- 1 Немного о богах и инцесте
- 2 Пенис – венец творения
- 3 Брак и измена
- 4 Нелегкая жизнь гречанок
- 5 Любовь мужчин и юношей
- 6 Пэс — третий пол
- 7 Город публичных домов
- 8 Незавидная судьба греческой жены
- 9 Минойцы
- 10 Ахилл и Брисеида
- 11 Ритуал плодородия
- 12 Проституция
- 13 Древняя Греция: история порнографии и брак без секса
- 14 Свободные этруски
- 15 Нравы Спарты
- 16 Мастурбация
- 17 Особенности брака и измены
- 18 Наука любви
- 19 Приап
- 20 Индустрия для взрослых в Греции
- 21 Сатиры и сатириазис
- 22 Искусство и оральный секс
- 23 Поэтическое оскорбление
- 24 Карнавалы
- 25 Эрасты и эромены
- 26 Стихи Марциала
- 27 Педерастия
- 28 Симпосий
- 29 Подарки-животные
- 30 Платоническая или гомоэротическая?
Немного о богах и инцесте
Боги Древней Греции нередко вступали в связь со своими родственниками — обычно братьями или сестрами. Впрочем, в начале всего сущего у них было не слишком много вариантов. Например, всем известен миф о Персефоне, которую похищает царь подземного мира Аид, являясь при этом, по совместительству, ее дядей. Но то — боги. Как известно, что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку.
Позднее, впрочем,подобный обычай стал осуждаться. Противореча Гомеру, Еврипид пишет, что Эол настаивает, чтобы одна из его дочерей, вступив в кровосмесительную связь, совершила самоубийство.
Единственный вид инцеста, который всегда осуждался в Древней Греции, — это так называемый вертикальный инцест, сексуальная связь с собственными родителями. Фиванский царь Эдип, по ошибке вступив в связь с собственной матерью, был вынужден ослепить себя.
Пенис – венец творения
В отличие от современных представлений, в которых женщина — символ плодовитости, древние греки считали им мужчину. В Древней Греции главенствовал фаллический культ. В мифах началом всех начал считался половой орган верховного бога Зевса, прародителя и создателя жизни.
Исходя из этого, мужчина считался выше женщины. Древнегреческие женщины были бесправными существами, их ставили не намного выше рабов. Если мальчиков отправляли в школы, обучали различным премудростям, то от девочек старались поскорее избавиться, выдав их замуж.
Символом плодородия считался пенис. Несколько десятков лет назад археологи нашли на территории Греции фаллосы – стилизованные изображения пениса, которые были созданы еще в каменном веке.
Гермы – фигурки, представляющие собой старика с эрегированным пенисом – использовались как талисман от злых чар.
Первые фаллоимитаторы были созданы именно греками, и использовались они довольно широко. Их изготавливали из слоновой кости или шили из бычьей кожи. Иногда в качестве женских сексуальных игрушек использовались хлебные палочки.
Брак и измена
В этом вопросе, надо сказать, греки тоже были весьма лояльны. Призвание женщины состояло в том, чтобы родить детей. Если этого не удавалось добиться с мужем — надо было испробовать другие варианты.
Девственность до свадьбы хотя и была желательна, все же не ставилась во главу угла. Известно, что царь Теспий, у которого было 50 незамужних дочерей, всех их предложил Гераклу, чтобы каждая родила ребенка.
И если эту историю можно отнести исключительно на счет мифологии, то история царя Аристона, который правил в Спарте V века до н.э., сомнений не вызывает. О правителе было известно, что он бесплоден, и когда его третья жена родила ребенка, царь и сам сомневался в своем отцовстве, но в конце концов признал ребенка.
После смерти отца Демарат взошел на престол, но у населения были серьезные сомнения относительно законности такого правителя, а тут еще подкупленная пифия объявила, что Демарат не сын Аристона. Тогда мать Демарата созналась, что в ту ночь под видом супруга к ней в спальню проник призрак божественного героя и зачал ей ребенка. «Ну, тогда хорошо», — успокоились спартанцы и позволили Демарату править Спартой.
Надо сказать, что в героические времена супружеская измена хотя и порицалась патриархально настроенными греками, несмываемым пятном на репутацию жены не ложилась.
Нелегкая жизнь гречанок
В отличие от восточных женщин, замужних гречанок не запирали дома, но их свобода была весьма относительной. Женщина могла пройтись по рынку, побыть у подруги, но только в сопровождении старшей родственницы или рабыни. Жена не имела права ревновать своего мужа, развлекающегося со жрицами любви или рабынями. Главной обязанностью и целью в жизни древнегреческой женщины считалось ведение хозяйства и рождение здоровых детей. В богатых домах гречанки должны были управлять десятками рабов, трудившихся по хозяйству.
Рождение девочки в семье не считалось радостным событием. Иногда новорожденных даже убивали. Подросших маленьких гречанок могли продать в публичный дом.
Любовь мужчин и юношей
Гомосексуальные связи между мужчинами поощрялись в Греции всех времен, хотя расцвета они достигли во времена афинской демократии. Платон в «Пире» поясняет, что причиной всему то, что при создании богами людей те состояли как бы из двух частей. Так как существо вышло нелепое, боги приняли решение разделить их. Соответственно, у каждого человека есть своя половинка: при этом совсем не обязательно, что второй половинкой мужчины должна быть женщина.
Напротив, Платон называл мужчин, падких на женщин, «блудодеями», а женщины этой породы, считал он, распутны.
В Коринфе в VII веке н.э. существовал обычай похищения мальчика взрослым мужчиной. Старший друг вводил подростка в мужской союз, обучал воинскому мастерству и инициировал его сексуальную жизнь. Такие отношения носили вполне почетный характер.
По афинскому обычаю, впрочем, связь с мальчиками считалась недостойной — только с юношами. Мужская проституция хотя и существовала, по закону свободнорожденный афинянин таким делом заниматься не мог. Это считалось уделом иностранцев и метеков.
Некоторые философы древности под конец жизни пересмотрели свою позицию относительно этого вопроса, так Платон в своих «Законах» настаивал на том, что сексуальной связи между мужчинами и юношами быть не должно — только духовная. Как бы там ни было, мужская любовь считалась гораздо более чистой и искренней, чем женская. Лукиан Самосатский во II веке н.э. писал, что женская любовь нужна только как «обеспечение необходимой преемственности рода человеческого».
Что до женской однополой любви в Древней Греции, то об этом мало что известно. Например, греки чтили поэтессу Сапфо, но она была скорее исключением из правил, «десятой музой». Лесбийская любовь, как и вообще отношения женщин, в интересы греков не входила.
Пэс — третий пол
В работе «Древнегреческая „игривая“ культура и европейская порнография новейшего времени» исследователь Вадим Михайлин развивает положения Довера, обращая внимание на значение слова, которым в Древней Греции обозначали юношу-эромена: «В большом количестве контекстов, а в поэзии практически неизменно, пассивный партнер именуется пэс (мн. ч. — пэдес), словом, используемым также для обозначения таких понятий, как «ребенок», «девочка», «сын», «дочь» и «раб». Михайлин предлагает не рассматривать отношения эраста и эромена как гомосексуальные в современном смысле этого слова; он считает, что мальчики-пэс были для греков своего рода третьим полом, почти неотличимым от девочек добрачного возраста, а потому и говорить о гомо- или бисексуальности мужчин, днем ухаживающих за своими учениками-эроменами, а вечером проводящими досуг с женами или гетерами на пиру, нерелевантно.

Французский исследователь Франсуа Лиссараг приводит некоторые изображения на вазах, на которых девочки- и
Город публичных домов
Многие из нас наверное слышали о легендарной версии гибели Помпей, она похожа на версию гибели Содома и Гоморры. Жители Помпей купались в роскоши и предавались различным сексуальным извращениям и тогда боги прогневались на них и пробудили в 79 году нашей эры вулкан Везувий, который сжег и завалил пеплом город и окрестности.
В Помпеях и правда было огромное количество публичных домов, археологи откопали более сорока. Самые крупные и популярные носили название “Lupanare Grande” (Дом Удовольствий”). Номера в этих борделях были тесными с соломенными подстилками в качестве матраса, но зато стены были украшены порнографическими фресками разной степени развратности.
Эти публичные дома были крупной частью экономики Помпей и давали столько же дохода как публичные бани. Сейчас на развалинах этих публичных домов мало что сохранилось, однако крупные изображения фаллосов на кирпичах ничуть не пострадали.
Незавидная судьба греческой жены
Пока мужчины творили что хотели, женщина в Греции жила одним днем. Хоть ее и не запирали в кладовке, уклад был построен таким образом, что афинянка могла только сидеть дома, исполнять все желания мужчины и подставлять ему свое тело, когда он желал излить сперму и зачать наследника.

Почти всегда покидать дом разрешалось только в присутствии пожилой матери или бабушки, или рабыни. Иногда женщины бунтовали и ходили в гости друг к другу. Также они выходили на некоторые мероприятия, однако, на Олимпийских играх никогда не было ни одной дамы.
Несмотря на то, что гречанки были полными затворницами, они вели хозяйство так, как хотели. У них была только одна задача в роли жены – родить здорового ребенка и вести все дела в доме. Если семья была богата, то жене оставалось только приказывать рабам, как выполнять работу.
Случаи детоубийства в Древней Греции были достаточно часты, поскольку государственно совершенно не поощряло рождение девочек. Иногда их, сразу после появления на свет, продавали в рабские дома или в дома проституток.
Современная женщина совершенно не поняла бы гречанку, которая была вынуждена принимать измены своих мужей не только вне дома, но также и в самом доме.
Минойцы
Первые описания греческой сексуальности встречаются в минойской культуре (предположительно между 3650 и 1400 годами до нашей эры). Тогда женский гардероб был представлен складчатой облегающей юбкой и узким лифом, который зашнуровывали спереди, оставляя грудь обнаженной. Здесь и придумали первые корсеты без бретелек.
Женщины в минойской культуре чаще всего изображаются с узкой талией, большой грудью, длинными волосами и широкими бедрами: и хотя для нас это выглядит чересчур сексуально, минойцы считали иначе. Напротив, сладострастная фигура служила в качестве демонстрации статуса женщины. Похоже, минойские женщины не стеснялись воспевать свою женственность.
Аналогичная фигура вновь приобрела популярность в середине и конце XVIII века, когда женщины начали носить плотные корсеты и пышные юбки с каркасом, чтобы их талия выглядела узкой, а бедра широкими.
Ахилл и Брисеида
На страницах эпической «Илиады» можно обнаружить одно из ранних литературных свидетельств гетеросексуальной любви. И связано оно с закалённым в боях героем войны Ахиллом.
Гомеровский персонаж не умеет скрывать чувств и признаётся в любви к Брисеиде в девятой песне, обращаясь к ней, словно она его жена. Прекрасная и умная девушка впервые встретилась с Ахиллом после того, как он безжалостно зарезал её отца, мать, троих братьев и мужа во время нападения на Трою. Она досталась ему в качестве военной добычи. Герой уничтожил её семью, чтобы она полностью принадлежала лишь ему.
Для Ахилла это был вполне нормальный поступок ради любви к женщине — что, конечно, было не по нраву некоторым читателем гомеровского эпоса.
Ритуал плодородия
Древнегреческий философ Аристофан написал комедию “Женщины на празднике Фесмофорий” и из нее мы знаем, как проходил это праздник в честь богини Деметры. В нем могли принимать участие лишь замужние афинские дамы, потому что ритуал символизировал собой плодовитость.
До праздника эти женщины воздерживались от половых сношения, соблюдая “чистоту”, но потом в течении трех дней они будут выполнять различные акты плодородия. Заключалось это в рассказывании непристойных рассказов, шуток, поедание еды в виде фаллосов, игр с эротическими предметами в виде фаллоса и женских половых органов и т.д.
Этот ритуал по всей видимости давал замужним женщинам возможность выплеснуть накопившееся сексуальное расстройство. Во время этих 3 дней афинянки также могли называть друг друга различными непристойными словами и вульгарными оскорблениями, при этом провозглашая свои собственные достоинства.
Проституция
Проституция у древних греков считалась нормой. В крупных портовых городах большая часть населения зарабатывала на жизнь проституцией. Публичные дома были легальными, и очень популярными заведениями. Работали в них женщины разного возраста и юноши.
Женщины, зарабатывающие проституцией в Древней Греции, делились на 4 типа.
1. «Порнай» — проститутка в современном понимании, собственность сутенера. Кстати, в качестве сутенера мог выступать любой свободный гражданин, так как это считалось легальным видом заработка. Клиентом таких женщин были матросы и мужчины с н зким достатком.
2. Свободные проститутки были по иерархии чуть выше предыдущих. Своих клиентов они находили на улицах. Этих жриц любви отличали яркий макияж и явная демонстрация своих прелестей.
3. На самой высокой ступени стояли гетеры. В переводе это название означает «спутница радости». Как и японские гейши, эти женщины были красивыми, ухоженными, изысканными и образованными. Из всех женщин Древней Греции только гетеры разбирались в искусстве и культуре. Гетерами могла стать далеко не каждая женщина, а только те, у кого хватало сил отказаться от брака и жить свободно, не обращая внимания на осуждение общества. Гетерами восхищались многие философы и мыслители.
4. И последний тип жриц любви – храмовая проститутка. В храмах богини Афордиты отмечался праздник, во время которого сексуальный акт со жрицей воспринимался как дань богине, и должен был воскресить жизненные силы.
Мужская проституция
У древних греков была широко распространена и мужская проституция. Большинство клиентов были мужчинами, женщины лишь иногда прибегали к такому виду услуг.
Главное отличие мужской и женской проституции – возраст: если женщины могли заниматься этим делом в любые годы, то мужской проституцией занимались только юноши. Больше всего ценились мальчики с гладким безбородым лицом, но достигшие половой зрелости.
Мужская проституция также была легальной. Бордели, предлагающие услуги мальчиков, облагались налогами и податями
Древняя Греция: история порнографии и брак без секса
Впрочем, принудить богатого мужчину заниматься сексом с женой мог семейный врач! В античных трактатах по гинекологии всерьез рассматривалось учение о том, что женщина сама не способна управлять своим сексуальным желанием, поэтому ей нужно «помочь» извне. Помогать, естественно, должен ее спутник жизни — муж или любовник.
Хорошо знакомое нам слово «истерика» произошло от греческого hystera (что в переводе означает «матка»): древние врачи были уверены, что этот женский орган способен фактически «путешествовать» по организму, если ее обладательница сексуально не удовлетворена. Поэтому нервозность, склонность к обморокам, перепадам настроения считали символом того, что женщина испытывает дефицит в сексе. Если она изменяла мужу, то не признавалась виноватой: всю ответственность нес любовник, который соблазнил ее и легко мог быть убитым разъяренным супругом.
Свободные этруски
В 4 веке до нашей эры римляне покорили этрусков и вместе с этим узнали об очень свободных этрусских женщинах. В том числе они были свободны от одежды, они часто ходили совершенно обнаженными, и для них было удовольствием, когда другие смотрели на их красивые тела.
Помимо этого система брака у этрусков была очень рыхлая, жены открыто изменяли мужьям, а те женам и никого это не волновало. Дети зачастую не знали, кто их отец, и их это тоже не занимало.
Нравы Спарты
Спарту можно вынести в отдельную историю, потому как ее нравы сильно отличались от нравов остальной Греции. Законы Спарты сформировались под влиянием полумифического законодателя Ликурга между X и VIII веком до н.э.
В обязанности каждого спартанца входило произвести здоровое крепкое потомство. Для того, чтобы соблазнить мужчин, устраивали специальные шествия, где девушки выступали обнаженными, демонстрируя свою красоту и силу. Если же мужчина по каким-то причинам не хотел вступать в брак, его не допускали на праздники (а это была важная часть социальной жизни) и заставляли зимой проходить по городу голым, распевая позорную песню.
За невест Ликург запретил давать приданое, чтобы и у бедной, и у богатой девушки был шанс выйти замуж. Семейная жизнь супругов протекала весьма необычно.
Невесте перед первой ночью давали поесть айвы, которая считалась тогда сильнейшим афродизиаком.
И так продолжалось очень долго, пока спартанцу не исполнялось тридцать лет — тогда он мог поселиться с женой и детьми.
Ликург считал, что женщины должны принадлежать не мужу, а отечеству. Так, женщина,с разрешения супруга, могла вступать в связь с любым мужчиной, который мог дать здоровое потомство. Ревность же осуждалась и считалась у спартанцев чем-то позорным
Мастурбация
В Древней Греции онанизм считался нормой и здоровой компенсацией различных сексуальных удовольствий — ручной «стоп-кран» против разрушительной сексуальной фрустрации. Возможно, поэтому он так редко встречается в литературе того времени. Ничего выдающегося или заслуживающего внимания. Тем не менее, на публике онанизм часто называли занятием рабов, сумасшедших и людей, находящихся на дне социальной лестницы. Элита считала его бессмысленной тратой времени и семени, потому что в греческом обществе мужчина обязан был продолжать семейную линию и расширять «ойкос» (домохозяйство).
Одним из названием для этого занятия был глагол «anaphlao», который комедиограф Аристофан в своей пьесе «Лисистрата» использовал, чтобы описать спартанцев, обозвав их «дрочилами»». Своеобразный философ и киник Диоген не стеснялся заниматься мастурбацией на людях, а на все возмущения отвечал: «Вот бы и голод можно было унять, потирая живот». Забавно, что Диогена порицали не только за публичный онанизм, но и за кушанье на городской площади. Судя по всему, для древних греков это были одинаково несерьёзные преступления.
Другие древние цивилизации также прославляли онанизм. Например, на Мальте обнаружили глиняную фигурку мастурбирующей женщины, датируемую 4 тысячелетием до нашей эры. Древние шумеры полагали, что мастурбация не только в одиночку, но и с партнёром усиливает потенцию. В Древним Египте рукоблудие считалось творческим и магическим актом. По их убеждениям, бог первотворения Атум создал Вселенную с помощью мастурбации, а прилив и отлив Нила символизировали частоту его эякуляций. Египетские фараоны на ежегодных церемониях изливали семя в Нил.
Особенности брака и измены
В вопросах измены друг другу древние греки не ставили никаких рамок и весьма лояльно относились к тому, что супруг мог не просто наведаться в дом удовольствий, но и притащить эти самые удовольствия в супружеское ложе.
Если по какой – то причине девушка не могла достичь удовлетворения с мужем, она могла выбрать себе другого партнера. Несмотря на то, что девственность все же ценилась, ее не ставили важнейшим условием.
Интересный исторический факт – царь Теспий отдал Гераклу всех своих дочерей, а их было ни много ни мало – 50, для того, чтобы каждая заимела ребенка. Другая интересная история касается спартанского царя Аристона, правившего в пятом веке до нашей эры.
Было известно, что царю сильно не повезло – он оказался бесплоден. Поэтому, когда третья жена все же родила ребенка, сомнения в том, что он отец были весьма велики. Однако, ребенка царь все же принял.
Мальчик получил имя Демарат. Когда царь – отец умер, пришло время ему взойти на престол, однако, возникли проблемы – население было не уверено в том, что именно он законный правитель. Была также подкуплена пифия, сообщившая, что Демарат не является родным сыном царя.

Тогда мать ребенка призналась, что действительно сын был зачат призраком супруга, проникшим в ее покои. Это объяснение успокоило народ, и Демарату разрешили стать царем Спарты. Однако, не все греки были столь свободолюбивы, некоторые из них, настроенные весьма патриархально, порицали измену, но только если ее совершала женщина. Но если дама все же решалась на обман, ее не карали за это.
Наука любви
Нечто вроде индийской Камасутры было и в древней Греции в работах Овидия, который создал цикл произведений под названиями “Наука Любви”, “Наука любить” и “Искусство любви”. Там описывались тонкости отношений между мужчинами и женщинами и в том числе эротического содержания.
Пусть из чистого рта не пахнет несвежестью тяжкой
И из подмышек твоих стадный не дышит козел;
Все остальное оставь — пускай этим тешатся девки
Или, Венере назло, ищут мужчины мужчин.
Приап
Можно смело сказать, что древние греки были одержимы культом фаллоса, и куда больше одержимы, чем даже можно представить. У них даже был бог Приап (сын Диониса и Афродиты), который имел очень длинный и эрегированный пенис. От его имени потом пошло название специфической мужской болезни – приапизм.
У Приапа не сложились хорошие отношения с другими богами, но зато на земле его почитали. До нас дошла так называемая Книга Приапа, которая содержит коллекцию из 95 посвященных ему очень пошлых стихов.
Индустрия для взрослых в Греции
Порнография в Греции легализована и в стране есть несколько порностудий, в первую очередь Sirina Entertainment. Основанная в 2000 году Димитрисом Сиринакисом студия стала первой в Греции для производства контента для взрослых и имела международную популярность. Компания производит и распространяет собственный контент с местными талантами и, хотя это в основном находит признание у местной аудитории, на экспортном рынке тоже есть определенный спрос. Компания получила несколько наград, в том числе «Лучшее развитие эротики в Греции 2004» и почетную награду за вклад в искусство на фестивале Greek Cult Cinema 2008. В 2007 году компания перешла в индустрию печатных СМИ с выпуском газеты и журнала, а в 2013 году запустила свой телевизионный сервис для взрослых Sirina TV HD. Как и в большей части Европы, нынешняя профессиональная порнография чаще производится в таких странах, как Чехия, Германия и Дания. Некоторые исполнители переезжают в Соединенные Штаты, где оплата может быть значительно лучше. Существует также растущий рынок любительского порно в Греции, включая кам-шоу.
Сатиры и сатириазис
Сатиры — это зверолюди с лошадиными хвостами, ослиными ушами, курносыми носами, густыми волосяными покровом и эрегированным пенисами. Они заслужили репутацию заядлых онанистов со склонностью к изнасилованию, содомии и некрофилии. Сатиров можно смело назвать настоящими королями вечеринок из-за их ненасытной страсти к танцам, женщинами и вину. Ещё они славятся своей виртуозной игрой на авлосе.
На одной из ваз античного периода можно найти изображение сатира, играющего на этом музыкальном инструменте и одновременно эякулирующего. На другой присутствует изображение мастурбирующего сатира, который вводит похожий на дилдо предмет себе в анус.
Помимо вдохновляющих образов на керамической посуде, от сатиров нам также досталось слово «сатириазис» , которое обозначает патологическое повышение сексуальности у мужчин и входит в Международную классификацию болезней Всемирной организации здравоохранения. Аналогичное явление у женщин получило название «нимфомания». Слово «сатириазис» часто встречается в трудах медицинских авторов времён Римской империи. Например, Соранус утверждает, что зуд в гениталиях вынуждает женщин «касаться себя», что усиливает сексуальное желание, вызывает «психическое расстройство» и бесстыдное влечение к мужчинам. Греческий врач Гален дал этому явлению название furor uterinus — «бешенство матки».
Искусство и оральный секс
Не существует человека, не слышавшего о Камасутре. Древнеиндийский трактат содержит не только эротические тексты и визуализацию поз от простых до достойных исполнения йогами высшей категории, но и является бесконечным источником вдохновения изображения оральных ласк уже более полутора тысяч лет. Особое внимание уделено удовольствию женщины. Удовлетворение мужчины Камасутра связывает с эмоциональным фоном, а не с физиологией.

Греческие поэты воспевали фелляцию, как божественное явление, способное возродить мужскую силу, где бессильно классическое соитие. Несколько сохранившихся любовных стихов Алкея Митилинского, древнегреческого поэта и музыканта, наполнены лесбийскими и гомосексуальными мотивами и откровенными подробностями утех.
- Живопись.
Изображение орального секса на полотнах неизменно фигурировало во всех эпохах с древних времен. Главным отличием китайской живописи является культ женщины как хранительницы особой магии любви и секса. Благодаря этому, оральные ласки поражают своим разнообразием: минет, кунилингус, поза 69.
Эротические мотивы привлекали Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Франсуа Буше. Франц фон Байрос, австрийский художник, получил широкую известность, благодаря эротическим гравюрам с изображением женщин, сидящих на фаллосах и в предвкушении приоткрывших рты. Линдси Норман изображал юных нимф, обольстительно прикусывающих пальцы сатиров.

Француз Жан-Леон Жером подарил миру шедевр, который одновременно демонстрирует страх и покорность невольницы, прижавшей к губам пальцы своего хозяина, и глубокий эротизм, граничащий с жестокостью со стороны мужчины.
- Скульптура
Огромные фаллосы и сцены соитий украшали фасады зданий древних публичных домов и услаждали взор владельцев в приватных комнатах, скрыв от посторонних глаз. При проведении раскопок в Помпеи были обнаружены венериумы (закрытые покои), чьи стены покрывали фрески с зарисовками орального и группового секса.
Поэтическое оскорбление
В городе Эфесе в 6 веке до нашей эры жил поэт Гиппонакт, который сочинял очень насмешливые и натуралистические стихи о жизни бедняков. Из-за этого он нажил множество врагов и особенно на него обиделся скульптор Бупал. Бупал и его брат сваяли такое нелестное изображение поэта, что он превратился из насмешника в мстящего врага.
В ответ на скульптуру Гиппонакт начал сочинять стихи, обвиняющие Бупала в половых отношениях с его же матерью, сходстве его имени с названием бычьего пениса, а также бегающим от стола с едой до туалета, чтобы опорожниться. И еще много всего в таком же духе.
Неудивительно, что несчастный Бупал в итоге не выдержал такого давления и покончил с собой.
Карнавалы
Карнавалы в древнегреческой и древнеримской литературе были мероприятиями без каких-либо условностей, там отбрасывались сословные деления, уважение к рангам и прочие правила поведения. И там “не было ничего, на что отвечали словом нет”.
Карнавалы были заполнены вином и едой, смехом и конечно же сексом. Некоторые для снятия стеснительности даже употребляли различные дурманящие средства. Артур Эдвард Уайт в своей книге “Новая энциклопедия масонства” описывает эти карнавалы как Оргии вина и секса: “Все были пьяны на разной стадии и все тянулись к другу другу невзирая на пол. Тут царил Фаллос”.
До нас дошли упоминания о карнавалах в 5 веке до нашей эры, которые проводились в день весеннего равноденствия. Они носили название Дионисийские Мистерии и были посвящены как легко догадаться богу Дионису, покровителю всех земных желаний. Позже римляне переняли эту традицию и так возникли знаменитые вакханалии.
Большая часть карнавальных фресок дошла до нас из виллы Мистерий в Помпеях. На них правда не изображено ничего особо развратного и подобные карнавальные шествия и сегодня можно увидеть в Греции.
Эрасты и эромены
О том, каким образом древнегреческая культура была связана с гомосексуальными ухаживаниями, написано в классическом труде Кеннета Довера «Greek Homosexuality». Они были частью древней традиции пайдейи — образования — и предполагали большой возрастной разрыв между любовниками, а также, чаще всего, отсутствие взаимной любви. Обычно семьи отдавали юношу на обучение наставнику в 12 лет, в том же возрасте, когда девушек обычно готовили выдавать замуж. Наставник обозначался словом «эраст», а ученик — «эромен». Эраст нес ответственность за образование и поступки своего подопечного и мог даже быть наказан за проступки эромена.

Однако помимо этих чисто педагогических отношений были и эротические: преподаватель-эраст обязан был дарить своему эромену подарки и ухаживать за ним. В обмен на помощь в образовании эромен должен был оказывать своему эрасту эротические услуги. Однако проникающий секс был строго запрещен, а если случаи подобного осквернения мальчиков становились известны, дело доходило до судебного разбирательства. Обществом особенно порицались случаи продажи развратными мальчиками своего тела: таких юношей отдавали в руки суда, причем платившие им деньги за секс оставались без внимания. «Законным» видом сексуального контакта между эрастом и эроменом считались всевозможные ласки, которые подробно отражены в вазописном материале. Именно благодаря визуальным источникам мы можем установить, что для взрослых греческих мужчин бедра безбородых юношей являлись одной из самых эротически привлекательных частей тела. Древнегреческая калокагатия (сочетание красоты тела и ума) для юноши была напрямую связана не только с душевными качествами, но и с толщиной бедер (чем больше — тем лучше), величиной пениса (чем меньше — тем лучше) и зада (крупный зад считался знаком целомудрия эромена). Педерастия играла важную роль в воинских сообществах: некоторые из них — к примеру, знаменитые 300 фиванцев — целиком состояли из гомосексуальных пар и оттого считались особенно доблестными и храбрыми.
Стихи Марциала
Маркус Валерий Марциал был римским поэтом 1 века нашей эры и до нас дошли 12 его книг с эпиграммами, в которых было множество очень непристойных вещей. Этой “грязи” нет лишь в одной книге. Марциал красочно писал о половой распущенности и бесстыдстве.
Педерастия
Педерастия в Древней Греции, скорее всего, зародилась на острове Крит. Это была ранняя форма педофилии, включающая согласованное с родителями похищение (harpagmos) мальчиков из элитных семей для местных аристократов. Взрослых мужчин называли philetor («друг и возлюбленный»), а похищенных юношей — kleinos («прославленный»). Мужчина уводил мальчика в странствия, где они на протяжении двух месяцев охотились, пировали и обучались важным навыкам, ответственности и уважению. Считается, что philetor вступал в половую связь с мальчиком вскоре после начала их странствия.
Если мальчик был доволен поведением любовника, его статус сменялся на parastates («товарищ»), и это символизировало, что он метафорически сражался рядом со своим philetor. Затем он возвращался в общество и мог жить вместе с ним.
Philetor чаще всего одаривал юношу дорогими подарками: военным снаряжением, жертвенным быком для Зевса, кубком для питья— символами духовной зрелости. Согласно Страбону, мальчик мог выбрать, продолжать ли отношения со своим похитителем, и осудить ли его, если был недоволен его поведением.
Симпосий
Самый известный литературный источник, повествующий о гомосексуальных отношениях мужчин в Древней Греции, — это «Пир» Платона. Чем же был тот пир, о котором нам рассказывают философские диалоги и литературная традиция? Франсуа Лиссараг в своей книге «Вино в потоке образов» объясняет, что симпосий — именно так греки называли пир, дружескую вечеринку с вином — был праздничным мероприятием, объединяющим взрослых статусных мужчин, во время симпосия отдыхающих от повседневных гражданских обязанностей. Литературные и вазописные источники демонстрируют, что на симпосии серьезные мужи могли переодеваться в женское или странноватое «скифское» платье, играть на музыкальных инструментах и декламировать стихи, а также заниматься обсуждением философских вопросов. На симпосиях часто присутствовали гетеры — независимые женщины, оказывающие эротические услуги участникам винопития. Последнее, кстати, было жестко регламентировано управляющим-симпосиархом, устанавливавшим количество выпитых кратеров (сосудов для смешивания вина) и пропорции смешивания вина с водой. Еды на симпосии не бывало — угощение подавали на предшествовавшей симпосию сисситии. Лиссараг предполагает, что главной идеей симпосия было не просто совместное употребление вина, но правильное смешение — не только вина, но и речей, не только развлечений, но и самих симпосиастов, участников этого праздника, в том числе и эротическое.
Подарки-животные
Среди развлечений, предлагаемых на симпосии, было соревнование «кто дольше усидит на бурдюке», в ходе которого обнаженные и разгоряченные вином симпосиасты пытались удержаться на скользком, обмазанном жиром бурдюке. Лиссараг видит в этом соревновании аллюзию на определенную сексуальную позицию. В играх участвовала и симпосиастическая посуда, иногда выполненная в форме фаллоса, что также могло послужить поводом для фривольных забав. На найденных археологами древнегреческих вазах историки идентифицируют множество изображений эротического характера — и прежде всего со сценами гомосексуального флирта или даже копуляций.
Гомоэротические сцены на найденных археологами сосудах часто изображают поднесение эрастом подарка эромену — это было стандартной процедурой ухаживания, в которую также включалось унижение активного партнера. Эромен, в свою очередь, обязанный не сразу уступать ухаживаниям, поначалу старался равнодушно отвергать своего партнера (тех, кто так не делал, могли посчитать продажными юношами). Немецкая исследовательница Гундель Кох-Харнак в своей книге «Педерастия и
Платоническая или гомоэротическая?
Разобравшись со структурой гомосексуальных отношений в Древней Греции, интересно было бы обратиться к тому, как их фиксировал в своих философских диалогах Платон. В диалоге «Пир» участвуют как минимум три гомосексуальные пары, взаимодействующие друг с другом: это Павсаний и Агафон, Эриксимах и Федр, а также Сократ и Алкивиад. Каждый из философов приводит на симпосии свою версию того, что такое любовь, и, как можно обнаружить, почти каждый из них в первую очередь подразумевает любовь между мужчинами.

Павсаний говорит о том, что существует два типа любви: пошлый и возвышенный. Про людей, знающих только пошлую любовь, он отзывается: «Такие люди любят, во-первых, женщин не меньше, чем юношей; во-вторых, они любят своих любимых больше ради их тела, чем ради души». В связи с этим Павсаний предлагает запретить любить малолетних мальчиков — но не потому, что это может нарушить их психику, а
- https://1gr.tv/poslednie-novosti/interesnyie-faktyi/category/muzhskaya-lyubov-i-spartanskie-zhenyi-seksualnaya-zhizn-drevney-gretsii/
- http://sexromance.ru/kalyodoskop/seks-v-istorii/seks-v-drevnej-grecii.html
- https://BigPicture.ru/?p=1383925
- https://theoryandpractice.ru/posts/12714-homosexuality-greece
- https://intrest.ru/archives/120974
- https://intrigue.dating/vse-o-sekse/seks-v-drevney-gretsii-o-chem-nevozmojno-daje-dogadatsya/
- https://zen.yandex.ru/media/rearticle/kratkii-istoriia-seksualnosti-drevnei-grecii-5b4f6cbaf7330a00a979dde1
- https://lady.mail.ru/article/513542-rim-kitaj-i-gretsija-seksualnye-zabavy-drevnih-aristokratov/
- https://thailand-trip.org/seks-v-grecii
- https://intrigue.dating/samoe-pikantnoe/istoriya-mineta-kak-egiptyane-pridumali-oralnyy-seks/