Начало сексуальной революции как социального явления

МЕТАМОРФОЗЫ

То, что во II-м веке н.э. Светоний клеймил как разврат, а в ХIХ-м веке Дюркгейм объяснял аномией [2], в ХХ-м — получило наименование «Сексуальная революция». Так назвал свой труд ассистент д-ра Фрейда — В. Райх, исследовавший перемены в Советской России 20-30-х годов. Таким образом, явление, с начала 50-х годов охватившее Европу и Америку, вовсе не следствие свободы и прогресса, как нас уверяют на Западе, и начала его просматриваются сквозь две Русские революции начала века.

В декабре 1917 года Ленин подписывает декреты, уравнивающие права женщины и мужчины. Одновременно прекращается преследование гомосексуализма. Женщины получают полную экономическую свободу и самостоятельность, легализован аборт. “Положение женщины сейчас таково, что оно, с точки зрения даже самых развитых стран, может быть названо идеальным”, — пишет Ленин. За этими переменами пристально следят на Западе. Придя к власти в России, бывшая революционная эмиграция воплощает в жизнь новейшие социальные идеи, почерпнутые в Европе.

В 1926 году д-р Фрейд, в частном разговоре, выражает надежду на удачный исход революционного “эксперимента” в России.

Здесь мы вынуждены остановиться на этой, ключевой для понимания предмета, фигуре. Большинство современных психологов не считают фрейдовские концепции достаточно доказательными, но как объяснить столь длительное культурное присутствие?

Причину невероятной популярности фрейдизма, снискавшего массы сторонников и «заинтересованных», называет современник Фрейда, русский философ М. Бахтин. Психоанализ не просто скоропреходящая мода, а нечто более устойчивое, выражение «существенных сторон европейской буржуазной действительности», — говорит он. Для большинства поклонников психоанализа Фрейд был первым и последним психиатром, которого они прочли, а журнал о психоанализе — первым и единственным, который они раскрыли,- замечает Бахтин. Притягательность фрейдизма в его основном идеологическом мотиве, появляющемся в эпохи кризисов и упадка, в которые происходит смена творящих историю социальных групп и классов: «Судьба человека, все содержание его жизни и творчества – следовательно: содержание его искусства, если он художник, его научных теорий, если он ученый, его политических программ и действий, если он политик — всецело определяется судьбами его полового влечения, и только ими одними» (5; 15).

Возникновением психоанализа человечество обязано драматической любви и бедности малоизвестного ученого-стажера. Мать невесты поставила условием брака обеспечение благосостояния будущей семьи. При полном сексуальном воздержании помолвка длилась четыре года. «Я расскажу тебе, как тосковал и страдал без тебя. Страдал так сильно, что даже не могу окончательно поверить, что ты будешь рядом со мной всегда», — писал Фрейд возлюбленной (64; 68).

Подавление любого базового инстинкта ощущается человеком как мучительное физическое страдание. Именно эта изнурительная борьба, в конечном итоге подтолкнула ученого к открытию либидо и сублимации. В продолжение всей жизни Фрейд остался сосредоточенным на сексуальной подоплеке явлений. Так, человек, переживший сильный голод, всегда держит избыточный запас продовольствия.

«Непосредственной предпосылкой всякой революции всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения» — указывает П. Сорокин. Вот разгадка навязчивого «идеологического мотива», предваряющего революционные перемены! Какие же невыполнимые материальные требования предъявляет западноевропейская культура конца XIX века представителю среднего класса, намеревающемуся вступить в брак? Вот что засвидетельствовано Фрейдом:

«О, моя дорогая Мартхен, мы так бедны. Но это – не причина отступать от добрых традиций: мы ложны сообщить всем родственникам и знакомым, что любим друг друга и хотим жить вместе. Но тогда нас спросят: «А что у вас за душой, какой капитал?» – «Ничего, кроме того, что верно любим друг друга». — «И больше ничего?»

Что же нам нужно практически? Две или три комнатки, где можно жить, есть, встречать гостей. Печь, в которой всегда пылал бы огонь для приготовления пищи.

А каким должно быть внутреннее убранство жилья? Столы и стулья, кровати, зеркало, напоминающее нам, счастливым, о стремительном беге времени, кресло для приятных размышлений, ковер помогающий хозяйке содержать пол в чистоте. Белье, изящно перевязанное лентой и уложенное в ящики шкафа; твое платьице нового фасона и шляпы с искусственными цветами, картина на стене, посуда для каждодневного обихода и застолья

К 30-м годам нашего века, психоанализ как явление порожденное подавлением базового инстинкта, (невозможностью осуществления половой жизни в соответствии с материально-культурными требованиями данной цивилизации), становится «характерной, неизгладимой чертой Западной Европы» (5; 15). Итак, экономическая ситуация в странах Запада в конце первой трети ХХ века, не позволяет представителю среднего класса иметь элементарный набор материальных благ, необходимых для создания семьи.

Что касается России, то революция 1917 года, снизив сексуальную напряженность в обществе, и ослабив длительное время складывавшиеся культурные запреты, также не решила всех проблем. Новые экономические условия потребовали выработки новейших социальных норм.

Сексуальность и общество до сексуальной революции

Отношение к сексу в обществах с христианской культурой вплоть до последней трети XX века основывалось в первую очередь на традиционной христианской морали, которая, впрочем, была основана не столько на Библии, сколько на традициях. Среди особенностей общества того времени можно выделить следующее:

  • Секс был табуированной темой в обществе.
  • Трудность контрацепции.
  • Трудность, опасность для здоровья женщины и, во многих странах, криминальность абортов, а также негативное к ним отношение в обществе.
  • Декларируемая неприемлемость секса вне брака.
  • Различное отношение общества к внебрачной сексуальной активности мужчин и женщин. Для неженатого мужчины сексуальные связи и пользование услугами проституток считались естественными, во всяком случае, простительными. Женщина, уличённая в несохранении девственности до замужества, автоматически отвергалась обществом. Обнаружение сексуальной внебрачной связи в глазах общества гораздо более компрометировало замужнюю женщину, нежели женатого мужчину.
  • Не только религиозное и моральное неприятие, но и юридическое преследование за однополые сексуальные отношения.

Однако уменьшение влияния церкви, переход от аграрного общества к индустриальному, привели к изменению сознания людей. Библейские истины подверглись сомнению, женщины почувствовали себя равными мужчинам.

В конце XIX века — начале XX века, в основном в Великобритании и США, получило распространение движение суфражисток, целью которого было предоставление женщинам избирательного права наравне с мужчинами. Логичным продолжением движения стал феминизм.

Зигмунд Фрейд стал одним из первых учёных, занявшихся проблемой сексуальности. Также над этим вопросом работал Вильгельм Райх, в результате чего в 30-х годах XX века он написал книгу «Сексуальная революция». Райх был не только учёным, но и общественным деятелем. Его программа включала следующие основные моменты:

  • Интенсивное образование в области контроля рождаемости. Предоставление контрацептивов всем желающим.
  • Разрешение абортов.
  • Разрешение разводов.
  • Сексуальное образование как средство профилактики венерических заболеваний и сексуальных проблем.
  • Обучение сексуальной гигиене врачей и учителей.
  • Отказ от наказания преступников, совершивших преступления на сексуальной почве; лечение таких преступников на основе психоанализа.

1917 (Практика)

Декреты Советского правительства лишили мужчину права на руководство семьей, декларировали материальное и сексуальное самоопределение женщины, объявили ее право на свободный выбор имени, места жительства, гражданства.

В сфере половой любви Советской сексуальной революцией была провозглашена “идеальная связь свободных людей, любящих друг друга в условиях независимости”. Революционное прекраснодушие никак не подкреплялось экономически.

Гомосексуализм, свобода абортов, молодежные коммуны и коллективное воспитание детей на фоне голода и гражданской войны произвели небывалый социальный хаос, разрушение семьи, массовую беспризорность. “…Надвигается колоссальное бедствие в том смысле, что мы неправильно поняли понятие “свободной любви”. В результате получилось так, что от этой свободной любви коммунисты натворили ребятишек… Если война нам дала массу инвалидов, то неправильно понятая свободная любовь наградит нас еще большими уродами”. Партработник М.

Из кухонь и детских женщины ринулись к желанной свободе, однако, дети оказались брошенными, “общественная жизнь” часто заканчивалась беременностью, а материальное самоопределение требовало квалификации. При этом, законодательно мужчина практически освобождался от участия в воспитании детей (женщина самостоятельна экономически!) Замена роли матери и жены на роль работницы требовала дополнительных усилий и со стороны женщины, и со стороны общества.

К концу 20-х годов сексуальная революция в России заканчивается. Женщины активно приобретают профессии. Обязанности матери и хозяйки делегированы детским учреждениям, пожилым родственницам или прислуге. Часть женщин продолжает выполнять прежние социальные роли. Государство, возвращает родителям ответственность за воспитание детей. Экономические и нравственные интересы членов общества выстраивают новую социально-культурную структуру. “Эксперимент” неконтролируемо изменяет свое направление.

После длительного отсутствия, подхватив специфически западные дурные болезни — Наркоманию и СПИД, в начале 90-х Сексуальная революция возвращается в Россию, где принимается за истребление чересчур доверчивых граждан.

Прелюдия

Причины сексуальной революции 60 – 70 гг.

Сексуальная революция 60–70 гг. XX в. становится закономерным продолжением эпохи модернизации и естественным ее звеном.

Нельзя сказать, что революция прошла сиюминутно, однако элементы сексуальной революции, а точнее ее предпосылки можно наблюдать в эпоху Возрождения, когда в моду начали входить полотна с изображением голого тела, а также в период Просвещения, когда были изданы книги маркиза де Сада и труды Вольтера, где он пытался обосновать необходимость равноправия между мужчиной и женщиной.

Начало Реформации в конце XIX–начале XX вв. привело к переносу контроля за сексуальностью из религии и права в сферу медицины и психоанализа. В это время находят своих поклонников труды Зигмунда Фрейда.

Основными причинами сексуальной революции историки считают:

  • возрастание роли науки, как источника знаний о человеке и его сущности. Ускоренными темпами начала развиваться психология, социология, психоанализ;
  • развитие медицины, здравоохранения и акушерства;
  • научно-технический процесс, который позволял автоматизировать производство с целью ускорения тиражирования предметов масмаркета, в том числе предметов, касающихся половой сферы;
  • рост социальной ответственности и открытости общества, информация стала передаваться намного быстрее, ее можно было почерпнуть из сми, газет, журналов и телевидения;
  • доступность образования и рост уровня специалистов в различных сферах;
  • экономическая независимость, увеличение значимости роли женщины в профессиональной и культурной сфере жизни общества, особенно было продиктовано нехваткой мужчин после окончания Второй мировой войны;
  • развитие в XX в. первой волны женского движения за равноправие женщин в браке, возможность получить образование и профессию, а также добиться изменений в избирательном праве;
  • рост социального разнообразия, выделение в обществе спектра новых субкультур – панки, хиппи, флоперы и прочие;
  • политику государства, направленную на изменение демографической ситуации в положительную сторону.

В сексуальных реформах в середине XX в. в большей степени нуждались женщины, однако именно мужчина В. Райх сформулировал программную позицию сексуальной революции Европы, а также учел в ней все промахи и положительные моменты революции подобного рода в СССР, придя к выводам, что западное общество уже готово к изменениям устройства сексуальной жизни и располагает необходимыми возможностями и предпосылками. Программа Западной сексуальной революции:

  • неприкрытое обсуждение сексуальных проблем;
  • информирование население о методах планирования беременности и ее предотвращение, инфекциях, передающихся половым путем, и средствах защиты;
  • свободное распространение контрацептивов в достаточном количестве;
  • разрешение разводов и абортов;
  • сексуальное образование детей;
  • изучение психологии сексуальности и создание новых направлений развития сферы психологии;
  • снятие юридической ответственности с лиц, совершивших преступление на сексуальной почве и принудительное их лечение на основе психоанализа.

В. Райх был приверженцем фрейдомарксизма и в своих постулатах лишь обобщил и описал настроения общества, которое уже давно созрело для реформ.

Сексуальная революция в ранней Советской России

А. М. Коллонтай — государственный и революционный деятель СССР. Идеолог сексуальной революции. Автор концепции «новой женщины», переосмысливающей роль женщин в социалистическом обществе

В конце 1910-х и в 1-й половине 1920-х годов в Советской России произошло по сути полное сексуальное раскрепощение: сексуальная свобода даже приветствовалась, объявления об интим-услугах наводнили газеты. Советская Россия стала одним из первых государств, где было отменено уголовное преследование за гомосексуальность.

Особенно среди молодёжи в первые годы Советской власти была популярна теория стакана воды, заключавшаяся в отрицании любви и сведении отношений между мужчиной и женщиной к инстинктивной сексуальной потребности, которая должна находить удовлетворение без всяких «условностей», так же просто, как утоление жажды.

Брак был объявлен пережитком прошлого. Задача воспитания детей стала считаться делом государства (школы-коммуны).

Несколько иной взгляд на секс пропагандировался в популярной в те годы работе «Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата» советского психиатра А. Б. Залкинда: он считал, что современный ему человек в повседневной жизни страдает половым фетишизмом, который следовало преодолеть с помощью науки; энергия пролетариата, как цельного класса, не должна была растрачиваться на половые связи, бесполезные для его исторической миссии, поэтому до брака, а именно до 20—25 лет, необходимо было, по мнению Залкинда, половое воздержание; половой акт не должен был повторяться слишком часто и т. д.

1960-е

Если старшее поколение 1900—1920 годов рождения родилось в сложных условиях аграрно-индустриального общества начала XX века, а взрослели в период испытаний первой половины XX века, а именно Первой мировой войны, Великой депресии и Второй мировой войны, то есть не имели достаточно свободного времени для своих причуд и сильно «выматывались» в быту и труде, а в сельской местности в XX веке в основном ещё придерживались традиционных взглядов, то дети (и внуки) в условиях урбанизации, растущей экономики и материальной удовлетворенности 1960—1970 гг. уже не чувствовали потребности в прежней морали. Важнейшим фактором стало появление надёжных и доступных способов контрацепции, что позволило использовать секс лишь в целях достижения удовольствия.

Всё это вместе привело к формированию нового сознания. Отныне секс не просто перестал быть запретной темой. Со второй половины 1960-х годов сначала молодые люди, а за ними и немолодые, постепенно порывают со старым представлением о сексе.

В этот же период начинает активно развиваться рынок рекламы сексуального поведения, товаров для секса (контрацептивов, товаров для взрослых).

Продолжение раскрепощения нравов

Секс стал открытой и неотъемлемой частью жизни молодежи. Профессия ученого, исследующего секс, перестала считаться неприличной. Уменьшилась роль семьи, возросла самостоятельность женщин. Они больше не стремились во что бы то ни стало выйти замуж. Уменьшился риск случайной беременности, связанной с сексом ради удовольствия. Это же дало большую свободу и мужчинам. Сексуальная революция тесно переплелась с феминизмом.

В 1970-х годах прочно встала на ноги индустрия порнографии. Также эти годы были отмечены съемками в западных странах рекордно большого количества за всю историю кинематографии откровенных фильмов эротического содержания.

До сих пор происходят перемены общественного мнения по поводу так называемого «нетрадиционного секса». К одним из них (например, к зоофилии) отношение за последние десятилетия изменилось очень слабо, хотя дестигматизация всё же есть; другие рассматриваются совсем не так, как раньше. Например, с 1997 года гомосексуальность не считается болезнью в России. Растет число стран, где гомосексуальное поведение признается обществом (проводятся гей-парады, заключаются однополые браки).

Окончание сексуальной революции. Сексуальная контрреволюция

Окончание на Западе сексуальной революции датируется серединой 1980-х годов, когда как следствие революционных перегибов началась сексуальная контрреволюция — некоторое возвращение к прошлому, хотя, конечно, полностью перечеркнуть перемены, внесённые революцией, было невозможно. Значительно способствовал сексуальной контрреволюции появившийся в начале 1980-х годов СПИД.

Каковы причины революции?

Если говорить о революции, как о социально-политическом перевороте, то можно выделить такие причины ее возникновения:

  • Нестабильная экономика. Население любой страны очень остро ощущает любые проблемы в экономической сфере, будь то увеличение долгов государства, инфляция или нестабильный курс валют. Все это приводит к массовым волнениям, являющимся следствием повышения цен. Обычно, повышение цен на товары и услуги связано с нестабильной экономикой и рядом экономических проблем. В такой ситуации люди напуганы, они пытаются найти выход, и находят его в революционном восстании.
  • Несовпадение мнений элит. В каждом государстве есть своя элита: политическая, экономическая, культурная и другие. Идеология одной элиты может существенным образом отличаться от идеологии другой элиты. Это вносит диссонанс в стабильность мнений, относительно будущего страны. Элита, которая выдвигает мнение, противоположное большинству, может создать политическую оппозицию и вести переговоры с правящей элитой в революционном контексте.
  • Мобилизация масс. Речь идет о человеческих ресурсах, которые мобилизуются для выдвижения мнения властям. Целью мобилизации являются революционные переговоры. Народ видит выход только в революционном способе коммуникации и действует соответственно этому.
  • Идеология. Идеология большинства может совершенно не совпадать с идеологий меньшинства. Обычно, идеология навязывается меньшинству с помощью различных методов: насилия, технологий влияния и т.д. Несогласное меньшинство же выступает против навязывания.

Условия революционной ситуации

Различные противоречия в обществе не всегда приводят к революции или революционной ситуации, но без противоречий в обществе революционные ситуации не возникают. Следовательно предпосылками для появления таких ситуаций могут быть:
  • разделение (социальное, национальное и классовое) общества;
  • противоречия внутри элиты;
  • распространение идеологии, альтернативной официальной, и готовность большей части общества её поддержать;
  • падение авторитета власти.

Революция как социальный феномен

Когда речь идет о революции, большинство людей придает ей политический смысл. Хотя в широком смысле, революция – это любые радикальные изменения в какой бы то ни было сфере. Например, революция труда, образования или производства. С латинского языка, слово «революция» переводится как «переворот» или «превращение».

Революция – это всегда радикальные, глубокие и резкие изменения в развитии человека, природы или мира в целом. С революцией связывают скачок в развитии. Именно по этому, данный термин противопоставляют эволюции, которая как раз описывает плавные, поступательные изменения. Также, революцию отличают и от реформ.

Революционные изменения могут быть в таких сферах:

  • Природа (геологическая революция).
  • Общественное развитие (неолитическая революция).
  • Экономика (революционное производство).
  • Культура (революция письменности).
  • Демографическая революция.
  • Научная революция (появление нового качественного знания в науках) и т.д.

Типичные причины революции

Революция как тип общественных движений, имеет ряд причин, объясняющих их появление. Исследователи революционного движения насчитывают пять общих элементов, которые считаются необходимыми:
  1. Проблемы в экономической и фискальной сфере. Снижение потока денежных средств в государственную казну и в руки элит обычно приводят к повышению налогообложения или влезанию в кредит, часто несправедливым образом. Отчего способность выплачивать зарплату чиновникам и военным уменьшается, что приводит к росту недовольств и волнений.
  2. Отчуждение и сопротивление элит. В элитарных слоях каждый борется за власть и управление. В этой борьбе некоторые элиты могут прийти к мнению, что существует узкий круг из членов этнической или региональных групп, в которую входит правитель и имеет несправедливо больше полномочий, нежели другие. Отчего недовольные элиты могут воспользоваться народным возмущением и вызвать мобилизацию.
  3. Революционная мобилизация. Широко распространённое народное возмущение, подкреплённое поддержкой элит, перерастает в мятеж, который может быть вызван не обязательно нищетой или неравенством, а ощущением потери положения в обществе.
  4. Идеология. Представляет собой убедительный и разделяемый большинством нарратив борьбы, объединяющий требования населения и элит. Она может принимать разные формы: религиозного движения, национального освобождения и прочее.
  5. Благоприятная международная обстановка. Успех революции часто зависел от иностранной поддержки в форме отказа поддерживать политику правительства или согласия сотрудничать с оппозиционным лагерем. Так же, как вмешательство иностранной державы интервенцией, направленной на укрепление контрреволюции, приводил к краху многие революционные мятежи.

Все пять условий совпадают редко. Более того, их трудно распознать в периоды мнимой стабильности. Эти факторы можно логично расписать ретроспективно, но «изнутри» в ходе нарастания революционных настроений их выявить проблематично.

Вильгельм Райх. Пророк сексуальной революции

Первым слова «сексуальная революция» произнес немецкий интеллектуал, сподвижник Зигмунда Фрейда Вильгельм Райх. Он появился на свет в Австрии, затем перебрался в Скандинавию, потом в США, где в шестидесятилетнем возрасте скончался от обширного инфаркта в федеральной тюрьме. Общаясь с сотнями пациентов и видя их недовольство жизнью, Райх пришел к выводу, что причиной тому является неумение людей получать удовольствие. «Секс без стыда и чувства вины, — заключил он, — сделает человека полностью счастливым».

Вильгельм Райх.

Пытаясь реализовать свою мысль, соединяющую секс и политику (говоря иначе, идею сексуальной революции), Райх изобрел оргонный аккумулятор — прибор для получения «энергии жизни». Однако вскоре суд США признал его опыты незаконной врачебной практикой и вынес суровый приговор — два года лишения свободы. Книги и рукописи ученого были изъяты из библиотек и публично преданы огню. Но прошло десять лет, и имя Вильгельма Райха, «первого мученика сексуальной революции», вновь всколыхнуло общественность.

Психологическая теория революции

Представители данной теории – Джеймс Дэвис и Тэд Гурр. По их мнению, любой бунт можно объяснить наличием в психике человека сознательных и бессознательных механизмов. Человек не хочет быть бедным, но, в то же время, он стремится к тому, чтобы не быть в социальной изоляции. Иными словами, он хочет, чтобы не он один оставался бедным. Это толкает его примкнуть к массе таких же недовольных, как и он сам.

Таким образом, нежелание нищеты объясняется сознательными компонентами психики человека, а желание быть частью революционной толпы – бессознательными. В результате мы получаем революции, бунты и восстания.

Предпосылки

В обществе того времени декларировался запрет внебрачных половых отношений. Это современное общество относится терпимо к такому явлению и даже поощряет. Девственница в 18 лет, такая же редкость, как и горный цветок на равнине.

Итак, начало XX века в Великобритании ознаменовалось борьбой женщин за права. Движение суфражисток, боровшихся за избирательные права женщин, переросло в феминизм. Это движение активно продвигается по миру, и если в странах Запада женщины получили права, то Восток остается патриархальным.

60-70 -е годы ознаменовались урбанизацией, если жители сельских местностей оставались верны моральным скрепам, то горожане уже не чувствовали потребности в прежней морали.

В эти года появились надежные средства контрацепции, а в сочетании со свободами и возможностью абортов, появилась возможность заниматься сексом ради удовольствия.

В семидесятые порно индустрия разошлась на широкую ногу. Появилась масса фильмов, журналов, литературных изданий и другой продукции.

Тренд был однозначный и каждый стремился впрыгнуть в эту лодку. Модельеры тоже не остались в стороне. Именно они ввели такое понятие, как сексуальность, подчеркивая преимущества своей продукции. Реклама стала использовать сексуальные образы, а женщина превратилась в символ.

Влияние сексуальной революции на сферы общества

Многие склонны полагать, что сексуальная революция задохнулась от волны эпидемии заболеваний, передающимися половым путем: генитальный герпес, гонорея, гепатиты и прочее.

К тому же медики были всерьез озабочены стремительным ростом зараженных СПИДом и ВИЧ. Группу риска в основном составляла мужская половина населения, практиковавшая гомосексуальные отношения. Рост заболеваний сильно ударил по культу «свободной любви». Тем не менее, с ростом страха перед СПИДом и ВИЧ, выросла и информированность общества о методах защиты от болезней, а также возможности их предотвращения. Людей никто не ограничивал в свободе выбора партнера, защите себя и его.

После сексуальной революции огромное значение стала иметь информация о человеческой сексуальности. Революция положила начало принятия ценностей и принципов, на которых основываются права человека на сексуальную свободу и самовыражение. Гендерная конвергенация приобретает массовый характер. Для постреволюционного периода характерным является стирание граней между устремлениями мужчины и женщины в таких сферах, как спорт, образование и карьерный рост.

В 60-е гг. XX в. в странах Запада наблюдается падение рождаемости, некоторые историки связывают это с последствиями сексуальной революции, свободных отношений и отсутствие необходимости заключать законные браки. Однако демографический коллапс настиг в те годы не только страны Европы, но и затронул СССР и другие государства с «коммунистической идеологией». Поэтому причину снижения рождаемости все же следует искать во внутрисемейных отношениях, когда женщине предоставлялся выбор относительно количества детей, которое она готова иметь исходя из своего материального или социального положения в обществе.

Но все же нельзя умолять роль сексуальной революции в жизни семей и отдельного человека, которая имела некое косвенное влияние на рождаемость в странах Европы:

  • изменение отношения к браку. В обществе перестали относиться с критикой к альтернативным или неоформленным формам брака. Все чаще можно было встретить полноценные семьи с детьми, члены которой прекрасно сосуществуют и без узаконивания отношений.
  • Переход от детоцентрической модели семьи, где главным членом является ребенок, к индивидуалистической паре партнеров, которые часто имеют оного или двух детей.
  • Замена превентивного вида контрацепции методами планирования семьи.
  • Переход к плюралистическим моделям семьи, отказ от унификации ячейки общества.
  • Непрерывное сексуальное воспитание растущего поколения, предотвращение искажение информации было обусловлено растущей эпидемией болезней, передающихся половым путем. На сегодня юноши и девушки имеют возможность получить достоверную и объективную информацию из квалифицированных источников, так сказать из первых уст.

Изменениям в обществе способствовало изменение брачного поведения, информированность общества и доступность многих современных методов контрацепции, возможностей для проведения стерилизации и абортов.

Дабы сохранить ведущие ценности сексуальной революции, правительства многих европейских стран пошли на беспрецедентные изменения в социальной политике, благодаря чему не только смогли решить проблему снижения рождаемости, но и повысить ее.

Процессы, вызванные сексуальной революцией, снизили преграды на карьерном пути женщин, они стали занимать ведущие роли в политической, социальной, научной, образовательной и даже оборонной сферах. Женщина естественным образом воспринималась на посту генерального директора крупной корпорации, в роли премьер-министра страны и даже президента. Впервые в 70-е гг. XX в. женщины освоили президентские посты в Аргентине (Мария Эстела Мартинес де Перон) и посты премьер-министров (Маргарет Тэтчер или Железная леди) в Великобритании.

Совершенно очевидно, что нынче обществу необходима перепись моральных принципов, которые как-то будут соответствовать большинству достижений сексуальной революции, от которых западные страны откажутся едва ли, а также которые будут базироваться на сексуальности конкретного индивидуума. Его активности во всех направлениях, будь то брак, половые отношения вне брака, желание заводить детей, нежелание передавать болезни и прочее.

Некоторые предпосылки уже есть в современном обществе, так половые отношения партнеров по-прежнему считаются одной из важнейших частей их жизни, а беспорядочные половые отношения 80-х гг. сменились более длительными моногамными отношениями. Угроза заражения партнера ВИЧ или СПИД требует от обоих большей открытости, а полученная информация помогает предотвратить заражение.

В то же время с конца 90-х гг., наблюдается активный рост консервативной религиозной пропаганды, которая ратуют за ценности моногамных семей и гетеросексуальных отношений. Однако сейчас общество само в праве выбрать какая модель для них наиболее приемлема. К счастью к принуждению в выборе уже никто не прибегает.

Сексуальная революция на Западе завершилась, теперь ее результаты внедряются в общество путем реформ. Одним из самых радикальных и успешных результатов сексуальной революции является отношение общества к гомосексуальным отношениям. В западных странах, а с недавнего времени и в странах СНГ, происходят парады, принимаются законы об однополых браках, а также законы, которые гарантируют сексуальным меньшинствам защиту их прав, как граждан, и право на свободный выбор сексуальной ориентации.

Подводя итоги результатов сексуальной революции, следует отметить, что в современном мире нет ни одного преобладающего набора социальных взглядов, касающихся человеческой сексуальности.

Общественные и культурные сексуальные нормы размытые. В обществе преобладает позиция свободного выбора сексуального партнера и сексуальной ориентации, при условии, что эти действия не направлены на ограничение свобод и желания других людей.

Порнократия: церковь во власти убийц и извращенцев

Более полувека католической церковью правили блудливые женщины, их развратные любовники и дети от их противозаконных связей.

Кто сказал фразу «В СССР секса нет»

В реальности, конечно, эта знаменитая фраза вырвана из контекста. Ее произнесла простая советская женщина Людмила Иванова, участвовавшая в 1986 году в телемосте, который вел Владимир Познер. Гражданка США задала ей вопрос о том, есть ли в СССР телевизионная реклама, построенная на теме секса.

Вместо того чтобы логично ответить, что в СССР нет рекламы, Людмила Иванова произнесла свою коронную фразу, и зал буквально лег от смеха. «Мы даже не понимали, что это такое и где можно рекламировать секс, у нас ни порнофильмов, ни рекламы не было, у нас было только слово «любовь», — признавалась впоследствии Иванова корреспондентке «Би-би-си».

Тема секса действительно была табуированной в Советском Союзе, что зачастую с ностальгией вспоминают современные поклонники «великого и могучего». Вот, мол, жили же люди без разврата.

Дудочка крысолова

Власть всегда использовала провокаторов для организации зарождающихся революционных движений с целью контроля и возможной их дискредитации. В историю такая тактика вошла под названием «полицейский социализм». Хрестоматийный пример – собрание русских фабрично-заводских рабочих, инициированное подполковником Зубатовым из охранного отделения, поп Гапон и Русская революция 1905 года.

Со времен первой русской революции методика провокаций приобрела научный характер и интеллектуальный блеск. Виновник этому Карл Маркс, указавший путь не только пролетариату, но и истеблишменту. Когда механизм революций так хорошо изучен, правящему классу ничего не остается, как только ежеминутно вставлять палки в колеса Истории, задерживая ее движение.

С 1960 по 1970 г., в забастовках в «развитом индустриальном обществе» приняло участие около 425 млн. рабочих (61; 425). Маркузе — участник событий в Калифорнийском университете, а затем идеолог этого движения. Многообещающее десятилетие катилось мощной волной забастовок, студенческих беспорядков, революционных «левых» выступлений и и рассыпалось в пыль.

Отчаянный тупик «левого» движения, полная дискредитация идей «новых левых» и фрейдомарксизма, моральное и физическое разложение участников движения, их опустошенность и бессилие. Конкретные последствия деятельности Маркузе обескураживающе разрушительны. Они неожиданно обрисовывают его скрытую роль под названием: Крысолов и его дудочка.

Завуалировано, вскользь, говоря отнюдь не о себе, он описывает ее в «Одномерном человеке»: «Хитрость разума» работает в интересах существующей власти, академический и социальный бихевиоризм соединяются на общей основе – на основе развитого общества, которое превращает научный и технический прогресс в инструмент господства».

Собственно, популярность его книги «Одномерный человек», показавшейся многим смелой и оригинальной, основана на этом, слегка приоткрытом знании. Сам автор скользит здесь по поверхности, говоря многое, так ничего и не сказав. Теперь у нас есть все основания утверждать, что деятельность Маркузе и других «хитрых разумом» идеологов была направлена на провоцирование, а затем отвод «левого» движения в безопасное для правящей элиты русло.

Автор «Эроса и цивилизации», позаимствовавший идеи «Сексуальной революции» у арестанта Вильгельма Райха, хорошо знал им цену. Они не годились для достижения чело-вечеством любовного счастья, а сексуальное «освобождение» означало освобождение от защиты культуры. Однако секс в сочетании с марксизмом давал поразительный эффект притяжения! Философия оборачивалась Маркетингом.

Постельные карьеры

Разрушитель культуры (теория)

В 1929 г. Россию посетил марксист, сторонник сексуальных реформ, ассистент д-ра Фрейда — Вильгельм Райх. С его точки зрения в России произошло досадное торможение Сексуальной революции. Причины — в отсутствии Теории, на которую можно было бы опереться. Труды по ее созданию тридцатидвухлетний Вильгельм Райх берет на себя.

Публикация “Сексуальной революции” вызвала оглушительные скандалы, не перестававшие преследовать автора всю жизнь. “В моих работах увидели такую же серьезную угрозу для либерализма и демократии, как для диктатуры пролетариата, чести социализма или чести немецкой женщины”, — писал Райх.

В кратком изложении Теория такова: После революции социальной, в России, точь-в-точь по Марксу, произошла революция сексуальная. Принудительная семья распалась. Однако и новая ее форма – молодежная коммуна (экономический сексуальный коллектив) – оказалась неустойчивой. Психическая структура подданного и раба, созданная тысячелетним подавлением сексуальности, мешает полному осуществлению сексуальной революции.

В пример Европейской культуре Райх ставит Тробрианское примитивное общество, описанное этнологом Б. Малиновским.

Тробрианский рай не знает насилий, самоубийств, сексуальных неврозов и извращений. В нем нет места ревности, а люди живут здоровой любовной жизнью. Дети тробрианцев не ведают о сексуальной тайне и совершают половые манипуляции в соответствии с возрастом. Общество мудро заботится о помещениях для половой жизни детей и подростков. Таким образом, Райх ставит ВОПРОС О КУЛЬТУРЕ вообще. Это вопрос о репрессивной роли культуры, о неразрешимом, якобы, противоречии между природой и моралью. “До 1929 г. отношение психоанализа к культуре не обсуждалось. Психоаналитики не только не видели противоречия между своим учением и культурой, но, напротив, представляли Фрейдовскую теорию как содействующую культуре, а вовсе не как критическую по отношению к культуре”, — пишет Райх в “Функции оргазма”. Публикации его работ ставят под угрозу лояльность психоанализа.

Отношение к этому вопросу самого Фрейда проясняется в ходе дискуссии о культуре (1929). “Очень немногие знают, что Фрейдовская работа “Недовольство культурой” (1931) возникла в ходе упомянутой дискуссии… и была предназначена для того, чтобы дать отпор моей успешно развивавшейся работе и “опасности”, которую она порождала”, — Райх (56; 163). Действительно, в этой работе Фрейд мягко вразумляет своего ученика и весьма определенно отвечает на поставленные им вопросы: “…Что бы мы ни подразумевали под понятием культуры, несомненно одно: все то, чем мы пытаемся защититься от грозящих нам источников страдания, принадлежит именно этой культуре…” Основная мысль работы создателя психоанализа не оставляет сомнений: “Человек обычно идет от “принципа удовольствия” к “принципу реальности” Ему надлежит отказаться от удовольствия и приспосабливаться”.

Вильгельм Райх категорически не согласен с формулой Фрейда. Сбывается мрачный прогноз противников психоанализа о его угрозе для культуры. Еще более радикальный фрейдомарксизм оспаривает у фрейдовского учения право на “переворот в культуре”, путем изменения существующих в обществе условий воспитания.

Следствием настойчивых публикаций и пламенных выступлений Вильгельма Райха, одержимого маниакальным стремлением сексуально осчастливить человечество становится: 1933 г. – исключение из коммунистической партии Германии, 1934 г. – исключение из психоаналитического общества и диагноз шизофрения, который ставит ему один из коллег.

Райха запрещают коммунисты, фашисты, полицейские власти, социалисты и буржуазные либералы. Его осуждают или изгоняют из Австрии, Германии, Дании, Швеции — отовсюду, где он пребывает.

20-е годы: законы о гражданском браке и равноправии

Когда большевики пришли к власти и заявили об образовании нового рабоче-крестьянского государства, жизнь людей теперь уже советской России в корне изменилась. Изменилось и отношение закона к половой сфере — церковный брак отменялся соответствующими декретами и вводился брак гражданский. Муж переставал быть официальным главой семьи, а женщине гарантировалось равноправие.

По сути, новое советское законодательство было тогда самым либеральным в мире. Так, в 20-е годы вело свою активную деятельность общество радикальных нудистов «Долой стыд». Его члены носились по Москве без одежды, перевязанные лентами, на которых красовалась надпись «Дети солнца и воздуха» — так себя называли активисты. Они не только дефилировали по улицам, но и забегали толпой в трамваи, пугая обывателей, и проводили агитацию (за что, конечно, нередко были биты возмущенными прохожими).

«На сцену выходят двое с плакатами «Каждая комсомолка обязана идти ему навстречу, иначе она мещанка» и «Каждый комсомолец может и должен удовлетворять свои половые стремления». Девушка на сцене идет и садится на скамейку, на которой сидит комсомолец. Песня «Яблочко» обрывается. После молчания комсомолка обращается к комсомольцу, кончая разговор словом «Идем». Музыка опять играет «Яблочко» (очень быстро). Они скрываются. Двое с плакатами сходятся посередине сцены и убежденно произносят написанное на его плакате».

В Советскую Россию приезжали зарубежные сексологи, преимущественно из Германии, печатались книги и брошюры на эту тему. Резко росло количество детей, рожденных вне брака. Создавались кожвендиспансеры, позволившие значительно снизить число венерических заболеваний, были разрешены аборты.

Двойное дно

Свойство маркетинга исполнять желания, было использовано для promotion синтетических идеологий Зазеркалья. Подробности мнений, привычек, возрастных особенностей и желаний будущих потребителей идеологии тщательно изучались и учитывались. Новые идеологии сообразно вкусу потребителя имели блестящую обертку с красивой революционной картинкой, подлинный запах свободы и восхитительный вкус секса. Тот, кто пробовал начинку из наркотиков, получал все сразу, но не надолго. До очередной дозы, или до скорой смерти.

Сексуальный стимул в соединении с идеологией становится основой бихевиористской социальной инженерии в западных суб-культурах новейшего времени. Корпорацией-D узурпируются вековые обычаи поиска и выбора брачной пары (от сельских праздников с народными танцами – до балов, дансингов и дискотек).

Cубкультурные гетто, впервые появившиеся в среде молодежи во второй половине 50-х годов (Битники в США, Моды в Англии) и внезапная утрата прекрасно оснащенной теориями западной социологии, способности вразумительно объяснять суть происходящего, ее уход в эмпирику — стороны одного процесса – утекания смысла социальной науки в тайное измерение. Впервые описавший его в «Социологическом воображении» (1959), американский социолог Р. Миллс говорит о «бюрократическом использовании» социальных исследований.

В послевоенные годы конформизм и стремление к личной выгоде создали тип ученого, «ориентирующегося на других». Он исследует и разрешает проблемы, возникающие перед властью, «подчиняя моральный и политический подтекст социологических исследований своему собственному благополучию» (43; 84).

Социология переходит в руки «интеллектуальных администраторов». «Их научная репутация покоится на их академической власти: они члены комитетов; они члены советов-директоров; они могут предоставить вам работу, командировку, помощь в исследовании. Они – это неизвестный до сих пор тип бюрократа, для которого указание заменяет книгу» (43; 103).

Итак, смысл социологии через систему бюрократического трубопровода перетекает в научное Зазеркалье. Собственно, здесь, в тиши научных кабинетов, производятся субкультуры и будущие бури сексуальной революции.

К концу 60-х годов гардероб D-маркетинга (Контркультуры) забит мешаниной из различных субкультур и идеологий (битники, хиппи, мистики, анархисты, дзен буддисты и пр.) “Для пропаганды и внедрения в умы идеала “альтернативного общества”, в Лондоне, в 1967 г. на “Смотре интеллектуальных сил контркультуры” сформировался особый комплекс музыкальных, художественных, публицистических средств – так называемых “подземных”Неоднократно указывалось, что наиболее влиятельные деятели контркультуры не принадлежали к молодому поколению, что контркультура фактически была созданием людей среднего и пожилого возраста, которые внесли ее в среду молодежи.”

Современность

Сексуальная революция в корне изменила взгляды общества на секс, на брак, на отношения между мужчинами и женщинами.

  • Брак, один и на всю жизнь, в массе более не считается единственно допустимым решением. Также как и обязательство выходить замуж/жениться.
  • Контрацепция общедоступна, аборты во многих государствах законны.

Стоит отметить, что сексуальная революция и феминистское движение победили не полностью и не везде. Особенно это касается тех стран, которые не принимали непосредственного участия в событиях 1970-х, в том числе и постсоветские страны. Распространены сексизм и гомофобия, Часто можно услышать о «разложении морали».

Также существует тенденция на Западе к сексуальной контрреволюции. Она идёт как со стороны ультраконсервативных движений, вроде ультраправых или религиозно-фундаменталистских, так и со стороны феминисток третьей волны. Последние призывают к запрету проституции, ограничению проявлений женской сексуальности (так как это «сексуальная объективация»), а также к фактическому запрету на флирт или проявления мужского внимания (например, комплименты или прикосновения могут трактоваться как домогательство). Парадоксальным образом некоторые из ультраправых стали в оппозицию к последним. Таких правых, среди которых, например, встречаются в том числе и гомосексуалы или цветные, причисляют к альтрайт движению (альтернативные правые).

Теория Карла Маркса

Маркс и Энгельс разработали свою теорию (которую впоследствии назвали «марксистской»), раньше, чем Сорокин. Марксистская теория революции является полностью противоположной предыдущей теории.

По мнению марксистов, необходимость революционного переворота просто огромная! Восстание необходимо людям для того, чтобы сменить буржуазную капиталистическую формацию на пролетарскую социалистическую. Эта смена формации должна положительно повлиять как на развитие экономики страны, так и на массовое сознание.

Маркс считал, что формация социализма должна смениться формацией коммунизма. Коммунистическое общество он считал наивысшим социальным благом. Поэтому для того, чтобы построить общество всеобщего равенства и справедливости, необходим революционный переворот.

Сексуальная революция. Расцвет

В начале 1954 года Питирим Сорокин, всемирно известный социолог, во всеуслышание объявил о приходе в Америку «беды» под названием «сексуальная революция». Появление антибиотиков привело к тому, что люди совершенно перестали задумываться о венерических болезнях. Чтобы избавиться от последствий небезопасного секса, достаточно было просто сделать укол. Все это привело к увеличению интимных связей и породило поколение бэби-бумеров.

В 50-е годы XX века секс стал объектом потребления. На обложке первого номера журнала «Плейбой» красовалась полуобнаженная Мэрилин Монро, а писатель Владимир Набоков благодаря своей «Лолите» в одночасье проснулся знаменитым. Роман юной писательницы Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть» полностью захватил Францию, а кутюрье Ив Сен-Лоран, объявив войну за женские коленки, значительно укоротил юбки.

В мае 1960 года в США к продаже была допущена первая в мире противозачаточная таблетка, вызвавшая в Европе и Америке бурю перемен. Если вначале применение «лекарства от беременности» прописывали исключительно замужним женщинам и только с разрешения мужа, то в 70-е годы XX века, с изменением взгляда на сексуальность, «пилюли», как называли противозачаточные таблетки, стали доступны всем без исключения дамам.

 

Американские тинейджеры вооружились средством, дающим возможность отложить рождение детей. Получив в отношениях с противоположным полом невиданную до тех пор свободу, женщина перестала быть второстепенной фигурой и в семье, и в сексе.

Начало 1960-х годов было противоречивым временем: однополая любовь, аборты, супружеская измена — все было под запретом. Но вскоре лед тронулся. Хью Хефнер, издатель журнала «Плейбой», в 1960 году открыл в Чикаго первый клуб для взрослых. Спустя два года в Германии появился первый в мире секс-шоп. Не осталась в стороне и мода: монокини и мини-юбки, цветные колготки и накладные ресницы рекордно быстро завоевали внимание женщин.

Классификация революций

Революции можно классифицировать по-разному. Мы же приведем наиболее простую и логичную классификацию. В политологии и социологии, революции делят на политические и социальные.

  • Социальная революция – это революционные изменения, связанные со сменой общественных формаций, в результате чего одно социальное устройство сменяется другим.
  • Политическая революция – это революционные перемены, которые связаны с заменой одного политического режима, на другой. В некоторых случаях, революционный приход к власти новой политической элиты тоже можно считать политической революцией.

Главным признаком любой революции считается полная замена старого режима на новый.

Значительный вклад в развитие теории революции внес Карл Маркс. Он разделял революции на буржуазные и социалистические. Каждая революция, по мнению Маркса, приводит к смене формации. Например, после буржуазного переворота, феодализм сменяется на капитализм. А социалистический переворот приводит к замене капитализма на социализм. Каждому из этих формаций соответствует отдельная форма ведения хозяйской деятельности, форма экономических и рыночных отношений.

Отдельно нужно выделить такой вид восстания, как национально-освободительный. Целью национально-освободительной революции является освобождение от ассимиляции со стороны доминирующей нации. Такие восстания присущи колониальным и завоеванным странам.

Стоит отметить, что история знает множество примеров, когда революции не увенчались успехом. Повстанцы не всегда имеют возможность донести до правящей верхушки свою точку зрения. Из-за этого их часто арестовывают и даже убивают.

Ученые разных гуманитарных наук по-разному оценивали такой социальный феномен, как революции. Рассмотрим наиболее интересные теории о революциях.

Начало восьмидесятых годов

Смена моральных принципов на Западе произошла. К тому времени США захлестнула эпидемия СПИДа и герпеса.

Государства начали программы по лечению и повышению информированности населения.

Сама же революция встала на другие рельсы — стирание гендерных различий и распространение гомосексуальных отношений.

С 1989 года ( закон об однополых союзах в Дании) в западных странах происходит «парад» принятия законов об однополых браках или приравненные к ним союзы, а также законов, которыми гарантирована защита граждан от нарушения их прав на основании сексуальной ориентации.

Существовали и другие тенденции. Это не только субкультура хиппи, открытость обнаженного тела, открытое распространение порнографии, популярность сексуальных мотивов в массовой культуре и т.п. — продолжают обсуждаться проблемы абортов, нетрадиционных способов оплодотворения, осуществляется политика, направленная на достижение гендерного равенства, разворачивается третья волна женского движения, уже охватывает страны третьего мира, развиваются сексология, медицина, противозачаточное фармакология, акушерство.

Секс, наркотики, Древний Рим

«Долой стыд». СССР в 1920-е годы (18+)

Сексуальная революция случилась сразу после революции 1917 года в России. Тогда зародилось публичное движение нудистов.

Секс как средство выйти замуж

В неофициальном дискурсе в 70-е — начале 80-х годов для женщины секс не был возможностью получить удовольствие. Это был инструмент, с помощью которого нужно пытаться заполучить в мужья «настоящего мужика». А учитывая, что мужчин в послевоенном Советском Союзе было не так много, борьба за них шла нешуточная.

Это, в свою очередь, воспитало поколение граждан мужского пола, которые могли вести себя как угодно паршиво с женщиной, зная, что никуда она не денется, ведь «у ребенка должен быть отец». Поэтому такие темы, как получение удовольствия от любви и секса, оставались практически исключительно в мужской среде и служили способом мужского самовыражения.

Мужчины же в основном не думали об удовольствии партнерш, и по результатам опроса, проведенного в СССР в это время, 80 процентов женщин жаловались на нехватку ласк. Но секс напрочь отсутствовал в публичном поле. Дети рождались от любви, а как ею заниматься — каждый решал для себя сам.

При этом муж даже не задумывался о том, где достать контрацептивы. По словам Васета, существовала группа мужчин, считавших, что по своему «кодексу чести» мужчина обязан прервать половой акт, а тех, кто этого не делал, считали неудачниками, из-за которых женщины вынуждены делать аборт. Неудачниками, которые «не могут сыграть роль традиционного мужчины».

Откуда берутся дети и что в этот момент стоит делать или не стоит, отпрыски узнавали от родителей, причем по большей части это были девочки, которым мамы объясняли, что к чему. Отцы не особенно любили объяснять сыновьям что-то помимо того, что их нашли в капусте. Немало детей получало эту информацию от более опытных сверстников — просто потому что родители считали их слишком маленькими для обсуждения таких вопросов.

С другой стороны, по сравнению с 1950-ми годами, в кино и на телевидении 60−70-х был снят полный негласный запрет на эту тему. Не то чтобы о сексе не стеснялись говорить открыто с экранов, но наконец в Советском Союзе оказалось, что женщина умеет не только укладывать шпалы и надевать ватник, но может быть модной и элегантной и даже носить завлекательный купальник.

12 половых заповедей пролетариата

Впрочем, продолжался этот период необузданной сексуальной свободы не бесконечно. Признав, что половая распущенность ведет ко всевозможным антиобщественным явлениям, а также отнюдь не способствует повышению рождаемости в стране, проводящей ускоренную индустриализацию, большевики решили если и не свернуть лавочку в один момент, то противопоставить любви без границ и правил хоть какую-то дисциплину.

В 1924 году советский психиатр Арон Залкинд выпустил знаменитые «Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата», в которых декларировалось воздержание до брака, половая связь как продукт любви, верность партнеру, отсутствие «половых извращений» и, конечно же, половой подбор по классовой линии.

Ужесточение пошло по всем фронтам. «Долой стыд» запретили, как и искусство «ню». За фотографии людей без одежды могли запросто посадить как за распространение порнографии.

Освобождение от уз «буржуазной морали», за что так ратовал Лев Троцкий, окончательно прекратилось с началом сталинской реакции. Из страны высылают иностранных сексологов, сворачивают секспросвет среди молодежи. Презервативы исчезают с прилавков, развестись просто так, потому что хочется, нельзя. Аборты запрещаются.

Обществу свойственно уверенно возвращаться к привычному состоянию, существовавшему веками. Поэтому очень быстро вольница первых советских лет сменяется полным табуированием этой темы. Секс есть, но его как будто нет. Вообще, слова, связанные с половым контактом, очень быстро вновь стали аморальными, и секса действительно не стало — по крайней мере в публичном поле.

Стыдно, товарищи, стыдно! Как можно говорить о таких вещах? «Двенадцать заповедей половой жизни» работали и в кино 30-х и 50-х годов. Женщина и мужчина в рабочей одежде поднимают производство вместе и попутно начинают испытывать друг к другу чувства. Никакого флирта, ничего особо сложного: вот они смотрят друг другу в глаза и рассказывают об успехах советской родины, вот у них уже ребенок.

Но за пределами киноэкрана, конечно, все было не так. Ютящиеся в коммуналках граждане оккупировали туалеты по ночам, чтобы предаться постыдной практике, запирались на общих кухнях. Счастливые семьи 60-х годов, прописанные в хрущобах-однушках, прятались в тесной ванной.

Разумеется, учитывая отсутствие всякого просвещения на эту тему, контрацептивов и невозможность обговорить проблему в публичном поле, женщины беременели и шли на аборт. Некоторые приходили по нескольку раз в год, совершенно не представляя, как можно жить иначе.

Заблуждения

Между тем, социальное мышление Райха крайне простодушно. Так, он искренне считает, что все беды и хронические несчастья человечества происходят от нерегулярной половой жизни. При этом надо отдать должное знанию предмета и страстному сочувствию, с которым осуществляется “чисто врачебная защита биологических интересов” пациентов.

Таким образом, причина подменяется следствием. Подавляющее экономическое господство правящих классов существует не потому, что авторитарная психическая структура характера подавляет сексуальность, а сексуальные потребности не могут быть полноценно удовлетворены потому, что их подавляет существующее экономическое господство.

В условиях избыточного потребления с одной стороны и подавления базовых потребностей с другой, секс приобретает свойства товара повседневного спроса для одних и предмета недоступной роскоши для других. “Постоянный идеологический мотив”, оборачивающийся сигналом-стимулом, признак явного неблагополучия общества. Целая Индустрия занята оживлением пресыщенной потенции верхних и дешевым удовлетворением сексуальных потребностей нижних классов. Фрейдизм, а за ним и теория Райха, лишь частные проекции общественных отношений.

Секс в послевоенной России

В период правления Сталина сексуальная свобода стала восприниматься резко отрицательно. Был провозглашен лозунг «Семья — ячейка общества». Хотя за супружескую неверность, добрачный секс, развод и аборт не было предусмотрено никаких юридических последствий (кроме случаев изнасилования и гомосексуализма), тем не менее все эти действия стали считаться глубоко аморальным и порицаемыми.

После войны также отмечались волнообразные изменения по отношению к сексуальному поведению. Сразу после войны наблюдалось усиление морально-идеологического контроля, но с началом «оттепели» он ослабел. В 1980-х годах сдерживать сексуальную революцию в СССР уже по сути было невозможно. Общество динамично развивалось. Во-первых, подростки 1980-х годов были детьми тех, кто сами прошли сексуальную либерализацию периода «оттепели» и позиция родителей уже сводилась не к тотальной нетерпимости добрачного секса у детей, а к «серьезным и откровенным разговорам» и «предостережением от ошибок и глупостей». В этот период девочек уже тотально не ограничивают в использовании макияжа и фасона причесок. Но самое главное, впервые появляется полноценное сексуальное просвещение: издаются книги, брошюры, тема сексуальных отношений занимает значительное число полос в журналах, начиная от «Пионера» и заканчивая «Огоньком».

Политика гласности и последовавшее крушение СССР принесло людям в том числе и сексуальное освобождение. Закономерным результатом стала трансформация установок и динамики сексуального поведения: снижение возраста сексуального дебюта, эмансипация сексуальной мотивации от репродукции, рост числа разводов, добрачных и внебрачных зачатий и рождений, повышение интереса к эротике, ресексуализация женщин

Отношение к произошедшей в России сексуальной революции в обществе полярны. Либерально настроенная часть общества в целом позитивно оценивает произошедшие изменения. Консервативная часть общества, наоборот, считает что сексуальная революция в России скорее принесла больше негативных последствий. При этом называются следующие причины:

  • глобальные тенденции: снижение рождаемости, поздние браки, распад семьи;
  • результаты смены общественно-экономической формации, распада Советского Союза и дезинтеграции России: рост детской смертности, снижение продолжительности жизни, разрушение общественного здравоохранения, общую криминализацию общества.

Негативные последствия сексуальной революции в бывшем СССР и Восточной Европе заключаются в том, что она пришлась на гораздо большую нестабильность, криминализацию, выраженную экономическую поляризацию общества, и более низкий уровень жизни чем на Западе. Подстать ситуации в политике и экономике, сексуальная свобода обернулась аномией и анархией. Помимо безусловно позитивной индивидуализации, приватизации и интимизации сексуальности, есть и её негативные стороны: её деромантизация, коммерциализация и вульгаризация

Сексуальные революции в прошлом

В настоящее время под словами «сексуальная революция» чаще всего подразумеваются события 1970-х годов. Однако неверно рассматривать весь предшествующий период истории как пуританский, со строгой моралью и табуированной темой секса. В Европе четко просматриваются несколько периодов, на протяжении которых резко менялось отношение к сексу: от полного табуирования данной темы, до свободы нравов и сексуальных отношений. Причем эти периоды можно просмотреть почти на три тысячелетия.

  • Если взять за точку отсчета основание Рима (753 г. до н. э.), то примерно на протяжении шестисот лет мораль была строгой, патриархальной. Крайне сильной была власть отцов и вообще старшего поколения, идеалом женщины выступала Лукреция — римлянка, убившая себя после изнасилования. Примерно в середине II века до н. э. наступил перелом, вызванный знакомством Рима с моралью восточных эллинистических государств. Свобода нравов за короткий срок становится повсеместной, временами переходящий все границы настолько, что римские императоры вынуждены были издавать указы, запрещающие патрицианкам заниматься проституцией. И в этот момент появляется христианство, которое было полной противоположностью римскому обществу. Постепенное подавление сексуальности привело к тому что она оказалась под запретом уже к концу 300 годов.
  • После падения Рима и периода «варварских королевств» наступает Средневековье — эпоха господства католической церкви. Аскетизм был провозглашён идеалом, секс рассматривался прежде всего как средство продолжения рода. Этот период продолжался приблизительно с начала VII по начало XVI века, то есть около девятисот лет.
  • Затем наступает эпоха Возрождения. Центром Вселенной становится Человек, его красота более не рассматривается как что-то постыдное. Соответственно, ослабевает и религиозная мораль католиков. Эпоха XVI—XVIII веков — это эпоха «куртизанства», официальных фавориток и т. п.
  • В XIX веке побеждает так называемая пуританская мораль. Она тоже связана с христианской религией, но уже не с католичеством, а с протестантством. Именно в протестантских государствах (Англия, Германия, Швеция, США) мораль становится максимально строгой. Секс вне брака (особенно у девушек и женщин) считается верхом разврата, гомосексуальность и мастурбация рассматриваются как психические заболевания. Именно окончание этого периода и переход к современной морали и называется сейчас сексуальной революцией.
Источники

  • http://culturolog.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=173
  • https://wikipedia.tel/%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F
  • https://fishki.net/1957103-istorija-seksualnyh-revoljucij.html
  • https://intrigue.dating/vse-o-sekse/seksualnaya-revolusiya-vzryv-emosiy-i-neobhodimost-peremen/
  • https://topkin.ru/voprosy/nauka-voprosy/chto-takoe-revolyutsiya/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F
  • https://diletant.media/articles/45259822/
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5ca07a4b7545af00b3615c9d/seksualnaia-revoliuciia-kak-eto-bylo-5ca07f0653239a00b3a72f62
  • https://lady.mail.ru/article/517147-kak-ccsr-ustroil-seks-revoljutsiju-i-pochemu-o-nej-bystro-zabyli/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
reallylove
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: