Психоанализ любви по Фрейду

Зигмунд Фрейд: любовь как половое влечение

1856–1939

«Гениталии не проделали вместе со всем человеческим телом развития в сторону эстетического совершенствования, они остались животными, и поэтому и любовь в основе своей и теперь настолько же животна, какой она была испокон веков. Любовные влечения с трудом поддаются воспитанию, их воспитание дает то слишком много, то слишком мало. То, что стремится из них сделать культура, недостижимо; оставшиеся без применения возбуждения дают себя знать при активных половых проявлениях в виде неудовлетворенности».

Зигмунд Фрейд, «Очерки по психологии сексуальности»

Любовь, по Фрейду, похожа на психическое заболевание: психиатр изучает ее через симптомы и причины. По мнению Фрейда, в основе любых отношений и любви лежит «либидо» — бессознательное сексуальное влечение человека, которое он стремится реализовать. Все романтические чувства — всего-навсего желание половой близости. Это легло в основу теорий психоанализа и психосексуальных фаз развития личности.

Но в жизни Фрейд был менее категоричен. Со своей единственной женой Мартой Бернейс он познакомился в 1882 году. Прежде чем пожениться, влюбленные четыре года вели переписку — за это время Фрейд отправил около 900 любовных писем. По словам его биографов, письма психиатра вполне могли вписаться в сентиментальные романы. Однако некоторые исследователи считают, что Марта не была его единственной женщиной. Фрейду приписывают интрижку с сестрой своей жены Минной, которая часто сопровождала супружескую пару. Противники этих слухов считают, что нравы того времени не позволили бы психиатру так себя вести.

Почему современные женщины хотят замуж?

За последние годы женщины стали более независимыми и самодостаточными, но вопрос брака все еще стоит достаточно остро. Желание завести семью и давление близких заставляют торопиться с замужеством. Чего женщины ждут от штампа в паспорте?

Взгляды Фрейда на природу женщины.

Взгляды Фрейда на природу женщины главным образом основывались на биологических различиях между мужчинами и женщинами и всегда подвергались резким критическим нападкам. В следующих главах этой книги, в основном в главе 6 («Карен Хорни и гуманистический психоанализ») и в главе 9 («Психология женщины: интегративный подход»), обсуждаются современные противоположные точки зрения. Здесь мы рассматриваем только позицию Фрейда, так чтобы вы имели представление, о чем спорят другие теоретики. Резкие, вполне обоснованные опровержения со стороны феминистских школ, включая Миллера (Miller, 1984) и Саган (Sagan, 1988), оставляют без критических замечаний лишь немногие из положений теории Фрейда.

Зависть к пенису, то есть желание девочки иметь пенис, и связанное с этим понимание, что его «отсутствие» — это критическое обстоятельство в женском развитии. «Открытие того, что она кастрирована, является поворотным моментом в процессе созревания девочки. Отсюда проистекают три направления развития: одно приводит к сексуальному подавлению и неврозам, второе направление ведет к изменению характера в смысле комплекса мужественности, а третье — это развитие нормальной женственности» (Freud, 1933, р. 126).

Согласно Фрейду, данная теория имеет важное значение для развития личности женщины. Зависть девочки к пенису продолжает существовать как чувство неполноценности и предрасполагает ее к ревности. Постоянное желание иметь пенис, или «высший дар», превращается у зрелой женщины в желание иметь ребенка, особенно сына, появление которого удовлетворит ее настойчивое стремление иметь пенис (1933). Ситуация эдипова комплекса не вынуждает женщину преодолевать ее решительным образом из-за страха кастрации. В результате женское суперэго менее развито и интернализовано, чем мужское.

«Фрейд утверждал, что женщина надеется когда-нибудь получить пенис, несмотря ни на что… Я не могу избавиться от представления (хотя я не решаюсь выразить его), что для женщины уровень того, что является этической нормой; отличен от мужского… Мы не должны позволять самим себе уклоняться от таких выводов из-за опровержений со стороны феминистов, которые страстно желают заставить нас считать оба пола равными по положению и достоинству» (1925 b, р. 258).

Фрейд рассматривал маленькую девочку как создание, чьи фаллические устремления являются чрезвычайно важными, но остаются неизменно неудовлетворенными, тем самым обрекая ее на чувство собственного несовершенства и неполноценности. Все же, несмотря на такие утверждения (которые, что не удивительно, подвергались многочисленным критическим нападкам в феминистской литературе), Фрейд часто заявлял о том, что он никогда на самом деле не считал, что понимает природу женщины или женскую психологию В действительности он неоднократно отмечал экспериментальный характер своих описаний женской сексуальности и ее изменений.

Женская сексуальность, согласно Фрейду, представляет собой разочаровавшуюся мужскую сексуальность, вместо того чтобы отражать чисто женские наклонности. Сегодня эта точка зрения представляется, возможно, одним из самых слабых предположений в теории Фрейда. Если принять во внимание эту основную необъективность, то большинство выводов Фрейда относительно природы женской сексуальности и женской психологии покажутся сомнительными. На самом деле некоторые из явлений, которые Фрейд наблюдал и пытался описать, гораздо более правдоподобны, когда они лишены этой разочаровавшейся мужской необъективности.

«Действительно, хотя анатомия может отличать характерные черты, присущие мужскому и женскому организму, психология этого не может. Для психологии противоположность полов постепенно переходит в активность и пассивность, и мы слишком далеки от того, чтобы с легкостью отождествлять активность с мужским началом, а пассивность с женским» (Freud, 1930).

Предположение, сделанное в большинстве ранних психоаналитических работ, заключается в том, что отсутствие пениса у маленькой девочки приводит не только к зависти по отношению к пенису мальчиков и чувству неполноценности, но и к подлинной неполноценности — неполноценности в понятиях женского чувства справедливости, в склонности к интеллектуальному творчеству, в способности осуществления своих намерений без одобрения со стороны мужчины и т. д. Представление о том, что зависть к пенису может быть самым реальным и часто наблюдаемым клиническим явлением, отвергается, потому что это так тесно связано, по мнению большинства людей, с предположением о женской неполноценности более общего свойства. Такой взгляд на данную проблему является неудачным, потому что, как предположила Карен Хорни (Karen Horney, 1926), зависть к пенису может быть естественным переживанием для женщин, таким же, как зависть по отношению к беременности, деторождению, материнству и вскармливанию грудью — для мужчин. Даже более важно то, что переживаемая зависть не обрекает маленькую девочку на постоянное чувство неполноценности. Скорее, ее наличие, говорит Хорни, может дать девочке целый спектр чувств, совладание с которыми служит основой для её роста и развития как зрелого человека, а не как низшего существа.

Эрнст Джонс, биограф Фрейда, был одним из первых психоаналитиков, кто доказал, что эдипов комплекс маленькой девочки развивается из ее врожденной, присущей ей женственности, которая подвержена своим собственным процессам созревания (Fliegel, 1973, р. 387). Он также высказал предположение о том, что страх кастрации происходит из основного страха потери сексуальности и этот страх принимает вид угрозы как для маленькой девочки, так и для маленького мальчика (Jones, 1927).

Мы имеем возможность успешно пересмотреть традиционную психоаналитическую концепцию, которая действительно подверглась значительной критике со стороны феминистов. Вместо того чтобы ликвидировать в целом понятие о зависти к пенису (которое не могло быть оправдано своими частыми клиническими проявлениями), мы можем переоценить идею о том, что женщины ощущают себя стоящими ниже по развитию в результате зависти к пенису, исследовать глубже, почему некоторые женщины описывают чувство неполноценности, имевшее место особенно в юношеском возрасте. Повторяющаяся время от времени в феминистской литературе критика высказывает предположение, что результаты научных наблюдений Фрейда по поводу чувства неполноценности у женщин могли бы быть переосмыслены заново, а не отвергнуты совсем, даже если его идея о происхождении этого чувства не кажется реалистичной. Изучение того, как рассматривать с продуктивных позиций чувство зависти, или чувство неполноценности, или чувство неадекватности, является в конце концов главной задачей становления личности.

Зачатие сексуальности и ее рождение

Психология и повадки людей эволюционировали тысячелетиями наряду с их внешностью. К сожалению, наши древние прадеды не могли похвастаться наличием сексуальности, уж тем более ее психологией. Взаимоотношения самца и самки были предопределены и обусловливались лишь животными инстинктами, приводящими к зачатию и рождению потомства. С течением времени желания и потребности людей расширялись, они росли и ширились, их становилось больше, чем нужно для того, чтобы выжить.

Эволюция потребностей также нашло свое отражение и в отношении к женщине, она превратилась в объект вожделения. В результате желания пересекли грань инстинктов, образовалось так называемое дополнительное желание к слабому полу, которое не ограничивалось рамками продолжением рода.

Мужчины желали получать удовольствие от близости с женщиной. Добавочно желание нуждалось в установлении границ дозволенности, например, в отношении инцестов или полового контакта с незрелой девушкой, являющейся по сути еще ребенком.

Проявлением чувств и эмоций между двумя полами, люди обязаны дальнейшему развитию отношений между мужчиной и женщиной. Стремление пары к уединению и интимности обусловлено желанием получить яркие и неповторимые эмоции с конкретным человеком. Так возникает культурное ограничение желания к женщине.

В результате огромного эмоционального напряжения и желания к женщине, метаний между тем, что можно, а что нет, рождается сексуальность, в результате отношения между мужчиной и женщиной наполнились чувствами и стали источником неземного удовольствия и эмоциональной разрядки обоих партнеров. Современный мужчина испытывает сексуальное желание ни в целом ко всем женщинам планеты, дабы одарить их своим семенем, а к определенной женщине, мечтая о блаженстве, которое произойдет во время совокупление с ней.

Психологическое развитие женщины и ее сексуальность

Сексуальность мужчин особо не претерпела кардинальных изменений на этапе эволюции. Оргазм мужчины был заложен еще природой, что же касается методов его достижения, то в этой сфере изменения хоть и были, но все же не существенные.

Женщинам получение оргазма было неведомо, так как мужчина совокуплялся с ней, как правило, для удовлетворения собственного эго. Как было сказано выше, эволюция физическая затронула и психологические грани – у женщин так же возросли желания и потребности. Им стало мало места в обыденной домашней обстановке с детьми, мужьями и кастрюлями.

Все чаще женщину можно было увидеть занимающейся общественными вопросами и делами, они охотно получали образование, занимались наукой, работали. Возросшие амбиции в социальной сфере разбудили в слабой половине человечества тягу к открытиям и совершенствованию своего сексуального потенциала, получению удовлетворения от секса.

Мужская половина все же не стремилась поддерживать девушек в своих начинаниях. В те времена бытовало мнение, что оргазм в половом контакте должен случаться только у мужчины. Тяга женщин к получению похожих эмоций считалась распущенностью и уделом дам второго сорта.

Постоянное психологическое и сексуальное напряжение женщин нашло свое отражение и в обществе в качестве женской истерии, протестов и панических атак. Доктора тех времен были всерьез обеспокоены эмоциональным состоянием женской половины человечества, из-за участившихся случаев суицида и самостоятельным нанесением увечий.

Это были мольбы и требования в возможности вкусить запретный плод под название оргазм, ведь он активирует клетки головного мозга, отвечающие за развитие не только мужчины, но и женщины, давая ей хоть малейшую возможность составить конкуренцию мужчине в социуме.

Зигмунд Фрейд впервые заговорил о психологии сексуальности. Работы подобного рода и сути, к сожалению, поначалу не получили должного отклика в обществе. Они считались порочными и лишенными всякой логики. Сексуальная революция дала возможность миру взглянуть на труды психолога с другой стороны.

Типы сексуальности или как «раскусить» человека за 5 минут

Психологией человека и в целом его жизнь является его сексуальность. Именно Зигмунд Фрейд впервые обнаружил связь эрогенных зон и психотипов людей. В дальнейшем, накопленные знания он собрал воедино и создал Системно-векторую психологию.

Психолог выделил 8 эрогенных зон – зоны на коже и слизистых, которые являются основополагающими в сексуальности отдельно взятого человека. Принадлежность человека к определенному типу сексуальности не предполагает перекрещивания, пересечения или повторения его черт с чертами людей других типов. Поэтому найдя в индивидууме всего лишь одну из указанных черт, отследив хотябы одно из возможных ее проявлений, можно с четкостью объяснить все бессознательные поступки совершенные или которые будут сделаны в будущем.

Системно-векторная психология выделяет 4 нижних эрогенных зоны, которые характеризуют тип сексуальности, и 4 верхних эрогенных зоны, придающие им сексуальности окраску, но тем не менее являются не менее важными.

Нижние эрогенные зоны:

  1. анальная;
  2. уретральная;
  3. кожная;
  4. мышечная.

Верхние эрогенные зоны:

  1. зрительная;
  2. оральная;
  3. звуковая;
  4. обонятельная.

Психология сексуальности в отношениях впервые полностью была охарактеризована системно-векторной психологией. Теперь зная сексуальный тип своего избранника, с очень большой долей вероятности имеет возможность предугадывать его сексуальное и социальное поведение, а также варианты развития взаимоотношений с ним.

Очень долго человек выбирал себе партера вслепую, надеясь, что его ожидания совпадут с действительностью, затем человек надеется исправить своего избранника. Итог — разочарование. Сами того не осознавая, но люди то и дело склонны выбирать один и тот же сексуальный тип, оставляя себе лишь страдания и переживания одинаково негативных эмоций с разными избранниками.

Поняв свой психотип и тип своего сексуального партнера, можно научиться заранее видеть все перспективы отношений в будущем, а самое главное – знать возможные варианты их решения. Обладая знаниями о типах сексуальности, люди не только начинают верно подходить к вопросам взаимоотношения согласно заложенным природным особенностям, но и разрывают с легкостью замкнутый круг неудачных отношений с противоположным полом.

Эмоциональную связь с любимыми. Как сохранить отношения?

Близость с любимым партнером – это верх блаженства, испытываемое человеком. Регулярные оргазм обоих партнеров делают их боле счастливыми, удовлетворенными жизнью. Однако со временем, как бы хорошо все не казалось, страсть угасает, а партнеры престают привлекать друг друга. В соответствии с теорией Зигмунда Фрейда, сексуальное увлечение имеет в своей основе животную подоплеку. Пары есть трехгодичный срок чтобы зачать и взрастить потомство. Задача женщины, как «души» пары, — эмоциональная поддержка мужчины, благодаря этому отношения приобретают людской характер, опираясь на доверие и любовь.

Согласно психологии сексуальности, женщина первой должна открыться мужчине, поделиться с ним чем-то сокровенным. Мужчина обязательно пойдет ей навстречу, раскрывая свои тайны.

Стремясь понять и поддержать своего мужчину, партнерша выстраивает в отношениях духовную близость, именно она выступает генератором эмоций в отношениях, не давая им угаснуть.

Инстинкт жизни и инстинкт смерти

Инстинкты — это движущие, мотивационные силы личности, биологические факторы, высвобождающие запасы психической энер­гии.
Для Фрейда инстинкты — это не врожденные рефлексы, а та часть стимуляции, которая исходит от тела. Целью инстинктов является устранение или ослабле­ние стимуляции при помощи определенных типов поведения (например, еда или сексуальная активность).

З. Фрейд выделял 2 большие группы инстинктов: жизни и смерти.

Инстинкты жизни (Эрос) включают в себя голод, жажду, сексуальную активность и направлены на самосохра­нение особи и выживание вида. Это созидательные, поддерживающие жизнь силы. Та форма психической энергии, в которой они проявляют себя, получила название либидо.
Либидо – это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в половом поведении.

Фрейд верил в то, что людям присуще и стремление к смерти.
Инстинкты смерти (Танатос) — это разруши­тельные силы, которые могут быть направлены как вовнутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия). В отличие от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особого наименования. Однако Фрейд считал их биологически обусловленными и такими же важными в регуляции человеческого поведения, как и инстинкты жизни.
К концу жизни Фрейд все больше приходил к убеждению, что инстинкт агрессии может быть весьма могуществен в качестве фактора мотива­ции.

Трёхкомпонентная структурная модель психики

В своих ранних работах З. Фрейд выделял лишь сознательные и бессознательные аспекты личности. Сознательная часть мала, как бы составляет лишь вершину айсберга, и по своей сути не имеет существенного значения. А вот бессознательная часть является обширной, занимая большую часть айсберга. Подсознание содержит инстинкты и движущие силы поведения человека.

Со временем Фрейд пересмотрел это простое деление на созна­тельное и бессознательное и стал говорить о соотношении трех компонентов личности — Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).

1. Ид (Оно) — это источник примитивных биологических влечений и инстинктов, целиком относящийся к сфере бессознательного.
Это наиболее примитивная и наименее доступная часть личности, она является исходной, первобытной структурой психики. Ид тесно связано с биологическими побуждениями (сон, еда, вода, половое влечение и т.д.), которые наполняют энергией поведение человека.

Стимулы Ид требуют немедленного удовлетворения, не считаясь ни с чем. Они действуют в соответствии с принципом наслаждения, который ищет лишь возможности снять напряжение, стремясь к удовольствию и избегая боли.
Ид является основным источником нашей психической энергии, либидо, которая проявляет себя в виде напряженности. Возрастание энергии либидо приводит к увеличению напряженности, которую мы затем пытаемся различными способами снизить до нормального уровня.
Например, если человек испытывает жажду, он должен удовлетворить свою потребность в воде. Это снизит напряжение, которое вызвала жажда.

Ид похож на маленького ребенка, который еще не понимает правил окружающего мира. Он активно пытается получить все, чтобы удовлетворить свои желания и потребности, не оценивая свои возможности и способности, возможные неудобства для себя и других, а также последствия своих действий. Для него существует только «хочу», поэтому Ид контролируется со стороны Эго.

2. Эго (Я) — это рациональная и наиболее осознаваемая часть личности, призванная адаптировать побуждения Ид к социальным, экономическим и иным ограничениям, налагаемым внешним миром.

Этот компонент психики ответственен за принятие решений, это та область, в которой происходят интеллектуальные процессы. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с требованиями и ограничениями, налагаемыми внешним миром (безопасным для человека и адекватным для общества способом).

Эго ориентируется на причинные связи и рациональ­ность, в отличии от Ид. Оно следует принципу реальности, сдерживая порывы Ид до тех пор, пока не будет найден подходящий объект, при помощи которого потребность может быть удовлетворена, а психическое напряжение снято.

Эго не существует отдельно от Ид. Более того, Эго черпает свою силу в Ид. Само Эго существует, собственно, для того, чтобы помогать Ид.

3. Супер-Эго (Сверх-Я) — это усваиваемая система норм, правил и ограничений, накладываемых на индивида семьей и обществом, которая частично осознается, частично остается в бессознательном.

Супер-Эго представляет собой моральность. Из этого становится понятно, почему Супер-Эго не может не конфликтовать с Ид, т.е. со структурой, которая не признает мораль или какие-либо нормы.
В отличие от Эго, которое пытается отсрочить исполнение желаний Ид до более подходящего случая, Супер-Эго намеревается полностью подавить эти вожделения.

Человек не рождается с Супер-Эго. Оно формируется в процессе социализации — начиная с того периода, когда ребёнок впервые узнаёт, что «хорошо» и что «плохо», начинает различать «правильно» и «неправильно» (3-5 лет). Дети обретают Супер-Эго благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими фигурами».

В итоге, Эго предстает, по Фрейду, как арена непрерывной борьбы мощных и несовместимых сил. Ему постоянно приходится маневриро­вать между молотом и наковальней, пытаясь справиться с настойчивос­тью и нетерпением Ид, соотносить свои действия с реальностью, снимать психическое напряжение и при этом еще иметь дело с непрерывным стремлением Супер-Эго к совершенству. В тех случаях, когда Эго подвергается слишком сильному давлению, возникает ситуация, называемая тревогой.

Защитные механизмы личности

Тревога — это своего рода предупреждение о том, что Эго в опасности. Фрейд выдвинул предположение, что Эго возводит своеобразную преграду против тревоги — защитные механизмы, которые представляют собой подсознательное отрицание или искажение реальности.

Защитные механизмы (психологические защиты личности) — это определенные типы поведения, призванные защитить Эго (Я) от тревоги, порождаемой конфликтами в повседневной жизни.

1. Отрицание — это процесс устранения, игнорирования травмирующего восприятия внешней реальности.
Например, смертельно больной человек отрицает неминуемость смерти.

2. Замещение — это переключение импульсов Ид с одного объекта, недоступного или таящего в себе угрозу, на другой, более доступный. Те чувства и действия, которые должны были быть направлены на объект, вызвавший тревогу, переносятся на иной объект.

Например, замещение неприязни к босу на придирчивость по отношению к собственному ребенку.
В телерепортажах о футбольных матчах мы часто видим, как нападающий, не попавший в ворога, сильнейшим ударом посылает отскочивший мяч, причем в любом направлении. Таким образом происходит разрядка накопившейся энергии.

3. Проекция — это ситуация, когда вызывающий тревогу импульс приписывается кому-то другому. Чаще всего это неосознаваемый механизм, посредством которого импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира.

Собственные желания, чувства и личностные черты, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности, он переносит (проецирует) на другое лицо.

Например, некто утверждает, что на самом деле это вовсе не он ненавидит своего профессора, а тот его недолюбливает.
Или скупой, который, как правило, видит в других людях прежде всего жадность, а агрессивная личность всех вокруг считает жестокими.

4. Рационализация — это переформулирование поведения таким образом, что оно становится более понятным, более приемлемым, а потому и менее пугающим для окружающих. Функция рационализации в маскировке, сокрытии от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения.

Зачастую данный механизм используется человеком с целью предотвратить переживание вины или стыда. При действии этого механизма происходит блокировка осознания тех мотивов, которые выступают как социально неприемлемые или неодобряемые. Человек после каких-то действий, поступков, продиктованных неосознаваемыми мотивами, пытается понять их и рационально объяснить, приписывая им более приемлемые, более благородные мотивы.

Например, можно заявить, что работа, с которой вас только что уволили, на самом деле была не столь уж и хороша.

5. Реактивная формация — это подмена одного импульса Ид на другой, противополож­ный первому. Человек скрывает тревожащие его импуль­сы тем, что превращает их в нечто противоположное (как вариант, может замещать ненависть любовью).
Например, некто, кого постоянно одолевает желание употребить алкоголь, может вдруг стать страстным борцом за принятие «сухого закона».

6. Регрессия — это психологический защитный механизм, состоящий в том, что человек в своем поведении при реагировании на весьма ответственные ситуации возвращается к ранним, детским типам поведения, которые на той стадии были успешными.

Появление у взрослого человека черт детского, зависи­мого поведения, ассоциирующимися со счастливыми временами.

7. Подавление (вытеснение) — это отрицание существования какого-то фактора или события, вызы­вающего тревогу. В результате действия данной защиты неприемлемые для человека мысли, воспоминания или переживания как бы «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, но при этом продолжают оказывать влияние на поведение личности, проявляясь в виде тревоги, страха и т.п.
Например, невольное вытеснение из сознания некоторых воспоминаний или переживаний, вызывающих сильный дискомфорт.

8. Сублимация — это изменение или замещение некоторых импульсов Ид через переключе­ние энергии инстинкта на социально приемлемые цели. Происходит подмена тех потребностей, которые не могут быть удовлетворены непосред­ственно, на социально приемлемые цели.

Например, перевод сексуальной энергии в сферу художественного творчества.

9. Идентификация — это защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. Идентификация имеет и позитивный момент, так как с помощью этого механизма индивид усваивает социальный опыт, овладевает новыми для него свойствами и качествами.
Например, при использовании механизма идентификации человек подражает манерам какого-то иного человека, кем он восхищается и кто кажется ему менее уязвимым в тревожных ситуациях.

Психосексуальные стадии развития личности

Фрейд был убежден, что истоки невротических расстройств надо искать в детских переживаниях пациентов. Таким образом, он стал первым теоретиком, указавшим на важность исследования детства для понимания природы психики.
По его мнению, базовые черты личности человека формируются почти полностью к пятому году жизни.

З. Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития: оральная стадия (0-1,5 года), анальная стадия (1,5-3 года), фаллическая стадия (3-6 лет), латентная стадия (6-12 лет), генитальная стадия (12-18 лет).
Для каждой из этих стадий характерна своя эрогенная зона, свои новообразования и свои особенности.

Как связаны либидо, эдипов комплекс и страх кастрации?

Начиная с «Трех очерков по теории сексуальности» (1905) Фрейд переходит к трактовке бессознательного как вытесненного либидо. В этой же работе он вводит понятие инфантильной сексуальности — утверждение о том, что нечто подобное сексуальности свойственно человеку не только после полового созревания, но с самого рождения (к слову, эта идея была встречена медицинским сообществом в штыки).

Может быть интересно:

Анархизм + психоанализ = эротическая революция. Кого и как любили представители немецкой богемы

Инфантильная сексуальность, конечно, не похожа на взрослую и связана с отношениями матери и младенца. Первая — оральная — стадия развития либидо проживается в период, когда младенец сосет грудь и хочет безраздельно обладать матерью. Затем ребенок учится регулировать функции организма и контролировать свои испражнения (анальная стадия) — в этот период закладываются основы самостоятельности и упрямства. Третья стадия сексуального развития — генитальная, наступающая в подростковом возрасте. Между анальной и генитальной стадиями сексуального развития проходит несколько лет — в это время интерес ребенка переносится с собственного тела на окружающий мир.

Понятие эдипова комплекса Фрейд ввел позже, но по сути уже в «Трех очерках» он полностью подготовил почву для этой идеи, поскольку ключевыми для нее также являются отношения матери и ребенка.

Мать — всегда первый объект, к которому ребенок испытывает влечение.

Ее восприятие ребенком меняется: вначале это только материнская грудь, но с течением времени формируется целостный образ.

Фрейд рисует весьма убедительную схему взросления мальчика. В детстве он испытывает влечение к матери и хочет, чтобы мать была все время с ним, принадлежала только ему. Но в возрасте одного-двух лет мальчик начинает испытывать ревность к отцу, который заявляет свои права на мать.

Примерно в этом же возрасте мальчик открывает, что у женщин нет пениса. Это открытие приводит его в ужас: если у кого-то нет пениса, значит, он тоже может его лишиться. Страх кастрации соединяется с ревностью к отцу и влечением к матери — и превращается в страх перед отцом.

Согласно теории Фрейда, при нормальном развитии ребенка эдипов комплекс должен перейти в стадию идентификации, когда ребенок в целом продолжает хотеть того же самого (жениться на матери), но теперь выражает это в виде желания вырасти и стать похожим на отца.

Кстати, Фрейд считал, что во время психоанализа пациент испытывает к врачу весь комплекс чувств, которые в детстве испытывал к отцу, — это может быть и влюбленность, и враждебность. Встретив психоаналитика, человек как бы вспоминает и переживает чувства из детства. Это явление Фрейд назвал переносом. У психоаналитика в ответ на перенос возникают встречные чувства к пациенту — это явление известно как контрперенос. В результате пациент и психоаналитик становятся небезразличны друг другу.

Что Фрейд думал о влечении к познанию и при чем тут сублимация?

Фрейд никогда не писал о гносеологии и теории познания, так как интереса к философии у него не было. Более того, согласно теории психоанализа никакого специального влечения к познанию у человека нет — есть либидо, нашедшее себе некий объект. Фрейд вводит понятие сублимации. Так он называет перенос энергии либидо в несексуальные области — прежде всего в область творчества и познания.

Тем не менее учение Фрейда внесло вклад в развитие идей, определивших облик гносеологии в ХХ веке, — например, в теорию объектных отношений, которая была сформулирована учеником Фрейда Карлом Абрахамом. В основе этой теории лежит тезис о том, что первично влечение, а объект вторичен.

В психоанализе процессы познания у ребенка понимаются следующим образом: в самом субъекте (то есть у ребенка) действует некое влечение, а вокруг существуют различные, изначально нейтральные объекты. Они получают «нагрузку» в результате переливания энергии из источника в субъекте. Получив энергию извне, объект становится заряженным, «нагруженным», интересным, небезразличным, нужным. Любопытно, что c точки зрения психоанализа эти качества все равно не являются свойствами объекта, поскольку остаются связанными с действием субъекта. Так что можно сказать, что психоаналитическая теория взаимодействия субъекта и мира — субъективистская.

Фрейд начинает с того, что младенец не осознает разницы между «Я» и миром. У него нет определенного чувства собственного тела, нет схемы тела.

Новорожденный младенец еще не может самостоятельно двигаться, поэтому у него нет обратной связи между движениями и ощущениями тела, которая характерна для взрослого человека. Все, что у него есть, — это ощущения удовольствия и неудовольствия. Его естественное стремление — поместить все, что доставляет удовольствие, внутрь себя, а все, что причиняет неудобства, сделать внешним (позже это станет важным и для взрослых в наших типичных когнитивных искажениях).

Младенец занят конструированием своего окружающего мира. Ему надо отделить мир от себя, и поначалу он делает это очень неточно. Естественно, весь мир создается и полагается им вокруг его собственных влечений. Главное влечение младенца — удовлетворение голода, главный объект — грудь. Грудь воспринимается как добрая волшебница, которая появляется тогда, когда младенец этого захочет. Ему кажется, что он может управлять ею через «всемогущество мыслей» — Фрейд приписывал его младенцам (и первобытным людям). Все остальные объекты мира тоже создаются субъектом-младенцем только через какое-то отношение к его собственным влечениям.

Судя по всему, Фрейд несколько преувеличил субъективность создаваемого таким образом мира. Например, из его теории следует, что младенец не будет обращать внимания на погремушки над кроваткой и на лицо матери, поскольку они не удовлетворяют его влечений. Но наблюдения за младенцами показывают, что это не так: дети охотно фокусируют взгляд на погремушках, улыбаются матери, и вообще у любого человека — особенно у того, который чуть старше новорожденного — есть бескорыстный, не имеющий отношения к потребностям интерес к миру. Подобие такого интереса есть даже у животных, этологи называют его поисковым поведением.

Читайте также:

Зигмунд Фрейд: большой дикий мужчина с кокаином в крови

Фрейд завязывал на удовлетворение того или иного влечения любое действие человека — и в этом, судя по всему, был не совсем прав, так что эту его точку зрения мы можем принимать с ограничениями.

Как Фрейд объяснял запрет на инцест и какие у него были отношения с матерью?

В более поздних работах Фрейд обратился к анализу общества и культуры — о них он писал в книгах «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Недовольство культурой» (1930).

Книгу «Тотем и табу» можно отнести к жанру «психоаналитической фантастики», за которую Фрейда справедливо критиковали. В работе встречаются весьма экстравагантные идеи, которые легко поставить под сомнение, — например, предположение о том, что общечеловеческое чувство вины по отношению к родителям во многих культурах происходит из-за того, что в первобытные времена группа братьев якобы совершила ритуальное убийство своего отца. С этим же Фрейд связывает стойкость определенных табу в культуре.

Впрочем, главная тема этой книги — избегание инцеста. Фрейд истолковывает с этой позиции традиции экзогамии, добавляя к обычной для себя теме инцеста детей и родителей еще и тему избегания инцеста между мужчиной и его тещей.

Основанные на либидо отношения между родителями и детьми — не такая уж экстравагантная фантазия Фрейда, как может показаться людям, далеким от психоанализа.

К сожалению, перенос либидо матери на ребенка — довольно частое явление. Приведем такой пример. Когда человек влюблен, ему кажется, что предмет его любви лучше всех, и объект описывается словами в превосходных степенях. Когда молодой человек влюбляется в девушку, ему кажется, что она красивее всех, замечательнее всех, — это естественно, так как объектом либидо является девушка. Что же касается девушки, то она нередко спокойно относится к избраннику и может видеть его недостатки. Но когда девушка смотрит на своего ребенка, ей кажется, что он самый лучший, самый красивый и умный, — она переоценивает не партнера, а ребенка. Девушка объективно относится к партнеру, но субъективно — к ребенку, так что объектом ее либидо является ребенок.

Позже об этой особенности отношений матери и ребенка рассуждал Лакан, говоря о том, как важно, чтобы в эти отношения вмешивался отец. Современная психотерапия тоже придерживается идеи о нежелательности слишком близких отношений с матерью. И поскольку форма классической семьи с обоими родителями переживает кризис, психотерапевтам рано или поздно придется разрабатывать учение о том, как наилучшим образом воспитывать детей без отцов, предотвращая либидинозные переносы матерей.

Кстати, известно, что мать Фрейда относилась к нему с восторгом, что сыграло большую роль в раннем становлении его характера. Его характер сложился сильным. Но если бы Фрейд от природы был более слабым, мать могла бы подчинить его себе.

Теория психоанализа Фрейда: кратко

Согласно теории Фрейда, психику человека можно «поделить» на такие составляющие: Эго, Ид и Суперэго.

Определение терминов:

  • Ид – главный источник влечения и желания. В качестве аналогии можно привести обычную уличную собаку, где все ее действия, вроде спаривания, сна и прочего, являются результатом инстинктов, заложенных природой.
  • Эго – посредник, делящий социальные рамки и животные инстинкты. Часть личности, удовлетворяющий потребности Ид, беря во внимание ограничения внешнего мира.
  • Суперэго подразумевает под собой все социальные рамки, начинающиеся с периода родительского воспитания, когда закладываются основы того, что можно делать, а что недопустимо. Во взрослой жизни отображается во всех жизненных аспектах, вроде, нравственности, религии, закона.

Топическая модель психического аппарата включает в себя два элемента: бессознательное и сознательное.

Что они подразумевают:

  • Бессознательное – психические силы, находящиеся за чертой сознания. Они определяют то, как человек себя ведет.
  • Сознательное – психический аспект, который индивид способен осознать. Сознательное оказывает непосредственное влияние на то, как индивид позиционирует себя в обществе. Психика автоматически поддается коррекции принципом удовольствия. Если баланс нарушается, то происходит сброс через бессознательную сферу.

Защитные механизмы реализуют конфликт Суперэго и Ид. Фрейд описал многие из них: изоляция, проекция, вытеснение, отрицание, замещение, регрессия и так далее.

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда

Приступив к разработке нового подхода к лечению проблем психики, Фрейд инициировал собственные исследования и изучал данные прочих ученых. Ныне теория психоанализа считается поистине уникальной. От прочих ее отличает то, что она не берется изучать отдельные проблемы индивида. Психоанализ рассматривает все в комплексе. Предлагаем кратко ознакомиться с основными положениями терапии.

Классический психоанализ базируется на детерминизме биологической составляющей – на утверждении, будто потребности физиологии подавляют все прочие, и указывают их вектор. Психический детерминизм указывает на то, что любое происшествие в жизни человека имеет свои последствия. Каждый его поступок определен явным или скрытым мотивом, которому предшествовали определенные события.

Выделяется несколько аспектов психической жизни индивида: сознательное, предсознательное, бессознательное. В первом случае речь идет о переживаниях и текущих мыслях, во втором – о тайных желаниях и фантазиях, в третьем – о том, что выделяется из сознания, подавляясь внутренним цензором. Фрейд полагал, что психология должна детально интересоваться этим непростым механизмом.

Психоанализ современности

Зигмунд Фрейд был убежден, что все наши поступки продиктованы подсознательными желаниями. Особенный акцент был сделан на то, что возникающие потребности основаны на физиологии и сексуальных желаниях. Психология современности уже не акцентирует на этом и не уделяет утверждению слишком много внимания.

Насколько психоанализ распространен ныне? Во многих странах он довольно развит, являясь вполне рядовым явлениям. Множество современных терапевтов пишут книги на эту тему, которые пользуются большой популярностью – то есть, это востребовано. Безусловно общество определенного типа долгое время сопротивлялось основам психоанализа, не принимая их. Это можно сказать о Германии в период национал-социализма и СССР до брежневского застоя. Эти примеры самые очевидные. И фашистский, и коммунистический режим противился учениям Фрейда, базируясь на идеологических соображениях. Немцы считали эти теории «еврейской наукой, унижающей достоинство человека», а Советский Союз – «апофеозом буржуазного индивидуализма».

Известны, как скрытые попытки вытеснения учения из жизни общества, так и очевидные репрессии против него. Стоит признать, что психоанализ также идет в разрез со многими религиозно-центрированными и теократическими обществами. Хотя известны случаи, когда он с успехом получал развитие в странах с авторитарными политическими режимами. Самым явным примером можно назвать Аргентину. По предположению аргентинского психотерапевта А. Бенджамина, причина в том, что именно кабинет психолога обычно становился для угнетенных граждан последним прибежищем, где не запрещалась свобода слова.

Если подвести итог, то напрашивается вывод, что основным условием успешного развития психоанализа в обществе считается свобода. Уточним, что при этом обществу следует разделять ценность свободы, оно должно демонстрировать реальное осуществление свобод (личности, слова, мысли). К слову, для полноценного развития психоанализа требуется свобода объединений, дающая возможность оформиться соответствующему сообществу.

В целом, в современном обществе психоанализ довольно распространен. Проводятся различные тренинги, функционируют терапевтические кабинеты, выпускается соответствующая литература.

Инфантильная сексуальность

Вместе с тем его суждения о женщинах могут шокировать того, кто мало знаком с психоанализом. Загадка женственности, по Фрейду, основана на анатомической реальности: у женщин нет видимых половых органов, и эта особенность строения тела делает их непроницаемыми для познания. Чтобы доказать эту гипотезу, он опирается на инфантильную сексуальность, на момент, когда маленькие дети обнаруживают различие полов. На месте пениса у девочек… ничего нет.

Теория Фрейда связывает женственность с пассивностью, зависимостью и мазохизмом

Фрейд утверждает, что на основе этого открытия у мальчиков и девочек складывается убеждение, которое сохранится всю жизнь: женщина — это нечто незначительное, кастрированный мужчина, самец, потерявший свои органы. Нет ничего, что бы рассказало нам что-либо о женственности. Почему, когда люди вырастают и обнаруживают существование вагины, они остаются на этих инфантильных фаллоцентричных позициях? Почему они не эволюцио­нируют?

Фрейд этого не объясняет. А его обесценивающие слова о стареющих дамах, которые не интересуют больше мужчин и становятся сварливыми, вздорными, мелочными и скупыми, часто служили поводом для обличений психоанализа со стороны феминисток в 60-е и 70-е годы. Тем более что теория Фрейда связывает женственность с пассивностью, зависимостью и мазохизмом.

Минна Бернайс, Марта Бернайс (Фрейд) и Зигмунд Фрейд.

Универсальный комплекс

Все эти характеристики выглядят уничижительно по отношению к женщинам — если не знать более широкого контекста, подчеркивает Светлана Федорова. «На самом деле Фрейд придерживался очень демократичных взглядов, в том числе и в гендерных вопросах. Он вообще считал человека существом бисексуальным, утверждая, что в каждом из нас есть и мужское, и женское, хотя у разных полов это по-разному проявляется.

Наблюдая за маленькими девочками, Фрейд пришел к выводу, что их агрессивность не уступает мальчишеской

Так, изначально он говорил о комплексе кастрации у мужчины — то есть о страхе мальчика, что за свое желание обладать матерью он будет наказан отцом (кастрирован). Однако он пришел к выводу, что в эдипальной фазе тот же страх присущ и девочкам (так называемая «зависть к пенису»). Таким образом, комплекс кастрации универсален».

Точно так же, продолжает психоаналитик, наблюдая за маленькими девочками, Фрейд пришел к выводу, что их агрессивность не уступает мальчишеской. Речь не об агрессии в обыденном значении как грубом нарушении чужих границ, а, наоборот, о силе отстаивать свои границы, проявлять собственные влечения.

Дитя своего времени

А как насчет мнения Фрейда, что женщина страдает от незавершенности, завидует мужчине и мечтает его поглотить, — поэтому необходимо направить эту потенциальную «прожорливость» в должное русло, требуя от женщины послушания и уважения? «Женщины созданы для домашней работы», — пишет он своему ученику Карлу Абрахаму в 1925 году и сурово критикует тех женщин, которых считает слишком «легкомысленными» (в молодости он запрещал своей невесте Марте с такими общаться).

Эта патриархальность как будто не вяжется с образом ученого, посмевшего нарушить столько табу обывательской морали. Но даже гении не вполне свободны от ограничений, которые накладывают на них время, культура, семейная история. «Все-таки Фрейд происходил из традиционной еврейской семьи, где женщине было отведено определенное место, — размышляет Светлана Федорова. — И хотя ум и любопытство позволили ему открыть много секретов человеческой психики, он в какой-то степени остерегался вопросов, связанных с женственностью, которую называл «темным континентом».

Фрейд был любимым сыном, мать верила, что Зигмунд станет великим, и это воодушевляло его

С одной стороны, Фрейда пугала женская плодовитость, ведь жена родила ему одного за другим шестеро детей. С другой — мешало его уважение к матери: глубже проникнув в тайны женщины, он мог бы узнать нечто запретное и о матери. Несколько раз он подступался к анализу своих сновидений и фантазий о ней и останавливался на полпути, боясь узнать что-то, с чем ему будет сложно жить.

К тому же их отношения были непростыми. Он был у нее любимым сыном, она верила, что Зигмунд станет великим, и это воодушевляло его. Но в этом была и экспансия с ее стороны, она слишком много в него инвестировала, и неудивительно, что сын испытывал страх поглощения».

Разрешение на желание

Но хотя Фрейд вовсе не был сторонником равенства полов, он все же догадывался о том, что якобы существующая умственная неполноценность женщин связана с подавлением, которому женщины подвергаются, и с тем, что они редко получают систематическое образование. «Нет, Фрейд не был женоненавистником», — подытоживает Светлана Федорова. Она напоминает, что психоанализ зародился благодаря тому, что Фрейд работал с пациентками, страдавшими истерией.

Он увидел, что их болезнь — следствие подавления сексуального влечения, которое было под запретом в буржуазных семьях. И результаты этого открытия оказались намного шире, чем способ излечения этого душевного недуга. В конечном счете именно Фрейд позволил женщинам испытывать желания, быть сексуальными и говорить об этом.

Марта и Фрейд: непростая история

Четыре с половиной года между обручением и свадьбой, тысячи писем друг другу (иногда очень игривых)… Марта была горячо желанной невестой, а затем — измотанной супругой. Между январем 1887-го и декабрем 1895-го она родила шестерых детей. Очень рано Фрейд прибег к воздержанию, чтобы избавить ее от новой беременности, а семью — тогда довольно бедную — от еще одного голодного рта. Если учесть, что женился он в 30 лет девственником, то, скорее всего, половая жизнь специалиста по фантазмам продлилась всего девять лет. Потом он несколько раз пытался возобновить интимные отношения с Мартой, но, чувствуя себя слишком старым, не стал упорствовать.

«Женщина не должна жертвовать собой даже ради любви»

Построить карьеру или посвятить себя детям — не всем женщинам легко сделать этот выбор. Внутренний конфликт мужского и женского часто препятствует нашей самореализации, заставляя жертвовать собственными интересами.

Всегда ли нужно говорить партнеру правду?

Здоровые отношения основаны на доверии. Но признайтесь, иногда вы все-таки обманываете партнера или говорите не всю правду. Семейный психотерапевт Джейсон Уайтинг рассуждает о том, вредит ли ложь отношениям.

Примеры настоящей любви

  • Наташа Ростова и Пьер Безухов
  • Карл и Женни Маркс
  • Чарльз Чаплин и Уна O»Нил
  • Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус
  • Тихон Николаевич и Клара Арнольдовна Хренниковы
  • Юмжагийн Цеденбал и Анастасия Филатова
  • Рональд и Нэнси Рейган
  • Борис и Наина Ельцины
  • Михаил и Раиса Горбачевы
  • Мстислав Растропович и Галина Вишневская
  • Майя Плисецкая и Родион Щедрин
  • Екатерина Максимова и Владимир Васильев
  • Мария Пахоменко и Александр Колкер
  • Пол и Линда Маккартни
  • Игорь и Алла Угольниковы
  • Гарик и Ольга Сукачевы

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми

  • Абеляр и Элоиза
  • Рафаэль и Форнарина
  • Петрарка и Лаура
  • Дени Дидро и Анна
  • Бальзак и Ганская
  • Фредерик Шопен и Жорж Санд
  • И.С. Тургенев и П. Виардо
  • И.А. Крылов и Анюта
  • А. Нобиле и С. Хесс
  • Софья Ковалевская
  • Г. Дьякова и Поль Элюар
  • Г. Дьякова и С. Дали
  • Ж-П. Сартр и С. де Бовуар
  • В.Маяковский и Л.Брик
  • А.Блок и Л. Менделеева
  • С.Есенин и А.Дункан
  • П. Пикасо и О. Хохлова
  • А.Гитлер и Е.Браун
  • А.Пугачева и Ф.Киркоров
  • Л.Сенчина и И.Тальков

Как развивается мышление

В 1995 году психолог Роберт Киган выпустил книгу под названием «Выше головы». Этой фразой он подчеркивал расхождение между сложностью задач, которые ставит перед нами современный мир, и сложностью нашего мышления.

Уже нельзя просто найти работу, завести семью и соответствовать определенным общественным ожиданиям — сами эти ожидания становятся запутанными и противоречивыми. Если бы жизнь была школой, никто из нас не смог бы получить в ней диплом.

Киган пытается донести до нас идею, которая может и впечатлить, и вызвать отторжение. Согласно его теории, то, как мы привыкли смотреть на мир, решать повседневные проблемы и строить отношения с окружающими — это не просто наши личные характеристики, а черты определенной стадии в развитии мышления. В своей психологической модели он выделил три такие стадии:

  • Социализированный разум

Личность определяется отношениями с культурой или группой. Главным мотивирующим фактором является одобрение других. То, как меня воспринимают другие («они думают, что я глупый»), сразу же становится частью внутреннего опыта («я глупый»). Формируется в подростковом возрасте, когда человек перестает ставить собственные интересы выше всего остального.

  • Самоавторствующий разум

Имеет собственную систему ценностей, принципов и правил поведения. Может сделать шаг в сторону от своего окружения и относиться к нему критически. Формирует представления о реальности на основе доказательств, а не только мнений. Признает, что другие люди имеют разные, но одинаково действительные системы убеждений.

  • Самотрансформирующийся разум

Способен оценивать ситуацию с разных точек зрения и выбрать, какая из них подходит для данного момента. Настороженно относится к любой законченной идеологии или системе убеждений. Может удерживать в фокусе противоречия между конкурирующими взглядами и видеть их относительную правоту. Постоянно подвергает сомнению не только чужое, но и собственное мнение.

Киган описал психологический механизм, с помощью которого осуществляется переход с одной стадии на другую: то, что было субъектом на одной стадии, становится объектом на следующей.

Сначала нас определяют отношения с окружающими, а затем мы сами начинаем определять эти отношения. Сначала нас определяют идеи и убеждения, а потом мы сами определяем эти идеи.

О чем-то похожем говорил Фрейд: «где было Оно, должно стать Я». Но и само «я» в конце концов становится неустойчивым механизмом приспособления к реальности, который постоянно меняется и эволюционирует.

Чтобы выйти на новый уровень осмысления реальности, необходимо приостановить старые шаблоны мышления.

Рассуждения Кигана невозможно целиком подтвердить или опровергнуть — это скорее внутреннее, феноменологическое описание процесса развития сознания, а не строгая научная теория. Но другие современные исследователи указывают на ту же самую логику, используя более точные методы. Ученые по-разному делят и определяют стадии взрослого развития, но мало кто сомневается в том, что они существуют.

Это не просто еще один вопрос для отвлеченных академических обсуждений. Психология взрослого развития может изменить то, как мы воспринимаем образование, политику и общественные отношения.

Источники

  • https://theoryandpractice.ru/posts/15810-psikhicheskoe-zabolevanie-ili-svoboda-vybora-lyubov-po-darvinu-engelsu-freydu-i-frommu
  • https://www.psychologies.ru/articles/zigmund-freyd-neskolko-slov-o-lyubvi/
  • https://bookap.info/genpsy/terlich/gl13.shtm
  • https://intrigue.dating/suhoj-ostatok/psihologiya-seksualnosti-po-freydu-model-sistemno-vektornoy-psihologii/
  • https://impsi.ru/general-psychology/psihoanaliz-zigmunda-frejda/
  • https://knife.media/freud-i/
  • https://PsyLogik.ru/116-psihoanaliz.html
  • https://www.psychologies.ru/standpoint/nenavidel-li-freyd-jenschin/
  • http://www.lyubi.ru/psy60.php
  • https://knife.media/adult-growth/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
reallylove
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: