Крестьянский блуд и помещичьи гаремы

Дефлорация от волхвов и свальный грех

О сексуальных традициях древних славян известно немного. Считается, что нравы в языческий период были свободнее, чем в христианский. Это отражалось и в религиозных символах — например, довольно распространенным был фаллический культ, связанный с Ярилой, богом Солнца.

Нашим предкам приписываются довольно экстравагантные обычаи. Одним из таких является ритуал с целью добиться хорошего урожая. Раздеваясь догола, молодые девушки ходили по полю, чтобы поделиться с землей своей детородной силой. Мужчины раздевались при засевании. Порой все это раздевание перерастало в секс и перекатывание по полю туда-сюда.

Также считается, что для славян совершенно не была критичной девственность невесты — наоборот, обширный сексуальный опыт считался в глазах жениха достоинством. Отчасти это подтверждается существовавшим тогда обычаем, согласно которому невеста не должна была лишаться девственности в первую брачную ночь — в случае необходимости эту «процедуру» организовывали за день до свадьбы волхвы.

Одной из самых ярких традиций, соединивших языческие времена и христианские, стал праздник Ивана Купалы. С этой волшебной ночью, в которую по поверью цветет папоротник, связаны многие интимные традиции. Здесь и прыжки через костер, когда у девушек задирались юбки и оголялись укромные места. Здесь и волнующие путешествия по ночному лесу, когда люди находили себе пару и предавались любви без обязательств — дети же, рожденные от таких связей, считались посланными высшими силами.

Некоторые версии склонны предавать этим гуляниям большой размах — будто бы праздничная ночь превращалась в настоящие оргии с беспорядочной сменой партнеров. Называлось такое действо «свальный грех», дав начало довольно известному выражению.

Необычную сексуальную традицию описывал также итальянский путешественник Лактанций Рокколини, в XVI веке по повелению короля Карла V нанесший визит в Россию. Как-то, сбившись с пути, Рокколини с товарищами наткнулся на одно селение. Жители радушно приняли гостей и привели их в большой дом, где собрались много мужчин и женщин. Собравшиеся пели, плясали, а все пространство было освещено одной лучиной. Рокколини объяснили, что он видит древний обычай под названием «гаски», заключавшийся в следующем:

«В известное время собираются вместе соседские мужчины и женщины и, поплясав и позабавившись вместе порядком, тушат лучину, после чего каждый берет ту женщину, которая случилась к нему ближе, и совершает с ней половой акт; затем лучина снова зажигается, и снова начинаются пляски, пока не рассветет и все отправятся по домам. В этот вечер лучину уже тушили два раза, и два раза совершен акт с теми, на кого случай наткнул в темноте»

Снохачество и другой крестьянский блуд

Утверждается, что подобные обычаи существовали в российских селах вплоть до конца XIX века. Этнограф Сергей Максимов в книге 1859 года «Год на севере» приводит слова священника села Койнос Архангельской губернии: «На беседах по зимам, не боясь ни чьего сглазу, мужики обнимают баб и огни гасят»

«В Мезенском уезде Архангельской губернии невинность девушки совершенно не ценилась. Более того, девица, родившая ребенка, имела больше шансов выйти замуж, чем сохранившая целомудрие. Не требовалась «чистота нравов» от девушек и в других местах этой же губернии. Это нашло отражение в пословице «девушка не травка, вырастет не без славки».

В фундаментальном труде, посвященном этнографии Вологодской губернии, утверждается, что «в большей части деревень девичьему целомудрию не придается строгого значения. Есть местности, где девка, имевшая ребенка, скорее выйдет замуж, чем целомудренная, так как она, знают, не будет неплодна». Как сообщали местные информаторы, «редкая из наших девок не гуляет до замужества». Что же касается парней, то они начинают «баловаться» едва минет 15 лет и к моменту вступления в брак каждый из них «знает не одну девку»».

Впрочем, отношение к вопросу невинности сильно разнилось по регионам. Доктор исторических наук Владимир Безгин в труде «Крестьянская повседневность (традиции конца XIX – начала ХХ века)» пишет:

«В Воронежской губернии еще в 80-е гг. XIX в. существовал обычай поднимать молодых. Новобрачная в одной рубахе вставала с постели и встречала свекровь и родню жениха. Такая демонстрация, восходящая своими корнями к языческим верованиям, имела цель публично удостоверить невинность невесты.

Тяжелыми были последствия для «нечестной» невесты. Ее родню с бранью выгоняли, саму избивали до полусмерти и заставляли трехкратно ползать на коленях вокруг церкви. За потерю чести провинившуюся девушку в деревне наказывали тем, что отрезали косу, пачкали рубаху дегтем и без юбки проводили по улице. После такого позора ее уже никто не брал замуж, и она оставалась в девках».

«В крестьянском дворе, когда бок о бок жило несколько семей, порой возникали замысловатые любовные треугольники. Так, в орловском селе Коневке было «распространено сожительство между деверем и невесткой. В некоторых семействах младшие братья потому и не женились, что жили со своими невестками».

По мнению тамбовских крестьян, кровосмешение с женой брата вызывалось качественным превосходством того брата, который отбил жену. Братья не особенно ссорились по этому поводу, а окружающие к такому явлению относились снисходительно. Дела о кровосмешении не доходили до волостного суда, и кровосмесителей никто не наказывал».

Но один вариант подобных отношений стал по-настоящему известен. «Нигде, кажется, кроме России, – писал журналист и политик Владимир Набоков, – нет по крайне мере того, чтобы один вид кровосмешения приобрел характер почти нормального бытового явления, получив соответствующее техническое название».

Снохачество заключалось в том, что переехавшая в дом мужа молодая девушка становилась объектом домогательств со стороны еще не старого и полного сил свекра — «снохача», согласно традиционному выражению.

Некоторые главы патриархальных крестьянских семей именно для этого и устраивали браки сыновей на 16-17 летних невестах. Вскоре после женитьбы новоявленный муж по повелению главы семьи отправлялся на отхожий промысел и впоследствии наведывался домой лишь несколько раз в год. Его жена же оставалась в полном распоряжении свекра.

Склоняя невестку к сожительству, снохач сполна пользовался ее зависимым положением. В ход шли и подарки, и поблажки по домашней работе, а порой и физическая угроза. Подобные случаи родили на селе поговорку: «Смалчивай, невестка — сарафан куплю».

Некоторые женщины пытались обращаться в суд, но там подобные жалобы предпочитали не рассматривать. Снохачи же не особенно боялись и собственных жен. Вот какой рассказ был восстановлен по корреспонденции одного из жителей Орловской губернии:

«Богатый крестьянин Семин 46 лет, имея болезненную жену, услал двух своих сыновей на «шахты», сам остался с двумя невестками. Начал он подбиваться к жене старшего сына Григория, а так как крестьянские женщины очень слабы к нарядам и имеют пристрастие к спиртным напиткам, то понятно, что свекор в скорости сошелся с невесткой. Далее он начал «лабуниться» к младшей. Долго она не сдавалась, но вследствие притеснения и подарков – согласилась.

Младшая невестка, заметив «амуры» свекра со старшей, привела свекровь в сарай во время их соития. Кончилось дело тем, что старухе муж купил синий кубовый сарафан, а невесткам подарил по платку».

Иногда подобные случаи приводили к настоящим драмам. Безгин пишет:

«В начале ХХ в. в калужском окружном суде слушалось дело Матрены К. и ее свекра Дмитрия К., обвиняемых в детоубийстве. Обвиняемая Матрена К., крестьянка, замужняя, 30 лет, на расспросы полицейского урядника призналась ему, что в продолжение шести лет, подчиняясь настоянию свекра, состоит в связи с ним, прижила от него сына, которому в настоящее время около пяти лет. От него же она забеременела вторично. Свекор Дмитрий К., крестьянин, 59 лет, узнав о приближении родов, приказал ей идти в ригу, и как только она родила, схватил ребенка, зарыл его в землю в сарае».

Интим в языческую эпоху

Исторические источники сохранили слишком мало сведений о жизни наших предков в языческие времена, но есть основания полагать, что интимная жизнь древних славян была достаточно «вольной». Проявления телесности и сексуальности не подавлялись, вещи, имеющие отношение к интиму, обычно назывались своими именами.
Неизвестно, существовал ли на дохристианской Руси повсеместный разврат, как пытаются это представить некоторые исследователи, но многие славянские ритуалы носили «эротический» характер.
Так, существовал фаллический культ, связанный с Ярилой — богом Солнца. Половые органы символизировали животворящую силу, плодородие. Поэтому все, что имело отношение к интиму, выглядело совершенно естественным.
Например, во время игрищ на Ивана Купалу (этот праздник отмечался еще в языческие времена) девушки так высоко прыгали через костер, что у них оголялись интимные места. Впоследствии священнослужители попытались запретить эту традицию, объясняя, что «тут есть мужам и отрокам великое падение на девичье шатание».
Должны ли были девушки вступать в брак девственницами? Источники говорят разное. В частности, в VIII-Х столетиях бытовала традиция: за день до свадьбы невесту лишали девственности волхвы. Обряд обычно происходил в бане. Лишь в 967 году киевский князь Святослав запретил этот ритуал, передав обязанность дефлорировать молодых жен их законным мужьям. Впрочем, еще его мать, княгиня Ольга, стала первым на Руси поборником нравственности: в 953 году ею был издан указ о денежной или вещевой компенсации за отсутствие девственности, которую должна была заплатить мужу жена или ее родственники.
Когда новобрачная отправлялась после свадьбы в дом мужа, ее провожали соромницкими песнями, в которых подробно и без экивоков описывались события будущей брачной ночи.

Изменчивый эрос

С сексуальной культурой народов связано множество заблуждений. Все мы слышали от старших о том, что сейчас, мол, происходит очевидное падение нравов, а раньше-то и слова такого — «секс» — до совершеннолетия не знали, и вообще вели себя гораздо приличнее.

Сексуальность, как показал Мишель Фуко, является историческим конструктом и зависит от состояния общества. Но при этом изменения сексуальной культуры не всегда представляли собой однонаправленный поток от высокой морали к свободным отношениям.

Как после долгого советского табу в 90-е в России произошла сексуальная революция, а совсем недавно значительная часть сограждан, не без усилий церкви и властей, если не ударилась в неопуританство, то молчаливо одобрила его. Подобные перемены происходили и раньше, при этом сексуальная культура одного слоя общества могла разительно отличаться от привычек другого слоя.

Подмени меня

Это сегодня зять и теща традиционно немного недолюбливают друг друга, а раньше все было ровно наоборот. Так как дочерей выдавали замуж в 9-12 лет, часто до начала полового созревания, супружеский долг за нее исполняла мама. В середине XIX века разрешили венчать невест лишь по достижении 16 лет, а женихов — 18. Вот теща и перестала быть нужной. И любимой.

Славяне: секс как стимулятор сельского хозяйства

Сексуальная культура древних славян до принятия христианства была связана с культами плодородия. Знакомые нам со школы кривичи и поляне, по всей видимости, не особо отличались от других языческих земледельческих народов. В традиционном обществе многие обычаи и правила продолжают сохраняться как пережитки на протяжение столетий, и благодаря этнографам, запечатлевшим их, мы можем рассуждать даже о таком отдаленном периоде.

Еще в XIX веке горожанин, попавший в деревню, мог увидеть странные картины — идущего за плугом мужичка без штанов, катающуюся по мягкой весенней земле обнаженную пару или бегающую в неглиже по огороду женщину.

Эти странные действия, по мнению антропологов Т. Агапкиной и А. Топорковой, проводились из-за того, что обнаженное дело в тогдашнем сельском обществе наделяли продуцирующей символикой, оно должно было принести земле плодородие.

Пережитки языческой сексуальной культуры находят и в празднованиях на Ивана Купалу и на Масленицу, и в святочных гуляниях. Порой их описывают как массовые оргии, хотя в действительности они были ближе к карнавалу. На Святки и на Масленицу люди обряжались в костюмы животных или обменивались одеждой с противоположным полом. Знаменитый фольклорист Владимир Пропп так объяснял распространение звериных масок:

«Люди маскировались животными, иногда водили животных с собой. Из этих животных прежде всего обращает на себя внимание коза.  Козлу, начиная с античности, в земледельческих религиях приписывалась особая плодовитость и соответствующая ей сила. Здесь достаточно вспомнить козлоногих фавнов, покровителей лесов, полей и стад, и посвященные им разгульные праздники римских луперкалий, которые совершались 5 декабря. Плодовитость и силу животных стараются передать земле»

Секс для древних славян не был запретным, но и не имел такой богатой культуры, как в античной или индийской цивилизации. На эту почву в X веке приходит восточное христианство, еще до раскола церквей отличавшееся особой строгостью.

Брат за брата!

На Руси был очень распространен инцест. Никто не видел ничего дурного в том, что детские шалости между братом и сестрой могли приобрести далеко не благопристойный характер. Совокупление матери и сына, отца и дочери, брата и сестры вызывали только лишь улыбку, полную умиления. Славяне считали, что страсть между самыми родными людьми «оплодородит» землю. Удивительно, но эта традиция жила до XIX века.

Крещеная Русь: коитус по кодексу от местного священника

Крещение Руси поначалу не влияет на жизнь большинства населения. До XIV века христианство не выходит за пределы городских стен. С другой стороны, Россию точно так же не затрагивает Ренессанс. В Европе в эпоху Возрождения коренным образом пересматривают отношение к человеку и его телу, в России же к XV веку православный гендерный порядок лишь окончательно утверждается.

Вплоть до обмирщения в XVII веке русская культура остается тесно связанной с православием и его аскетичными нормами. В изобразительном искусстве Древней Руси и Московского царства мы не найдем и намека на телесность; в литературе того времени нет намеков на чувственную любовь; и даже женский костюм меняется таким образом, что скрывает очертания женского тела и волосы.

Карнавальная культура, служащая мостом между элитой и низами, в Московском царстве была представлена значительно уже по сравнению с Европой.

Если на Западе в Средние века и аристократия, и простые люди с радостью принимают участие в народных праздниках, то в России знатные бояре удивляются тому, что в Европе на празднике не только пляшут скоморохи, но и с увлечением танцует знать.

При этом ни у церкви, ни у государства нет возможностей для того, чтобы отследить интимную жизнь у каждого крестьянина. Единственным инструментом остается «страх Божий». Благодаря ему нам и известна интимная жизнь наших предков. Американская исследовательница Ева Левина в своей работе «Секс и общество в мире православных славян, 900–1700» подчеркивает: «Основная масса дошедших до нас средневековых документов по сексуальности — церковные».

За каждый грех полагается определенное церковное наказание — епитимья, заключающаяся в постах и длительных молитвах. Рядовой священник не имеет возможности обратиться сразу ко всему массиву церковного права. Взамен этого он пользуется краткими сводами вопросов для исповеди. При составлении таких небольших трудов священник «делал упор на прегрешения, которые ожидал найти среди своих прихожан, и избирал нормы и правила, соответствующие его личным представлениям о благопристойности. Несмотря на широчайшие вариации, тексты отражают преднамеренную целенаправленность. В каждой из версий большинство вопросов ориентировано на грехи сексуального характера».

Для отсутствия порицаний следовало заниматься сексом только в миссионерской позе, только для зачатия ребенка и только в определенные дни.

Ранние каноны запрещали интимные отношения во время праздников. Позже секс ограничивают на период поста. Самые жесткие правила исключают половую жизнь во время всех четырех постов и по субботам. Такого консервативного подхода придерживаются далеко не все.

Правила, связанные с «неправильными» позами, строже. Не одобряется (впрочем, как и в средневековой Европе) положение женщины сверху. Для религиозного мировоззрения того времени это оценивается как нарушение естественной иерархии — подчинения жены мужу. За такой грех для супругов полагается епимитья от трех до десяти лет. Секс в «задних» позах рассматривается как скотский.

Отрицается петтинг, ласки и даже глубокие поцелуи. При этом исследовательница отмечает практически полное отсутствие осуждений орального секса.

Наказания за «неправильный» секс различаются. За ласку назначают несколько недель поста. За соитие сзади могли наложить от шестисот земных поклонов до трехлетнего поста. Встречаются и более суровые кары вплоть до исключения из церковной общины на несколько десятков лет.

Иван Купала

Праздник Ивана Купала на Руси всегда сопровождался любовными игрищами. Девушки прыгали через костер, и их интимные места неизменно оголялись. После этого к ним присоединялись юноши, и все заканчивалось бурными оргиями.

Противоестественный секс: от мастурбации до скотоложства

Противоестественным считалось сексуальное поведение, которое отсутствовало в животном царстве. К нему относились гомосексуальные отношения, скотоложство, кровосмесительные связи, мастурбация. Последнее было самым распространенным сексуальным нарушением.

Мастурбацию считали намного опаснее, чем кровосмесительные связи с родителями. В одной из древнерусских притч рассказывается, что у мужчины, регулярно занимавшегося рукоблудием, пенис превратился в змею.

За мастурбацию полагался шестидесятидневный пост в сопровождении от восьми до ста пятидесяти земных поклонов в день. Причем наказание распространялось одинаково как на мужчин, так и на женщин.

Семяизвержение у мужчин во время сна церковь истолковывала как дьявольское наущение. И за этот естественный процесс тоже можно было получить наказание.

Противоестественным считались другие сексуальные связи, например, интим с животными. Чаще всего соитие происходило с коровами, свиньями, собаками и птицами. В некоторых источниках есть упоминания, что для сексуальных утех использовали, как самок, так и самцов.

На женщин за подобный грех налагались такие же епитимьи, как и на мужчин. Обычно — это двух-трехлетний пост, сопровождавшийся земными поклонами.

Быт и нравы восточных славян

 

Древние славяне не были варварами. Они никогда не отличались кровожадностью и особой жестокостью. Чего не скажешь о древних римлянах, греках и византийцах. Стоит только заглянуть в историю этих народов и убедиться в этом. Славяне были вынуждены вести многочисленные войны и захваты, чтобы сохранить государственность, но варварами, в отличие от народов Европы того времени, они не были.

Чистота и вода всегда играла огромную роль в жизни и быту древних славян . В то же время Европа утопала в грязи и в нечистотах, которые выливали на прямо улицу. Европейцы не мылись годами, а то и всю жизнь, потому что считали, что грязь защищает их организм от болезней. Чума косила целые города. Славяне, не зависимо от материального положения, имели бани. Во всех семьях имели традицию устраивать банные дни. Если человек заболевал, то первое, что делали, это парили его в бане с добавлением различных трав. Чтобы родить ребенка женщины уходили в баню, где устраивали особый ритуал. Многие религиозные праздники, обычаи были построены на очищении водой.

Свои поселения, а позднее города, древние славяне строили на берегу реки. Река защищала их поселения и города от врагов. В реке ловили много разной рыбы, которая непременно входила в рацион славян. В лесах, которые находились на берегу рек, древние славяне охотились на различных животных и птиц. Собирали урожаи лекарственных трав, растений и ягод. Быт жителей Древней Руси был тесно связан с земледелием. Потому что земледелие было основным занятием. С древних времен славяне выращивали в большом количестве пшеницу, рожь, просо, овес. Это был очень тяжкий труд, так как землю обрабатывали вручную с помощью сохи, мотыги, а земли приходилось отвоевывать у леса с помощью огня (пепел служил своего рода удобрением).

У славян было развито бортничество. Мед и воск играли важную роль в их жизни. Мед заменял сахар и из него готовили хмельные напитки, но с очень низким процентом алкоголя. Несмотря на ошибочное мнение, что на Руси всегда много пили, алкоголь вообще был под запретом в Древней Руси. Быт и нравы древних славян позволяли им пить только хмельной мед, и то, только по большим праздникам. Женщинам запрещалось употреблять алкоголь вообще, а мужчины первый раз пробовали хмельной мед только после рождения первого ребенка. В это же время в Европе, употребление алкоголя не было под запретом и, не секрет, что даже монахи злоупотребляли им, не говоря уже об остальных европейцах.

Расцвет Древней Руси

Тесный союз государственной и церковной властей длительное время служил на Руси укреплению единства русских земель, ликвидации автономии прежних союзов племенных княжеств. Уже в правление Владимира Святого киевский князь лично направлял своих наместников в другие города.

Международное положение Древней Руси

Становление Древнерусского государства проходило в тесном взаимодействии с окружающими странами. Наиболее сильное влияние на развитие государства и общества оказывала могущественная Византийская империя со своими экономическими, политическими и культурными традициями.

Военное дело

Особенностью военной организации Древнерусского государства являлось отсутствие большого регулярного войска. Основой армии было княжеское войско – дружина. Возглавлял дружинников воевода. Эта армия Древней Руси состояла всего из нескольких сотен человек, подразделялась на младшую и старшую. Если была необходимость в защите рубежей от сильного и хорошо вооруженного войска, князья призывали на помощь дружины своих соседей или собирали ополчение.

В военное время от каждого города выставлялось не менее 1 тысячи воинов. Собранное горожанами войско делилось на сотни и десятки. Тысячей руководил тысячник, сотней – сотники, десятком – десятники.

Внешний облик древнерусского воина-ополченца вплоть до 8-9 века мало чем отличался от облика крестьянина. Снаряжение древнерусского воина состояло из портов, лаптей и длинной рубахи. В качестве оружия использовали деревянные щиты, дубины, топоры и рогатины. Изначально также выглядели и дружинники, но по мере развития и выделения этого рода войск из общей массы развития военного дела Древней Руси, происходит и внешнее изменение облика воинов-дружинников. Появляются:

  • рубаха-кольчуга;
  • броня;
  • щит, окованный железом и оббитый кожей;
  • остроконечный шлем-шишак.

Урон врагу наносили с помощью меча, копья или сабли (технику изготовления и манеру использования сабель переняли от кочевников). На вооружении имелся лук, арбалет, боевой топор или нож.

Кольчуга состояла из металлических колец или пластин, соединяющихся друг с другом и не позволяющих вражеской стреле проникнуть к телу. В 10-12 вв. кольчуга представляет собой длиннополую рубаху с коротким рукавом. В 12 веке рукава кольчуги удлиняются. Остроконечная форма шлема была выбрана не случайно. При ударе вражеский меч соскальзывал с неровной поверхности и воину наносился минимальный урон. С течением времени к шлемам крепят дополнительную защиту в виде сетки или металлической пластинки, защищающей глаза и нос.

Эй, хлопец! Я тебя живым закопаю!

Но не думайте, что славяне совсем не думали о правилах приличия. Если мужчина слишком много времени уделял чужой жене, его могли запросто закопать заживо. Однако если этот мужчина решал выкрасть ту самую чужую жену, законный муж дамы только радовался этому! Как говорится, «Баба с возу, кобыле легче!» Ведь «лишние» рты в семье, не приносящие никакой выгоды, воспринимались как «обуза». По этой же причине новорожденных девочек небогатые родители частенько топили.

Чтобы женщина быстрее родила, ее всячески пугали

Всемогущий разврат помещиков

Отдельной главой сексуальной истории России стало крепостное право. Хроники говорят, что интимное внимание помещиков к своим крепостным крестьянкам было очень даже распространено. Например, во дворе уроженца Эфиопии Абрама Ганнибала, приближенного Петра I и прадеда поэта Александра Пушкина, очевидцы встречали немало смуглых и кучерявых черноволосых детишек.

Не оставались в стороне и «борцы за народное счастье» декабристы. В материалах дела об участнике восстания Осипе-Юлиане Горском говорилось:

«Сперва он содержал несколько (именно трех) крестьянок, купленных им в Подольской губернии. С этим сералем он года три тому назад жил в доме Варварина. Гнусный разврат и дурное обхождение заставили несчастных девок бежать от него и искать защиты у правительства,— но дело замяли у гр. Милорадовича».

Василий Тимм «Декабристы на Сенатской площади»

Впрочем, крепостные любовницы не всегда получали плохое обращение. 70-летний помещик Кошкарев, державший 10-12 девушек в качестве своеобразного гарема и еще нескольких для ублажения гостей, довольно хорошо их обеспечивал.

Несмотря на распространенность этого явления, некоторые случаи все же выбивались из общего ряда и подвергались общественному осуждению. В первой четверти XIX века таким стал случай генерала-лейтенанта Льва Измайлова из Тульской губернии. Помещик отличался своенравным и жестоким характером, издевался как над крестьянами, так и над чиновниками невысокого ранга. Еще в 1802 году император Александр I писал губернатору:

«До сведения моего дошло, что отставной генерал-майор Лев Измайлов … ведя распутную и всем порокам отверзтую жизнь, приносит любострастию своему самые постыдные и для крестьян утеснительные жертвы. Я поручаю вам о справедливости сих слухов разведать, без огласки, и мне с достоверностью донести».

Александр I на портрете Степана Щукина

Однако благодаря деньгам и связям расследование тянулось десятилетиями — подробности дела открылись лишь в 1828 году. Биограф Измайлова так описывал преступления помещика, создавшего себе гарем из 30 девушек:

Несчастные эти девушки выпускались из этого своего терема или, лучше сказать, из постоянной своей тюрьмы только для недолговременной прогулки в барском саду или же для поездки в наглухо закрытых фургонах в баню. С самыми близкими родными, не только что с братьями и сестрами, но даже и с родителями, не дозволялось им иметь свиданий. Бывали случаи, что дворовые люди, проходившие мимо их окон и поклонившиеся им издали, наказывались за это жестоко.

Многие из этих девушек, — их было всего тридцать, число же это, как постоянный комплект, никогда не изменялось, хотя лица, его составлявшие, переменялись весьма часто,— поступали в барский дом с самого малолетства, надо думать, потому, что обещали быть в свое время красавицами. Почти все они на шестнадцатом году и даже раньше попадали в барские наложницы — всегда исподневольно, а нередко и посредством насилия.

Еще одной зловещей фигурой стал помещик из Киевской губернии Виктор Страшинский. От первых обвинений в его адрес до решения суда в 1857 году также прошло порядка 25 лет, но в итоге было выяснено, что Страшинский изнасиловал более 500 девушек, причем в его собственном имении следователи не нашли ни одной неизнасилованной крестьянки — в поисках разнообразия помещик наведывался в имения родственников. Среди жертв преступника оказались также две его дочери от изнасилованной ранее крепостной. Еще две девушки не пережили надругательств.

Семья в Древней Руси

 

На Руси очень рано вступали в брак, это было обусловлено тяжелым трудом, недостатком рабочих рук, детей рано приучали к труду. Парни женились лет в 16-17, а девушки вступали в брак в 12-14 лет. С этого момента девушка считалась членом рода мужа. Само понятие рода у славян стояло на первом месте. Славяне жили родами. Это для них было основой всего. Быт и повседневная жизнь Древней Руси были буквально подчинены понятию рода. Славяне даже имели бога, который отвечал за род. Его имя – Род.Богатые князья имели несколько жен и окружали себя большим количеством наложниц.
В Древней Руси большое значение уделялось военному воспитанию мальчиков. И не важно, кем он будет в будущем, земледельцем или ремесленником, но будущий мужчина был обязан хорошо владеть оружием и знать основы военного дела. Он мог жениться только после обучения военному делу. Мальчиков рано учили держаться на коне. А лет в 9-11 мальчика посвящали в члены рода. Для этого его отводили в лес и специальную избушку и проводили ритуал. Благодаря этому, и появились сказки о Бабе-Яге, которая похищала детей.Девочек с малых лет обучали вести хозяйство, делать пряжу, ткать ткани и другим домашним делам, которые ей будут нужны в семейной жизни. И тут тоже использовали определенные обряды. Например: когда девочка делала свой первый клубок, то его сжигали, а пепел она должна была размешать с водой и выпить.

Дома и постройки

Дома славян строились по типу землянки или полуземлянки, и только в X-XI в. в. стали рубить надземные избы и складывать мазанки. В каждом доме был обязателен глинобитный очаг, который располагался у стены, противоположной от входа. Именно по этой отличительной особенности археологи могут отличать славянские дома от построек иноплеменных современников.

В качестве строительного материала для возведения домов использовали древесину. Причем выбор производился с учетом характеристик каждого вида дерева и его значимости. Считалось, что одни деревья приносят удачу, другие насылают беду. При строительстве применялись сосна и лиственница, для крыш использовали ель, а здания для отправления обрядов возводились из священного дуба. Славяне не использовали осину для построек, считая ее древом нечисти, но могли покрыть крышу осиновым лемехом — продолговатым плоским кровельным элементом.

Хотя зарубежные письменные источники упоминают о славянских народах как о «немытых варварах». По факту ситуация выглядела иначе. Средневековые врачи Европы считали, что мыться вредно для здоровья, ведь грязь, забивающая поры, смоется, и болезнетворные микробы проникнут в организм. В древнеславянском же этносе купание сравнивали с обрядом очищения, еженедельным ритуалом освобождения от грехов. Широко известна история дочери Ярослава Мудрого, Анны Ярославны, ставшей королевой Франции в XI в. и приучившей французский двор мыться в бане каждую неделю.

Законодательство Древней Руси

В первой половине XI в. одновременно с внутриполитическим укреплением русской государственности и значительным ростом ее международного авторитета в Европе происходит формирование системы древнерусского права.

Посевная пора древних славян

Секс являлся неотъемлемой частью посевной поры. Девушки гуляли по полю ночью голышом, чтобы поделиться силой деторождения с землей. Мужчины тоже нередко раздевались при засеивании. Ну, и чтоб урожай был хорош наверняка, славяне занимались сексом прямо на поле или имитировали его, перекатываясь туда-сюда.

Свадебное одеяние невесты с фатой было одеждой мертвеца

Интересно, что если в деревне умирала девушка, которой не удалось выйти замуж при жизни, то ей находили жениха во время похорон. Среди населения выбирали мужчину, перевязывали ему руку платком, и в таком виде он сопровождал гроб до места захоронения. С этого времени семья умершей начинала считать его своим зятем, а все прочие — вдовцом.

Как одевались крестьяне и зажиточные граждане

Основные элементы одежды Древней Руси имели много общего у всех сословий. И богатые, и бедные одевались одинаково. Одежда славян Древней Руси, относящихся к знатным людям, отличалась только качеством и разнообразием тканей. Богатые шили одежду из парчи и шелка. Обычные нитки в такой одежде заменялись золотыми, сама одежда украшалась бисером или мехом. Обувь шили из обшитого золотом сафьяна.

Варианты одежды, князь и княгиня, простые люди

Одежда простых крестьян была грубоватой, шилась она из холста или шерстяной ткани. Подолы юбок и вороты рубашек украшались вышивкой.

Мужчины на Руси носили:

  • порты (неширокие укороченные штаны);
  • рубаху-косоворотку, спускающуюся до колен;
  • пояс-кушак.

В качестве мужской верхней одежды в Древней Руси использовались зипуны – парчовые кафтаны, не имеющие воротника. Зимой носили шубы и остроконечные шапки из войлока или меха. Богатые в качестве верхней одежды использовали епанчу.

Чтобы не промерзали ноги, их оборачивали кусками плотной ткани – онучами. Поверх них надевали лапти из липовой коры. Этот вид обуви Древней Руси часто модно было увидеть на крестьянах и бедных горожанах. Богатые лаптей не носили. Они надевали сафьяновые сапоги, носки которых были причудливо загнуты кверху.

Женская одежда Древней Руси состояла из:

  • рубашки;
  • шерстяной юбки или сарафана.

Волосы придерживал обруч из кожи или бересты. Форма и наименование головного убора зависели от статуса. Замужние женщины дома покрывали голову чепцом, девушки вплетали в волосы разноцветные шелковые ленты.

На праздники голову покрывали кокошником, сделанным из твердого материала, обтянутого богатой тканью. Кокошник украшался бисером или жемчугом. На руках носили кольца и браслеты, в уши продевали красивые серьги, на шею вешали ожерелья или цепочки. Женский костюм Древней Руси также дополняли кафтан или шуба. Их украшала вышивка или яркая шелковая подкладка.

Чем богаче был человек, тем дороже выглядела его одежда. У простых крестьян иногда не было даже лаптей или зипуна на зиму, тогда как купец мог позволить себе шубу и теплые сапоги.

На примере быта и нравов жителей Древней Руси хорошо прослеживается растущее расслоение общества. Разница между богатыми и бедными, впервые проявившаяся еще во времена существования славянских племен, после образования государства, увеличилась в десятки раз. Это проявляется в одежде, жилищных условиях и даже воспитании отдельных сословий.

Где жили земледельцы и горожане: хоромы, срубы, полуземлянки

Разница между жилищем предводителя племенного отряда воинов восточных славян и простого крестьянина была незначительна. После образования государства жизнь простых граждан ухудшается, знать, наоборот, богатеет, и может позволить себе более комфортное и дорогостоящее жилье. Внешний облик жилища в Древней Руси меняется. Князья и бояре живут в хоромах. Княжеские палаты состоят из:

  • княжеского терема (башня с отапливаемыми в зимнее время помещениями);
  • сеней (переход);
  • горницы (аналог современной гостиной);
  • летней спальни.

Помимо княжеского или купеческого дома на территории большого двора размещался домик управителя, кухня, большая конюшня, амбары, кладовые, погреба (ледники). Чуть в отдалении от основных строений размещали баню. Двор окружал забор из дерева или камня с широкими воротами.


Зажиточные семьи, не относящиеся к знати, но обладающие деньгами, жили в срубах. Этот вид строения состоял из 2-х этажей и имел несколько спален. Изнутри древнерусской избы все было деревянным – кровати, скамьи, сундуки для одежды и кухонная мебель. Если позволяли средства, то покои богатого горожанина обязательно украшались персидским ковром или медвежьими шкурами. Такие же украшения, но в большем количестве, можно было найти и в доме князя. Отапливала дом русская печь, освещалось пространство восковыми свечами.

Простые ремесленники жили по окраинам городов в одноэтажных деревянных избах. Ремесленная часть древнерусского города называлась слободой (Гончарная слобода, Кузнечная слобода).

Внешний облик дома обычного крестьянина зависел от места его проживания. На юге крестьяне выкапывали полуземлянки с земляным полом. На севере – строили деревянные дома-избы. У такого строения был деревянный пол, но не было печной трубы, потому весь дым оставался внутри помещения, из-за чего внутри древнерусской избы стены становились черными (говорили – изба топится по-черному). Днем древнерусская изба освещалась солнечными лучами, проходящими через небольшие окна. Вместо стекол использовался коровий пузырь. Окно древнерусской избы закрывали им в холодное время года. Вечером в избе зажигали лучину.

Как выбирали место для поселения

Славяне строили селения, где жили своим родом. При этом смысл старославянского слова «род» сейчас совершенно иной. Тогда «родными» считались близкие по крови и соплеменники, одним словом «народ».

За время межплеменных войн и набегов люди научились выбирать подходящие места для строительства. Они селились недалеко от болот, на высоких берегах рек, для того, чтобы селения хотя бы с одной стороны были защищены от врагов, поэтому в позднеславянский период вокруг деревень не строились искусственные заграждения. Наши предки были очень находчивы, поэтому предусматривали несколько выходов из избы на случай опасности.

Поселение на берегу реки

Древние славяне не держались за место, и если на участке, где стояло поселение, заканчивались ресурсы, мелела река, беднели земли, род перекочевывал на новую землю. Главной целью славянских племен было выживание, поэтому они могли в любой момент оставить территорию. Если родоначальникам удавалось договориться, племена объединялись под руководством общего предводителя, появлялись первые города, где так или иначе было развито общественное устройство.

Гарем князя Владимира I Святославича

Судя по «Повести временных лет», можно сделать вывод, что на Руси кое-где практиковалось многоженство. В одной семье могло быть от двух до четырех жен. Широко известен факт многоженства князя Владимира Святославича. Только официальных избранниц у него было двенадцать, это если не считать 800 наложниц.

Кухня

Положительно сказывалось на продолжительности жизни однообразное питание, которое, тем не менее, восполняло энергетические затраты организма. Незамысловатый рацион предков включал в себя традиционные щи да каши, которые готовились в русской печи.

Не вступая в прямой контакт с открытым огнём, пища варилась, тушилась, пеклась и жарилась с сохранением всех полезных свойств. Находясь весь день в подогретой печи, блюда оставались тёплыми и не требовали дополнительной термической обработки. Отсутствие холодильников способствовало готовке в умеренных порциях, которые съедались за один присест, поэтому крестьяне каждый день употребляли свежую пищу.

В те времена никто не подсчитывал количество калорий, содержащихся в продуктах, сама природа регулировала этот момент, ведь в рацион людей попадали те продукты, которые росли именно в их местности и которыми из года в год питались многие поколения одной семьи. Не понаслышке зная, с каким трудом добывается пропитание, предки с пиететом относились к еде, в особенности к хлебу, который считался всему головой.

Если ребенок рождался недоношенным или больным, его отправляли в печь

Бонус: первое время после свадьбы роль мужа играл свекор

Ко всему прочему, нужно заметить, что снохачество редко было добровольным. Если девушка отказывалась от предложения свекра, она подвергалась гонениям в семье. В противном случае девице сулили различные блага: от приятных подарков до облегчения домашней работы. Исследователи упоминают и случаи мести: о невестке, которая отвергла главу дома, часто говорили разные гадости, что сильно портило ей жизнь.

Снохачество сошло на нет, когда крестьянские деревни стали практиковать раздельное жилье: родители жили в одном доме, а молодые — в другом.

Если девушка «приносила в подоле» мальчика, это не считалось позорным

В центральных и южных областях добрачные связи значили намного меньше. Если девушка рожала мальчика, его называли Богданом: так все вокруг знали, что он появился вне брака. При этом парнишку никто происхождением не попрекал, разве что соседи дразнили «крапивничком». Если на свет появлялась девочка, дела обстояли хуже, потому что женщин в семье считали лишними ртами. Мальчик же вырастал работником и помощником.

Позор на девицу если и ложился, то ненадолго: проходило время, и ее выдавали замуж. Правда, выбирать жениха не приходилось — чаще всего таких девушек отдавали за вдовцов.

Социальные движения в Древней Руси

Развитие Древнерусского государства характеризуется серьезными социально-политическими изменениями, повлиявшими на эволюцию восточно-славянского общества и его социальную стратификацию. Феодализация общества в IX-XII вв. происходила сложно и противоречиво.

Отличительные знаки: наряды и долгий взгляд

Привычка гомосексуалов переодеваться в женские наряды распространилась за пределы бань и доходных домов. Например, возле цирка Чинзелли нередко появлялись мужчины, одетые баронессами или просто облаченные в странные наряды. Узнать юношу, готовому к связи с мужчиной, можно было и по красному галстуку или красному платку в кармане. Однако были и такие, кто отрицал женоподобие и предпочитал носить подчеркнуто мужские костюмы. Узнать гомосексуала можно было и по взгляду и простой просьбе прикурить.

Основные занятия древних славян

Важную роль в выживании этноса играло земледелие. Люди селились по берегам рек и озер, чтобы у них была возможность возделывать землю и в период засухи.

Важно понимать, что ни картошка, ни капуста, ни огурцы, ни томаты тогда еще не были завезены на Русь. Большую часть посевов занимали зерновые культуры, поэтому на столах славян был хлеб, лепешки, оладьи, кисель из ржаного, пшеничного или овсяного отвара и каши. С X в. в огородах появилась свекла, морковь, репа, редька, горох, щавель, лебеда. Для каш отжимали льняное и конопляное масло.

Спасение от пожара

После заселения новой территории необходимо было подготовить место для посевов. С этой целью в лесной местности подрубали деревья, чтобы они засохли и их было легче валить. После спила стволов выкорчевывали корни. Месяц, когда происходила вырубка, назывался «сечень» от слова «сечь», «рубить». Эти работы производились в январе или феврале. Весной люди удобряли очищенный участок золой, взрыхляли землю сохой и высаживали семена.

Такой способ обработки земли использовался в лесной местности. На равнинах и полях использовали перелог: каждый год удобряли и засеивали новый участок, потому что прежний был истощен.

Кроме земледелия, разводили скот. Жители поселений выращивали свиней, кур, гусей и овец. Мужчины ловили рыбу и ходили на охоту.

Гомосексуальные связи: грех или реальность?

В церковных книгах также упоминается о гомосексуальных связях или мужеложстве. Основное наказание за этот грех: церковное покаяние от одного до семи лет. К подросткам и молодым людям, совершившим гомосексуальный акт, относились снисходительнее, чем к женатым. Существовало и лесбиянство, но наказание за него тоже оценивалось по-разному.

Пик мужеложства наступает с XV века, но первые примеры подобных отношений известны раньше. Так князь Георгий (XII век), сын Андрея Боголюбского, женился на грузинской красавице царевне Тамаре, однако был отвергнут ею из-за своих связей с мужчинами.

Примеры гомосексуальных связей были в XV, XVI и XVII веках. Известно, что князь Василий III имел нетрадиционную сексуальную ориентацию. Он заточил в монастырь свою первую жену Саломонию Сабурову — за время 20-летней жизни с супругом у нее не было детей. Затем Василий женился на Елене Глинской. По преданию исполнять супружеский долг он мог только когда в спальне находился начальник его стражи.

Один из сыновей Василия III, царь Иоанн Грозный, был женат семь раз, но, несмотря на браки с женщинами, его привлекали мужчины. Самый известный любовник Грозного — Федор Басманов, сын опричника Алексея Басманова. Отношения Федора и Ивана IV отлично описаны в историческом романе А.К. Толстого «Князь Серебряный».

Бесовской разгул

«Сексуального пика» наша страна достигла в XVI веке — «простой народ погряз в разврате, а вельможи изощрялись в противоестественных формах этого греха при попустительстве, а то и двойственной позиции церкви». Совокуплениями занимались не только в кабаках, но порой и на улице. Главными же борделями стали бани, общие в то время для мужчин и женщин. Свадьбы имели обыкновение отмечать два-три дня, причем уже во второй день невозможно было найти ни одного трезвого, и совсем немногие гости к этому времени не имели половых связей с тремя-четырьмя представителями противоположного пола.

От некоторых женщин отказывались в первую же брачную ночь из-за фигуры

Горожане и городской быт

В Древнерусских городах проживала меньшая часть населения. Население Древнерусских городов состояло, прежде всего, из ремесленников, купцов, менял, дружинников и самого князя со своими приближенными. Города были центрами культуры. Главное место в городе было отведено городской площади. Вокруг нее располагались торговые ряды, возводились храмы, строились княжеские хоромы. Многие горожане умели читать и писать, потому занимались переписыванием книг, созданием красивых иллюстраций для них или же выделкой кож для страниц.

Повседневная жизнь горожан в Древней Руси практически не отличалась от жизни крестьян. Проживающий в городе ремесленник мог заниматься также скотоводством или земледелием. Семьи были патриархальными, но не столь большими, как в сельской местности. Одним домом жили немногие. Обычно после женитьбы взрослых сыновей, происходило их отделение от родительского дома. Власть главы семьи сохранялась, но жить молодое семейство могло на собственной территории, если это позволяли средства. Для этого рядом с родительским домом строили еще один. Постепенно в городах появлялись целые улицы, на которых жили исключительно родственники, занимающиеся преимущественно одним и тем же ремеслом. Глава семьи принимал участие в вечевых собраниях, нес ответственность за незначительные провинности, которые позволяли себе члены подчиняющегося ему семейства.

Богатые горожане жили в хоромах. К этой категории относились ростовщики, купцы, представители старшей дружины князя и сам князь. Внутренние порядки в богатой семье мало чем отличались от аналогичных порядков в бедной. Купеческим и княжеским дочерям не приходилось самостоятельно стирать белье, ухаживать за детьми и выполнять иную домашнюю работу. Для этого у них были прислужницы. Но так же, как и обычные крестьянки, они были вынуждены подчиняться отцу или старшему брату, могли против воли быть выданными замуж или даже отправлены в монастырь. Девочек в богатых семьях ценили не меньше, чем мальчиков. Не являясь наследницами состояния отца (могли быть и исключения), они предназначались для установления дружественных связей с другими родами (семьями) путем заключения династических браков.

Малышей до исполнения им 1 года в богатой семье воспитывала кормилица. Дети старшего возраста находились на попечении нянек. Примерно с 4-5 лет княжеские сыновья и мальчики, которым предстояло вступить в дружину, учились считать, писать, читать и обращаться с оружием. Девочки учились управлять домом, вышивать гладью и крестиком, иным женским премудростям.

Взрослые мужчины и женщины помимо семейных и профессиональных дел (ведение счетов, управление дружиной и т.п.) часто выезжали на охоту, принимали участие в игрищах, организовывали богатые пиры. На пирах женщины сидели рядом с мужчинами. Развлекали пирующих людей — скоморохи и гусляры.

Итоги

Факты из истории быта Древней Руси показывают нам, насколько семья была важна для древних славян. Само понятие рода они обожествляли, назвав в его честь одного из богов. Понятие рода легло в основе их обычаев и нравов. Ведь недаром во многих русских словах присутствует корень «род»: родня, родной, родственник.

Внимание

Быт и нравы Киевской Руси показывают насколько самобытной и неповторимой была культура Древних славян. У славян были развиты ремесла. Они изготавливали настоящие произведения искусства из металла, дерева, глины и драгоценных металлов.

Источники

  • https://anews.com/razvlechenija/104841618-krestyjanskij-blud-i-pomewichyi-garemy-intimnye-tradicii-na-rusi.html
  • https://woman.rambler.ru/love/38714672-intimnaya-zhizn-na-rusi-kak-eto-bylo/
  • https://knife.media/chronicles-of-sex/
  • https://onedio.ru/news/9-shokiruyushih-seksualnyh-tradicij-drevnih-slavyan-18337
  • https://lady.mail.ru/article/509448-kak-zanimalis-seksom-v-drevnej-rusi/
  • https://perstni.com/magazine/history/jizn-i-bit-drevnih-slavyan.html
  • https://studme.org/1259060526618/istoriya/povsednevnaya_zhizn_drevney_rusi
  • https://100urokov.ru/predmety/byt-i-nravy-drevnej-rusi
  • https://www.adme.ru/svoboda-kultura/8-drevnerusskih-obychaev-kotorye-otkroyut-glaza-na-to-kak-na-samom-dele-zhili-nashi-predki-2207965/
  • https://newsland.com/community/4502/content/krestianskii-blud-i-seksualnye-traditsii-na-rusi/7043570
  • https://zen.yandex.ru/media/vashurok/kak-jili-drevnie-slaviane-5cd072f1c3a10000b59adddc
  • https://cyrillitsa.ru/history/55051-skolko-let-bylo-dolgozhitelyam-na-rusi.html
  • https://diletant.media/articles/44184981/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
reallylove
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: