Сексуальная жизнь Средневековья: победа людской похоти над христианской моралью

Вакханалии и Дионисийские мистерииi

Античные времена характерны для многих стран и народов того времени наличием нескольких богов для поклонения, причем в Древнем Риме и Греции их количество было примерно одинаковым, но имена у них отличались. Древнегреческая мифология богата разнообразными историями-сказками главными героями которых выступают сами Боги. В них повествуется об их войнах, подвигах и любовных похождениях, в том числе об интрижках Зевса.

Бог Дионис – плод любви Зевса и смертной женщины, заслуживает отдельного внимания (в римской мифологии он известен, как Вакх). Весной устраивалось торжество в честь него с пышными застольями, представлениями и жертвоприношениями быка – животного, в котором жил Дионис до своего воскрешения.

Так как Дионис был богом вина и веселья, то в день праздника дозволялось выпивать неограниченное количество вина, а также участвовать и давать представления, рассказывающие о жизни Бога, его смерти и воскрешении. Такие представления назывались Дионисийские мистерии или Вакханалии, позже это слово стало нарицательным из-за поведения самой толпы во время пиршеств.

Из-за выпитого количества вина, общего настроя толпы, вечер обычно заканчивался всеобщей оргией в дань традициям и желанию Богов. То есть отношения между мужчиной и женщиной хоть и были в некотором смысле распущенными, но все же не лишены смысловой нагрузки и некоего романтизма. К слову, искоренить эту традицию христианским проповедникам до конца так и не удалось и по сей день – некоторые ее отголоски можно встретить в Болгарии и Северной Греции.

Не мудрено, что с приходом христианства, представители тогда еще новой веры стремились запретить подобные действа, так как нередко они заканчивались всеобщей оргией. Однако смысл следует искать не только в высокой морали христианской веры. Люди, лишенные привычного образа жизни, запуганные, следующие диким нормам и предписаниям, легко управлялись кукловодами.

С приходом христианства, жизнь людей стала меняться постепенно. Церковь все боле жестко старалась контролировать жизнь обычных мирян, делая их личные отношения в семье просто невыносимыми, а многие законы и предписания, которые вводились служителями господа, были просто абсурдными, смешными, если не сказать грустными.

В моду стало входить целомудрие, а всякое распутство изначально осуждалось, а в последствие и жестоко наказывалось. В своих правилах и наказаниях священники прикрывались благими намерениями и священным писанием, ссылаясь на то, что Мария, мать Иисуса, была девственницей, а посему и всем девушкам следует себя так вести – целомудренно и скромно, даже в постели, как правило, с нелюбимым мужчиной.

Правила поведения женщины в постели с мужем

Во время совокупления с мужем, жене запрещалось снимать ночную рубашку, двигаться, издавать звуки.

В противном случае ее могли обвинить в колдовстве, ворожбе и связи с бесами, при чем сделать это мог даже ее благоверный, если она ему надоела. В лучшем случае ее ожидал всеобщий позор, покаяние и участь монахини в монастыре пожизненно, а в худшем – костер.

Наличие письменности в средние века, позволяет современникам ознакомиться с некоторыми судебными делами, которые вела церковь. Например, материалы одного дела касаются именно поведения жены в постели. Если кратко, то муж приехал домой после охоты, где возымел свою жену в надлежащей форме, рекомендованной церковью, и на следующее утро обнаружил, что она мертва.

И была мертва на момент совокупления. Такая история повергла в шок Папу и членов суда, и церковь смягчила правила, разрешив женам подавать иногда признаки жизни в половом процессе. Может быть история и выдуманная, но в ней намек.

Вообще, сексуальные запреты, правила и предписания пронизывают не только средние века, но и всю историю человечества. Ученые, мыслители, священники и законодатели, в том числе и Средневековья, написали горы «трудов», чтобы объяснить смертным как, когда, с кем и для чего нужно заниматься сексом.

В те времена личная жизнь мирян находилась под неусыпным контролем священнослужителей, а любые проявления порочности сводились к одному емкому слову – блуд, который зачастую карался смертной казнью.

Священники испытывали непреодолимый интерес к личной жизни мирян, их интересовало буквально все ее аспекты, которые подробно записывались в покаянные книги во время судебных процессов. Именно благодаря этому ученые сейчас имеют краткое представление о жизни людей в Средневековье и месте секса в ней.

Проявление куртуазной любви

Открыто проявлять сексуальный интерес к объекту вожделения запрещалось церковью, однако церковь допускала, что любовь и секс имеют общую подоплеку.

Куртуазной любовью считают проявления чувств рыцаря к даме сердца, при этом рыцарь непременно должен быть бесстрашным, а дева – непреступной. Женщина могла быть замужем, но при этом быть верной своему супругу, запрещалось открыто проявлять свои чувства друг другу. Можно было лишь украдкой обмениваться взглядами или жестами, делая намеки о взаимности.

Верность супругов и пояса верности

Церковь предполагала наличие половых отношений супругов только в законном браке. Добрачные и внебрачные половые отношения жестоко наказывались, иногда смертной казнью или долгим покаянием в церкви. В роли обвинителя, судьи и исполнителя наказания выступала церковь. В основе закона лежит не только моральный принцип. Лишь благодаря супружеской верности представители знати и монаршие особы могли быть уверены, что рожденные дети действительно являются их наследниками.

Изначально основной функция поясов верности состояла в затруднении возможности изнасилования женщины разбойниками во время путешествий. Со временем знать пользовалась поясами верности для жен во время своего отсутствия в военных походах или путешествиях.

Он представлял собой каркас с замком, который закрывал паховую область женщины, дабы исключить возможность проникновения в нее другого мужчины, при этом в нем имелись отверстия для естественного выхода продуктов жизнедеятельности. Нередки были случаи, когда муж надолго покидал свой дом, а в то время жена оказывалась в положении. В таком случае приходилось снимать пояс с помощью мастеров кузнечного дела, свидетелей, а также обязательным присутствием представителя церкви.

Что же касается крестьян, то достоверно известно, что в Англии в средние века был закон первой ночи, согласно которому, знатный человек, владевший землей с находившимися там деревнями и поселениями, имел возможность первым «отведать» молодую невесту. При чем церковь о подобных инцидентах была осведомлена.

Гостевая ночь

Чтобы избежать конфуза в семейной жизни, в Германии и Швейцарии существовал обычай, согласно которому потенциальный жених сдавал экзамен по «мужской силе». Начиналось все с того, что он ночами пробирался к своей возлюбленной и вел с ней беседы, которые в последствии сводились к пресловутым половым отношениям. Если женщина беременела, то игралась свадьба.

Пара могла и распасться, если партнеры решали, что они не подходят друг другу. Занятно, что подобные «испытания» были распространены не только в обычных семьях, но и среди монарших особ и знати.

Разрешенные и девиантные позы в сексе

Церковь диктовала мирянам в каких позах им необходимо заниматься сексом. Любая поза, кроме «миссионерской» считалась греховной и запрещалась церковью. Однако в угоду знати и богачам были допустимы еще 4 позы, которые располагались в порядке возрастания греховности:

  • миссионерская;
  • на боку;
  • сидя;
  • стоя;
  • сзади.

Подобные новшества, как говорилось выше, были введены в угоду знати и богачей, так как те часто страдали ожирением и заниматься сексом с женой в богоугодной позе миссионера не представлялось возможным. Церковь не могла лишить страдальцев возможности продолжения рода и пошла им навстречу.

Иные виды секса

В период Средневековья оральные ласки и анальный секс, а также мастурбация были запрещены и не допускались ни при каких обстоятельствах, так как не вели к зачатию, а значит и к рождению детей, что по мнению священников должно было быть единственным возможным поводом соития между мужчиной и женщиной. Нарушителей сурово наказывали.

Проституция считалась необходимым злом

 


Проституция в Средние века была весьма распространённым явлением. Хотя священнослужители этот факт не приветствовали, но с другой стороны и не делали никаких попыток, чтобы искоренить ее. Клирики поняли, что многие люди нуждались в таком способе «сбросить пар», и что отсутствие легкодоступных дам может принести больше вреда, чем пользы. Они боялись, что в противном случае, мужчины будут «приставать» к респектабельным женщинам или, что еще хуже, начнут вступать в интимные контакты с такими же неудовлетворёнными мужчинами.
Несмотря на эту терпимость, были нюансы, которые отражали непритязательное положение ночных бабочек в обществе. Они были обязаны носить определенную одежду, чтобы их могли с первого взгляда отличать от добропорядочных дам, жить в определенных районах города и не имели никаких гражданских прав. Бордели обычно маскировали под бани или ремесленные магазины (к примеру, мастерская по вышивке), где женщины могли бы работать «подмастерьями».

Импотенция как повод расстаться

 


Во многих европейских странах в средние века были приняты законы, согласно которым половые отношения для продолжения рода считались неотъемлемой частью брака. Поэтому, если кто-то из партнёров не мог или не хотел заниматься продолжением рода, его «половинка» могла потребовать аннулировать брак. Неспособность выполнить супружеский долг могла привести к ситуации, когда человек в суде должен был доказать, что он физически способен заниматься сексом.
Есть десятки зарегистрированных в то время случаев испытаний на потенцию». Одним из самых известных примеров является ситуация в 1198 году с французским королем Филиппом II и его второй женой Ингеборг, дочерью датского короля Вольдемара I. По какой-то причине, Филипп ненавидел Ингеборг и не хотел, чтобы она была королевой Франции. В итоге он сослался на свою «временную импотенцию», чтобы избежать брака.

Средневековая контрацепция

 


С древних времен люди разработали многочисленные методы, чтобы избежать зачатия. Тем не менее, до недавнего времени историки считали, что использование противозачаточных средств резко сократилось в средние века. Во-первых, католическая церковь очень не одобряла их, поскольку считала рождение ребенка даром Бога и единственной причиной брака. Кроме того, ученые полагают, что женщины старались родить, как можно больше детей из-за высокой детской смертности.
Однако, демографические исследования показывают, что женщины старше 30 лет оказывались беременными гораздо реже 20-летних, а это позволяет сделать вывод, что они использовали различные методы контрацепции. Тем не менее, записей о контрацепции очень мало. Вероятно, из-за отношения церкви к ней.

Акушерки-ведьмы и интим с дьяволом

 


Эпоха позднего Средневековья известна своими охотами на ведьм, из-за которых десятки тысяч людей (в основном женщин) преследовали за колдовство. Ведьмой могли объявить за многочисленные «подозрительные» занятия, а иногда даже за акушерство. Все стало особенно плохо после того, как папа Иннокентий VIII издал в 1484 году папскую буллу «Summis desiderantes affectibus», признав существование ведьм и утвердив необходимость их преследования.
После этого инквизитор Генрих Крамер написал «Молот ведьм», который до сих пор считается самым важным трактатом о колдовстве. Крамер в том числе заявлял, что акушерки обманом принуждают молодых женщин к интимным отношениям с дьяволом, а затем используют родившихся некрещеных младенцев в колдовстве.

Священнослужители и брак


История церковных браков в средние века весьма длинная и запутанная, на протяжении столетий происходили многочисленные изменения. В начале эпохи византийский император Юстиниан Великий аннулировал все браки членов Святого Ордена и объявил всех своих детей незаконнорожденными. Закон безбрачия после этого никто не отменял в течение сотен лет, но он не всегда соблюдался с особым рвением.
Также было различие между священнослужителями, которым было разрешено вступать в брак, и женатыми мужчинами, которым было разрешено принять сан. Последнее было более распространено. После Великого Раскола 1054 года обе церкви стали строже относиться к данному вопросу, и снова было введено безбрачие.

Женская любовь


Хотя однополые отношения были «горячей темой» в средние века, внимание было обычно сосредоточено на мужчинах. Существует очень мало упоминаний о подобных отношениях среди женщин. Один из немногих средневековых законов, которые непосредственно касались женской страсти, происходит от французского трактата середины XII века Li Livres de jostice et de plet («Книга справедливости и мольб»). За женский гомосексуализм было предусмотрено такое же наказание, как и за мужской: членовредительство после первых двух «преступлений» и сожжение на костре в третий раз. Лесбиянство, кстати, рассматривалось как медицинская проблема.

Куртуазная любовь


Исторически сложилось, что брак заключался сугубо по материальным соображениям, а не по любви. Тем не менее, в позднем Средневековье появилась новая литературная концепция, в которой изображались романы и страсти. Эта концепция была известна как «куртуазная любовь», хотя этот термин был популяризировал в XIX веке во Франции под немного другим значением.
Подобный жанр вырос из поэзии трубадуров XI века в французских регионах Аквитания и Шампань. Эти работы возвеличивали романтические отношения между рыцарем и дамой, причем эта любовь всегда была тайной, а женщина была в браке. Куртуазная любовь подчеркивала такие черты, как «рыцарский дух» и «благородство».

Трансвеститы


Трансвестизм не считался обыденной практикой до недавнего времени и к нему по-прежнему относятся с неодобрением во многих частях мира. Неудивительно, что это было табу в средневековой Англии, но это не означает, что подобного не происходило. Исследования показали, что в Англии в XV веке довольно распространены были мужчины, переодевающиеся в женщин. Большинство трансвеститов, как правило, торговали своим телом.

Миссионерская поза


Церковь считала постельные утехи средством для продолжения рода. Именно отсюда ведет свою распространенность миссионерская поза. Считалось, что когда мужчина находится сверху и лицом к женщине, то это дает лучшие шансы на беременность. Церковники опасались, что любая другая поза может спутать «естественный порядок вещей». Некоторые позы, такие как «мужчина сзади», считались «собачьими» и Церковь утверждала, что они стирают границы между человеком и животным.
Все другие виды совокупления средневековые клирики запрещали. Поскольку считалось, что они не давали никаких шансов на продолжение рода, а служили только для сексуального удовольствия, то рассматривались как похотливый грех.

Как заниматься любовью: инструктаж от католической церкви

Вопрос об интимных отношениях волновал умы многих богословов с самого начала существования христианской церкви. В эпоху Раннего Средневековья (6-11 века), когда представителям молодой религии требовалось в кратчайшие сроки христианизировать Европу, сложились основные догмы церкви, касающиеся брака и секса.

Изначально половая связь не приветствовалась церковью вообще. Секс считался занятием постыдным, повторяющим первородный грех, поэтому альтернативой плотским утехам выступал духовный союз. Епископ Григорий Турский, живший в шестом веке, рассказывал о молодой паре, которая «всю жизнь прожила вместе, почивая на одном ложе и сохраняя невинность, достойную похвалы». Такие отношения между мужчиной и женщиной казались ранним богословам образцово-показательными.

Змей искушает Еву​ Миниатюра из часослова Леонора де ла Вега, 15 век

Однако подобный подход вступал в противоречие с необходимостью продолжения рода, которое без соития невозможно. Компромисс нашёл епископ Августин, которого на протяжении всего Средневековья почитали как наиболее авторитетного автора в вопросах интимных отношений и сексуального поведения.

Блаженный Августин относился к сексу с отвращением, но утверждал, что в законном браке половой акт из смертельного греха превращался в грех простительный, вызванный необходимостью деторождения. Из этого вытекало первое и самое главное правило – никакого секса ради наслаждения, только для зачатия ребёнка и исключительно в браке. Разговаривать о нём также возбранялось: речь о соитии или половых органах допускалась либо во время исповеди, либо на приёме у врача.

Святой Августин учит в Риме​ Картина Беноццо Гоццоли

Богослов Финниан Клонардский внёс в слова Августина больше конкретики. Он предписывал воздержаться от занятий сексом во время Великого Поста, по субботам и воскресеньям, а также во время беременности. Архиепископ Теодор Кентерберийский, проживавший в седьмом веке, пошёл ещё дальше и запретил мужьям видеть жён голыми. Судя по всему, заниматься любовью полагалось в полной темноте.

Мы советуем и призываем к воздержанию в браке, поскольку брак без воздержания незаконен, но является грехом, и брак разрешён властью Господа не для удовлетворения похоти, а для рождения детей. 

Финниан Клонардский
основоположник ирландского монашества

Единственно допустимой позой для секса церковь считала миссионерскую, наиболее благоприятную для зачатия. На анальный секс, как и на оральный, налагался строжайший запрет – для христианских богословов это одинаково греховные виды «неестественного соития», вызванные похотью и развратом. Об онанизме не велось и речи: семя, данное Господом, предназначалось только для продолжения рода.

Происхождение слова «онанизм» обычно связывают с именем Онана – второго сына Иуды, наказанного Богом за мастурбацию. Но согласно Пятикнижию, Онан практиковал прерванный половой акт, а не самоудовлетворение.

Внебрачные связи влекли за собой наказания разной степени жестокости. Ирландский монах и миссионер Колумбан писал, что за развращение замужней женщины виновник обязывался заплатить штраф и «в течение трёх лет воздерживаться от сочной пищи и своей собственной жены». Отношения с девственницей без намерения жениться задевали честь её семьи, поэтому предполагали крупный штраф за моральный ущерб. Сожительство церковью также осуждалось, так как предполагало сексуальные отношения вне брачных уз.

Супруги не должны употреблять гениталии для других, но лишь в браке между собой.

Гинкмар
архиепископ Реймса в девятом веке

От теории к практике

В реальности всё обстояло совершенно иначе. Христианская модель моногамного и нерасторжимого брака возникла в Европе только в 12 веке, когда церковь, наконец, причислила брак к основным христианским таинствам. На всём протяжении Раннего Средневековья привычной концепции семьи в Европе не существовало. Люди, особенно знать, жили полигамными союзами, меняли жён одну за другой и не видели проблем в близкородственных связях.

В 12-13 веках общество продолжало противиться принятию христианской модели семьи. Члены аристократических родов не понимали, зачем отказываться от нескольких жён в пользу одной и что вообще значит «нерасторжимые узы». Общепризнанным в европейском социуме моногамный церковный брак стал только в 14 веке, на исходе эпохи Средневековья.

​Грех разврата Фрагмент картины «Семь смертных грехов и четыре последние вещи» Иеронима Босха

Сексом занимались все, всегда и везде. Институт брака в эпоху Позднего Средневековья (14-15 века), не говоря уже о более раннем времени, существовал как средство удовлетворения сексуальных потребностей. Супруги совокуплялись в присутствии детей и родственников, не чувствуя никакой неловкости. Осенью 1415 года жена некого Жана Ламбера в присутствии гостей предложила мужу ночью «трижды устроить ей брачную ночь».

Бесстыдство ликовало. Среди средневековых забав встречалось публичное укладывание молодожёнов в постель, демонстрация их белья после первой брачной ночи и поднесение мужу крепкого напитка сразу после крика лишённой девственности жены.

В Средневековье размер полового члена отражал мужественность его носителя. Героиня исландской «Саги о Греттире», увидев могучего воина Греттира голым, восклицала: «Не сойти мне с места, это Греттир, сын Асмунда. Он и в самом деле куда как широк в груди. Но просто удивительно, что он так не дорос снизу. Это мало вяжется со всей его мощью».

Даже в 15 веке повсеместно встречались повторные браки, а супружеские измены являлись обыденностью. Каждый пятый, а то и третий клирик или дворянин имел незаконнорождённых детей и состоял в конкубинате (внебрачном сожительстве). Нередко священники после смерти оставляли всё своё состояние любовницам.

Бегство влюблённых, совращение, похищение женщин, адюльтер (супружеская измена) – всё это в Париже, Лондоне, Генте и других крупных европейских центрах считалось заурядным делом. Судебные записи содержат упоминания об актах изнасилования, происходивших прямо на улицах города.

В середине 13-го века неизвестные мужчины вломились в дом Колена Бюшерона, вытащили его девушку на улицу и по очереди её изнасиловали. Так они решили отомстить Колену за то, что он не состоял с жертвой в законном браке.

В декабре 1341 года житель Парижа Клеман Ла Юр, состоявший в браке, совратил и изнасиловал жену соседа. После этого он убил всех, кто мог рассказать о его бесчинстве – мужа пострадавшей, их детей и слуг. В 1382 году перед судом предстала 70-летняя женщина по имени Треналь. Она помогала сыну, который выкрал замужнюю девушку из дома, изнасиловал и пытался женить на себе.

Порой престарелые женщины сами оказывались жертвами. В 1354 году в Париже Тевенен дю Пюи под покровом ночи пытался надругаться над проходившей мимо пожилой дамой. Та отбивалась и даже «больно ухватила обидчика за мошонку», но сбежать не смогла – от перенапряжения старушка умерла на месте.

Насильственным действиям часто подвергались дети. Известен случай парижанки Катрин, продавшей девственность своей малолетней дочери неизвестному мужчине. В сентябре 1342 года некий Жан Пинар выкрал и обесчестил 13-летнюю Жанетт Ле Гаж. Неизвестный парижанин решением церковного суда лишился головы в наказание за сексуальные связи с дочерью.

Изнасилованные девушки, особенно девственницы, редко обращались в суд. Тем не менее, в одном из итальянских судебных документов 9-го века упоминается о некой Адельгизе, засудившей своего насильника Теодельгарда. Он не смог заплатить положенный штраф, поэтому со всем своим имуществом перешёл в полное распоряжение пострадавшей.

Сексуальное поведение горожан, мягко говоря, отличалось широкой свободой, что вызывает сомнение в действенности строгих церковных предписаний. Носителей священного сана тоже неоднократно обличали в бесчинстве. В 1391 году группа молодых людей напала на аббатство в городке Ранжи с целью найти и убить местного священнослужителя, незаконно сожительствующего с их сестрой. Другого монаха муж-ревнивец проткнул ножом, застав его в постели со своей женой.

Во всех крупных городах средневековой Европы существовали публичные дома, которые работали открыто и занимали лучшие здания. Это происходило потому, что многие из борделей принадлежали королевским приближённым, епископам и аббатам или состояли с ними в доле. В стремлении заработать, священнослужители забывали о христианской морали.

​Публичный дом Иллюстрация Валерия Максимуса

Средневековое общество относилось к проституткам неоднозначно. Их деятельность порицалась, однако существование армейских проституток считалось необходимым для профилактики гомосексуальности и мастурбации в армии. К 13-му веку во многих европейских странах проституция попала под запрет, а пойманных за работой женщин пороли или выгоняли из города.

Тем не менее, до самого конца эпохи Средневековья публичные дома процветали, а их услугами пользовались как молодые люди, так и скучающие старики.

Почти во всех крупных городах Европы проституткам полагалось носить специальную одежду, которая отличала их от порядочных женщин. Обычно наряд проституток составлял плащ чёрного или жёлтого цвета с колокольчиками, которые предупреждали окружающих о приближении распутниц.

В городе Гент существовала целая «улица проституток», аналог современного квартала красных фонарей в Амстердаме. Однажды местный житель Питер Коен обнаружил на пороге собственного дома лежащих в голом виде мужчину и женщину. Опомнившись, девушка объяснила, что она проститутка, а её кавалер – знатный гентский гражданин Бернард Ван Белле.

Секс как преступление и наказание

Интим вне брака определяется либо как блуд — развратное поведение, либо как прелюбодеяние — измена. Неверность оценивается как более тяжкий грех. В патриархальной культуре отношение к измене женщины и мужчины неодинаково.

Мужчина становится прелюбодеем лишь при измене с другой замужней женщиной, в остальных случаях он блудит. Но изменившая женщина ввергает в грех и мужа.

Левина отмечает: «В одном из сборников нравоучительных загадок была, в частности, такая: „Если замужняя женщина грешит с другим мужчиной, грешен ли ее муж?“ Отгадка была весьма туманной: „Женщина эта уподобляется Еве, уведшей Адама из рая“, — однако намек был на то, что злонравная женщина якобы способна свести своего мужа с пути истинного независимо от того, как он сам ведет себя». Женщина может оправдаться только в случае совершенного над ней насилия.

Принуждение к сексу считалось тягчайшим преступлением. Крещеные славяне того времени воспринимали сексуальность как зло, следовательно, изнасилование для них было двойным грехом.

Надругательство над женщиной каралось обычно и церковным, и светским судом. Подобная практика встречается даже в Церковном уставе Ярослава, относящемся к XII веку. Согласно ему, насильник платит пеню вне зависимости от происхождения жертвы, а также возмещает жертве, без разницы в ее происхождении, 5 гривен серебра за сором (для сравнения: по «Русской правде», штраф за поездку на чужом коне без спроса равняется 3 гривнам, за избиение — 3 гривны, за убийство гридина (дружинника) — 40 гривен, а за смерда (крестьянина) — 5 гривен).

Сочувствие и поддержку встречают также жены и дочери, обесчещенные на войне или побывавшие в плену. Но женщина, чья семья подверглась опале и осуждению, была беззащитна. Английский дипломат Джером Горсей, живший при дворе Ивана Грозного, описал трагическую судьбу матери казненного князя Тулупова:

«И вот она, добродетельная мужняя жена, в знак неудовольствия выдана была сотне пушкарей, и те бесчестили ее один за другим до самой ее смерти: …император же, глядя на все это, заявил: Так я одариваю тех, кого чту, и так я поступаю с теми, кто оказывается предателем».

До свадьбы секса нет — или?..

Добрачный секс в официальной культуре считался блудом и, хотя он не был таким тяжким, как измена, общество все равно его осуждало. Ответственность в патриархальном и закрытом мире за сохранение невинности возлагалась на родителей. Для мужчины секс до брака также являлся постыдным, особенно если он был совершен с замужней женщиной. Но для девушки потеря девственности до свадьбы — величайший позор. Невесту за такое могли отправить на несколько лет в монастырь или наложить епитимью до десяти лет. Она лишалась поддержки со стороны семьи.

В работе сексолога Игоря Кона «Клубничка на березке» приводится описание итальянским дипломатом Барберини свадебного ритуала, связанного с девственностью:

«Молодой объявлял родственникам супруги, как он нашел жену — невинною или нет. Выходит он из спальни с полным кубком вина, а в донышке кубка просверлено отверстие. Если полагает он, что нашел жену невинною, то залепляет отверстие воском. В противном же случае молодой отнимает вдруг палец и проливает оттуда вино».

Быт высших слоев общества позволяет ограждать девушек и замужних женщин от соблазнов. С течением времени семейная жизнь становится более замкнутой и закрытой.

К XVII веку знатные женщины, боярыни и дворянки, живут в теремах, на особой, «женской» половине дома. Весь круг общения для них — это родня и слуги. Несмотря на схожесть с восточными гаремами, богатой сексуальной культуры там не возникло.

Более вольные нравы царили в среде крестьян. Об этом говорят и сохранившееся языческие ритуалы с эротическим подтекстом, и записки путешественников — к примеру, Адама Олеария шокировали у московитов совместные бани. Уходят корнями в древность и некоторые виды развлечений молодежи, описанные позже этнографами.

Для молодых крестьян считалось нормальным в минуты свободного времени собраться «на вписку». Интим на них не был редкостью. Игорь Кон прямо указывает на древность подобных забав.

Еще Стоглавый собор осудил «скакания» и «яровухи». И было за что:

«Скакания (от глагола скакать) происходили накануне венчания в доме жениха, куда молодежь, включая невесту, приходила вина пить, после чего все становились в круг, обхватив друг друга за плечи, и скакали, высоко вскидывая ноги, задирая подолы юбок и распевая песни откровенно эротического содержания. Заканчивалось это групповое веселье сном вповалку».

«„Яровуха“ (по имени языческого божества плодородия Ярилы) состояла в том, что после вечеринки в доме невесты вся молодежь оставалась там спать вповалку, причем допускалась большая вольность обращения, за исключением последней интимной близости. С точки зрения церкви это был типичный „свальный грех“, форма группового секса. Впрочем, некоторые авторы считают, что „срамные“ игры только выглядели беспорядочной оргией, а фактически их эротический компонент имел подчиненное значение, выполняя „прежде всего инициационную, регулятивную и нормирующую функции“».

Гомосексуальность в допетровской России в теории считается тяжелым грехом. Но на практике на протяжении нескольких веков, начиная от Крещения Руси и кончая XVIII веком, однополые отношения наказываются исключительно постами и молитвами.

Англичанин Сэмюэл Коллинз, проживший в России девять лет, писал, что к гомосексуальным отношениям, несмотря на официальное осуждение, здесь относятся терпимее, чем в Англии.

Критика содомии в основном связывается с нарушением гендерных стереотипов и вызывающим поведением. Так, митрополит Даниил, живший в XVI веке, осуждает московских модников, бреющих бороду и использующих косметику, за их подражание женщинам.

Петровская сексуальная революция

В конце XVII — начале XVIII века культура верхов русского общества меняется из-за петровских реформ. Первый русский император, рубивший бороды топором и устраивавший шумные пирушки, сам по себе личность примечательная и дававшая поводы сочинителям скабрезных легенд. Но главная его заслуга — это толчок к эмансипации дворянского сословия.

Интимная сфера освобождается от многочисленных церковных запретов и сталкивается с ограничениями, уже исходящими от государства.

Екатерина II издает указ, запрещающий венчать мальчиков младше пятнадцати и девочек младше тринадцати лет. Священника, нарушившего этот запрет, ждало лишение сана. Добирается закон и до гомосексуализма. Петр Первый вводит наказание за однополые отношения в военный устав, по-видимому, ориентируясь на германские образцы. Мужеложство карается смертью, но затем заменяется на битье кнутом.

Получает право на жизнь чувственная любовь, да и вообще понятие личной жизни. Мы можем узнать об интимной сфере уже не из церковных правил, а из писем, воспоминаний и литературы. Пишут робко: так, в мемуарах Анны Лабзиной есть только намеки на сексуальную затейливость ее мужа, в работе Щербатова «О повреждении нравов в России» мы видим риторику, поразительно схожую с рассуждениями современных консерваторов о «бездуховном Западе», а в русской литературе эротика тесно переплетается с юмором и гротеском, отчего произведения такого рода, начиная с Ивана Баркова, распространяются в самиздате.

Надо понимать, что между культурой верхов и культурой низов после начала XVIII века существует пропасть. Светская культура, введенная Петром, поначалу принадлежит лишь дворянам, и лишь со временем ее элементы проникают в среду купцов и мещан и крестьян, где действуют свои нормы и правила.

Культура низов, того самого безмолвствующего большинства, развивается самостоятельно. В области, связанной с сексуальностью, она не уступает дворянской. В первую очередь, это богатый эротический фольклор. Помимо матерных поговорок и загадок с подвохом, от того времени сохранились эротические сказки, собранные Афанасьевым.

«Противоестественный блуд»

В эпоху Петра Великого об интимной сфере говорили свободнее. Император буквально раскрепостил русское общество. При Петре право на жизнь получает чувственная любовь, да и просто понятие личной жизни. Однако при всей свободе по-прежнему остается два запрета: на мужеложство и на проституцию.

В России проституция преследовалась по закону еще с 1649 года. Тогдашний правитель Алексей Михайлович приказывал контролировать ситуацию с проститутками городским объездчикам. Так, например, сохранился документ 1697 года, адресованный одному из них. Из приказа становится понятно, как поступали с девушками легкого поведения:

«Беречь накрепко, чтобы в городе, на посаде, и в уезде… и в деревнях разбоев, и татьбы, и грабежу, и убийства, и корчем, и блядни, и табаку ни у кого не было; а которые люди учнут каким воровством воровать, грабить, разбивать и красть или иным каким воровством промышлять и корчмы, и блядни, и табак у себя держать, тех воров служилым людям велеть имать и приводить к себе в Ярославль и сыскивать про их воровство всякими сыски накрепко» (наказ ярославскому воеводе Степану Траханиотову от 13 октября 1697 года)

Петр I продолжил бороться с проституцией. Он издал несколько указов против тайных публичных домов. В 1736 году Сенат постановил в случае обнаружения такого дома проституток оттуда выгнать и высечь плетьми.

Занялся Петр Великий и гомосексуалистами. Император ввел наказание за однополые отношения в военный устав. Сперва мужеложство каралось смертной казнью, но затем она была заменена на битье кнутом. И, кстати, изначально наказание распространялось только на иностранцев, находящихся в российской армии, потом оно перешло и на русских (но только на тех, кто находился на воинской службе).

Многие историки считают, что подобный закон не имел морально-нравственного обоснования. Он был введен с дисциплинарной целью, чтобы голова солдата в армии была занята только служебными обязанностями.

Снохачество и другой крестьянский блуд

Утверждается, что подобные обычаи существовали в российских селах вплоть до конца XIX века. Этнограф Сергей Максимов в книге 1859 года «Год на севере» приводит слова священника села Койнос Архангельской губернии: «На беседах по зимам, не боясь ни чьего сглазу, мужики обнимают баб и огни гасят…»

Архангельская губерния вообще отличалась вполне свободными нравами. В книге Юрия Семенова «Пережитки первобытных форм отношений полов в обычаях русских крестьян XIX – начала XX в.» говорится:

«В Мезенском уезде Архангельской губернии невинность девушки совершенно не ценилась. Более того, девица, родившая ребенка, имела больше шансов выйти замуж, чем сохранившая целомудрие. Не требовалась «чистота нравов» от девушек и в других местах этой же губернии. Это нашло отражение в пословице «девушка не травка, вырастет не без славки».

В фундаментальном труде, посвященном этнографии Вологодской губернии, утверждается, что «в большей части деревень девичьему целомудрию не придается строгого значения. Есть местности, где девка, имевшая ребенка, скорее выйдет замуж, чем целомудренная, так как она, знают, не будет неплодна». Как сообщали местные информаторы, «редкая из наших девок не гуляет до замужества». Что же касается парней, то они начинают «баловаться» едва минет 15 лет и к моменту вступления в брак каждый из них «знает не одну девку»».

Впрочем, отношение к вопросу невинности сильно разнилось по регионам. Доктор исторических наук Владимир Безгин в труде «Крестьянская повседневность (традиции конца XIX – начала ХХ века)» пишет:

«В Воронежской губернии еще в 80-е гг. XIX в. существовал обычай поднимать молодых. Новобрачная в одной рубахе вставала с постели и встречала свекровь и родню жениха. Такая демонстрация, восходящая своими корнями к языческим верованиям, имела цель публично удостоверить невинность невесты.

Тяжелыми были последствия для «нечестной» невесты. Ее родню с бранью выгоняли, саму избивали до полусмерти и заставляли трехкратно ползать на коленях вокруг церкви. За потерю чести провинившуюся девушку в деревне наказывали тем, что отрезали косу, пачкали рубаху дегтем и без юбки проводили по улице. После такого позора ее уже никто не брал замуж, и она оставалась в девках».

Непростыми были отношения и после брака. Безгин указывает:

«В крестьянском дворе, когда бок о бок жило несколько семей, порой возникали замысловатые любовные треугольники. Так, в орловском селе Коневке было «распространено сожительство между деверем и невесткой. В некоторых семействах младшие братья потому и не женились, что жили со своими невестками».

По мнению тамбовских крестьян, кровосмешение с женой брата вызывалось качественным превосходством того брата, который отбил жену. Братья не особенно ссорились по этому поводу, а окружающие к такому явлению относились снисходительно. Дела о кровосмешении не доходили до волостного суда, и кровосмесителей никто не наказывал».

Но один вариант подобных отношений стал по-настоящему известен. «Нигде, кажется, кроме России, – писал журналист и политик Владимир Набоков, – нет по крайне мере того, чтобы один вид кровосмешения приобрел характер почти нормального бытового явления, получив соответствующее техническое название».

Снохачество заключалось в том, что переехавшая в дом мужа молодая девушка становилась объектом домогательств со стороны еще не старого и полного сил свекра — «снохача», согласно традиционному выражению.

Владимир Маковский «Свекор»

Некоторые главы патриархальных крестьянских семей именно для этого и устраивали браки сыновей на 16-17 летних невестах. Вскоре после женитьбы новоявленный муж по повелению главы семьи отправлялся на отхожий промысел и впоследствии наведывался домой лишь несколько раз в год. Его жена же оставалась в полном распоряжении свекра.

Склоняя невестку к сожительству, снохач сполна пользовался ее зависимым положением. В ход шли и подарки, и поблажки по домашней работе, а порой и физическая угроза. Подобные случаи родили на селе поговорку: «Смалчивай, невестка — сарафан куплю».

Некоторые женщины пытались обращаться в суд, но там подобные жалобы предпочитали не рассматривать. Снохачи же не особенно боялись и собственных жен. Вот какой рассказ был восстановлен по корреспонденции одного из жителей Орловской губернии:

«Богатый крестьянин Семин 46 лет, имея болезненную жену, услал двух своих сыновей на «шахты», сам остался с двумя невестками. Начал он подбиваться к жене старшего сына Григория, а так как крестьянские женщины очень слабы к нарядам и имеют пристрастие к спиртным напиткам, то понятно, что свекор в скорости сошелся с невесткой. Далее он начал «лабуниться» к младшей. Долго она не сдавалась, но вследствие притеснения и подарков – согласилась.

Младшая невестка, заметив «амуры» свекра со старшей, привела свекровь в сарай во время их соития. Кончилось дело тем, что старухе муж купил синий кубовый сарафан, а невесткам подарил по платку».

Иногда подобные случаи приводили к настоящим драмам. Безгин пишет:

«В начале ХХ в. в калужском окружном суде слушалось дело Матрены К. и ее свекра Дмитрия К., обвиняемых в детоубийстве. Обвиняемая Матрена К., крестьянка, замужняя, 30 лет, на расспросы полицейского урядника призналась ему, что в продолжение шести лет, подчиняясь настоянию свекра, состоит в связи с ним, прижила от него сына, которому в настоящее время около пяти лет. От него же она забеременела вторично. Свекор Дмитрий К., крестьянин, 59 лет, узнав о приближении родов, приказал ей идти в ригу, и как только она родила, схватил ребенка, зарыл его в землю в сарае».

Михаил Зощенко «Волостной суд»

Ученый также отмечает, что отношение к снохачам по регионам было разным:

«В ряде мест, где снохачество было распространено, этому пороку не придавали особого значения. Более того, иногда о снохаче с долей сочувствия говорили: «Сноху любит. Ен с ней живет как с женой, понравилась ему».

<…>По отзывам крестьян Борисоглебского уезда Тамбовской губернии снохачество встречалось часто, но традиционно считалось в селе самым позорным грехом. Снохачи на сходе при решении общественных дел игнорировались, так как каждый мог им сказать: «Убирайся к черту, снохач, не твое тут дело»».

Источники

  • https://intrigue.dating/vse-o-sekse/seks-v-srednevekove-krasivaya-skazka-ili-nevynosimaya-jizn/
  • https://kulturologia.ru/blogs/170117/33060/
  • https://tjournal.ru/stories/128583-seksualnaya-zhizn-srednevekovya-pobeda-lyudskoy-pohoti-nad-hristianskoy-moralyu
  • https://knife.media/chronicles-of-sex/
  • https://lady.mail.ru/article/514853-kak-zanimalis-seksom-v-dorevoljutsionnoj-rossii/
  • https://www.anews.com/p/104841618-krestyanskij-blud-i-pomeshhichi-garemy-intimnye-tradicii-na-rusi/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
reallylove
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: