Патриархат — это

Патриархат

Патриархат в семье предполагает авторитете и единовластии мужчины. Многие исследователи считают, что история человечества изначально складывалась как история патриархата (мужского доминирования).

Так, английский социолог Э. Гидденс писал, что большинство известных обществ являлись патриархатными, хотя имеются различия в степени патриархатности и вариации власти мужчин.

«Хотя роли, которые играют в различных культурах мужчины и женщины, могут существенным образом различаться, до сих пор не обнаружено такое общество, в котором женщины обладали бы большей властью, чем мужчины»

Всеобщая распространенность патриархата, по мнению исследователя, обусловлена не господством мужской физической силы, а в первую очередь материнскими функциями женщин, ввиду того, что роды и уход за детьми делают женщин реально зависимыми от мужчин во всех отношениях, в том числе и в материальном.

Истоки патриархальной семьи

В Древнем Риме, Греции, Египте право на наследство передавалось по мужской линии. Женщина во времена патриархата оставалась хранительницей рода.

В современном православии патриархальный уклад, изменился, но основы остались прежними. Возможно, для кого слово «патриарх рода» звучит, как сочетание, относящееся к древности, однако, это не так. Счастливо то семейство, в которой главенствует мужчина. Первоначально Бог создал патриархальную семью, где мужчина играл главенствующую роль, оставался добытчиком и защитником.

Патриархальная семья — тип семейных отношений, где последнее слово принадлежит мужчине.

В патриархальной семье под одной крышей живут несколько поколений

Логично, что если существовал патриархат, тогда был и матриархат. Матриархат возник в период охраны, рождения детей, продолжения рода, но продлился он недолго, род мог существовать при организации добычи и защиты.

История

Большинство ученых уверяют, что все существовавшие ранее цивилизации были только патриархальными. Есть и те, которые утверждают, что во времена неолита и палеолита (5-7 тыс. лет до нашей эры) общество являлось гендерно равноправным.

Некоторые считают, что патриархату предшествовал матриархат, то есть главенствующая роль отдавалась женщине.

Но с этим утверждением согласны не все ученые, поскольку считают, что доминирование мужчины – это природный феномен, который и должен определять суть отношений во все времена и во всех нациях. Философ и социолог Гидденс считал, что различия в доминировании безусловно были, но никогда не было того, чтобы женщине принадлежала полностью власть.

Объясняется это тем, что главным предназначением женщины считается рождение детей, уход за ними. Женщины становятся зависимыми материально и физически от мужчин.

Биологическая теория возникновения патриархата

Свидетельства других приматов о мужском сексуальном принуждении и женском сопротивлении этому указывают на то, что сексуальные конфликты интересов, лежащие в основе патриархата, предшествуют появлению человеческого рода. За доминантное, агрессивное и сексуальное поведение отвечает гормон тестостерон, в среднем у взрослых мужчин уровень тестостерона примерно в 7—8 раз выше, чем у взрослых женщин. Поскольку метаболизм тестостерона у мужчин больше, суточная выработка у мужчин примерно в 20 раз выше. Есть две теории о роли тестостерона в агрессии и конкуренции среди мужчин. Первая гипотеза Challenge гласит, что тестостерон будет увеличиваться в период полового созревания, способствуя тем самым репродуктивному и конкурентному поведению, которое будет включать агрессию в результате эволюции. Таким образом, это проблема конкуренции в отношении тестостерона среди мужчин этого вида, которая способствует агрессии и насилию. Проведённые исследования выявили прямую корреляцию между тестостероном и доминированием, особенно среди наиболее жестоких преступников в тюрьме, которые имели самые высокие уровни тестостерона. В том же исследовании также было установлено, что отцы (находящиеся вне конкурентной среды) имели самый низкий уровень тестостерона по сравнению с другими мужчинами. Вторая теория также похожа и известна как эволюционная нейроандрогенная (ЭНА) теория мужской агрессии. Тестостерон и другие андрогены эволюционировали, чтобы быть конкурентоспособными даже в том случае, если они представляют опасность для причинения вреда другим. Таким образом, люди с повышенными показателями маскулинности в результате пренатальной и взрослой жизни тестостерона и андрогенов повышают свои способности приобретения ресурсов, чтобы выживать, привлекать самок и как можно больше взаимодействовать с товарищами. Таким образом, преступность можно рассматривать как крайнюю форму адаптации для получения статуса и получения дополнительных ресурсов. Многие другие исследователи согласились с этим и заявили, что преступное поведение является выражением конкуренции между мужчинами в спаривании и поиске ресурсов, поскольку существует огромная взаимосвязь между преступниками и отцовскими детьми в более молодом возрасте.

Из этого, в теории, следует что тестостерон стимулирует доминантное, агрессивное поведение, поэтому большинство насильственных преступлений совершается мужчинами. Более того такие атрибуты как борода и низкий голос (которые также развиваются из-за выработки тестостерона), вероятно появились для более успешного конкурентного поведения мужчин, так как мужчины с бородой и низким голосом считаются более доминантными по сравнению с чисто выбритыми мужскими лицами и высокими голосами, а значит имеют больше шансов получить высокий статус, и увеличить свой репродуктивный успех.

В феминизме

В большинстве феминистских теорий патриархат воспринимается не только как философское понятие, но носит ещё и черты этических ориентиров — рассматривается как несправедливая социальная система, подавляющая женщин и ограничивающая их социальные роли под набор определённых критериев. Согласно феминизму, происходящее в патриархате — это конструирование различий между маскулинностью и фемининностью является политическим различием между свободой и подчинением. Как правило, феминизм описывает патриархат как социальный конструкт, который можно преодолеть при помощи критического анализа его проявлений. И поскольку понятие патриархата остаётся философским, то идеология пытается осмыслить его в разных выгодных целях, преследуемых объединёнными в движение людьми. Так провозглашается, что одной из ключевых проблем патриархата является то, что он стирает личностные качества как женщин, так и мужчин, вгоняя их в рамки «женственного» и «мужественного» поведения. При этом гегемонная маскулинность основывается на насилии и признании, выступая в патриархальном обществе желаемым «нормативным» образцом и идеалом маскулинности. К токсичной маскулинности относятся формы мужского поведения, причиняющие вред обществу (например, мизогиния, гомофобия и т. п.). В результате такой трактовки ключевых проблем патриархата возникают множественные к ней дополнения, позволяющие конструировать философские воззрения, декларирующие существование в обществе систем, ориентированных на дискриминацию людей на основе пола.

Гетеропатриархатом в феминистской теории называется социально-политическая система, при которой цисгендерные гетеросексуальные мужчины имеют преимущество над другими гендерами и сексуальными ориентациями.

Основные характеристики

Для классического патриархального брака присуще:

  • патрилинейность. Наследование осуществляется только по мужской линии. Речь идет как о материальных ценностях, так и о социальном положении;
  • моногамия. В патриархальном браке у мужа одна жена, у жены – один муж. Однако есть исключения, в мусульманских странах многоженство считается законным, но при патриархате ни в одной культуре нельзя встретить многомужество;
  • многопоколенные семьи. Этот признак считается основным, вместе могут проживать до трех поколений, но главенствующая роль принадлежит старшему мужчине.

В патриархальной семье мужчина является:

  • добытчиком;
  • кормильцем;
  • главным распорядителем денежных средств;
  • хозяином.
Родительская власть отца не подлежит обсуждению. Мужчины наделены всеми правами, чего нельзя сказать о женщине. Женщине в семье отводится роль воспитательницы детей, она создает уют и комфорт, живет во взаимопонимании с мужем, сохраняя прочность семейного союза.

Отличительные черты патриархальной семьи

  1. Патриархальный уклад характеризуется патрилинейностью, когда наследие, титул, положение в обществе передается по мужской линии.
  2. Патриархальному обществу свойственны только два вида семейных отношений.
  3. При моногамии мы наблюдаем картину — один муж и одна жена, при полигинии — муж и несколько жен.
  4. Основным признаком патриархальности является наличие многих поколений родных людей, живущих в одном поместье. Три-четыре поколения живут под одной крышей, при этом все управление принадлежит старейшему мужчине рода или семейному совету.

Мудрый управитель развивал хозяйство, руководил с умом, направляя жизнь дома в «мирное русло» и не вмешиваясь в женские дела. Большак или домостроитель — так называли славяне главу рода, подчеркивая его положение.

Основным недостатком таких отношений является гиперответственность каждого члена рода, часто приводящая к пониженной самооценке.

Важно! Огромным плюсом патриархальных отношений можно назвать отношение к старикам в этом доме, где не может быть брошеного ребенка, и все проблемы решаются миром, всем семейством.

Плюсы и минусы

В патриархальных семьях жена полностью посвящает себя дому, детям и мужу. Решать совместно с супругом семейные вопросы у нее нет права. Мужчина один принимает все решения, не интересуясь мнением супруги.

В семьях с таким укладом женщины не могут даже и думать о работе или карьере, а это в наше время очень важно, ведь таким способом женщина показывает свои личностные качества, общается с интересными для нее людьми и занимается любимым делом.

Занимаясь домашним бытом и детьми, женщина не может получить должного образования. Она не имеет возможность расширять свои знания и жить полноценной жизнью. Финансово женщина полностью зависима от мужа, у нее не может быть личных денег и все совершаемые покупки она обязана обсуждать с мужем.

Если ответственность в семье лежит на муже, то жена и дети должны быть спокойны за свое финансовое благополучие, женщине не приходится думать о том, чем накормить мужа и детей. Дети, которые растут в патриархальных семьях, видя как глава семьи заботится о них, берут пример ответственности за своих близких.

Настоящие мужчины вырастают именно в патриархальных брачных союзах.

Патриархальная семья

Патриархальная семейная община состояла из 3-5 поколений ближайших родственников по отцовской линии, потомков одного предка, с женами мужчин данной группы. Она могла включать до 200—300 человек. Её жизнью руководит семейный совет. Повседневным трудом в ней распоряжается «старший», а женским хозяйством, в которое «старший» не имеет права вмешиваться, распоряжается «старшая». Их положение пожизненно. Имущество семейной общины неделимо и неотчуждаемо. Такая патриархальная семейная община постепенно перерождается в отцовскую большую семью с неограниченной властью отца.

Ранее считалось, что исторически патриархальная семья — это форма семьи, сменившая матриархальную семью. Однако большинство современных исследователей считает, что патриархат господствовал и на ранних стадиях развития человеческого общества.

Патрилинейность связана с правом мужчины на детей, правом распоряжаться ими по усмотрению мужчины-отца (патриарха), в отличие от аналогичного права женщины-матери при матриархате.

Многие древние и современные явления в патриархальных обществах воспринимаются сегодня как недопустимые. В некоторых культурах, например, жена считалась «собственностью» мужа. Поскольку жена являлась имуществом мужа, а дочь являлась имуществом отца, у многих народов сам брак представлял собой «покупку» невесты женихом у её отца с уплатой ему стоимости женщины — так называемый «выкуп невесты» (калым). У некоторых народов женщина теряла свое имя и называлась по имени мужа (у венгров женщина до сих пор, выходя замуж, берет не только фамилию, но и имя своего мужа). Выйти замуж можно было лишь раз в жизни для женщины, однако на мужчин данное правило не распространялось. После смерти мужа вдовы оставались не нужными обществу, так как не могли больше выйти замуж, и часто должны были последовать в мир иной за супругом. Практика жертвоприношений вдов до сих пор существует в Индии (сати), подобные обряды наблюдались в Китае, у древних германцев и славян. Работать вне дома или учиться в некоторых патриархальных обществах женщинам считается нежелательным или запрещается.

Взгляды на патриархат в разных культурах могут сильно отличаться. С уверенностью можно говорить лишь о праве мужчины на принятие окончательного решения, в частности в спорных семейных вопросах.

Патриархат не исключает сохранение за женщиной полного права совещательного голоса — отличительная черта многих современных патриархальных семей.

Патриархальное устройство семьи: что это такое (определение)

Подобная ячейка общества, которой присуще сохранение крепких родственных связей с другими поколениями – это группа людей, состоящая из мужа, жены и детей.

В таких союзах главную роль играет мужчина: он принимает решения, обеспечивает жену и детей всем необходимым и имеет право последнего слова.

Рассмотрим, чем был обусловлен патриархат в прошлом и почему в некоторых браках он остается до сих пор.

Во-первых, долгое время в равных условиях больше пропитания для мог достать мужчина. В силу своих повседневных занятий женщина вряд ли могла ходить на охоту или же трудиться на рудниках. Раз муж приносит домой еду и обеспечивает детей – то ему и достанется право голоса при всех важных решениях.

Во-вторых, одной из причин является переход от традиционного к индустриальному обществу. Кто мог больше работать на производстве? Правильно, мужчины. Специфика отношения к женщине не могла ей позволить главенствовать. В то время даже образование для «слабого» пола было практически невозможным. Только дамы высших сословий могли пройти обучение, если имели на это желание.

Вначале 20 века женщины открыто начали бороться за свои права. Не зря мы отмечаем Международный женский день именно 8 марта – в этот день в 1908 году в Нью-Йорке состоялся первый митинг о равноправии.

На сегодняшний день в России, по данным статистики, превалирует традиционный тип семьи над партнерским – многие считают, что уважать мужчину, давать ему главенствующую роль в браке – это значит уважать историю прошлых поколений.

Признаки и характеристики традиционной патриархальной модели семьи

Давайте посмотрим, что характерно для брака подобного типа. Так как формулировки черт встречаются во многих учебниках размыто, мы подготовили для Вас наиболее полный список:

  • Мужчина – носитель морального авторитета, а потому отвечает и за честь рода.
  • Общество не осуждает и охраняет право «собственности» мужа над женой.
  • Мужчина практически полностью несет ответственность за женщину и детей.
  • Муж материально обеспечивает жену.
  • Родители прививают детям с раннего возраста любовь к труду и ответственность за свои поступки.
  • Глава чтит и уважает супругу, а она – его.

Патриархат имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако при всех недостатках плюсы перевешивают – разводов в таких браках практически нет, дети и старики всегда находятся на обеспечении, так как это считается одной из традиций подобного общества.

Характерные черты семьи патриархального типа поможет проследить следующий красноречивый пример.

Ни для кого не секрет, что пара Никиты и Татьяны Михалковых считается очень крепкой – еще бы, более 40 лет в браке, дети, внуки. Сегодняшнему поколению есть чему поучиться у старшего. Статный, волевой характер Никита показал своей будущей жене еще на первом свидании. На тот момент юная Таня работала манекенщицей и всерьез подумывала о карьере модели. На их встречу девушку собирал целый коллектив подруг – она ярко накрасилась, сделала достаточно вызывающую прическу. Как только Никита ее увидел, сразу же повел особу в туалет умываться.

Однако Татьяну подобное поведение далеко не оскорбило, оно заставило убедиться ее в том, что Никита видит в ней не только красивую внешность, но и богатый внутренний мир. После свадьбы Михалков настоял на том, чтобы жена бросила модельную карьеру и занялась домашним очагом, – Татьяна уступила.

Данный пример показывает, что властный, сильный и придерживающийся традиций мужчина, способен создать крепкий долголетний союз. Однако на этом примеры не заканчиваются. Мы рассмотрим еще несколько знаменитых браков, но чуть позже.

Виды патриархального устройства семьи

Наши наблюдения позволили выделить следующие типы традиционных союзов по степени расстановки сил:

С жестким контролем

В такой ячейке ничего не делается без ведома мужа – что ни скажи, всегда должно быть так, как он решит. Этот вид редко когда встречается в настоящее время, так как был распространен в 18-19 веке. Сейчас тотальный контроль встречается разве что в очень религиозных союзах, в том числе и мусульманских, или в странах третьего мира.

Уважение и почитание мужчины

Такую позицию отстаивает наша православная церковь. Женщина тоже имеет свой вес в истории, однако главенствующую позицию героя и защитника всегда выполняет мужчина. Такой брак гармоничен сам по себе, так как выполняет свою функцию – воспитание гармоничной личности в спокойной обстановке.

Власть мужа может распространяться не на все сферы жизни.

Тогда семьи, в которых царит частичный патриархат, делятся на:

  • те, в которых мужчина руководит финансовой частью;
  • те, в которых муж отвечает за честь своей жены;
  • те, в которых дети воспитываются мужчиной.

Что значит крепкий традиционный брак, на своем примере могут показать Владимир и Тамара Винокур. Их союз разменял уже 4 десяток – а все начиналось, когда обоим только было за двадцать. Вместе их свела работа, однако, несмотря на ухаживания Вовы, Тамара первое время была непреклонна, на все отвечала отказом. Спустя какое-то время они все-таки сошлись. До брака тоже дело доходило туго, ситуация была до боли смешная: театр, в котором работала Тома, требовал московскую прописку, а потому она предложила любимому человеку… фиктивный брак. Владимир настоял на своем – и вот он, счастливый пример перед нами.

Такие союзы можно отнести по второму типу нашей первой классификации, где мужчина советуется с женщиной, но все же решение принимает сам.

Типы патриархальной современной семьи

  1. Семья, построенная на взаимопонимании доверии, где мужчина является основным добытчиков и кормильцем, а жена — устроительница уюта и комфорта в дома, мудрая воспитательница детей, является самой крепкой и счастливой.
  2. Перебиваясь случайными заработками, мужчина не может обеспечить свою жену и детей всем необходимым, но при этом пытается оставаться для них командиром и руководителем, он обрекает семейное существование на конфликты и ссоры. Нестабильность финансовая и моральная часто приводят к разрыву семейных отношений.
  3. В современном мире возник еще один вариант общения, когда богатый олигарх берет в жены красивую, молодую женщину, обрекая ее на роль Золушки. Ее устраивает финансовое положение, его — наличие красивой жены.

Желание жить под опекой мужчины не означает ущемление женских прав.

Особенности нормы воспитания детей в патриархальной семье

Воспитание детей в в таких союзах принято считать строгим, но справедливым – ребенку с детства прививают ценности современного общества, однако с опорой на уважение предыдущего поколения.

Приведем несколько советов по общению с ребенком, которыми пользуются патриархальные родители.

Я – мужчина, и я никому ничего не должен

– Пьянки, разводы, мамы-одиночки… Семья начала трансформироваться или исчезать?

– В конце пятидесятых возник новый тип семьи – детоцентричная. И до сих пор такая модель существует. Это классическая советская семья. Ребенок должен быть один, максимум два. Цель семьи – причинить счастье ребенку, нанести ему максимальную радость.

– Почему?

– Потому что тебе плохо, мне плохо, пусть хотя бы ребенку будет хорошо.

– А почему плохо?

– Вот смотрите. Вы – женщина, и я сейчас скажу такую фразу: «Я должна быть сильной, жизнь такая, что поделать». Вас трогает это?

– Трогает.

– А сейчас скажу другую фразу: «Но так ведь хочется, чтобы рядом был любящий, заботливый, ответственный, тот, который думает обо мне».

– Но это ведь, в принципе, о партнерстве. Этого всем хочется, и мужчине тоже. Разве нет? Вот вам хочется? Вы – мужчина. Вы должны быть сильным?

– Знаете, на настоящий момент я уже психологически это проработал и скажу сейчас такую фразу: я никому ничего не должен. Лет пять-шесть назад я бы эмоционально отреагировал и сказал бы: «Да!» Сейчас я не боюсь быть слабым, считаю, что не стесняться этой слабости – как раз и есть признак силы, как ни странно. Изображать из себя что-то, чем ты не являешься, – маска.

Я люблю свою жену, я люблю своих детей, я забочусь о них. Меня радует, что рядом со мной есть любящая меня супруга, я чувствую ее заботу, и она меня радует. Каждый из нас проявляет свои сильные качества и поддерживает друг друга в момент слабости, которая может быть у каждого человека. Я имею право быть собой, я развиваюсь, меняюсь, от каких-то слабостей ухожу, приобретаю новые навыки, способности, но у меня нет цели казаться чем-то, чем я не являюсь.

 
Фраза «чтобы рядом был любящий, ответственный, заботливый» – это все-таки женская история, и она из патриархальной семьи. Но в современной женщине чаще всего есть и первая программа, и вторая. «Так хочется, чтобы рядом был любящий, заботливый, ответственный, но жизнь так устроена, что мужчине доверять нельзя, а я должна быть сильной».

Вернемся к шестидесятым. У мужчины в детоцентричной семье сдвиг смыслов произошел еще болезненнее. «Мой отец жил не так, как я, мой дед – тем более. Я не понимаю, как жить. Пусть хотя бы дети станут смыслом жизни». К этому же склоняла политическая идеология. «Мы страдаем для того, чтобы наступил коммунизм и хотя бы наши потомки были счастливы. Все – для ребенка! Все лучшее – детям!» А «причинять счастье» проще одному ребенку. Все ресурсы в него вложить. Поэтому женщины той эпохи делали аборты десятками, убивали своих детей, чтобы сделать счастливым одного. По блату пропихнуть в лучший детский сад, в лучшую школу, потом в университет, потом на хорошую работу. Получается идеальный, послушный ребенок, но не ответственный и не самостоятельный. От младенчества и до пенсии его жизнь определяла мама. Став взрослыми, эти дети не были готовы так расплющиваться в лепешку ради уже своих детей, как их родители.

На рубеже веков общество из индустриального стало постиндустриальным, пришло время информационных технологий. Информационная революция, как и индустриальная в свое время, привела к изменениям в семье. Современная семья стала называться партнерской, супружеской, супругоцентричной, или демократической – в литературе можно встретить разные названия.

– Кажется, эту семью еще можно назвать разумной?

– В чем-то это самая христианская семья – она больше соответствует идеям Нового Завета, где во Христе нет мужеского пола, ни женского: ибо все мы одно во Христе Иисусе (см. Гал. 3, 28). Этот брак является свободным союзом двух свободных личностей, каждая из которых самодостаточна и они в состоянии выжить друг без друга. У каждого хорошее образование, хорошая работа, счет в банке, крутая тачка… Они на равных во всем. Но все же секс все еще остается важной частью жизни, да и врачей кому-то вызвать нужно, если другой упадет в коридоре собственного дома и ногу сломает. Все равно остается актуальным слово Бога «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18) – поэтому люди решают жить вместе.

Но если что-то пошло не так – из патриархальной семьи женщина никуда не денется, она привязана к детям, к хозяйству, к избе, она не обучена жить без мужчины. В детоцентричной семье в конфликтных ситуациях есть достаточно крепкая сцепка – ребенок.

А партнерская семья – слишком легко разлетается. В этом ее слабое место.

– Это хорошо или плохо?

– С моей точки зрения – плохо, ибо сказано: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10, 9), и я как верующий не хочу, чтобы люди разводились. Беда в том, что люди не умеют жить вместе.

– Неправильно делают выбор партнера?

– Что значит выбор? Когда люди женятся и потом что-то идет не так, – первая мысль, которая приходит в голову: не повезло, не того выбрала (не ту выбрал). Благодаря изучению психологии, переосмыслению богословия, библейского в том числе, я могу сказать так: плохих и «не таких» людей не бывает, их не существует в природе.

– Получается, кто угодно может ужиться с кем угодно?

– Любовь важна. Но кто угодно может с кем угодно в том плане, что если тебе человек понравился – ты можешь с ним жить. Не может быть, что ты любишь его, но он – «не такой», и значит, не повезло. Любовь, по определению Эриха Фромма, – это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви. Если оба живут и развиваются, то они точно смогут быть вместе. Каждый день они могут заново открывать себя друг другу, им есть что сказать, чем поделиться, им интересно быть вместе.

Сегодня же люди разводятся сплошь и рядом потому, что не научились самостоятельно развиваться, не знают, к чему стремиться. У женщин и у мужчин инфантилизм проявляет себя по-разному. И одна из причин – потеря традиций. В патриархальной семье традиции передавались из поколения в поколение, потому что образ жизни и хозяйствования с веками менялся не сильно. Горшки и ухваты в крестьянской избе XII века не сильно отличались от горшков и ухватов в избе XVIII века. Патриархальная семья была пронизана бытовыми ритуальными традициями.

Уже при переходе к индустриальному обществу и детоцентричной семье произошел разрыв традиций – изменился образ жизни, прежние обычаи стали неактуальными. При переходе от индустриального к информационному обществу произошел еще один разрыв традиций – поэтому когда сейчас говорят о традиционной семье, ее традиционность заключается только в том, что в ее основе лежит союз мужчины и женщины. Во всем остальном современная супругоцентричная семья давно уже не следует традициям.

Традиционные ценности – что мы имеем в виду

– Часто можно услышать: «Все проблемы от того, что мы ушли от традиционных ценностей», а что такое эти самые традиционные ценности?

– Ценность – это то, через что удовлетворяется потребность. А удовлетворена потребность или нет – мы узнаем благодаря чувствам. Если есть неудовлетворенная потребность – мы испытываем неприятные чувства. И наоборот, если потребности удовлетворены – чувства приятные. Чувства и эмоции – это наша сигнальная система.

В современном мире мы слишком уповаем на свой разум, чувственно-эмоциональная сфера задвинута. Есть такая распространенная проблема, некоторые считают ее главной болезнью XXI века – алекситимия, неспособность осознавать и называть собственные чувства, как следствие – неспособность к эмпатии, к пониманию и приятию чувств других людей. Один не может понять другого, если не понимает, каково ему самому. В близких отношениях чувства, эмоции играют огромную роль. Важно дарить их друг другу.

Через традиционные духовные ценности мы удовлетворяем свои душевные потребности и дарим друг другу приятные чувства.

– Мы хотим от партнера удовлетворения потребностей?

– Люди потому и создают семьи, чтобы жилось лучше, чтобы было больше приятных чувств, которые говорят нам о том, что больше нет этой нужды, той нужды… Если в супружестве мои потребности удовлетворяются хуже, чем если бы я жил один, и оттого у меня много неприятных чувств, – такая семья дисфункциональна, она не выполняет своей основной задачи и обречена на развал, или должна измениться – выйти в функциональность, но над этим нужно взаимно начать трудиться.

– А как трудиться?

– С моей точки зрения, современным людям нужно проходить курсы, как быть мужьями, женами, папами, мамами, подобно тому, как, прежде чем получить права на езду на автомобиле, человек учится на курсах, изучает теорию и практику с инструктором, сдает экзамен в ГИБДД. Людей нужно учить осознавать и называть свои чувства, правильно их выражать, понимать чувства других людей, правильно выстраивать диалог с супругами, с детьми…

– А почему раньше было меньше разводов, хотя люди специально не учились?

– Я уже говорил, что раньше помогали традиции, на уровне быта. Это традиции, воспринятые от родителей: все роли были расписаны, не надо было придумывать, как относиться невестке к свекрови, кто главный – дед или отец. Так вопрос даже не ставился, из поколения в поколение передавались поведенческие паттерны.

– А что у нас сегодня? Психотерапия?

– Гуманистическая психология исходит из того, чтобы сделать лучше самому человеку здесь и сейчас, и чаще всего, если в семье нелады, это можно сделать ценой развода. От современного светского психолога можно услышать фразу: «Ты имеешь право на счастье, разводись». С моей точки зрения, это недопустимая вещь, психолог, как и священник, не должен рекомендовать или даже навязывать людям развод как метод решения семейной проблемы.

– Но ведь мы действительно имеем право на счастье. Для чего страдать, если брак не удался?

– Если у тебя голова болит, это не повод идти к гильотине и отрубать ее. Ампутация – это форма лечения, но не всегда лучшая. В функциональность можно выйти. Мне хорошо, когда мои потребности удовлетворены, мне плохо, когда мои потребности не удовлетворены. Про физические потребности мы знаем: есть, дышать, спать, быть в тепле, не болеть. Потребности есть у души – в безопасности, признании, достижениях, автономии, принадлежности, любить, быть любимым. Если я что-то делаю, я должен понимать, зачем я это делаю.

Для всех людей важен поиск смысла жизни. Потребности, как я уже говорил, удовлетворяются через ценности.

И здесь мы приходим к понятию «традиционные ценности» – любовь, верность, честность, дружба, поддержка, взаимопонимание. Это то, что ищет каждый человек.

И если этого у меня в семье больше, чем когда я жил один, если мои потребности удовлетворяются в этой семье, то зачем я буду из нее уходить. А вот если в семье мне стало менее безопасно, я не чувствую дружбы, поддержки, в мое пространство постоянно вмешиваются или меня постоянно бросают, предают, или если в семье постоянные проблемы с наличием еды, воды, возможности выспаться…

Разве можно починить такую семью?

Если хотя бы один не хочет чинить – невозможно. Если оба хотят – как бы плохо им ни было, – помочь им можно. Брак – это самая лучшая школа любви.

Когда повзрослеет мужчина

– Гендерная революция стирает границы в воспитании мальчиков и девочек?

– Не только я, но и несколько моих знакомых психологов за то, чтобы мальчики и девочки до определенного возраста учились отдельно. У них разные скорости развития. До определенного возраста мальчик несколько отстает. В начальных классах девочки – отличницы. Ближе к старшим классам мальчики догоняют, но за это время у них формируется ощущение, что девочки во всем первые. В Великобритании до сих пор есть обычные школы, где мальчики и девочки учатся вместе, а есть раздельные младшие и средние школы для девочек и для мальчиков, но они – частные и дорогие, только очень богатые люди могут позволить себе обучение детей в таких школах, и в них учится будущая элита их государства. Но никто не называет Великобританию отсталой страной из-за этого.

Мальчики и девочки, до определенного возраста учившиеся отдельно, как ни странно, потом легче находят общий язык, легче взаимодействуют, у них меньше комплексов, особенно у молодых людей.

В наши дни, когда мальчик учится достаточно долго с девочками, которые в учебе его обгоняют, дома всем руководит мама или бабушка, в школе – учительница, он привыкает слушаться женщин, признавать их лучше и умнее себя, а потом не может понять, почему, когда он женится, его жена начинает обвинять его в инфантилизме, несамостоятельности и безответственности. Вследствие ряда причин процесс взросления современных людей вообще оказался заторможен.

– А когда современная женщина становится женщиной, а мужчина – мужчиной?

 – Про мужчин могу сказать – где-то к сорока годам, ну, может, кто-то к тридцати пяти. А вот про женщин лучше расскажет моя жена.

Не все мужчины в двадцать с чем-то лет готовы взять на себя ответственность содержать семью. Мужской инфантилизм часто встречается. Поэтому бывает, что хозяином собственной жизни, главой семьи мужчина чувствует себя годам к сорока пяти. Женщина тем временем тащит на себе больше, чем это требуется. Быть бой-бабой устаешь, но пока мужчина не возьмет свои задачи на себя – деваться некуда.

И тут палка о двух концах. Когда женщина чувствует себя ответственной за детей, за бюджет, влезает в дела мужа – это говорит о ее безвыходном положении. Я сама пережила такой опыт, когда казалось, что я вынуждена быть ответственной за все. В тот период я не чувствовала себя женщиной. Когда смогла отдать супругу не свои задачи, а он – взять их на себя, тогда все встало на свои места. Сейчас я ощущаю легкость, ответственность за себя, за свой финансовый рост, но где-то подспудно в моей модели семьи мужчина – главный.

Я хочу, прислонясь к его плечу, вместе идти в семейной жизни. И чисто психологически я не беру на себя мужские задачи. Здесь очень важно доверять. Я не за патриархальную модель, но хорошо, когда есть партнерство, в котором каждый понимает свою роль.

Почему для мужчины так важна женственность

– Что же важно именно в женщине, какие у нее есть преимущества?

– У женщин есть преимущества в плане взаимодействия, связанные с большей способностью к одновременным контактам, коммуникации, многозадачности. Это связано в том числе с особенностями физиологии – в среднем у женщин лучше развито мозолистое тело головного мозга и идет более интенсивный обмен информацией между полушариями.

В условиях информационного общества женщине легче ориентироваться в потоке новой информации и выстраивать новые коммуникации, здесь она очень может поддержать своего мужчину. А еще мужчине важна женственность как таковая, все, что связано с этим словом – нежность, забота, принятие, ласка, он так или иначе всего этого ищет. Крутого другана он может найти и в среде мужчин. И тут я говорю именно про женственность, а не про материнство, ведь в ней присутствует эротический компонент отношений. Я восхищаюсь тобой именно как женщиной, мне нравится в тебе все: лицо, формы, я очень даже хочу иметь с тобой интимные отношения, но именно с тобой, а не с кем-нибудь. Как женщина меня интересуешь только ты. Этот элемент отношений формируется на стадии ухаживания.

Тут есть один важный момент. Когда у мужчины и женщины устанавливается регулярная интимная связь, эротический компонент приостанавливается в развитии, а возобновляется только через пару лет. Если стадия ухаживания от знакомства до секса была короткой и мы толком не успели познать друг друга на уровне душевных отношений, то эти два года мы спим с воображаемым партнером, лишь отчасти похожим на реального. У себя в голове мы дорисовываем все, что не успели понять.

Спустя время туман рассеивается, «розовые очки» спадают, и мы видим, что партнер не похож на картинку из головы. Но мы не понимаем, что произошло, в нашем самовосприятии нам кажется, что он испортился (она испортилась), начинаются скандалы, за которыми стоит попытка сделать человека прежним, каким он никогда и не был.

Понять, почувствовать, подходит тебе партнер или нет, раньше было проще, потому что была развита танцевальная культура, были балы, были народные танцы. В танцах люди учились взаимодействовать друг с другом без слов, на уровне тел, но без секса. Можно было целомудренно прикоснуться к телу, почувствовать запах и понять, нравится он или нет. При этом в танце очень четко видно: кто лидер, кто умеет чутко реагировать, прислушиваться, сможет ли женщина подхватить инициативу, сможет ли мужчина это принять. В конце концов в танце становилось ясным: каково мне будет потом с этим человеком, если вдруг мы станем супругами.

К сожалению, танцевальная культура исчезает у нас на глазах. И посмотрите, если раньше люди Церкви порой высказывались против танцев, то теперь, посмотрите, кто организует балы? Всевозможные церковные структуры – молодежные епархиальные отделы, межвузовская ассоциация «Покров», наша епархиальная комиссия по вопросам семьи… Церковь стала пытаться сохранять и популяризировать танцы – удивительно. Но да, действительно лучше познавать друг друга в танце, чем во внебрачном сожительстве в постели.

– Сегодня феминизм, кажется, снова расцветает. Мужчиной быть тяжело?

– Мужчина потерян, он находится на некоторой стадии переосмысления собственного бытия. У женщин этот процесс начался в XIX веке, а мужчины стали задумываться о своей роли в современном изменившемся мире только сейчас.

– Что будет дальше? Церковь будет пытаться призывать человека удерживать традиционную патриархальную модель?

– Я бы так не сказал. Патриархальная семья осталась в прошлом… Впрочем, кое-где патриархальные семьи еще сохранились, но где? Там, где аграрный тип хозяйствования и сохранились традиции такого быта – в сибирских старообрядческих деревнях, в степи, где люди живут в юртах и пасут овец…

В условиях же мегаполиса XXI века о патриархальной семье даже православным нужно забыть. Но такие понятия, как мужественность и женственность, сохраняются.

Женщине XXI века, которая имеет прекрасное образование, воспитание, знает несколько языков, водит машину и управляет самолетом, хочется, чтобы по-прежнему рядом был любящий, заботливый, ответственный. А мужчине необходимо чувствовать себя нужным и сильным. С другой стороны, очень многие женщины всячески демонстрируют, что справятся и сами. Так звучит отголосок военных и революционных травм уже в третьем, четвертом поколении – о том, что мужчины – это такая опция, которая может в любой момент исчезнуть, поэтому надеяться нужно только на себя.

– Сегодня мы все реже выходим из дома, реже общаемся, чаще переписываемся. За никами и аватарками сложно разглядеть мужественность и женственность…

– Если брать те же танцы, да, современная танцевальная культура – это скорее хвастовство друг перед другом, а не взаимодействие, как в классических бальных танцах. Но и эти танцы стали тоже уходить. Ночные клубы, еще не так давно процветавшие, сейчас под угрозой закрытия. Современные молодые люди все больше времени предпочитают проводить в виртуальном, а не в очном общении друг с другом.

Один из них как-то сказал мне: «Да, я настоящий – в виртуальном мире, в мире гаджетов, а в реальности я потерян. Реальная жизнь таит множество опасностей, за экраном компьютера или смартфона безопасней и привычней». Но я считаю, что в постинформационном обществе гендерная история не отомрет, все равно мужчины останутся мужчинами, а женщины женщинами. Думаю, что основной задачей Церкви в XXII веке может стать стимулирование людей на непосредственное живое общение без гаджетов – вне электронного мира.

Принципы традиционной православной семьи

В отличие от древнего патриархата, где царствовал тотальный контроль и власть, в современном православии проповедуется уважение к мужчине, почитание его, как отца и кормильца.

Тотальный контроль, живший в прежние времена, является разрушительным для брака в современном мире. В православном браке, где отец — глава, а мать — хранительница очага, воспитываются гармоничные личности, выросшие в спокойной обстановке.

Мужчина, взявший на себя роль главы семейства, мудро:

  • руководит семейным бюджетом;
  • оберегает честь жены;
  • участвует в воспитании детей.

В таких семьях дети воспитываются в строгости и любви, родители для них являются образцами поведения во всех ситуациях.

Авторитет родителей строится на собственной жизненной позиции, они постоянно должны следить за эмоциями и словами, чтобы не согрешать. Забота о детях не может подавлять их собственные инициативы, а мудро направлять потомство в нужное русло так, чтобы ребенок решил, что принял решение самостоятельно.

Источники

  • https://www.9111.ru/questions/777777777810511/
  • http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/patriarhalnaya-semya-v-sovremennom-pravoslavii.html
  • https://prozakon.guru/semejnoe-pravo/brak/patriarhalnyiy.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B0%D1%82
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/15089
  • https://xn—-dtbebvqepcbbtq4r.xn--p1ai/blog/patriarxalnyj-tip-semi
  • https://www.pravmir.ru/partnerskaya-semya-na-oblomkah-patriarhata-spasut-li-ot-razvoda-tradiczionnye-czennosti/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
reallylove
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: