Почему в античные времена геи были нормой, а сегодня нет?

Однополые браки в России в 2020 году

Необходимость снятия запрета на заключение однополых браков обсуждается достаточно часто. Но никаких движений в сторону снятия подобного запрета не принимается. Заключение однополых браков на сегодняшний день запрещено. Это значит, что если пара одного пола подаст заявление в ЗАГС на регистрацию брака, то его попросту не зарегистрируют. Дело в том, что в унифицированном заявлении есть графы «он» и «она», поэтому корректно заполнить их двое мужчин или две женщины не смогут.

В подтверждение того, что однополые браки в РФ находятся вне закона, можно сослаться на Семейный кодекс Российской Федерации, где в указывается на такой принцип семьи, как добровольность союза мужчины и женщины. А по условием вступления в брак является взаимное согласие мужчины и женщины. То есть везде брак упомянут в контексте союза мужчины и женщины.

Запрет на регистрацию однополого брака не означает, что пару арестуют, или то, что она совершает какие-то противоправные действия при подаче заявления в ЗАГС. Уголовная статья за однополые отношения в России отсутствует.

При этом Семейным кодексом не регулируется правовое положение трансгендерных граждан. Поэтому фактически однополые браки в редких случаях по российскому законодательству могут быть признаны, как разнополые, из-за непризнания факта корректировки пола одним из партнеров. И пример подобного заключенного брака в России есть. Так, в 2014 году в Санкт-Петербурге прошла церемония бракосочетания двух невест в свадебных платьях. Но она была разрешена лишь потому, что одна из «невест» являлась трансгендером и на момент заключения брака не успела поменять мужские документы.

Сами однополые пары неоднократно пытались оспорить отказ в регистрации брака на территории РФ в судебном порядке. Они обращались как в российские, так и международные суды. Но их заявления не находили поддержки.

Правовой статус однополых пар

Однополые браки не допускается регистрировать официально, однако, пары могут проживать совместно в гражданском браке. Но на территории России единственной формой признания семьи двух неродственных людей является брак, тогда как незарегистрированный брак законами РФ не признается.

В отношении однополых пар на территории РФ также действуют такие ограничения:

  1. Однополым парам запрещено усыновлять ребенка, включая ребенка одного из партнеров.
  2. Парам не оказывается социальная поддержка для молодых семей и пр.
  3. Неофициальный статус не позволяет паре урегулировать имущественные статус и права. Так, гражданский муж или жена не входят в круг наследников по закону, им не принадлежит доля в совместно нажитом имуществе и пр.
  4. Пара не вправе обращаться за репродуктивными программами. Только одинокая женщина может воспользоваться услугами донора биоматериала. Ребенка от суррогатной матери вправе узаконить только официально зарегистрированная пара.
  5. Недоступны гражданским парам и некоторые неимущественные права. Так, гражданский супруг не сможет взять фамилию второго; не сможет получать сведения о состоянии здоровья второго супруга; не сможет стать опекуном партнера, получившего недееспособность; не имеет права на распоряжение телом и решение вопроса захоронения и пр.
  6. Трансгендерным личностям запрещено брать детей под опеку. Так, в 2017 году российские власти изъяли детей из семьи, где родителей посчитали фактически однополыми. Это случилось после того, как жена прошла операцию по удалению груди. Хотя в суде женщина отрицала свое желание поменять пол через операцию, но после переезда в Испанию и получения там политического убежища она объявила каминг-аут, как трансгендерная личность.

В остальном права однополых пар на территории России не ущемлены. Некоторые вопросы они могут урегулировать через подписание различных соглашений и договоров.

Признают ли в России однополый брак, заключенный за границей

Если однополая пара из России хотела бы узаконить свои отношения, то сделать это она может на территории той страны, где такие браки разрешены. Сегодня однополые браки разрешены в 20 странах. Первый однополый союз был узаконен в Нидерландах в 2001 году. Затем этот опыт переняли жители Бельгии, Канады, Испании, Германии и прочих стран.

В США с 2015 года Верховный суд снял запреты на заключение однополых браков во всех штатах. Поэтому теперь однополые браки регистрируют по всей стране.

Но есть и другой спектр стран, которые не только не только не разрешают однополые браки, но и приравнивают их к уголовному преступлению. В ряде мусульманских государств за однополые связи вовсе грозит смертная казнь.

В России был случай, когда однополый брак, заключенный на территории Дании, признали и поставили отметку о его подписании в паспорта: по российскому законодательству браки, заключенные за пределами РФ, признаются действительными, и заключение однополого брака не представлено в перечне оснований для отказа в признании брака (здесь речь идет только о браке с недееспособным лицом, родственником, второй брак без расторжения прежнего). Но паспорта мужчин вскоре признали недействительными и аннулировали.

Госдумой предполагается устранить в законодательстве возможность для признания однополых браков, подписанных за пределами РФ.

Но уже сегодня по нормы иностранного семейного права не применяются, если они противоречат российским. Поэтому заключенные за пределами РФ могут не признаваться и сегодня на законных основаниях.

Общественное мнение

Несмотря на то что во всем мире к однополым парам отмечается все больший уровень толерантности со стороны общества, опросы общественного мнения в РФ демонстрируют обратный тренд.

Согласно опросу ФОМ, 87% россиян выступают против легализации однополых браков, 80% — против гей-парадов. Причем процент несогласных за последние годы только вырос. Из 7% респондентов, которые считают, что меньшинства вправе заключать браки в РФ, более половины против их права на усыновление детей.

Подобное общественное мнение по вопросу однополых браков на территории страны говорит о том, что ожидать принятия закона об их легализации в ближайшее время не приходится.

При обсуждении конституционных поправок Президент В. Путин поддержал предложение закрепить понятие брака в виде «союза мужчины и женщины» и подчеркнул, что не допустит появления граф «родитель 1» и «родитель 2» в период своего президентства. Это еще больше закрепляет уверенность в том, что однополые браки в России все же останутся вне правового поля.

Таким образом, в 2020 году однополые браки запрещены на территории РФ. Реальные перспективы того, что указанная ситуация будет разрешена в пользу ЛГБТ-сообщества, в ближайшей перспективе отсутствуют.

Где разрешены однополые браки и можно ли заключить их в Санкт-Петербурге?

В настоящее время в мире насчитывается примерно 50 государств, где однополые браки разрешены, причем количество стран, разрешающих подобные союзы, увеличивается год от года. Так, например, правовой статус гетеросексуальных и гомосексуальных семей одинаков в США, Канаде, Франции, Бразилии, Дании, Финляндии, некоторых районах Японии.

В других странах, например, в Германии, Греции, Чехии, Австрии, Италии гражданские браки именуются «гражданский союз» или «гражданское партнерство». Супруги в таких браках имеют те же имущественные права, что и гетеросексуальные семьи, однако их семейные права ограничены. Так, однополые супруги не могут усыновлять детей, пользоваться услугами суррогатных матерей, осуществлять искусственное оплодотворение. Кроме того, в некоторых государствах такие супруги уплачивают налоги в повышенном размере.

В каких странах разрешены однополые браки, вы без проблем можете узнать в Интернете. Некоторые государства, например, Аргентина, до предела упростили процедуру въезда и бракосочетания для иностранцев, чтобы привлечь максимальное количество туристов.

Важно! Иностранные граждане, в том числе россияне, могут вступать в однополые браки в пределах вышеназванных государств — запретить это власти РФ не вправе. Для регистрации брачного союза требуется документ, удостоверяющий личность, а также справка из загса о том, что граждане не состоят в другом браке. Все бумаги должны быть переведены на язык страны, где планируется заключить брак, и заверены нотариально. Однако стоит помнить, что в некоторых странах, например, в Финляндии, допускается регистрация брака лишь тогда, когда один из супругов является гражданином этой страны.

Правовой статус однополых браков в России

Согласно п.1 ст.158 Семейного Кодекса РФ, брак, заключенный за рубежом между гражданами России либо гражданином России и иностранным гражданином признается в нашей стране только тогда, когда он соответствует внутреннему законодательству. А поскольку однополые браки не соответствуют семейному законодательству, Россия не признает их в качестве официальных.

Важно! Согласно п.2 ст.158 Семейного Кодекса РФ, в России признаются любые официальные браки иностранных граждан, зарегистрированные за границей. Соответствуют они внутреннему законодательству либо нет, значения не имеет.

Следовательно, союз совместно проживающих мужчин или женщин не имеет в РФ правового статуса. Семейные правоотношения у представителей однополого брака не возникают, и, более того, такие супруги вправе в любой момент вступить в традиционный брачный союз.

Супруги, состоящие в однополых браках, могут подписать ряд соглашений и контрактов, определяющих их взаимные права и обязанности. Например, с помощью соглашений, составленных семейным адвокатом, партнеры могут изменить правовой режим своего имущества с частной собственности на общую долевую. Кроме того, граждане могут прописать обязанности по взаимному содержанию, взысканию алиментов и т.д. Определить дальнейшую судьбу своего имущества после смерти супруг вправе с помощью завещания.

Отдельно стоит сказать о детях. Закон разрешает усыновление ребенка, однако статус усыновителя может иметь только партнер. Второе лицо может воспитывать ребенка, однако никаких прав и обязанностей у него в отношении усыновленного не возникает. Фактически ребенок находится в шатком правовом положении, поэтому органы опеки и попечительства на практике довольно неохотно передают несовершеннолетних в однополые семьи. Однополые пары могут воспользоваться также услугами суррогатных матерей, сделать ЭКО, но в качестве родителя опять будет значиться только один из партнёров.

Комментарий юриста «Правового Петербурга»:

«Конституционные права и свободы человека не зависят от его сексуальной ориентации. Поэтому такие граждане вправе устраиваться на любую работу, участвовать в выборах, получать от государства всю необходимую помощь. Если их права ущемляются, лучше воспользоваться помощью семейного юриста».

Следовательно, однополые браки в РФ являются фактически непризнанным сожительством двух лиц. Несмотря на давление стран Европы и отдельных известных личностей, в ближайшие годы узаконить гомосексуальные союзы не планируется.

С чего все началось?

В древности гомосексуальные отношения тоже не воспринимались однозначно, но не вызывали агрессии. Например, в южных африканских общинах практиковалось сожительство молодых и зрелых мужчин. В Египте секс двух парней даже изображали на фресках. Гомосексуальные связи имели китайские и японские императоры, это явление было частью культуры и религии и в Индии, и среди коренного населения Северной Америки.

Древнегреческая фреска, I век до н. э.

В античной Греции связь между двумя мужчинами считалась нормой среди состоятельных людей: аристократы позволяли себе подобные развлечения до вступления в брак. А вот некоторые римляне в начале I века нашей эры заявляли, что гомосексуальные контакты – проявление грязной греческой культуры. Это, правда, напоминало политическую пропаганду, ведь при этом в однополые отношения вступали и Юлий Цезарь, и Траян, и Адриан – об этом упоминал древнеримский писатель Светоний. В то же время жители Южной Америки по-разному воспринимали гомосексуальность: ацтеки были против, а тольтеки, наоборот, поддерживали.

Как зарождалась гомофобия?

Отношение к однополым связям изменилось с развитием христианской веры. До церковного раскола 1054 года все жили мирно. По словам американского историка Джона Босуэлла, до XII века в некоторых монастырях практиковался секс между монахами. Примерно с 1150 года в европейских странах начинает процветать философия теоцентризма, по устоям которой гомосексуальность считалась смертным грехом. Церковь руководствовалась сказаниями о Содоме, который был сожжен Богом за однополые связи: папы боялись, что Европу может постичь такая же участь. Именно тогда начались гонения на гомосексуалов – их приравнивали к еретикам и сжигали вместе с неверующими на костре.

Гравюра Франсуа Стобера, 1754 год

Пока средневековые христиане пытались очистить Европу от «содомитов», в мусульманских странах к однополым связям относились достаточно нейтрально. Персидские и арабские поэты частенько писали оды своим возлюбленным: одним из авторов был восточный стихотворец Ибн Хазм, который воспевал любовь к парням в произведении «Ожерелье голубки».

Эпоха Ренессанса стала одной из самых кровавых для гомосексуалов. Во Франции, Испании, Италии мужчин, подозреваемых в однополом сексе, кастрировали, сжигали, забрасывали камнями. Тогда религиозные фанатики следовали советам богослова Фомы Аквинского, который называл «содомию» «вторым по тяжести грехом после убийства».

Столицей гомосексуальных отношений в то время была Флоренция. В 1432 году в городе появились «ночные офицеры», которые устраивали засады и ловили мужчин, практикующих однополый секс. Чаще всего пойманных отправляли в тюрьму, реже – кастрировали или сжигали. Это длилось несколько столетий: в XV веке преследования геев начались в итальянском обществе, в XVII – у англичан, в XVIII эту практику переняли немецкоязычные страны. Но хотя церковь и государство пытались полностью подавить гомоэротические фантазии, они все равно проявлялись в культуре того времени – художественных и литературных произведениях. Известно, что гомосексуалами были Микеланджело и Леонардо да Винчи.

Картина Жана Франсуа Жанина, 1780 год

Власти европейских государств пытались запугать геев политикой постоянного террора. Но несмотря на гонения, в больших городах – Лондоне, Париже, Амстердаме – стали формироваться очаги гомосексуальной субкультуры, которая существовала подпольно. К концу XVIII века ситуация стала улучшаться. Во-первых, влияние церкви в Европе стало ослабевать. Теперь власти сами решали, как им относиться к гомосексуальности. Во-вторых, в то время люди жили по принципам эпохи Просвещения. Новое поколение было свободно от предрассудков: привлекательных девушек не сжигали за «колдовство», а «содомию» перестали считать страшным преступлением.

После Великой французской революции в 1791 году в Париже Наполеон подписал закон, который декриминализировал гомосексуальные отношения. Влияние политики императора распространилось на другие европейские страны: в 1850 году геев перестали преследовать в Испании, Бельгии, Нидерландах, Португалии и Баварии.

В Соединенном Королевстве в XIX веке гомофобные настроения были по-прежнему сильны. Одной из самых известных жертв антигомосексуальных репрессий того времени стал писатель Оскар Уайльд. История его отношений с Альфредом Дугласом в конце XIX века подняла на уши всю Англию. Оба стали жертвами шантажистов, угрожающих раскрыть их сексуальную ориентацию. Уайльда преследовал еще и отец Дугласа: маркиз Куинсберри пытался раскрыть интимную связь писателя со своим сыном. Оскар подал на маркиза в суд за клевету, но тот нанял частных детективов, которым удалось найти доказательства «грубой непристойности». В то время именно эта формулировка в Поправке Лабушера (она дополняла Уголовный кодекс Великобритании) могла отправить человека на каторгу – так случилось и с Уайльдом, которого приговорили к двум годам тюрьмы и исправительных работ.

Оскар Уайльд, 1882 год

Тюремное заключение лишило его здоровья и репутации: от Уайльда отвернулись друзья, а бывший возлюбленный ни разу не навестил его. Оскар очень страдал: переживания он вложил в произведение «Из глубины», которое было опубликовано в 1905 году. После каторги он перебрался во Францию, где умер под именем Себастьяна Мельмота.

Как в Европе зародилось ЛГБТ-движение?

В результате декриминализации гомосексуальности в конце XIX века впервые встал вопрос о равноправии между гетеро- и гомосексуалами и защите прав последних. Одна из главных проблем того времени – мужская проституция: богатые европейцы пользовались молодыми мальчиками, при этом общество относилось к жертвам насилия крайне уничижительно.

В середине XIX столетия появились первые активисты, которые призывали общество рассматривать гомосексуальность вне нравственных устоев, исключительно как человеческую особенность. Например, писатель Генрих Хессли доказывал в книге «Эрос: Мужская любовь греков», что однополые отношения существовали всегда. А Карл-Генрих Ульрихс, немецкий журналист, выдвинул термин «уранизм», который обозначал гомосексуальность. Он предложил объединить геев и лесбиянок под новым третьим полом и называть их «уранами». Ульрихс выступал за полную декриминализацию однополых связей, так как гомосексуальность – «врожденное свойство человека». За противоречивые взгляды и создание кружка «уранистов» Карл-Генрих был осужден на два года.

Именно на основе теорий Ульрихса в Германской империи в 1890-е годы начало формироваться гомосексуальное движение. Берлин в это время стал гей-столицей: самой известной улицей с барами и кабаре считалась Моцштрассе, на которой часто можно было встретить отдыхающих стражей порядка (хотя по закону они все еще должны были отлавливать мужчин, уличенных в однополой связи).

Травести-артист в кабаре на улице Моцштрассе, 1931 год

Центром защиты гомосексуалов стал Научно-гуманитарный комитет, основанный в 1897 году в Берлине. Одним из его учредителей был еврейский доктор Магнус Хиршфельд. Он же организовал Всемирную лигу сексуальных реформ и способствовал распространению идеи всеобщего равенства людей вне зависимости от ориентации.

В 1903 году появилась еще одна организация – Gemeinschaft der Eigenen. Ее основатель Адольф Бранд считал, что гомосексуалы должны быть мужественными. Он и его последователи отрицали идею Хиршфельда, который считал, что геи могут обладать не только маскулинными, но и феминными чертами. Несмотря на разногласия, оба содружества выступали за декриминализацию статьи об однополых отношениях.

Магнус Хиршфельд, 1868 год

Через 20 лет в Веймарской республике начали развиваться ассоциации, призывавшие гомосексуалов к радикальным выступлениям. В этот же период выходили газеты и издания об однополой любви: Der Eigene, Urnings, Die Freundschaft. В 1919 году состоялась премьера первого гей-фильма «Не такой как все», посвященного тяжелой жизни молодого гомосексуала.

На протяжении 30 лет Магнус Хиршфельд продвигал проект об отмене закона о гомосексуальности: в 1929 году рейхстаг был готов принять документ. Однако все сорвалось из-за экономического кризиса, вызванного обвалом фондовой биржи в Нью-Йорке.

В то время в Веймарской республике набирала силу нацистская партия, которая, наоборот, выступала за криминализацию гомосексуальности. Адольф Гитлер считал, что однополая любовь – дефект, который мешает увековечить арийскую расу. Именно он предложил ужесточить наказания для геев. Известно, что с 1933-го по 1945-й было арестовано около 100 тысяч человек: часть из них отправляли в концентрационные лагеря (там их помечали перевернутым розовым треугольником), других – расстреливали.

Мужчины, сосланные в лагерь за гомосексуальность, 1938 год

При этом к лесбиянкам относились намного снисходительнее. В Германии их не наказывали, но девушки часто становились жертвами насилия. Зато в Австрии, например, за сексуальную связь между женщинами можно было получить штраф или недолгое заключение. То же происходило в Италии при Муссолини, во Франции в условиях режима Виши и в Испании, где царил франкизм.

Ситуация начала улучшаться в середине XX века. Многие европейские страны стали декриминализировать гомосексуальность: в 1940-х годах это случилось в Швеции, Бельгии, Швейцарии, в 1950-х – в Греции и некоторых областях ГДР, еще через 10 лет – в Венгрии, Болгарии, Чехословакии.

А что происходило в США?

Долгое время Северная Америка существовала по законодательству пуританской Англии, поэтому практически во всех колониях (кроме Джорджии) гомосексуальность каралась смертной казнью. Даже после обретения независимости Штатов во многих регионах продолжали действовать телесное наказание и казнь вплоть до 1873 года.

К концу XIX века за гомосексуальность в США перестали убивать, но зато геев начали «лечить» с помощью электрошока и лоботомии – спасибо теории психоанализа, которая рассматривала «нетрадиционную» ориентацию как отклонение от нормы и заболевание.

Чуть позже – в начале XX века – возникла и альтернативная точка зрения. Начали активно изучать человеческую сексуальность. Тогда были опубликованы «Отчеты Кинси» – монографии о сексуальном поведении, написанные биологом Альфредом Кинси и его коллегами. Они рассматривали гомосексуальность как обычное и довольно распространенное среди людей и животных явление.

В 1924 году появилась первая организация, занимавшаяся защитой геев, – Общество по правам человека. Однако буквально через несколько недель после создания полицейские арестовали участников этого сообщества.

Альфред Кинси, 1940 год

В Латинской Америке ситуация была более благоприятная для гомосексуалов: многие страны декриминализировали однополые отношения еще в XIX веке, например, Мексика, Бразилия, Аргентина. Хотя здесь первая организация, защищающая права ЛГБТ-сообщества, появилась только в 1967 году.

После Второй мировой войны США захватило «гомофильное движение», главной целью которого стало признание прав гомосексуалов. Его последователи контактировали с европейскими организациями и выпускали журналы с научными исследованиями о природе гомосексуализма. Но вскоре этих активистов сменило Освободительное движение геев и лесбиянок.

Это случилось в ночь с 27 на 28 июня 1969 года. Был обычный вечер: парни хотели повеселиться в гей-клубе Stonewall Inn – выпить, потанцевать, пообниматься с возлюбленными. Они понимали, что это очень рискованно, ведь за ними постоянно следит полиция. В те времена геям грозил не просто денежный штраф: их могли выгнать с работы и из университета, посадить за решетку (гомосексуальные отношения все еще были вне закона) или еще хуже – отправить на «лечение».

Квартал Гринвич-Виллидж, где находился клуб, полицейские знали как гей-район, поэтому рейды на местные бары были обычным делом. И в этот раз стражи правопорядка с дубинками ворвались в Stonewall Inn. Но все пошло не по плану: геи, уставшие от постоянного гнета властей, дали отпор. В течение ночи протестующие бросали в полицейских камни и бутылки: одна стычка переросла в недельные массовые волнения. Эти события получили название Стоунволлское восстание, с которого и началось развитие ЛГБТ-движения в США.

Уже в ноябре 1969 года активист Крейг Родвелл предложил регулярно отмечать массовыми выступлениями годовщину событий, произошедших в Гринвич-Виллидж. Цель акции – заявить о ЛГБТ-сообществе, добиться защиты гражданских прав вне зависимости от сексуальной и гендерной идентичностей. И через год наконец-то состоялось первое шествие – гей-прайд. Марши, участники которых выступали против дискриминации и преследований, гомофобных законов и действий властей, получили название от слова pride, которое переводится как «гордость». Так представители ЛГБТ-сообщества хотели показать, что они не стесняются быть собой и имеют право гордиться сексуальной идентичностью наряду с гетеросексуалами.

Со временем ЛГБТ-парады начали проводить не только в Нью-Йорке, но и в других крупных городах США и Канады, а с начала 1970-х годов – и Европы. Во время одного из таких прайдов в Сан-Франциско в 1978-м художник Гилберт Бейкер впервые представил радужный флаг, ставший символом борьбы сексуальных меньшинств за равноправие. Изначально знамя движения состояло из восьми цветов. Каждая полоса имела определенное значение: розовый – сексуальность, красный – жизнь, оранжевый – здоровье, желтый – солнечный свет, зеленый – природа, бирюзовый – магия, индиго – спокойствие, фиолетовый – сила духа. Но в итоге решили оставить только шесть цветов, убрав бирюзу и розовый.

Гей-прайд в Лондоне, 1979 год

С того времени все больше сторонников ЛГБТ-движения стало появляться и в США, и в Европе. Одной из их главных задач стало исключение гомосексуализма из Международной классификации болезней. И у них это получилось: в 1990-м году ВОЗ убрала его из списка расстройств. Именно поэтому некорректно употреблять термин «гомосексуализм», ведь он подразумевает отклонение от нормы. Правильно говорить гомосексуальность, так как речь об одной из множества сексуальных идентичностей (посудите сами, вы же не говорите «гетеросексуализм»).

В 1980-е годы разразилась эпидемия СПИДа. В ее распространении обвиняли геев и трансперсон, считая, что именно они стали основными разносчиками и даже причиной инфекции из-за беспорядочных связей и развратного образа жизни. Поэтому перед активистами стояла (и все еще стоит) задача защитить ЛГБТ-людей от нападок и избавиться от стигматизации.

Кадр из фильма «Даласский клуб покупателей», в котором героя Мэттью Макконахи немедленно клеймят как гея, когда у него обнаруживается СПИД

Как ситуация обстоит сейчас?

Сейчас в Европе и США гомосексуальность декриминализирована. Однако в других частях света ситуация значительно обострилась. Во многих государствах Африки, Восточной Азии, Океании и Южной Америки однополые отношения все еще находятся под запретом. А где-то даже все еще действует смертная казнь, например, в Иране. Там в 2005 году двоих подростков обвинили в гомосексуальной связи и повесили. Тогда по всему миру прокатилась волна пикетов в поддержку восточного ЛГБТ-сообщества, а Швеция и Нидерланды приняли решение не выдавать гомосексуалов-беженцев Ирану.

Добившись декриминализации гомосексуальности, активисты занялись другой проблемой: признанием права на брак. И это случилось: в 2001 году в Нидерландах была проведена первая гомосексуальная свадебная церемония. Дальше это произошло в Бельгии (2003 год), Испании и Канаде (2005 год), Норвегии и Швеции (2009 год). Сейчас однополые браки признаны в 29 странах.

ЛГБТ-прайд в Нью-Йорке, 2019 год

В мире насчитывается больше сотни ЛГБТ-организаций. Одни работают на территории целой страны, другие действуют внутри отдельных компаний. Например, в Google и Microsoft есть сообщества, занимающиеся поддержкой гомосексуальных сотрудников.

Задачи ЛГБТ-движения по сравнению с прошлым веком изменились, но не так радикально, как может показаться. Конечно, уровень агрессии стал ниже, но все равно во многих странах (даже там, где декриминализированы однополые отношения) все еще ущемляют права меньшинств. Их все так же называют «переносчиками» СПИДа, запрещают вступать в брак, устраивать прайды, проявлять чувства на публике, называя это пропагандой гомосексуальности. Некоторые люди по-прежнему считают, что «гомосексуализм» – это психическое отклонение. Именно поэтому и нужно ЛГБТ-движение, которое избавит общество от предрассудков и объединит людей вне зависимости от их ориентации.

Швеция

Швеция обладает одними из самых прогрессивных законов, регулирующих права представителей ЛГБТ в мире, которые являются предметом защиты самобытности и культуры «не таких» людей в стране. Швеция фактически стала первой страной, которая разрешила трансгендерным людям на законном основании делать операции по смене пола с 1972 году. После этого в 1979 году «трансгендер» больше не считался в стране психическим заболеванием.

С 1987 года в Швеции запрещена дискриминация по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Власти страны сделали всё, чтобы люди нетрадиционной сексуальной ориентации чувствовали себя комфортно.

Испания

Испания — это одна из тех немногих стран, где изначально допускались сексуальные отношения между мужчинами (но не между женщинами). Интеграция Испании в европейском обществе наложила свой отпечаток на отношение людей и государственной власти к однополым союзам. В значительной мере изменились законы, регулирующие институт семьи и брака.

Несмотря на ряд экономических, социальных и демографических трудностей, власти Испании сделали всё, чтобы страна стала толерантной и лояльной к представителям ЛГБТ сообщества. С 2005 года такие люди могут жертвовать кровь и органы для пересадки (становиться донорами), открыто служить в армии, жениться и усыновлять детей.

Гран-Канария — архипелаг у атлантического побережья, который принадлежит Испании, считается основным международным туристическим направлением для людей нетрадиционной сексуальной ориентации.

Дания

По аналогии со своими скандинавскими соседями, Дания принимает людей ЛГБТ-сообщества. В 1989 году страна стала первой в мире, легализовавшей однополые союзы, а позднее и однополые браки в 2012 году.

С 1989 года Дания ушла далеко вперёд в вопросах толерантности, запретив дискриминацию по признаку сексуальной ориентации, а также предоставив трансгендерным людям право менять пол, проходить курс гормональной терапии, производить различного рода хирургическое вмешательство и стерилизацию.

Копенгаген (столицу Дании) часто называют одним из самых дружественных городов мира, знаменитым своим ежегодным гей-парадом Pride, сочетающим политические аспекты с ярким праздничным шоу.

Португалия

Хотя геи и лесбиянки в Португалии, как правило, угнетались, между 1932 и 1968 во время диктатуры Салазара, португальское общество стало невероятно терпимым ко всем членам этого сообщества, наряду с декриминализацией однополой любви в 1983.

Сейчас это государство, по примеру своих европейских соседей, включило в свою конституцию запрет на дискриминацию по признаку сексуальной ориентации. Мало того, сообщается, что в Португалии действует один из передовых законов о гендерной идентичности в мире, который упрощает процесс изменения пола и имени трансгендеров, ратифицированный в 2011 году.

Хотя страна по-прежнему находится под сильным влиянием римского католицизма, процветающую ЛГБТ общину поддерживают некоторые чиновники, артисты и известные публичные люди. В Лиссабоне и Порту можно посетить некоторые самые яркие гей-бары и ночные клубы Европы.

Франция

Права сексуальных меньшинств во Франции прошли долгий путь со времён Древнего мира, когда однополые отношения считались преступлением, караемым смертной казнью. Однако во время французской революции многие подобные законы были отменены и положение людей оставалось неопределённым до тех пор, пока в 1960 году не были созданы новые законы, касающиеся непристойного воздействия на гомосексуалистов.

В период с 1985 по 2012 год в свет вышли новые законы, запрещающие дискриминацию в отношении всех членов сообщества ЛГБТ. Фактически Франция стала первой страной в мире, переставшая считать трансгендерность психическим заболеванием. Годы спустя Париж стал прекрасным и удобным местом для «нетрадиционных людей» — с рядом баров, ресторанов и увеселительных заведений. Во Франции традиционно раз в год устраиваются гей-парады и шествия.

Финляндия

На протяжении десятилетий Финляндия считалась одной из самых толерантных и либеральных стран во всём мире. С 1995 года дискриминация граждан по признаку их сексуальной ориентации является уголовно наказуемым деянием, и в 2005 году такая же защита была предоставлена трансгендерным лицам.

В 2013 году национальное агентство лекарств сделало Финляндию одной из немногих стран мира, отменивших постоянный запрет на донорство крови для мужчин, которые вступают в интимный контакт с другими мужчинами. И, хотя до сих пор существуют некоторые возражения против того, чтобы браки представителей ЛГБТ заключались в том числе и в церквях по всей стране, большинство граждан хотят содействовать уравнению прав всех людей.

Российское законодательство о браке

В России зарегистрированный брак является единственной формой признания семейных отношений двух неродственных совершеннолетних людей. При этом российское законодательство (поправки к Конституции РФ) подразумевает, что брак — — союз между мужчиной и женщиной. Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 17.05.1995 № 26-О, «правовое регулирование брачных отношений в Российской Федерации осуществляется только государством. В настоящее время закон не признает незарегистрированный брак… определение понятия брака, порядка его регистрации, прав и обязанностей, вытекающих из брака, — это прерогатива законодателя…» «Семейный кодекс Российской Федерации» не содержит определения понятия «брака». По мнению ряда юристов, данная особенность обусловлена тем, что брак является сложным социальным институтом, который можно рассматривать, исходя из правовых, этических, моральных и экономических представлений. А значит только правовая формулировка его определения была бы неполноценной. Семейный кодекс также использует понятие брака в контексте союза мужчины и женщины:

Статья 1. Основные начала семейного законодательства
3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины…
Статья 12. Условия заключения брака
1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Российское семейное право всегда основывалось на идее о браке как союзе мужчины и женщиныПри этом составители «Семейного кодекса РФ» от 1995 года, сменившего «Кодекс о браке и семье РСФСР» и «Основы законодательства СССР и союзных республик о браке и семье», даже усилили это представление, внеся его также в условия заключения брака, чего ранее не было. Юрист Ольга Хазова расценивает это как «ответ законодателя на притязания однополых пар относительно легализации их союзов».

Российское законодательство не предусматривает какой-либо формы признания семейных отношений однополых пар. Согласно определению Конституционного суда РФ от 16.10.2006 № 496-О в деле о притязании лиц одного пола на брак: «И Конституция Российской Федерации, и международные правовые нормы исходят из того, что одно из предназначений семьи — рождение и воспитание детей… Учитывая изложенное, а также национальные традиции отношения к браку как биологическому союзу мужчины и женщины, Семейный кодекс Российской Федерации указывает, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии, в частности, с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии (статья 1). Таким образом, федеральный законодатель в рамках предоставленной ему компетенции к условиям заключения брака отнёс взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод, перечисленных в жалобе. Формально оспаривая конституционность пункта 1 статьи 12 Семейного кодекса Российской Федерации, заявитель фактически требует государственного признания своих взаимоотношений с другим мужчиной путем их регистрации в виде особого защищаемого государством союза. Между тем ни из Конституции Российской Федерации, ни из принятых на себя Российской Федерацией международно-правовых обязательств не вытекает обязанность государства по созданию условий для пропаганды, поддержки и признания союзов лиц одного пола, при том что само по себе отсутствие такой регистрации никак не влияет на уровень признания и гарантий в Российской Федерации прав и свобод заявителя как человека и гражданина. Не свидетельствует о нарушении конституционных прав заявителя и наличие в ряде государств Европы иного подхода к решению вопросов демографического и социального характера, тем более что в силу статьи 23 Международного пакта о гражданских и политических правах право на вступление в брак и право основывать семью признаётся именно за мужчинами и женщинами, а статья 12 Конвенции о защите прав человека и основных свобод прямо предусматривает возможность создания семьи в соответствии с национальным законодательством, регулирующим осуществление этого права».

Семейный кодекс РФ не устанавливает нюансы правового положения трансгендерных людей. Таким образом, в России возможны фактические однополые браки, которые юридически признаются государством разнополыми в виду непризнания им факта коррекции пола одним из супругов. Также остаётся открытым вопрос о статусе брака, после заключения которого один из супругов изменил юридический пол.

Российские граждане могут зарегистрировать однополый брак в некоторых странах, чьи законы позволяют это для иностранцев. Согласно статье 158 Семейного кодекса РФ, заключённые за границей браки признаются в России, если это не противоречит статье 14, в которой содержится запрет на брак между близкими родственниками, усыновителями и усыновленными. В результате признание однополых браков в России остается дискуссионным вопросом среди юристов. Некоторые из них рассматривают в этом правовую коллизию, в результате которой иностранные однополые браки в России могут признаваться. Другие юристы и власти ссылаются на статью 167, которая указывает: «Нормы иностранного семейного права не применяются в случае, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. В этом случае применяется законодательство Российской Федерации». Таким образом, они утверждают, что заключённые за рубежом однополые браки в России не признаются. Де-факто такие случаи имеют место.

Известен случай, когда однополая пара (брак заключен за рубежом) получила в России туже налоговую льготу, что и разнополые супруги. 5 июня 2020 года Игорь Кочетков получил налоговый вычет от Федеральной налоговой службы Российской Федерации на страхование здоровья своего супруга Кирилла Федорова, с которым заключил брак в США в 2017 году.

Права супругов в России и возможные альтернативы

В результате официальной регистрации брака супруги в России автоматически приобретают ряд имущественных и неимущественных прав. Только некоторые из них ограниченно могут быть отрегулированы и в однополой семье путём заключения различных договоров и соглашений. Большая сложность подобных манипуляций и невозможность оформить таким способом целый ряд правоотношений подвергается критике активистов, которые расценивают это как дискриминацию.

В отношении права собственности зарегистрированные супруги по умолчанию обладают общей совместной собственностью. Эта подразумевает, например, что при мелких сделках с совместным имуществом один супруг может не предоставлять доказательства согласия второго, подразумевая его по умолчанию. При разводе совместная собственность делится судом между супругами с учётом вклада неработающего супруга, занимавшегося ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей и т. д. Договорным путём режим общей совместной собственности установить невозможно, однако однополые пары могут путём заключения договора установить режим общей долевой собственности, оговорив при этом особые возможности распоряжаться имуществом и его разделения в случае расторжения.

В браке при определённых обстоятельствах (нетрудоспособность, нуждаемость, беременность, уход за ребёнком и т. д.) автоматически возникает право одного супруга на материальную поддержку со стороны второго супруга (алименты). Однополые пары могут заключить определённые соглашения, воспроизводящие аналогичные обязательства.

В случае смерти одного из супругов факт заключённого брака даёт право пережившему супругу на автоматическое наследование имущества по закону. Согласно российским законам, однополые пары могут составить завещание, по которому переживший партнёр будет наследовать имущество.

Жилищные отношения регулируются жилищным правом, согласно которому силу имеют и фактические семейные отношения, таким образом однополые партнёры в судебном порядке могут быть признаны фактической семьёй.

Другая группа брачных прав — неимущественные. Так, супруги по факту заключения брака автоматически могут брать совместную фамилию. Право на имя в однополой семье может быть реализовано путём процедуры смены фамилии. Супруги по умолчанию имеют право на информацию о здоровье супруга и посещение его в больнице. В ситуации с однополой семьёй пациент, будучи в сознании, имеет право указать круг лиц, которым будет сообщаться информация о его здоровье и которые могут его навещать.

В случае признания одного из супругов недееспособным по состоянию здоровья другой супруг имеет право стать опекуном. В случае однополой семьи при заранее составленном специальном документе один из партнёров может настаивать на назначении его опекуном, а в случае отказа органа опеки может пытаться оспорить это в суде.

Супруг в случае смерти своего партнёра имеет право на распоряжение его телом и решение вопроса о захоронении. В однополых парах эти права могут быть отрегулированы путём заранее составленного «волеизъявления о достойном отношении к своему телу после смерти».

Согласно российскому законодательству супруг может усыновить биологического ребёнка своего супруга. Также состоящая в браке пара может усыновить (или взять под опеку, попечительство, патронат, в приёмную или гостевую семью) ребёнка, оставшегося без родителей. Не состоящие в браке пары не имеют права на совместное усыновление или приёмное родительство. При этом данные права признаются за гражданином индивидуально.

В России де-факто существуют однополые семьи, в которых воспитываются дети. В соответствии с российским законодательством только один партнёр в такой семье может быть признан родителем (либо как биологический родитель, либо как усыновитель) или приёмным родителем. При этом фактически воспитание и содержание ребёнка однополая пара может осуществлять совместно. Согласно закону, сексуальная ориентация не является основанием для отказа в усыновлении, опеке или патронаже, однако на практике гомосексуалы могут сталкиваться с этим. Теоретически однополая пара может одновременно стать опекунами ребёнка, если он не является биологическим ребёнком одного из них.

Лишь некоторые права ребёнка и фактического родителя могут быть воспроизведены в однополых семьях. Имущественные взаимоотношения, связанные с содержанием ребёнка, могут быть отрегулированы партнёрами в гражданско-правовом соглашении. Но неимущественные аспекты (право на участие в воспитании, право видеться с ребёнком) не поддаются договорному регулированию. При этом проблемы в случае смерти, тяжелой болезни, длительного нахождения в отъезде юридического родителя могут быть решены путём подачи в органы опеки и попечительства заявления, в котором юридический родитель указывает своего партнёра в качестве будущего опекуна ребёнка.

Сексуальная ориентация также не является законным основанием для ограничения доступа к вспомогательным репродуктивным технологиям, но при этом в ряде случаев у однополых семей возникают проблемы с установлением родительства ребёнка.

Однако целый ряд прав, которыми пользуются люди, официально зарегистрировавшие брак, недоступен для однополых семей. Так, например, у однополых партнёров нет возможности на реализацию права не свидетельствовать против супруга или близкого родственника, поскольку закон не признаёт их таковыми. Однополые семьи не имеют прав на целый ряд налоговых льгот, доступных супругам и близким родственникам: освобождение от налогообложения доходов, полученных по договору дарения, социальные налоговые вычеты из сумм, потраченных на лечение супруга и т. д. Однополый партнёр не имеет прав на компенсацию его переезда и обустройства на новом месте жительства при переезде другого партнёра на работу в другой регион. Право на возмещение ущерба, полученного в результате смерти кормильца, также не предоставляется однополому партнёру умершего.

В Российской империи

Исторические исследования показали, что уже в начале XX века в Российской империи некоторые однополые пары могли подписывать между собой некое подобие брачного договора. Например, жившие вместе и ведшие совместное хозяйство Николай Поляков и Степан Минин полагали, что подобное соглашение «будет наиболее тесным звеном связи» между ними. Они прожили друг с другом 26 лет вплоть до 1933 года, когда стали жертвами сфабрикованного дела о «ленинградской контрреволюционной организации» гомосексуалов

В Советской России

О. А., заключившая с женщиной брак в СССР.

Ольга Краузе.

После свержения в России монархии и прихода к власти коммунистов уголовное преследование однополых отношений было отменено, а в самой стране начался процесс эмансипации гомосексуальных людей.

В начале 1922 года в Советской России прошел громкий судебный процесс. Некая жительница Ленинграда Евгения Федоровна М., выдавая себя за мужчину и подделав мужские документы, заключила брак со своей возлюбленной С. Вскоре власти раскрыли обман и возбудили против женщин дело, обвинив их в «преступлении „против природы“». Однако в суде дело развалилось и Народный комиссариат юстиции постановил считать брак «законным, как заключенный по обоюдному согласию». Пара осталась жить вместе, Евгения даже смогла усыновить ребёнка С. Данный случай стал предметом рассмотрения и дискуссии среди юристов СССР того времени о правах гомосексуальных людей.

После прихода к власти Сталина в Советском Союзе началась консервативная реакция. Однополые контакты между мужчинами были объявлены преступлением, а основной ролью женщины в обществе снова были провозглашены ведение домашнего хозяйства и деторождение. О борьбе за признание права на брак между людьми одного пола в такой обстановке речи быть не могло. Но фактические однополые семьи продолжали существовать, и даже иногда совершали попытки регистрации. Например, в 1965 году некая О. А., подделав паспорт на имя мужчины (Андрея Ивановича), заключила брак с женщиной и совместно с ней воспитывала детей. В 1970-х годах в Ленинграде таким же образом зарегистрировала брак с возлюбленной и поэтесса Ольга Краузе.

В современной России

В начале 1990-х годов гей-лесби-активисты Евгения Дебрянская и Роман Калинин создали Либертарианскую партию, выступавшую с различными громкими радикальными инициативами, среди которых значилось и предложение по узакониванию однополых браков.

12 апреля 1994 года (через год после отмены уголовного преследования однополых контактов) художники Ярослав Могутин и Роберт Филиппини попытались зарегистрировать брак в московском ЗАГСе № 4. Они задумывали это как акцию для привлечения внимания к положению гомосексуальных людей в России и проблеме гомофобии. Однако директор ЗАГСа заявила, что несмотря на то, что она не имеет возражений против брака молодых людей, по закону она не может зарегистрировать их. Данное событие получило широкое освещение в российской и зарубежной прессе. При этом российские СМИ в основном опубликовали сочувственные статьи. В дальнейшем тема однополых браков полемизировалась внутри российского ЛГБТ-движения. Ряд активистов отмечали, что на фоне серьёзной гомофобии общества штамп в паспорте может стать причиной агрессии против его владельца при предъявлении документа (например, в больнице или при устройстве на работу).

В 2001 году огласку получила регистрация в Германии союза поэта Андрея Дитцеля и Олега Любинского. Статья об этом событии в газете «Комсомольская правда» вызвала критику со стороны правозащитников, которые, однако, отметили, что, несмотря на гомофобные пассы журналиста, в голосовании на сайте 66% читателей высказались в поддержку однополых браков.

«Нигде, ни на Востоке, ни на Западе, не смотрели так легко, как в России, на этот гнусный, противоестественный грех»

Сложно поверить, но когда-то Западу было чему поучиться у России в вопросах толерантности. К 14-му веку в большинстве европейских государств «содомия» каралась смертью. Русь в это же время отличалась завидной терпимостью к приверженцам однополой любви.

«Друг в друга совокупление», «с ближним игра до истекания семени», – православная церковь признавала мужеложество грехом, но не принимала никаких серьёзных мер для борьбы с ним. Наказание за совокупление мужчин друг с другом впервые появилось в Стоглаве 1551 года. Он требовал от «содомитов» лишь покаяния и исправления.

Многие иностранные путешественники и дипломаты, посетившие Русь в 15-17 веках, удивлялись широкому распространению гомосексуальности во всех слоях русского общества и терпимому к нему отношению. Сам Иван Грозный любил устраивать шумные пиры с переодетыми в женскую одежду юношами. «Искорениши злое сие беззаконие прелюбодеяние», – писал царю его духовник Сильвестр, призывая Грозного удалить из окружения «содомитов».

При Рюриковичах и первых Романовых гомосексуальность считалась скорее шуткой, нежели преступлением. Исследователи полагают, что распространение в Древней Руси мужеложества и связанных с ним «забав» – это отпечаток языческого прошлого, когда к оргиям и нерепродуктивным половым актам относились лояльно. Слабые институты ранней православной церкви не смогли совладать с древними обычаями, как и выгнать из крестьянских изб домовых с языческой родословной.

Здесь, в России, таким отвратительным преступлением просто шутят, и ничего не бывает чаще, чем публично, в шутливых разговорах один хвастает грехом, иной упрекает другого, третий приглашает к греху; недостаёт только, чтобы при всём народе совершали это преступление.

Юрий Крижанич
хорватский католический священник, проживал в России с 1659 по 1677 год

Гомосексуалы допетровской эпохи «жёнам позавидев, мужское своё лицо на женское претворяеши»: брили бороды, натирались лосьонами и мазями, пользовались румянами и духами. В 17-м веке протопоп Аввакум отказался благословить сына воеводы Василия Шереметева «Матфея бритобрадца».

На миниатюре 17-го века клиенты бань изображены с бородами, а банщики без. Это может косвенно указывать на то, что мужская проституция в общественных банях зародилась уже в то время

Гомосексуальность и коммунизм

После Февральской революции 1917 года Временное правительство отменило уголовное наказание за мужеложество. В УК РСФСР 1922 и 1926 годов его тоже не было.

Ранняя Советская власть относилась к гомосексуалам двойственно. С одной стороны, большевики провозгласили «сексуальную революцию» и выступали за либерализацию половых отношений: их первые декреты легализовали аборты, гражданский брак и упростили процедуру развода. С другой, считали гомосексуальность болезнью изнеженных буржуа, которой нет места в здоровом социалистическом обществе. Это противоречие отразилось на отношении новой власти к сексуальным меньшинствам.

Гомосексуальная субкультура в 1920-е годы продолжала существовать в Петрограде-Ленинграде, Москве, Одессе, Ростове-на-Дону и других крупных городах. Новая власть следила за порядком в общественных банях, поэтому центрами мужской проституции стали исключительно общественные туалеты.

Московские гомосексуалы по-прежнему ходили на Бульварное кольцо, легкодоступные солдаты и матросы искали клиентов перед Большим театром. Вначале 1920-х в городе образовался поэтический кружок «Антиной», участники которого снимали помещение в кафе «Синяя птица» и зачитывали друг другу стихи о мужской красоте.

Площадь Большого театра Фото из фотоальбома «Москва 1920-х», изданном в Германии

Гомосексуалы Петрограда собирались в тех же местах, что и при царе. До лета 1933 года они встречались на бульваре Профсоюзов (бывшем Конногвардейском), но после нападения толпы краснофлотцев переместились к площади Островского и в пивную на проспекте Володарского.

В Таврическом саду можно было найти самых дешёвых клиентов из рабочей и армейской молодёжи. Быстро гомосексуалы облюбовали новый (построенный в 1933-м) общественный туалет у Московского вокзала, где по выходным собиралось до двухсот сторонников однополой любви.

Зайдя в любую общественную уборную, бросаются в глаза надписи сделанные педерастами об их готовности служить для общего пользования где и как угодно. Надписи подкрепляются соответствующими им рисунками. Здесь же указания — приди тогда-то и туда-то.

Лев Лисенко
петроградский гомосексуал

Отсутствие наказания за мужеложество не гарантировало безопасность: в январе 1921 года петроградская милиция произвела рейд на квартиру, где 95 красноармейцев устроили костюмированную свадьбу. Летом 1933-го спецслужбы провели серию облав и арестовали несколько сотен гомосексуалов в Москве и Ленинграде.

За неимением уголовной статьи за мужеложество арестованным вменялось развращение рабочей молодёжи и создание сети контрреволюционных организаций. Гомосексуальность присуща исключительно эксплуататорским классам, поэтому любые его проявления в социалистическом государстве связаны с контрреволюцией – такова была логика советских функционеров.

Весной 1934 года однополая мужская любовь снова стала преступлением. Статья 121 УК СССР распространялась на все советские республики и гласила, что добровольная половая связь между мужчинами карается лишением свободы до пяти лет.

«Сексуальная революция» и ликвидация прежних брачно-семейных отношений ожидаемо привели не к коммунизму, а снижению рождаемости и росту проституции. В Ленинграде количество абортов на тысячу населения с 1924 по 1928 год выросло в шесть раз. В Москве в 1930-х абортов было вдвое больше, чем рождений.

В середине 1920-х – начале 1930-х годов гордый социалистический город напоминал огромный бордель: по улицам блуждали пьяные солдаты и рабочие, на каждом углу возникали драки, нищие делили с проститутками «места под солнцем». К снижению рождаемости, моральному и материальному обнищанию города привёл ужасающе низкий уровень жизни. Но советская власть решила бороться со следствием, а не причиной.

Произошёл консервативный разворот: вслед за криминализацией гомосексуальности, в 1936 году запретили аборты. Тогда же усложнилась процедура расторжения брака, а развод делал человека «политически неблагонадёжным» – быть холостым или состоять в гражданском браке становилось невыгодно и даже опасно.

Сталинская политика начала 1930-х нацелилась на создание традиционной патриархальной семьи, главная функция которой – воспроизводить потомство. Борьба сексуальностью развернулась в полную силу. В 1936-м году Дмитрия Шостаковича обвиняли в том, что музыка в опере «Леди Макбет Мценского уезда» слишком напоминает скрип кровати. В 1950-х Лениздат отказался напечатать репродукцию Венеры Милосской, объявив это порнографией.

Уже к 1960-м годам любая нагота воспринималась советским человеком негативно. «Бабы как взглянули, так и заплевались: картина изображала обнажённую женщину. – Ой, ой, чего и не нарисуют. Уж голых баб возить начали! Что дальше-то будет?», – реагировали селянки на картину Рубенса «Союз Земли и Воды». Школьные учителя, приводившие учеников в Эрмитаж, старались заслонить голые части тела на картинах.

Гетеросексуальный мир подвергался унификации, поэтому о гомосексуальности нечего было и говорить. Этот «классово чуждый» элемент ассоциировался не только с враждебной большевикам проституцией, но и не имел репродуктивного значения – а значит, подвергался порицанию и искоренению.

В мае 1934 года в «Правде» и «Известиях» Максим Горький опубликовал статью «Пролетарский гуманизм», в которой назвал гомосексуальность социальным преступлением, развращающим молодёжь, и сравнил его с фашизмом. Из сборников произведений древнеримского поэта Марциала на русском языке убирались стихотворения с упоминанием педерастии и орального секса. В стихах арабских авторов любовные послания мальчикам переадресовывались девушкам.

Пропагандируя традиционные семейные ценности, советская пресса рисовала гомосексуалов извращенцами и преступниками. Любой свободный общественный дискурс попал под запрет, так как мог помешать правительственной дискредитации однополой любви.

В Советском государстве гомосексуальность официально считалась трудноизлечимой или вовсе неизлечимой болезнью. «Г. является одним из проявлений выраженного психического расстройства», – гласило второе издание Большой Советской Энциклопедии 1957 года. Похожая точка зрения обсуждалась и в Российской империи, но всегда являлась предметом дискуссии.

Пропаганда работала – не имея доступа к альтернативным точкам зрения, советские люди стали относиться к гомосексуалам враждебно. Они становились «нерукопожатными», их обвиняли во всех бедах: от распространения венерических заболеваний до роста бандитизма в городах. Гомосексуалам стало тяжело попасть в партию, их исключали из комсомола и старались не брать на работу.

Слово «педераст» превратилось в оскорбительное, и нагляднее всего это иллюстрирует реакция Никиты Хрущёва на работы советских художников-авангардистов в 1962 году. «Что это такое? Вы что – мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать?», – кричал секретарь ЦК КПСС, подразумевая под гомосексуальностью что-то маргинальное и ненормативное.

Возмущённый Хрущёв на выставке авангардистов в Манеже

Так закалялась российская гомофобия: именно в СССР отношение к гомосексуалам из снисходительно-брезгливого переросло в агрессивно-озлобленное. Усугубил ситуацию ГУЛАГ, который одновременно способствовал распространению гомосексуальности и воспитывал к нему ненависть.

В среде заключённых исправительно-трудовых лагерей сложилась субкультура, основанная на господстве и подчинении. Изнасилованием «актив» подкреплял свою власть и статус, а «пассив» лишался мужского достоинства и оказывался в касте «опущенных». Выбравшись из лагерей, криминальная культура вошла в быт обычных людей. Гомосексуалы автоматически ассоциировались с «петухами» и не могли требовать к себе уважения.

Скажем, привели отряд в баню. Распоряжающийся вор обводит всех оценивающим взглядом. Решает: «Ты, ты и ты — остаётесь на уборку», — и нехорошо усмехается. В предбанник с гоготом вваливается гурьба знатных воров. Они раздеваются и проходят туда, где только что исчезли наши ребята. Отряд уводят. Поздним вечером ребята возвращаются заплаканные и кучкой забиваются в угол. К ним никто не подходит. Участь их определена.

очевидец об изнасилованиях в ГУЛАГе

Точное число осуждённых по 121 статье в сталинскую эпоху установить невозможно: большинство архивных материалов всё ещё засекречены. Дела многих гомосексуалов рассматривали во внесудебном порядке. Других проводили по контрреволюционной статье.

По официальным данным, в 1961-1981 годы в СССР вынесли 22 163 приговора за мужеложество, из них 14 695 в РСФСР. С 1987 по 1991 год – 3148 приговора. В разы больше, чем за последнюю треть 19-го века.

Необходимость декриминализации гомосексуальности обсуждалась в середине 1970-х, но к мнению авторитетных учёных никто не прислушался. В конце следующего десятилетия вопрос о «голубых» регулярно поднимался в прессе, но безрезультатно.

СССР так и не отказался от своих принципов – уголовное наказание за гомосексуальность отменили только в 1993 году. В определённой степени на это повлияло общественное давление, но ведущую роль сыграла необходимость вступления России в Совет Европы.

Казалось, смутные времена прошли – попрощавшись с тоталитарным прошлым, новое государство вступило на путь равноправия и демократии. В 2013 году иллюзии рассеялись: появился закон о запрете гей-пропаганды среди несовершеннолетних, фактически запрещающий секс-меньшинствам самовыражаться.

Четвёртого июля вступили в силу поправки в Конституцию, одна из которых характеризует брак исключительно как «союз мужчины и женщины». Закреплённая в главном законе страны, эта мера разрушила надежды ЛГБТ-сообщества на заключение брака в России. По крайней мере, при действующей власти.

Источники

  • https://zakonguru.com/semejnoje/odnopolye-braki-2.html
  • https://yurist-advokat812.ru/stati/semeynoe-pravo/odnopolye-braki-v-rossii-s-tochki-zreniya-prava/
  • https://www.gq.ru/society/pride-what-is-it-usa-europe
  • https://topcafe.su/stil-zhizni/otnosheniya/strany-dlya-lgbt.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8B%D0%B5_%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B8_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
  • https://tjournal.ru/stories/191391-sudba-gomoseksualnosti-v-rossii-ot-drevnerusskoy-zabavy-do-ugolovnogo-prestupleniya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
reallylove
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: