стадии импульсы ид мальчика включают в себя сексуальное влечение к матери и желание уничтожить, даже убить, отца, с которым мальчик должен конкурировать за любовь матери.

Он назвал эту констелляцию импульсов эдиповым комплексом, потому что он соответствует сюжету древнегреческой трагедии Софокла «Царь Эдип», в которой Эдип, не ведая того, убивает своего отца и женится на своей матери.

Враждебные фантазии мальчика и импульсы по отношению к своему отцу создают страх возмездия, называемый кастрационной тревогой. Страх становится так силен, что эго подавляет инцестуозные желания.

Затем мальчик стремится стать подобным своему отцу (идентифицироваться с ним), и в этом процессе он обучается мужской сексуальной роли, что позднее помогает ему создать сексуальные отношения с другой женщиной, вместо своей матери.

Решение этих конфликтов более сложно для девочек. Согласно Фрейду, девочка начинает с сильной привязанности к матери, но так как она осознает, что у мальчиков есть пенисы, а у девочек нет, она начинает ненавидеть мать, обвинять ее в этом недостатке и считать себя неполноценной.

Она, якобы, испытывает зависть к пенису и переносит свою любовь на отца, у которого есть этот орган.

Но девочка должна все же избегать неодобрения со стороны матери, поэтому она идентифицирует себя с матерью, принимая женскую сексуальную роль и в последующем выбирает мужчину взамен своего отца.

Фрейд полагал, что преобладание интерперсональных проблем указывает на то, что большинство людей в некоторой степени фиксировано на фаллической стадии.

Человек, который испытывает страх или проявляет агрессию по отношению к учителю, начальнику или другой авторитетной личности, демонстрирует нерешенные конфликты с родителем одного с ним пола.

Вот некоторые из проблем, которые также могут быть связанными с плохо решенными конфликтами фаллической стадии: трудности с сексуальной идентификацией, неспособность к поддержанию стабильных любовных отношений, проявление нарушенного или социально неодобряемого сексуального поведения.

Латентный период. Период, начинающийся примерно в шестилетнем возрасте и заканчивающийся к началу периода менархе и половой зрелости, — это период сексуальной латентности. Латентность может быть полной или частичной. В латентном периоде развиваются сексуальные запреты.

Один из механизмов, с помощью которых сексуальная энергия направляется в другое русло, называется сублимацией, или переключением либидо на достижение новых целей и на различные культурные занятия.

Более того, по мере развития индивида либидинозные импульсы могут индуцировать противоположные антикатексисы, или реакции, например, отвращение, стыд, моральные переживания.

Вторая фаза сексуального развития называется генитальной. Она начинается в период менархе или в период половой зрелости и предполагает подчинение всех источников сексуального чувства доминирующим генитальным зонам.

Возникшие ранее либидинозные катексисы могут быть сохранены посредством включения их в сексуальную деятельность либо посредством их подавления или направления в другое русло. В этой фазе преодолевается стремление к кровосмесительному выбору объекта, а также происходит уход из-под влияния родительского авторитета.

Если предшествующее сексуальное развитие индивида было адекватным, он становится готов к установлению гетеросексуальных половых отношений.

Типология личности. Анальная стадия развития:

Анально-удерживающий тип личности формируется тогда, когда родители слишком жестко подходят к задаче приучения ребенка к туалету. Они могут требовать, чтобы он сейчас же сходил на горшок, а то потом маме будет некогда этим заниматься (либо любая другая причина на Ваш выбор). Такое поведение вызывает естественное сопротивление у ребенка, что проявляется в том, что у него начинаются запоры. Если такая ситуация длится какое-то время, то формируется анально-удерживающий тип личности.

Его характеризует необычайное упрямство, нежелание подчиняться требованиям, даже если они логичны, а напротив, желание настоять на своем во что бы то ни было. Еще одна характерная черта данного типа личности, это скупость. Человек бережно хранит деньги, накапливая их и с трудом расходуя, подобно тому, как он ранее не выпускал из себя внутреннее «богатство». Нужно заметить, что и психология, и народная мудрость в одни голос приравнивают фекалии к деньгам. Возьмите любой сонник и увидите, что должно присниться, чтобы спрогнозировать у Вас появление денег.

Кроме того, такой тип личности отличает методичность, скурпулезность и пунктуальность. Человек этого типа склонен упорядочивать и раскладывать по полочкам события и предметы его окружающие. Он не переносит беспорядок и неразбериху, а также испытывает сильный стресс в ситуации неопределенности. Часто он склонен к анализу и принимает решения только после тщательного взвешивания всех за и против. В спокойном состоянии он абсолютно не способен к спонтанным действиям. Но и будучи возбужден, способен долгое время сдерживать свои импульсы.

Хочу сделать еще одну небольшую ремарку. Часто родители, под предлогом того, что ребенку нужно опорожниться, ставят ему клизму и могут прибегать с этой целью даже к насилию. Это крайне неблагоприятно отражается на развитии психики и физиологии ребенка, поскольку формируется выраженное мышечное напряжение в области анального сфингтра и тазового дна, что приводит к застойным явлениям в области малого таза. Кроме всего прочего, это крайне неблагоприятно отражается на способности женщины испытывать оргазм и эректильной функции мужчину.

И еще, именно в столь невинной на первый взгляд медицинской процедуре берут основу гомофобные тенденции, столь характерные для мужчин. Ведь неосознанно они связывают проникновение кончика клизмы с сексуальным насилием, в отношении которого испытывают крайнюю неприязнь и сопротивление. Отсюда берет корни та нетерпимость, которую они проявляют в дальнейшем к сексуальным меньшинствам, что гораздо менее характерно для женщин, для которых проникновение в их организм воспринимается гораздо более естественно.

Анально-выталкивающий тип представляет собой другую форму протеста против чрезмерно интенсивного приучения ребенка к горшку. Этот тип встречается реже и обладает такими чертами, как склонность к разрушению и импульсивность. Эти тенденции могут ограничится только словесными формами, проявляющимися в желании испохабить, обгадить любую идею, размазать человека по стенке, но могут выражаться и в физическом насилии над людьми.

Для этого типа характерна садистская жестокость, желание сделать больно другому человеку. В своих любовных отношениях эти люди воспринимают предмет своей страсти как некий объект, которым они стремятся обладать. При этом ответное желание объекта к сближению учитывается крайне мало. Для этого типа характерен также довольно высокий уровень тревожности, что заставляет его постоянно пребывать в оборонительной позиции. А поскольку лучшая для него защита — это нападение, то он склонен наносить упреждающие удары, аргументируя свое поведение тем, что человек сам его спровоцировал. Так, мужья подобного типа часто бьют своих жен, видя даже в их покорном поведении скрытую форму вызова для себя.

Для того, чтобы эта стадия развития прошла для ребенка наиболее благоприятно, родители должны придерживаться более взвешенной позиции, побуждая ребенка к усвоению нового поведения, но ни в коем случае не заставляя его. Им необходимо поощрять и хвалить ребенка за регулярное опорожнение кишечника, позволяя ему самому по большей части контролировать этот процесс. Такая позиция не только формирует у малыша чувство «я могу», но и способствует развитию позитивной самооценки, а также создает условия для развития творческих способностей.

Оральная стадия

В период оральной, самой первой стадии(от самого рождения до полутора лет), сохранность ребенка, полностью зависит от того, кто за ним ухаживает. Основная цель младенца в орально-зависимом периоде, заключается в формировании важных установок таких как: опора и доверие по отношению к другим людям, зависимости и независимости младенца.

Изначально дитя не может отличать свое тело от груди собственной матери, за счет этого он чувствует любовь и нежность к себе. Но с течением времени младенец будет заменять материнскую грудь собственным телом: он может сосать свой палец или губу, таким образом уменьшая напряжение собственного тела, которая происходит из-за недостатка материнской заботы.

Важно! Матери необходимо не прерывать процесс кормления грудью, если конечно мама, в состоянии кормить его самостоятельно.

Фиксирование состояние у ребенка могло произойти по двум причинам:

  1. Фрустрации или запрет на потребности младенца.
  2. Ребенку даются большие возможности, на управление своими внутренними функциями. В конечном итоге, у малыша появляется чувство зависимости и некомпетентности.

В дальнейшем, в более взрослые годы, фиксация на данной стадии может появиться в виде «остаточного» поведения. Если взрослый человек возле ребенка будет в сильном стрессе, то это может выливаться в различные нарушения у малыша, такими как:

  • желанием плакать;
  • желанием пить;
  • желание обсасывать палец или губу.

Важно! Конец оральной стадии происходит в тот момент, когда мать, перестают кормить ребенка грудью, потому что это лишает его удовольствия.

Согласно теории Фрейда, если ребенок получил недостаточную или переизбыточную стимуляцию во младенчестве, то в будущем у него сформируется орально-пассивный тип личности.

К орально-пассивному типу относят

  • пассивность в жизни;
  • потребность в принятии и поддержке;
  • слишком доверчив и зависим;
  • постоянно ждет одобрения;
  • ждет от окружающих «материнского» отношения к себе.

После полугода жизни ребенка, начинается вторая фаза развития – орально-агрессивная. В этот период у малыша появляются зубки, за счет покусывания и жевания он выражает свои пустоты и нехватки, которые он получил во младенчестве путем отсрочки удовлетворения или отсутствие мамы.

Как проявляется орально-агрессивная черта у взрослых:

  • циничное отношение к людям;
  • сарказм;
  • пессимизм;
  • желание спорить.

Важно! Человек с таким типом характера доминирует и эксплуатирует другими людьми для удовлетворения своих нужд.

Фаллическая стадия(возраст от 3 до 5 или 6 лет). Комплекс Электры. Эдипов комплекс

Теперь у ребенка чувствительность появляется в гениталиях, а мастурбация (у обоих полов) становится новым источником удовольствия. Ребенок начинает осознавать половые различия, которые приводят к конфликтам между влечением, обидой, соперничеством, ревностью и страхом, который Фрейд назвал эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электра (у девочек).

Эдипов комплекс

Наиболее важным аспектом фаллической стадии у мальчиков является Эдипов комплекс. Это одна из самых противоречивых идей Зигмунда Фрейда, которую многие люди отвергают.

Название Эдипов комплекс происходит от греческого мифа, где Эдип, молодой человек, убивает своего отца и женится на своей матери. Узнав о том, что он совершил, он ослепил себя.

У маленького мальчика комплекс Эдипа, он возникает потому, что у него появляются сексуальные желания по отношению к матери. Он хочет владеть исключительно своей матерью и избавиться от отца. Мальчик думает, что если бы его отец узнал обо всем этом, то он забрал бы то, что он любит больше всего.

Важно! Во время фаллической стадии мальчик больше всего любит свой пенис. Отсюда у мальчика развивается кастрационная тревога.

Затем мальчик решает эту проблему, имитируя, копируя и объединяя мужское поведение отца. Это называется идентификацией, и именно так мальчики в дошкольном возрасте от 3 до 5 лет решают свой Эдипов комплекс. Идентификация означает внутреннее принятие ценностей, установок и поведения другого человека. Следствием этого является то, что мальчик берет на себя мужскую роль и принимает его ценности.

Важно! Фрейд предложил исследование «Маленький Ганс» в качестве доказательства эдипова комплекса.

Комплекс электры

Если вкратце, девушка желает отца, но понимает, что у нее нет пениса. Это приводит к развитию зависти к пенису и желанию быть мальчиком.

Девушка решает эту проблему, подавляя свое желание к отцу и заменяя желание на пенис желанием ребенка. Девочка обвиняет свою мать, за то что ее «кастрировали», и это создает сильное напряжение. Затем девушка подавляет свои чувства (чтобы снять напряжение) и идентифицируется с матерью, чтобы взять на себя роль женского пола.

Латентная стадия

В возрасте от 6 до 7 лет перед формированием подросткового периода либидо ребенка сублимируется и направляется во внешнее. В период латентной фазы, ребенок интересуется различными интеллектуальными занятиями, такие как спортивные занятия и общение. Этот период готовит ребенка к взрослой жизни.

Структура личности ребенка:

  1. Эго – отвечает за абсолютный контакт с окружающим миром. Такие как мышление, обучаемость и восприятие.
  2. Суперэго – нормализация ценностей, проще говоря – совесть человека. Формируется при контакте ребенка с авторитетными личностями, в первую очередь, с родителями.
  3. Ид – это наше желание, основанное на инстинкте, не осознаваемые стремления человеком.

Важно! В период от 6 до 7 лет, у ребенка сексуальный инстинкт не проявляется(временно). В этот период все качества его личности уже сформировались и ими он будет пользоваться на протяжении всей жизни. И именно на протяжении этого периода, будет происходит «укрепление» его взглядов и убеждений.

Генитальная стадия

В заключительной генитальной стадии, идет формирование отношения к партнеру, идет выбор стратегии поведения в сексуальных отношениях.

Когда проходит латентная стадия развития, у ребенка восстанавливается сексуально-агрессивные действия, а вместе с этим появляется влечение к противоположному полу. Период генитальной стадии начинается от зрелости и продолжается до самой смерти, характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме.

Важно! Результатом таких изменений является характерное для ребенка повышение влечения и сексуальной активности.

Зигмунд Фрейд выдвинул теорию, что все в подростковом возрасте проходят через «гомосексуальную» стадию. Его сексуальная энергия направляется на человека мужского пола, это могут быть: друг, сосед, учитель. Это может не сильно проявляться, обычно дети предпочитают дружить и общаться с детьми одного и того же пола. Но со временем цель его влечения, переносится на девочку и он начинает за ней ухаживать.

Генитальный тип личности — это взрослый и ответственный человек в социально-сексуальных отношениях. З. Фрейд утверждал: если подросток проявляет инициативу, решать самостоятельно задачи, то таким образом у человека сформируется идеальный генитальный характер.

Важно! Если ребенку уделять недостаточно внимания или наоборот чрезмерно опекать его на начальной, оральной стадии, то это приведет к циничности или пассивности. Его личность зафиксируется на анальной стадии, и он будет жесток, упрям и скуп.

Также, если оставить без внимания Эдипов комплекс, то вполне грозит тем, что у мальчика будет склонность к постоянным сексуальным связям, неврозу или импотенции.

Вывод! Вы можете здорово помочь своему ребенку и научить его управлять своими желаниями и стремлениями, необходимо лишь знать какие стадии проходит ребенок и как работает его психика.

Известные теории Фрейда и его вклады

В то время как современные теоретики критикуют Зигмунда Фрейда, он является одним из самых влиятельных психологов прошлого и настоящего.
Многие утверждают, что его идеи были слишком ограничены, его исследования не завершены, а его теории не имеют доказательств.
Но, несмотря на десятилетия критики, о нем все еще говорят, и его работы все еще изучаются почти во всех сферах общества — от воспитания детей до образования, консультирования, семинаров по взаимоотношениям и даже законов.

Важно! «Мало того, что З. Фрейд сильно повлиял на психологию и психиатрию, он также оказал огромное влияние на наше представление о себе и о нашем мире. Можно утверждать, что лишь немногие идеи в истории человечества имели такой широкий и глубокий смысл.»

Развитие в детстве и психологические конфликты взрослого

Детство Фрейд считал тем жизненным отрезком, который оказывает мощнейшее влияние на становление характера взрослого человека. Знаменитый психиатр был убежден, что все самое главное в человеке закладывается до достижения им 5 лет. Далее он живет, пытаясь устранить конфликты прошлого. «Тайна человеческой души заключена в психических драмах детства. Докопайтесь до этих драм, и исцеление придет», — говорил Фрейд.

Поэтому теория развития личности Фрейда не выделяет каких-либо особых фаз во взрослом возрасте. Все симптомы неврозов взрослого человека могут быть интерпретированы как конфликт между «Супер-Эго» и «Ид». Последняя часть стремится к сексуальной разрядке, первая – обладает функцией подавления. «Супер-Эго» заставляет человека чувствовать себя виновным даже в том случае, если разрядка «Ид» происходит символически.

Фрейдом выделялось два вида невротических расстройств, связанных с конфликтной ситуацией в настоящем времени: неврастения, которая приобретается в результате излишеств в половой жизни, а также невроз тревоги, возникающий вследствие чрезмерного подавления сексуальных желаний.

Интим угря

«Отец психоанализа» Сигизмунд Шломо Фрейд начал свою учёную деятельность с того, что вместе с профессором Карлом Клаусом тщательно исследовал… половую жизнь угря. После чего переключился на котят, щенят и Homo sapiens. Многие современники считали Фрейда шарлатаном. Знаменитый английский биолог Питер Медавар в открытую заявил, что работы Зигмунда Фрейда о психоанализе — это «самое грандиозное интеллектуальное мошенничество ХХ века». А в Третьем рейхе Фрейда и вовсе обозвали извращенцем и выдворили из страны.

Некоторые коллеги Фрейда, знавшие его лично, говорили о нём как о жутко закомплексованной личности. Он, к примеру, боялся ездить на поезде, начинал нервничать, когда расписание сбивалось хотя бы на полчаса. Не любил, когда пациент смотрел ему в глаза или разглядывал его одежду. Тогда-тоФрейд и стал предлагать своим подопечным прилечь на диванчик, а сам садился у изголовья.

Однако психотерапевт Александр Полеев считает иначе: «Фрейд был нормальным человеком для своего времени — плоть от плоти австрийской дисциплины, очень трудолюбивый. Прекрасно разбирался в классической музыке, обожал литературу. В те времена не было тренажёрных залов, поэтому Фрейд совершал регулярные прогулки, был в хорошей физической форме. Он жил как буржуа. Любил комфорт. Не переедал, в меру выпивал хорошего вина. Но за этой внешней размеренностью скрывалась крайне напряжённая интеллектуальная работа».

Объектом интеллектуальной работы Фрейда было не только человеческое подсознание — он одним из первых занялся исследованием всевозможных новых веществ, в частности кокаина. Сначала выявил только положительные его стороны — подавление боли, улучшение настроения. «Это средство целесообразно применять при расстройстве желудка, морской болезни, переутомлении, депрессии», — уверял Фрейд. Одно время прописывал его своим пациентам в качестве успокоительного лекарства. Да и сам не брезговал понюхать.

Поскольку Фрейд всего себя посвящал работе, то всегда ожидал от пациентов адекватной материальной благодарности. «Плата за терапию должна существенно сказываться на кармане пациента, иначе терапия идёт худо», — частенько поговаривал психоаналитик. Чтобы излечить человечество от многих видов неврозов, дедушка Фрейд предлагал «разрешить свободные взаимоотношения между молодыми людьми и девушками из хороших семей». «Сексуальная жизнь цивилизованного человека серьёзно искалечена», — уверял учёный. Вот только, леча других, со своей личной жизнью поделать ничего не мог.

Это скандал!

Первая любовь 16-летнегоФрейда была трагична. Красавица Гизела Флюс дала ему от ворот поворот, и тогда Сигизмунд пытался приударить за её мамой. Взрослая женщина была не прочь затащить в постель неопытного юнца, но Фрейд плотских утех тогда не познал — вовремя ретировался.

Следующая влюблённость настигла Сигизмунда спустя почти 10 лет — объектом его страсти стала юная Марта Бернейс. После обручения он заявил будущей жене: «…Если же Вы не в состоянии отречься ради меня от семьи, то потеряете меня, погубите всю свою жизнь и никогда не будете иметь счастья в семейной жизни… В моей натуре есть определённая тираническая черта». Марта согласилась. Правда, поженились они только спустя четыре года — всё это время Фрейд сколачивал материальную основу для будущей семьи и зарабатывал на домик в Вене. Некоторые биографы утверждают, что до первой брачной ночи Фрейд оставался девственником. Но зато потом автор трактатов о сексуальных расстройствах оторвался по полной — в браке с Мартой у него родилось шестеро детей.

Зигмунд Фрейд и его семья. 1876 г.

«Дети талантами пошли в отца, — говорит Александр Полеев. — Один из его сыновей выдвигался на Нобелевскую премию. Внук стал выдающимся художником».

На шестом ребёнке Фрейд решил покончить с сексом. Он писал своему другу Вильгельму Флиссу: «Ты знаешь, насколько ограниченны мои приятности. Не могу курить приличный табак, алкоголь для меня ничего не значит. Закончил с рождением детей, прервал контакты с людьми… Сексуальное возбуждение для меня больше не существует…» Некоторые дамы, начитавшись трудов Зигмунда, воображали его эдаким половым гигантом, но, когда знакомились лично, были невероятно разочарованы. Графиня Анна де Ноанс возмущалась: «Как такой человек мог написать столько сексуальных книг! Я уверена, что он никогда не изменял своей жене. Это скандал!»

Но по поводу измен жене графиня была не совсем права. Одно время в семье Фрейдов проживала сестра Марты Минна. Друг и ученик Фрейда Карл Юнг пустил слухи о том, что Минна некоторое время была любовницей бесстрастного Зигмунда. Юнг утверждал, что, когда узнал об этой страшной тайне, тут же предложил своему учителю услуги психоаналитика. Но Фрейд отказался.

Юнг вспоминал ещё один забавный эпизод, связанный с Фрейдом. Как-тоони побывали вместе в США. Глядя на местную раскованную атмосферу, Фрейд признался: «Здесь мне всё время снятся сны про местных проституток». Юнг предложил воплотить сны в реальность. На что Фрейд выпучил глаза, в недоумении развёл руками и воскликнул: «Да как же можно?! Я же женат!»

В конце жизни дедушка Фрейд, один из самых знаменитых учёных XX века, вылечивший не одного невротика, продолжал грустить и вздыхал: «Великим вопросом, на который не было дано ответа и на который я всё ещё не могу ответить, несмотря на моё тридцатилетнее исследование женской души, является вопрос: «Чего хочет женщина?»

Инстинкт жизни и инстинкт смерти

Инстинкты — это движущие, мотивационные силы личности, биологические факторы, высвобождающие запасы психической энер­гии. Для Фрейда инстинкты — это не врожденные рефлексы, а та часть стимуляции, которая исходит от тела. Целью инстинктов является устранение или ослабле­ние стимуляции при помощи определенных типов поведения (например, еда или сексуальная активность).

З. Фрейд выделял 2 большие группы инстинктов: жизни и смерти.

Инстинкты жизни (Эрос) включают в себя голод, жажду, сексуальную активность и направлены на самосохра­нение особи и выживание вида. Это созидательные, поддерживающие жизнь силы. Та форма психической энергии, в которой они проявляют себя, получила название либидо. Либидо – это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в половом поведении.

Фрейд верил в то, что людям присуще и стремление к смерти. Инстинкты смерти (Танатос) — это разруши­тельные силы, которые могут быть направлены как вовнутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия). В отличие от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особого наименования. Однако Фрейд считал их биологически обусловленными и такими же важными в регуляции человеческого поведения, как и инстинкты жизни. К концу жизни Фрейд все больше приходил к убеждению, что инстинкт агрессии может быть весьма могуществен в качестве фактора мотива­ции.

Принцип удовольствия

Первая часть цикла заметок о принципе реальности и принципе удовольствия опирается на прочтение работы Фрейда «Положения о двух принципах психического события», опубликованной в 1911. В этой работе Фрейд обозначает принципом удовольствия высшую тенденцию, которой подчинены первичные бессознательные процессы души. Таким образом, путь к пониманию того, что вобрал в себя термин принцип удовольствия, лежит через понимание бессознательных первичных процессов. В этой же работе первичные процессы души, характеризуются как «пережитки» и «более старые» и предполагается, что существовала фаза развития душевных процессов, на которой они были единственными. Первичный процесс и принцип удовольствия связывается Фрейдом формулой: первичные процессы нацелены на получение удовольствия и от того что может доставить неудовольствие психическая деятельность отстраняется при помощи механизма вытеснения.
Размышления о приведенной формуле Фрейда оставляют нерешенными ряд вопросов, которые в последующих работах Фрейда получат разрешение. Куда помещается вытесненные психические акты, связанные с неудовольствием? В логике подчинения принципу удовольствия бессознательного, вытесненному, приносящему неудовольствие не место в бессознательном. И следующее размышление – какова связь первичного и вводимого Фрейдом вторичного процесса, исполняющего в данном случае функцию вытеснения. В случае вытеснения, есть ли необходимость разграничения душевных процессов на первичный и вторичный?

Трёхкомпонентная структурная модель психики

В своих ранних работах З. Фрейд выделял лишь сознательные и бессознательные аспекты личности. Сознательная часть мала, как бы составляет лишь вершину айсберга, и по своей сути не имеет существенного значения. А вот бессознательная часть является обширной, занимая большую часть айсберга. Подсознание содержит инстинкты и движущие силы поведения человека.

Со временем Фрейд пересмотрел это простое деление на созна­тельное и бессознательное и стал говорить о соотношении трех компонентов личности — Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).

1. Ид (Оно) — это источник примитивных биологических влечений и инстинктов, целиком относящийся к сфере бессознательного. Это наиболее примитивная и наименее доступная часть личности, она является исходной, первобытной структурой психики. Ид тесно связано с биологическими побуждениями (сон, еда, вода, половое влечение и т.д.), которые наполняют энергией поведение человека.

Стимулы Ид требуют немедленного удовлетворения, не считаясь ни с чем. Они действуют в соответствии с принципом наслаждения, который ищет лишь возможности снять напряжение, стремясь к удовольствию и избегая боли. Ид является основным источником нашей психической энергии, либидо, которая проявляет себя в виде напряженности. Возрастание энергии либидо приводит к увеличению напряженности, которую мы затем пытаемся различными способами снизить до нормального уровня. Например, если человек испытывает жажду, он должен удовлетворить свою потребность в воде. Это снизит напряжение, которое вызвала жажда.

Ид похож на маленького ребенка, который еще не понимает правил окружающего мира. Он активно пытается получить все, чтобы удовлетворить свои желания и потребности, не оценивая свои возможности и способности, возможные неудобства для себя и других, а также последствия своих действий. Для него существует только «хочу», поэтому Ид контролируется со стороны Эго.

2. Эго (Я) — это рациональная и наиболее осознаваемая часть личности, призванная адаптировать побуждения Ид к социальным, экономическим и иным ограничениям, налагаемым внешним миром.

Этот компонент психики ответственен за принятие решений, это та область, в которой происходят интеллектуальные процессы. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с требованиями и ограничениями, налагаемыми внешним миром (безопасным для человека и адекватным для общества способом).

Эго ориентируется на причинные связи и рациональ­ность, в отличии от Ид. Оно следует принципу реальности, сдерживая порывы Ид до тех пор, пока не будет найден подходящий объект, при помощи которого потребность может быть удовлетворена, а психическое напряжение снято.

Эго не существует отдельно от Ид. Более того, Эго черпает свою силу в Ид. Само Эго существует, собственно, для того, чтобы помогать Ид.

3. Супер-Эго (Сверх-Я) — это усваиваемая система норм, правил и ограничений, накладываемых на индивида семьей и обществом, которая частично осознается, частично остается в бессознательном.

Супер-Эго представляет собой моральность. Из этого становится понятно, почему Супер-Эго не может не конфликтовать с Ид, т.е. со структурой, которая не признает мораль или какие-либо нормы.В отличие от Эго, которое пытается отсрочить исполнение желаний Ид до более подходящего случая, Супер-Эго намеревается полностью подавить эти вожделения.

Человек не рождается с Супер-Эго. Оно формируется в процессе социализации — начиная с того периода, когда ребёнок впервые узнаёт, что «хорошо» и что «плохо», начинает различать «правильно» и «неправильно» (3-5 лет). Дети обретают Супер-Эго благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими фигурами».

В итоге, Эго предстает, по Фрейду, как арена непрерывной борьбы мощных и несовместимых сил. Ему постоянно приходится маневриро­вать между молотом и наковальней, пытаясь справиться с настойчивос­тью и нетерпением Ид, соотносить свои действия с реальностью, снимать психическое напряжение и при этом еще иметь дело с непрерывным стремлением Супер-Эго к совершенству. В тех случаях, когда Эго подвергается слишком сильному давлению, возникает ситуация, называемая тревогой.

О временах и нравах

О строгих нравах того времени, в котором жил Фрейд, говорят многочисленные исследовательские работы современников.

Наличие у женщины любого сексуального влечения говорило о том, что она страдает нимфоманией, серьёзным заболеванием для того времени. Его симптомами могло служить сексуальное влечение к собственному мужу, мастурбация, фривольное поведение. Если женщину считали предрасположенной к чрезмерно повышенной сексуальности , то ей могли прописать следующие процедуры: употребление блюд без специи, прикладывание пиявок к гениталиям, отказ от шёлкового белья и платьев, запрет на танцы и чтение любовной литературы. Как крайнее средство в борьбе с распущенностью, могли использовать клитородетомию (женское отрезание). Все эти назначения и ограничения были необходимы для того, чтобы потушить любую искру страсти прежде, чем она разгорится и пресечь у дам чувственное влечение. В то время почитали женщин со слабым темпераментом, принимая их фригидность за святость.

В отношении мужчин общество было куда снисходительнее. Так их повышенная сексуальность могла считаться пороком, но не заболеванием. Чтобы мужчину того времени назвали гиперсексуальным, количество его любовных побед должно было превысить подвиги Казановы.

Сексуальность по Фрейду-это запрет в подавлении основных инстинктов человека. Их необходимо облагородить и пустить в правильное русло. Если инстинкты подавлять, то они всё равно будут искать лазейку и даже если это будет выражаться в невротических симптомах.

“Не хочу секса”

В массовом сознании это порождает бесконечные тревожные вопросы о норме: сколько, как, когда и с кем? Одно из этих нарушений — female sexual interest/arousal disorder, что можно перевести как «женское расстройство желания/возбуждения» и диагностика которого всегда очень субъективна.

Поясню, что означает в США включение диагноза в справочник психических расстройств сексуальных проблем. За этим стоят массивные статистические наблюдения, лабораторные исследования сексуальной жизни, оценка по диагностическим критериям. Когда человеку ставят такой диагноз, то лечение оплачивается страховой компанией. Все очень серьезно.

Гипоактивное расстройство сексуального желания (которое в переводе на бытовой язык означает «не хочу секса») разделено в DSM-5 на женское и мужское. Но о чем говорит этот медицинский диагноз? Если у человека обнаруживают диабет, это означает, что его поджелудочная функционирует ненормально, если гипотиреоз — значит что-то не в порядке со щитовидной железой. А что в организме не работает в случае расстройства сексуального желания, если все анализы на гормональный фон нормальны? Что с вами не так? Чем вы больны?

Критерии диагноза не учитывают нюансы отношений с партнером: никого не интересует, хотите ли вы заниматься с ним сексом. А может, вы сильно обижены на него, но вынуждены терпеть в своей жизни по тем или иным причинам. Может, вы боитесь его или не хотите обсуждать с ним свои эротические желания. Диагноз не учитывает также ваш уровень стресса на работе, переживания по поводу своего тела или успехов ребенка, взгляды на секс вообще и историю вашего воспитания. Каждый из этих пунктов может быть активным тормозом сексуального желания. Каждый из этих пунктов может быть активатором отвращения к сексу.

Хелен Сингер Каплан предполагала, что сексуальное нарушение базируется на трех китах — внутренних психических процессах, межличностных отношениях и поведенческих особенностях. Сегодня официальная психиатрия считает, что на сексуальную дисфункцию могут влиять 4 фактора:

  1. Нехватка адекватной информации о социальных и сексуальных взаимодействиях;
  2. Подсознательное чувство вины и тревоги по отношению к сексу;
  3. Тревога по отношению к самому половому контакту и его качеству;
  4. Нарушения коммуникации между партнерами.

Медицина, по сути, только описывает и констатирует сексуальные проблемы, не особенно объясняя, как их избежать. Зачастую эмоции взаимосвязаны: например, вина и тревога по отношению к сексуальному контакту (см. п. 2 выше) могут быть главной причиной отвращения к сексу и всему, что с ним связано.

Секс и отвращение

Эмоция отвращения вообще очень интересна по своей природе. Для ее реализации у нас есть мощная биологическая основа, необходимая людям для выживания. Однако самим «отвратительным» стимулам, в том числе и связанным с сексом, мы обучаемся в течение жизни.

Это обучение происходит не за партой. Никто не говорит: «Дети, откройте тетради и запишите, что гениталии — это фу-фу-фу, а секс — грязное занятие». Ребенок получает информацию автоматически, в процессе созревания своей личности. Он неосознанно копирует поведение значимого для себя взрослого и его отношение к тому или иному объекту окружающей среды. Комментарии, подслушанные из разговора взрослых о какой-нибудь «грязной женщине», переключение канала, когда во время семейного просмотра ТВ мелькнет эротическая сцена, осуждение непорядочной соседки, которая «залетела без брака», — это и есть то самое обучение отвращению. А вообще-то обучение отвращению нужно ребенку для того, чтобы он усвоил, чего в жизни важно избегать, в том числе и из-за социальных последствий.

Можно провести аналогию с обучением страху. В 1980-1990-х годах ученый Северо-Западного университета (частный исследовательский университет, расположенный недалеко от Чикаго) Сьюзан Минека (Susan Mineka) провела серию экспериментов с макаками-резус. Предметом исследования было научение их страху перед змеями, весьма типичному для всех приматов и человека. Минека обнаружила, что молодые макаки-резус, родившиеся и выращенные в неволе, не боялись змей.

В то же время у их собратьев, пойманных в естественной среде обитания, наблюдался жуткий страх перед змеями и даже перед резиновой игрушкой, имитирующей змею. Детеныши же, которые не видели змей раньше, спокойно играли и с игрушечными змеями, и с живым удавом. Но все резко изменилось, когда обезьянам показали видео, на котором другие макаки-резус со страхом реагировали на появление искусственных и настоящих змей.

Таким образом лабораторные обезьяны обучились страху перед змеями. Однако, когда во второй части этого эксперимента обезьянам показали видео, где был запечатлен страх их соплеменников перед цветами, реакции не последовало. Почему же не получилось так же, как со змеями?

Одно из предположений было таким: страх перед змеями «встроен» в мозг обезьян в целях самосохранения. Поэтому, когда обезьяны наблюдали за реакцией страха других, это становилось триггером для активации их внутреннего страха. Цветы же не несут опасности. Нечто подобное происходит и с обучением отвращения к сексу. Есть предположение, что женщины, более чувствительны к такому обучению, чем мужчины, ведь они несут более высокие репродуктивные риски: беременность — это огромная нагрузка на организм, которая может повлечь за собой вред для здоровья.

Так что эмоция отвращения — это способ обходить опасность, в том числе социальную — стать «распущенной женщиной» и оказаться в изоляции. Но до чего же тяжело приходится тем, кто родился с горячим темпераментом, но обучился отвращению к сексу! Примерно в той же ситуации оказываются люди с хорошим аппетитом, уверенные, что должны сидеть на диетах. Жизнь показывает, что подобные противоречия характерны для самых заядлых моралистов-инквизиторов и что подобное сочетание может быть крайне опасным для общества.

Хорошая новость в том, что речь идет все-таки про выученную реакцию, а значит, ее можно «переучить». Но повторю, что при постановке медицинского диагноза, которой в определенной степени ставит печать «патологии» на сексуальности пациента, не учитывается его личная история, отношения с родителями, сексуальное воспитание и многие другие факторы, которые в момент обращения за помощью уже сформировали определенное отношение пациента к сексу и к собственной сексуальности.

Медицина лечит то, что «сломалось», она имеет дело в первую очередь с патологией, то есть с нарушением функции того или иного органа или системы. Ноги должны ходить, сердце — качать кровь, легкие — дышать. И если они этого не делают в необходимом для полноценной жизни объеме, то эту проблему пытается решить медицина.

Но что нарушено в случае отсутствия или ослабления сексуального желания? Что «сломалось», если мы исключили гормональные проблемы или опухоли мозга? Может, это просто асексуальность? Вопреки распространенному мнению, асексуальность может быть никак не связана ни с травмами, ни со страхами, ни с какими-либо иными негативными аспектами. Мы все очень разные, в том числе и по сексуальному темпераменту. Чему угрожает такое состояние? Не размножению же — ведь с современными технологиями для искусственного оплодотворения партнерам даже не обязательно видеться. Нежелание секса может угрожать уверенности в себе, ощущению себя любимой и желанной, гармоничным отношениям в паре — но это совершенно не медицинское проблемы.

То есть проблема медицинского подхода не в постановке диагнозов там, где это не требуется, а в формировании очередных критериев и рамок, которых мы и так получили в немалом количестве от морали и медиа. Однако мораль и мода, о которой нам рассказывают медиа, могут меняться. Но медицина с ее научным авторитетом, диагностируя сексуальную дисфункцию, практически не оставляет возможности для дискуссий.

Либерализация цен и секса

Мне кажется, то, что случилось в России в 1990-е годы и что принято называть сексуальной революцией, скорее похоже на хаос сексуальной информации. Он был очень похож на экономический хаос, который творился в те годы. Когда правительство приняло решение в одночасье перейти к рыночной системе без какой-либо моральной подготовки (а отношения при капитализме — это психологически совсем другой мир) и финансовой поддержки предприятий (был госзаказ — и вдруг его нет, как хотите, так и зарабатывайте), случилась кровавая схватка за собственность, обрушение финансовой системы, массовая безработица и местами даже голод.

Девяностые были не так давно, еще свежи воспоминания о том, как проституция стала считаться престижной профессией, а в подростковых журналах можно было встретить такое письмо от читательницы: «Мы уже все перепробовали, и моему парню скучно со мной в постели, он предлагает мне анальный секс втроем, не знаю, стоит ли мне соглашаться. Маша, 13 лет». Я не шучу, почитайте подборку, например, журнала COOL тех времен.

Вместе с тем не было никакой внятной научной информации о сексе, так же как и навыков заботы о себе и своем сексуальном здоровье. К тому же процветали карательные акушерство и гинекология, «насилие в родах» — специфическое поведение медицинского персонала по отношению к роженице, которое было так распространено (да и сегодня нередко встречается), что считалось не дикостью, а традицией.

Вывод

Непрекращающиеся споры о том, насколько верна теория развития личности Фрейда, не должны вызывать удивления. Не должно вызывать удивления и то, что большинство людей защищает себя от обличающих фрейдовских концепций. Сам Фрейд считал, что судьбой ему было предназначено прервать «сон» человечества и рассказать ему такую нелицеприятную правду о самом себе. Как однажды великий психиатр сказал писателю Цвейгу, основная задача его теории – это научить человека бороться с «демоном иррациональности», при этом применяя самые рациональные начала своего разума.

Фрейд был очень горд своей репутацией «разрушителя иллюзий». Порождение его научно-исследовательской работы – психоанализ – стало главным врагом лживой вежливости и скрытности общества того времени. В 1930 году в письме Альберту Эйнштейну Фрейд написал: «Я больше не считаю одним из моих достоинств тот факт, что я по возможности всегда говорю правду; это стало моей профессией».

Источники

  • https://lugovskayashkola.ru/filosofiya/stadii-psihoseksualnogo-razvitiya-oralnaya-fiksatsiya-soglasno-frejdu.html
  • http://psyholog-praktik.ru/personality/tipologiya-lichnosti-po-z-freydu-analnyiy-harakter
  • https://poznanie-mira.ru/psikhoseksualnoe-razvitie/
  • https://salid.ru/journal/teoriya-razvitiya-lichnosti-frejda
  • https://aif.ru/health/psychologic/paradoks_freyda_pochemu_otec_psihoanaliza_reshil_otkazatsya_ot_seksa
  • https://gudi1991.ru/kompleksy/princip-realnosti-po-frejdu.html
  • https://intrigue.dating/suhoj-ostatok/seksualnost-po-freydu-i-ee-fazy/
  • https://zozhnik.ru/idei-frejda-o-sekse-segodnya-chto-skryvaet-podsoznanie/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
reallylove
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: