Конструктивная и деструктивная критика: что это такое, правила, шаги в алгоритме, тезисы

Конструктивная критика: что она значит

Это высказывание своего личного мнения с целью помочь человеку. Собеседник оценивает вашу работу или действие и делает четкие замечания, которые направлены на усовершенствование вашей деятельности. Такое обсуждение может быть объективным, то есть представлять собой анализ или форму полезных рекомендаций или советов.

Главные признаки конструктивных замечаний.

  • Объективность. Когда личность высказывает свое мнение, она не претендует на истинность, а подчеркивает то, что это только ее личная позиция.
  • Точность. Критик уделяет внимание конкретным элементам работы, которые кажутся ему непонятными или сомнительными.
  • Аргументированность. Личность, которая критикует, объясняет свою точку зрения и приводит при этом аргументы.
  • Осведомленность. Критикующий должен хорошо разбираться в теме обсуждения. Он может иметь профессиональное образование или опыт.
  • Уважительность. Человек, высказывающий замечание, не должен переходить на личности и навязывать свою точку зрения. Необходимо уважительно относиться к оппоненту.
  • Искренность. Критик указывает не только на минусы, но и на достоинства вашей деятельности.

Такой вид обсуждения позволяет увидеть нам свои слабые стороны, чтобы оперативно их исправить и достичь идеального состояния работы.

Деструктивная критика

Это указание на недостатки оппонента с корыстной целью. Такой критикующий не обладает желанием помочь, он делает это, чтобы обидеть человека.

Основные причины таких необоснованных упреков.

  • Манипуляция. Манипулятивное воздействие на личность направлено на то, чтобы склонить ее к выгодным для критика действиям.
  • Завистливость. Даже если эта безупречная работа, завистливые люди все равно найдут недостатки и укажут на них, даже если это неправда.
  • Нестандартность. Если какой-либо оппонент делает все не так, как другие – найдется большое количество желающих необоснованно раскритиковать его.
  • Необъективность. Критикующий полностью уверен в правдивости своих мыслей и не дает возможности их опровергнуть.

Основные различия этих двух разновидностей

Конструктивные суждения способствуют саморазвитию, а деструктивные – разрушают стремления и наносят душевные раны. Главная черта обоснованной критики – предоставление ценных советов для исправления ошибок и улучшения деятельности.

Негативные упреки строятся на оскорблениях, агрессии, такие оценщики не несут ответственность за свои слова, которые ранят и снижают самооценку. Если вы столкнулись с таким индивидом, постарайтесь избежать общения с ним, так вы сохраните свое спокойствие, и ваша уверенность не пострадает.

Действия, которые не относятся к объективному суждению:

  • Запугивание. Не допускается: «Если ты не уберешься в комнате, то останешься голодным». Разрешается: «Приберись дома, а я пока приготовлю ужин».
  • Оскорбления. Нельзя: «Ты выглядишь очень плохо, опять не помыла голову?» Вообще не следует оценивать внешние данные.
  • Субъективность. Не критикуйте подругу за ее вкус, мечты и цели.

Почему мы так болезненно относимся к критикованию

Множество проведенных исследований пришли к выводу, что похвала положительно влияет на результат, а вот разного рода замечания – негативно. На упреки мы реагирует острее и запоминаем их быстрее, чем комплименты. Одна из причин такого явления – эволюция. В эволюционный период мы научились оперативно давать реакцию на негативные раздражители. В дикой среде такие сигналы предвещают о смертельной опасности, поэтому необходимо резко откликаться на них, чтобы выжить. Сейчас все изменилось, но на неприятности мы реагируем также – эмоционально и сильно.  

Следующая причина, почему нас переполняют эмоции, когда нас кто-то критикует, – новый опыт. Мы отрицательно относимся к непривычным для нас раздражителям.

Польза объективных замечаний

Разумное оценивание – это важнейший инструмент, с помощью которого мы становимся лучше, также он позволяет нам работать на своих ошибках. В профессиональной деятельности должны преобладать конструктивные замечания, они важны для отношений с партнерами, коллегами, а также с друзьями и родственниками. Без способности говорить о том, что вам не нравится, вы не построите ни крепкую семейную, ни дружескую, ни коллективную связь.

Если мы спокойно относимся к суждениям, это помогает нам быть смелее принимать разумные решения, а также дает понять, что для всех ни мы, ни наша работа никогда не будут идеальными, всегда найдутся моменты, которые стоит исправить, пусть даже незначительные. Замечания со стороны определяют наши слабые места и дают возможность исправить свою работу, чтобы она стала еще лучше. Важно услышать оценку и определить недостатки, которые можно поправить, чем принять ложный вывод о том, что все идеально.

Такой тезис, как конструктивная критика – это один из важных инструментов формирования общества и развития человеческих отношений. Когда нас подвергают обсуждению, значит, мы что-то из себя представляем.

Когда уместно критикование

Высказывать свое мнение по поводу работы или действий человека стоит, если вы желаете помочь ему, а не оскорбить или обидеть. Если личность размещает в сеть результат своей деятельности или представляет ее перед коллегами, ей следует заранее подготовиться к замечаниям, внимательно их выслушать и поблагодарить за оказанную помощь. Критикующему при оценивании какого-либо предмета или деятельности необходимо определить, является ли он целевой аудиторией, имеет ли он право оценивать эту работу, так как есть вероятность, что выявленные им недостатки вовсе будут незначительными и ни на что не повлияют.

Критиковать допускается тем людям, которые впоследствии станут взаимодействовать с оппонентом и иметь дело с его недоработанными ошибками.

Главная черта всех суждений – уместность мнения и понимание того, что оно принесет критикуемому пользу, а не обидит его. Такого поведения следует придерживаться, комментируя внешность личности. Глупо предполагать, что она сразу же запишется к стилисту, только потому, что про это ей сказали. Критика должна быть там, где без нее может случиться полный провал.

Что делает суждение конструктивным

В первую очередь, это уважительный и верно подмеченный комментарий о работе оппонента или его действия. Такой отзыв не подразумевает скрытого смысла и дальнейшего перехода на личности, всплеска негатива для самоутверждения за счет другого индивида, также это высказывание не должно его обидеть и задеть самооценку. Все перечисленные составляющие не относятся к конструктивной критике.

При оценивании уделяется внимание не осуждению, демонстрированию своего превосходства и высмеиванию, а реальной помощи, которая впоследствии позволит человеку достичь совершенства.

Критиковать надо там, где это действие является уместным Если вы уверены, что собеседник адекватно отреагирует на ваши замечания, действуйте, но если вы заметили какой-либо барьер и почувствовали агрессию, направленную в вашу сторону – остановитесь, так как оппонент не поддержит с вами разговора.

Прежде чем высказывать свою точку зрения и указывать на недочеты, начните свой диалог с похвалы, опишите все преимущества работы, которые вас зацепили, задавайте открытые вопросы, дискутируйте. Также тщательно продумывайте свои аргументы, говорите четко и по теме, уважайте своего коллегу.

Примеры

Прежде чем начать критиковать, нужно задуматься о том, хватает ли знаний и опыта в определенной области. К примеру, не понравилось платье, которое швея сшила на заказ. На недочеты в такой работе будет сложно указать, потому что у критика нет образования портного. Суждение должно начинаться с любезных слов, похвалы, в уважительном тоне. Заканчиваться тем же. Это усилит восприятие оппонентом сказанной речи. Иногда ему есть, что ответить на замечания, поэтому должна быть возможность сделать это, ведь может причина случившегося может быть обоснованной. Критику следует быть готов к тому, что придется предлагать возможные пути решения проблемы.

Похвала

Критика-похвала используется в том случае, когда начальника что-то не устраивает в выполненной работе. Подойдут такие выражения:

  • в целом хорошо, но не идеально;
  • работа хорошая, но она не подходит к нашему случаю;
  • хорошо, но Вы можете лучше;
  • по работе заметно, что Вы старались, но этого недостаточно;
  • все верно, но не вовремя.

По отношению к ребенку такой способ критики используется, если он не так понял задание, сделал лишние действия, которые в задании не указаны. В таком случае коммуникацию можно наладить так:

ты перестарался, в задании такого нет, это уже лишнее;

видно, что ты старалась, но читай задание внимательно;

хорошо, только чего-то не хватает, давай подумаем, как исправить.

Озабоченность

Критика-озабоченность подходит к моменту, когда работа сдана не вовремя. В высказываниях появляются личные эмоции. Недовольство можно пояснить так:

  • я озабочен Вашей недобросовестностью;
  • я поражен, что Ваш доклад не готов;
  • не уверен, что смогу доверить это задание Вам в следующий раз.

Обезличенность

Безличную критику выказывают, когда нет желания называть имен. Например, в рабочем коллективе говорят так:

  • среди нас есть сотрудники, которые еще не могут справляться со своими обязанностями, но их имен называть не будем;
  • оказалось, что не все поняли, как это для нас важно, надеюсь, они поняли о ком я;
  • некоторые сотрудники до сих пор не соблюдают рабочий график;
  • пусть будет стыдно тем, кто не нашел в себе сил признать ошибки.

Удивление

Используя критику-удивление, необходимо контролировать интонацию. Она должна быть не возмущенной, а удивленной. Это не ругань с насмешкой. Вот примеры удивления:

  • Неужели Вы не справились с поручением?
  • Я поражен, что отчет еще не на моем столе.
  • Неужели Вы не увидели до сих пор свои недочеты?
  • Не верю своим глазам. У Вас, и ошибка? Не ожидал.
  • Как же так?
  • Вам, в самом деле, самому нравится Ваша работа?

Если ребенок сделал не всю работу, или приложил мало усилий для достижения результата, не нужно его ругать. Достаточно сказать: «Как неаккуратно написано. Над почерком еще работать и работать, но я верю, что ты справишься».

Вопрос

Если работа выполнена не так, как требовалось, некоторым работодателям интересно знать самостоятельное решение сотрудника. Тогда они спросят:

  • Каким образом будете исправлять?
  • Что планируете предпринять?
  • Как исправите положение?
  • Что предлагаете сделать для исправления?
  • Как будете избавляться от ошибок?

Надежда

Надежду на исправление выражают фразами:

  • надеюсь, что Вы исправитесь и не будете больше допускать ошибок;
  • хотелось бы, чтобы в следующий раз Вы сделали поручение качественнее;
  • думаю, Вы справитесь в будущем с заданием без ошибок;
  • хочу верить, что Вы станете более внимательным;
  • я надеюсь, что Вы можете лучше.

Опасение

Примеры критики, выражающей опасение:

  • боюсь, что это не в последний раз;
  • думаю, что завтра будет то же самое;
  • что-то мне подсказывает, что в следующий раз результат снова будет неудачный;
  • боюсь, не смогу больше Вам доверять ответственные задания;
  • мне не дают покоя повторяющиеся ошибки в Ваших работах (действиях).

Предупреждение

Желая указать работнику на ошибку, но не обидеть его, для критики-предупреждения нужно выбрать твердый, но не угрожающий тон. Фразы подойдут следующие:

  • Рекомендую самостоятельно подумать над ошибками и сделать выводы.
  • При обнаружении повторных нарушений я Вас накажу.
  • Это последнее предупреждение Вам.
  • В следующий раз разговор будет иным.

Основные правила конструктивной критики

Если вы решили высказать несколько упреков близкому человеку или коллеге, следует придерживаться основных правил. Дабы не навредить отношениям и способствовать положительным изменениям в жизни человека:

  • Уважительный тон. Принимая решение критиковать человека, не забывайте об уважении к каждому как к личности. Важно сохранить ровный тон разговора, и подбирать аргументы с крайней осторожностью.
  • Конкретность. Критикуя чьи-то действия или ситуацию следует отмечать не общую плачевность сложившейся ситуации и её безвыходность, а конкретные моменты, подлежащие исправлению.
  • Обладание знаниями. Для критики необходимы объективные знания дела, наличие образования или жизненного опыта.
  • Положительные моменты. Любая работа не может быть выполнена абсолютно плохо. Всегда найдутся положительные моменты, которые необходимо отметить во время диалога. Следует начать разговор с выделения достоинств выполненной работы. Особенно важным данный момент является для детей. Поскольку взрослый человек, родитель выглядит в глазах маленького ребенка эталоном и примером, необходимо подчеркнуть даже незначительные положительные моменты в выполненном деле.
  • Совершенствование результата. Аргументы и комментарии следует выстроить так, чтобы напомнить о цели данной работы и способах ее достижения. Следует предложить поискать способы изменения сложившейся ситуации, проговорить этапы выполнения действия для исправления.
  • Критикуем результат, а не самого человека. Это является одним из важнейших принципов конструктивного порицания, ведь критика человеческой личности и его поведения говорят о стремлении задеть человека, а не попытаться ему помочь.

В современном деловом общении подчеркивается важность конструктивной критики, так как она помогает обсуждению и решению насущных проблем. Критика может быть полезна, если человек готов правильно её воспринимать. Если критикующий объективно прав, то необходимо выполнить некоторые условия для исправления ситуации.

Первый этап – это признание критики, второй этап – размышление над способами решения проблемы, третий – исправление ошибки, четвертый – умозаключение, исключающее повторение ошибки в будущем.

Лучшей реакцией на критику будет обещание исправления ситуации. Важное правило конструктивной критики – равенство сторон критикующего и критикуемого, а также достижение совместной цели.

Деструктивная критика – это выражение своих негативных мыслей, отрицательного мнения по поводу ситуации или дела. Деструктивная критика не имеет под собой цели в виде исправления ситуации. Здесь критикующий старается задеть чувства оппонента, вывести его из стабильного состояния.

В большинстве случаев деструктивная критика применяется в случаях личной неприязни и не связана с результатом работы или конкретной ситуацией. Чаще люди прибегают к данному виду критики, преследуя низкие цели. Для деструктивной критики характерны: субъективность фактов, переход на личности, отсутствие стремления к исправлению, желание обидеть и досадить.

Независимо от вида критики любому человеку необходимо научится правильно на нее реагировать, иначе не избежать череды поражений, как в семейной жизни, так и на работе. Необходимо научиться использовать критику себе во благо, делая определенные выводы для самосовершенствования или повышения профессиональных компетенций.

Устраниться от критики не получится, любое столкновение с внешним миром несет для человека способы изменения, также посредством критики. Главное здесь – научиться правильно на нее реагировать, делая выводы для будущей жизни.

Чаще всего критика задевает людей с завышенными требованиями к себе и миру, так называемых перфекционистов. Эта категория людей стремится быть лучшими во всем и всегда, не допуская промаха и ошибки. Как правило, данная категория людей склонна прибегать к деструктивной критике окружающих людей, с целью возвышения своей личности и самоутверждения.

Также подвергаются критике и тяжело ее переносят люди с заниженной самооценкой. Любая критика, будь то конструктивная или деструктивная обидит и расстроит этих людей. Переживая из-за критики, эти люди перестают стремиться к дальнейшему самосовершенствованию.

Если вы столкнулись с ярким проявлением деструктивной критики, и упреки не объективны и скупо аргументированы, в ваших силах не воспринимать его. Следует с достоинством отстаивать право на свободу своей личности неприкосновенность к ней. Необходимо потребовать аргументирования данной критики с точки зрения оценки деятельности, а не вашей личности.

К примеру, вам сказали гадость. Поразмышляйте: зачем обижаться? Есть ли достоверность в сказанных словах? Имеют ли они отношение к вам? Вероятнее всего, это лишь выплеск отрицательных эмоций. Ведь данные эмоции были следствием чувств обиды, зависти или злости.

Если в оскорблении нет ни малейшей правды, то следует сохранять спокойствие и постараться побыстрее забыть о случившемся. Необходимо помнить, что в ваших силах не придавать значения тому, чему не так важно для вашего развития в данный момент.

Конструктивная критика очень ценна. Но необходимо правильно на нее среагировать. Именно она помогает нам расти личностным и профессиональным качествам. Важно запомнить, как нельзя реагировать на все виды критики будь то конструктивная или деструктивная критика. Первое, нельзя все отрицать, проявлять агрессию, или прибегать к игнорированию. Также не будет верным извиняться и оправдываться.

Начиная критиковать, окружающие нас люди, как правило, стремятся выказать недовольство нашими действиями. Чаще всего мы воспринимаем со страхом, так как критика грозит падением нашей независимости в глазах окружающих. Не стоит глубоко уходить в обиду. Само наличие обиды свидетельствует о заниженной самооценке и невозможности саморазвития человека.

Важно научиться самому правильно реагировать на критику и также воспитывать детей. Ребенок, неспособный к адекватной реакции, ожидающий постоянной похвалы будет пребывать в состоянии постоянной обиды на окружающий мир. Также важно научиться определять конструктивную и деструктивную критику, чтобы понимать необходимость эмоционального отклика и дальнейших действий.

Отличия конструктивной и деструктивной критики

Конструктивная критика подталкивает к саморазвитию, деструктивная ранит и разрушает.

Главные черты конструктивной критики в том, что она, в отличие от простых обвинений в том, что что-то сделано неправильно, дает советы, как это исправить и улучшить.

Критикующий готов помочь в решении проблемы.

Не критикуйте, если вы не знаете, как это делать и не готовы взять на себя ответственность за свои слова.

Деструктивная критика построена на оскорблениях, объективации и пренебрежении, она агрессивна и не несет в себе ничего положительного. Она болезненна и убивает самооценку.

Стоит ограничивать или вовсе прекращать общение с людьми, которые относятся к вам подобным образом, они уж никак не помогут вам стать лучше и сильнее.

Конструктивной критикой не являются:

  1. Угрозы. Неправильно: «Если не помоешь посуду, то никакого тебе кино». Правильно: «Давай договоримся: если ты моешь посуду, то мы идем в кино».
  2. Оскорбления и сарказм. Ошибка: «Ты сегодня выглядишь ужасно. Опять не накрасилась?». Правильно: вообще не оценивать человека с такой точки зрения.
  3. Субъективное мнение, а также его навязывание. Неправильно: «Мне кажется, тебе не идет синий цвет. Носи-ка лучше красный». Правильно: опять промолчать.

Лучше ограждать себя от общения с людьми, критика которых деструктивна

Для того, чтобы критиковать конструктивно, стоит следовать нескольким правилам:

  1. Подготовиться к разговору, не рубить сгоряча.
  2. Выбрать подходящий момент. Высказывать критику лучше в спокойной обстановке, когда ничто не мешает. Желательно обойтись без третьих лиц.
  3. Убедиться, что собеседник готов слушать и идти на контакт. Не нужно лезть человеку под руку, если он занят, чем-то расстроен или просто не хочет разговаривать.
  4. Прежде чем критиковать – нужно похвалить. Через похвалу критика воспринимается не так болезненно. Пример: «Ты молодец, ты уже сделал большую часть работы, хоть ты и не успел закончить в срок. Придется еще поработать».
  5. Быть искренним, но мягким и вежливым. Пример: «Мне было неприятно, когда ты начал шутить обо мне при друзьях. Пожалуйста, можешь больше этого не делать?»
  6. Сдерживать эмоции. Критику лучше высказывать доброжелательным, ровным тоном.
  7. Критиковать нужно не человека, а поступок. Не «ты плохой», а «твой поступок огорчил меня».
  8. Мотивировать собственным опытом. Пример: «У меня тоже раньше не получалось хорошо рисовать. Но я научился».
  9. Не критиковать личность. Вообще никогда не стоит осуждать личностные качества человека. Внешность, одежду, увлечения, привычки, которые никому не мешают, потому что это то, что является индивидуальным делом каждого. Многие могут воспринять такую критику в штыки. Подобная критика наносит урон самооценке. Это может послужить поводом того, что человек потеряет свою личность, стремясь следовать чужим советам.
  10. Говорить конкретно, четко формулировать то, что хочется сказать. Пример: «Я хочу, чтобы ты перестал разговаривать на уроке, потому что таковы правила школы, и потому что ты мешаешь вести занятие.»
  11. Быть готовым к тому, что собеседник может начать возражать, защищаться и отвечать тоже критикой, причем, далеко не всегда конструктивной. Уходить от диалога, если собеседник не готов слушать. Пример: «Да, я понял, что тебе не нравится то, что я говорю. Продолжим тогда, когда ты будешь готов».
  12. Закончить разговор стоит позитивно или хотя бы нейтрально. Пример: «Да, я знаю, что алгебра – сложный предмет, но ты умный и способный человек и со всем обязательно справишься».

Нужно помнить, что человек перед вами – живая личность, такая же как и вы, со своими достоинствами и недостатками. И также как у вас, у него может что-то не получаться, он может обижаться на замечания.

Но общий язык, при желании, найти не так уж сложно.

Почему нас так задевает критика?

Данные исследований говорят, что, как ни странно, похвала необязательно приводит к положительным результатам, а критика — к отрицательным. Дуглас Стоун и Шила Хин, авторы книги «Thanks for the Feedback: The Science and Art of Receiving Feedback Well», работающие над проектом, считают, что нам непросто воспринимать любой отзыв на нашу работу — как положительный, так и отрицательный, — так как он затрагивает сразу несколько важных для нас моментов: с одной стороны, наше стремление к саморазвитию, с другой — желание быть принятыми и уважаемыми другими.

И всё же на критику мы, как правило, реагируем острее, чем на похвалу. Клиффорд Насс, профессор теории коммуникации Стэнфордского университета говорит, что негативные события (к которым относится и критика) мы практически всегда запоминаем сильнее и более подробно. Причиной этого может быть эволюция — в ходе неё мы научились быстрее и сильнее реагировать на отрицательные раздражители: в дикой среде они часто означают смертельную угрозу, поэтому вовремя обращать на них внимание было важно для выживания. Сейчас наша жизнь изменилась, но на негативные события мы реагируем по-прежнему сильно.

Ещё одна причина, по которой критика вызывает так много эмоций и переживаний, — новизна опыта. Учёные говорят, что мы сильнее реагируем на новые и непривычные раздражители. В культуре, где нормой считается вежливое одобрение (пусть зачастую лишь формальное), открытая и прямая критика воспринимается нами как нечто необычное и новое — поэтому и производит большее впечатление.

Что мы ошибочно принимаем за критику?

Высказывая критические замечания, мы, как правило, не стремимся к тому, чтобы наша критика была конструктивной. Нередко мы и вовсе не думаем о том, чтобы помочь другому — вместо этого мы говорим о своих мыслях, предпочтениях и вкусах или выплёскиваем на собеседника негативные эмоции. Конструктивная критика должна быть уместной и своевременной — непрошеные уничижительные замечания и язвительные комментарии не принесут вашему собеседнику никакой пользы.

«Мы не заботимся о конструктивности. Нас этому никто не учил, о душевном равновесии людей не принято беспокоиться. Зато буквально с молоком матери мы усваиваем, что любое вторгающееся, задевающее и оценочное высказывание должно быть выслушано и принято к сведению. Именно так толкует само слово „критика“ большинство россиян», — говорит Екатерина Сигитова.

«В России культура конструктивной бытовой критики, к сожалению, практически не развита, — считает Татьяна Вайзер. — Комментарии в интернете часто носят агрессивный, уничижительный характер. Критика идейных оппонентов на политических ток-шоу в медиа походит либо на бессмысленный крик всех против всех, либо на бойцовские раунды, которые ставят своей целью уничтожить оппонента. Даже в научных кругах, где критика, казалось бы, должна быть основным инструментом продуктивной коммуникации, отдельные герметичные научные сообщества могут использовать критику как инструмент разделения „своих“ и „чужих“ и дискриминации последних, а не как способ совместного поиска истины».

Критика в ведической культуре

Неудивительно, что ведический мир дает свое определение критике: «Nindanam dosha kirtanam», что означает «разговор о недостатках человека». Ведические писания, говоря о критике, приводят пример Луны, покрытой пятнами. Веды не советуют критиковать Луну, ибо она продолжает ярко светить, несмотря на свой «недостаток».

Мудрецы считали, что недостатки в других ищет, прежде всего, тот, кто несовершенен сам. Уместно вспомнить слова наших предков: «В чужом глазу пылинку заметит, а в своем и бревна не увидит». Желание критиковать, в первую очередь, говорит лишь о собственной неполноценности человека. Находя недостатки в других, слабая личность начинает чувствовать себя лучше за счет принижения собеседника.

Можно выделить отдельную категорию таких людей. Они постоянно критикуют все и вся, тем самым привлекая к себе лишь еще больший негатив. В глазах такого «критика» даже пустяковый недостаток человека затмит все его достоинства. Однако ведические писания дают исключение из правил: критика может нести благостный результат, но только в том случае, если она позитивная.

Позитивная критика

Что следует понимать под позитивной критикой? С точки зрения Вед, когда в сердце говорящего нет места зависти и злобе, но есть место любви и заботе, сказанное им следует воспринимать как позитивную критику. Именно такая критика дает шанс развиваться нашей личности. Как правило, позитивную критику мы можем услышать от наших родных. За пределами семьи позитивную критику, в ведическом понимании, можно услышать от учителя, ведь его главная задача – выявить наши недостатки, мешающие нашему духовному росту. Услышать конструктивные замечания мы можем и от наших друзей, искреннее желающих нам добра. Такие люди особенно ценны, и беречь такую дружбу – наша задача.

Западная психология расширяет список тех, кто способен позитивно критиковать нашу персону. В европейском мировосприятии позитивной критикой считается та, что высказана с позиции дружелюбия и подкреплена аргументами. Услышать ее можно от разных людей, начиная словоохотливым соседом и заканчивая вышестоящим руководством.

Последствия критики

Как и у любого действия, у критики есть свои последствия. В том числе и кармические.

Согласно закону кармы, осудив человека или его поступок, мы принимаем на себя те недостатки, которые так усердно критиковали. Иными словами, если у нас нет необходимых черт характера для воспитания других, то заниматься критикой не стоит. Обычно, высказывая свои чувства в отношении какой-либо ситуации или поступка, мы замечаем лишь отрицательную сторону вопроса. Видя изъяны в человеке, мы напрочь отказываемся замечать положительные черты его характера. Наше сознание начинает постепенно меняться, доводя разум до такого состояния, когда все окружающие нас ситуации будут казаться плохими. Кроме того, что мы загоняем себя в депрессивное состояние, с точки зрения западной психологии, мы, с точки зрения Вед, уничтожаем свою хорошую судьбу.

Кроме прочего, у тех, кто осуждает других, формируется привычка к оскорблениям. Так, любители критиковать с течением времени становятся изгоями, мало кто хочет вести беседу с вечно недовольным собеседником.

Кармические последствия не заставят себя ждать, вне зависимости от вашего социального положения. Сделанное вами вернется в двойном размере. Часто современный человек даже не понимает, за что ему «прилетело»: в один день он ссорится с друзьями, теряет работу. И остановить это невозможно, пока совершённый тобой поступок не будет отработан полностью. У тех же, у кого оскорбление вошло в привычку, череда неудач становится бесконечной.

Какими личностными качествами должен обладать критик?

Объективность – основное правило профессионального критика. Поэтому для качественного выполнения своих обязанностей критику необходимо быть, прежде всего, честным человеком, который в своих суждениях не будет руководствоваться субъективным отношением к автору, а даст беспристрастную оценку его работе.

Поскольку не все могут воспринимать негативные высказывания в свой адрес адекватно, люди этой профессии должны обладать чувством такта и тщательно продумывать свои отзывы, прежде чем они выйдут в свет.

Критики (рецензенты) должны досконально разбираться в выбранной специализации, поэтому обязательным качеством является хорошая память, которая позволит им хранить большие объемы необходимых знаний. Основываясь на опыте и багаже знаний, им регулярно приходится аргументировано отстаивать собственную точку зрения, и доказывать правильность своих суждений, что требует от них настойчивости, смелости и справедливости.

Наличие вкуса, образного мышления и внимательность к деталям пригодятся в этой деятельности так же, как и память. Именно эти качества отличают простого обывателя от профессионала. Благодаря этим качествам критик сможет не только взглянуть на работы автора сквозь призму веков, но и прочувствовать его виденье мира.

Преимущества профессии критик

Критик – работа по призванию. Только люди, которые имеют склонность к этой профессии, могут оценить все прелести своей работы. Многие среди преимуществ выделяют возможность свободно высказывать собственное мнение. Другим нравится общественное признание и популярность, которую можно приобрести, если смело и правдиво говорить о том или ином событии.

Помимо всеобщего признания, критик с хорошей репутацией может:

  • рассчитывать на сотрудничество с известными изданиями;
  • работать на телевидении или разрабатывать собственные веб-ресурсы, с очерками по выбранной тематике.

Вместе с ростом популярности, критику начинают поступать различные предложения с просьбами об интервью, которые хорошо оплачиваются. Уровень доходов критика также зависит от его узнаваемости широкой общественностью и специфики работы. К примеру, если деятельность рецензента связана со сферой шоу-бизнеса или он сотрудничает с популярными издательствами, то его гонорары могут значительно превышать средний уровень зарплаты. Наиболее ярким представителем этой профессии сегодня можно назвать Сергея Соседова.

Преимущества и недостатки профессии

В этой профессии свои — и очень необычные — плюсы и минусы. Главное достоинство, конечно, состоит в свободе слова и независимости от руководства. Критик — птица высокого полета, он не обращает внимания на условности и общественное мнение. Правда, иногда за такое приходится расплачиваться по полной программе, но разве это плата за возможность высказать все, что на душе накипело?

Основные преимущества:

  • высшее образование необязательно — обучение будет происходить в процессе работы;
  • перспектива стать богатым и знаменитым при удачном стечении обстоятельств;
  • общение со звездными персонами, частые заграничные командировки, шанс увидеть мир и показать себя во всей красе;
  • для старта не потребуется никаких финансовых вливаний.

Среди недостатков, как уже было отмечено, недовольство заинтересованных лиц, постоянная борьба за место под солнцем: коллеги-то тоже не сидят сложа руки и всегда готовы поставить подножку.

Критик кто это? Скорее всего, человек, у которого есть склонность к авантюрам и великое нежелание работать под чьим-либо началом.

Где могут работать критики

Говоря, чем занимается критик, стоит сказать, что сфер деятельности не так много.

Чаще всего они все относятся к искусству, например, стоит назвать литературных и художественных критиков. Также могут посещать рестораны, если являются настоящими мастерами кулинарии и давать оценку как самому ресторану или кафе, так и отдельным блюдам.

Критики также работают с литераторами или специалистами киноиндустрии. При этом они должны быть знатоками в данных сферах деятельности. Ведь чтобы написать рецензию или отзыв недостаточно быть грамотным, нужно уметь излагать свои мысли.

Не помешает периодическая публикация различных рецензий в периодических и интернет изданиях. Это способствует не только собственному развитию, но и может стать источником неплохого заработка.

Одновременно с работой критика, специалист может самостоятельно заниматься:

  • написанием книг;
  • чтением лекций в различных учебных заведениях;
  • заниматься преподаванием на авторских курсах;
  • писать картины;
  • сочинять музыку и тексты песен;
  • работать в области кинематографа.

Сразу стоит сказать, что быстро стать признанным профессионалом будет очень сложно. В первую очередь потребуется хорошо изучить объект своей работы. Для этого стоит заранее изучить все существующие писаные и неписаные законы журналистики. Нужно иметь публикации в журналах и газетах с определенными критическими и аналитическими статьями.

Причем наибольшее внимание читателей и зрителей привлекают те, кому есть действительно что сказать, и кто умеет преподнести даже отрицательную информацию так, чтобы никого не обидеть, но заставить задуматься.

В зависимости от выбранного направления деятельности, критики могут работать:

  • в кино — после посещения премьеры он выпускает рецензию;
  • театре – занимается оценкой мастерства артистов, режиссеров, прочих специалистов, занятых в постановке пьесы и обслуживании сцены. Для этого нужно посещать различные спектакли;
  • в живописи – занимается рассмотрением работ художников, выполненных в различной технике, изучает творческий путь художников, дает оценку их работам, выискивает перспективные направления развития живописи в целом. Для этого специалист должен часто посещать выставки, изучать альбомы, знакомиться с художниками;
  • в кулинарии – хорошо знать мир кулинарии и особенности ведения ресторанного бизнеса, правила приготовления тех или иных блюд, иметь отличный вкус;
  • в музыке – посещать концерты, чтобы быть в курсе тенденций современной и классической и популярной музыки. Знать различные техники исполнения. Занимается как оценкой музыкальных композиций, так и способами их исполнения. Им оценивается творчество композиторов и музыкантов.
  • в спорте – посещать спортивные состязания, либо смотреть их по телевизору, после чего делать свой анализ. В наше время большой популярностью пользуются футбольные, хоккейные и биатлонные критики.

Могут быть специалисты и в сфере компьютерных игр для детей и взрослых. В этом случае он должен разбираться в этой сфере, так как случайных людей здесь быть не может. Это касается всех перечисленных ранее сфер, где может работать критик.

Какие бывают виды критики?

Относительно пользы можно выделить два вида критики: конструктивную и деструктивную.

Деструктивная критика, направлена исключительно на унижение одного человека другим. Она всегда необоснованна, критикующий человек, может сильно обидеть другого человека. Не всегда это делается специально, чаще всего необоснованную критику можно услышать даже от родителей, в моменты, когда их чадо окончательно вывело их из себя или от человека, которому вы просто надоели в силу определенных обстоятельств, возможно, он даже не хотел вас обидеть специально. Даже в детстве неосторожно брошенное слово может навсегда остаться в памяти ребенка. Например, мать может в приступе злобы сказать своей стройной дочери «ты слишком полная», и та непременно всю оставшуюся жизнь будет пытаться соответствовать «эталонам красоты» матери. Это тоже критика, только деструктивная.

Конструктивная критика на первый взгляд мало чем отличается от деструктивной, однако, она не несет в себе разрушительной силы. Конечно, как и в первом случае, один человек говорит не совсем приятные вещи другому, но делает это для того, чтобы тот понял свои ошибки. Об этом виде критике мы расскажем более подробно.

В каких случаях не стоит критиковать?

Итак, теперь вы знаете, как правильно критиковать человека, следующий шаг – нужно разобраться, когда можно это делать. Для начала, проанализируйте свое поведение, а не поступаете ли вы также в обычной жизни. Согласитесь, странно следовать совету курящего, бросить эту вредную привычку, который сам ежедневно выкуривает полпачки сигарет.

Имейте в виду, что если вы не являетесь начальником человека, которого собираетесь критиковать, то и он не обязан принимать вашу критику и наоборот. Критика – это субъективное мнение критикующего человека, она может быть несправедливой. Кроме того, всегда стоит оценивать ситуацию правильно, насколько дело, вообще, вас касается. Вы можете раскритиковать человека, дать правильный совет, но он не обязан принимать эту информацию к сведению. Например, если ваш знакомый собирается делать в своей квартире ремонт и делится с вами планами, вы считаете, что он в чем-то неправ и рекомендуете ему поступить по-другому. В этом случае стоит иметь в виду, что у вас с другом могут быть разные вкусы, он может не прислушаться к вашему мнению.

Только на работе от своих подчиненных вы вправе требовать исполнения ваших замечаний, ведь от них зависит результат вашей работы. Однако и здесь важно уважительно общаться с собеседниками. Такое отношение будет залогом здоровой атмосферы в коллективе. Не забывайте, что они тоже люди со своим мнением и хотят, чтобы их тоже слышали.

Что касается ваших детей, конструктивная критика, конечно же, должна быть по отношению к ним, однако, стоит иметь в виду, им необходимо формировать собственный жизненный опыт. Поэтому, если вы заранее знаете, что негативный результат будет минимальным, не стоит их критиковать, дайте им возможность «наступить на свои грабли». Вы всегда должны мысленно продумывать ситуацию, главное, чтобы был положительный результат – это и есть смысл конструктивной критики.

Принципы конструктивной критики

  • Объективность. Высказывайте свое мнение, но не претендуйте на то, что оно единственно верное.
  • Конкретность. Акцентируйте внимание на конкретных моментах, а не на всей работе в целом.
  • Аргументированность. Покажите, на чем основана ваша оценка, обосновывайте свое мнение.
  • Опыт и практика. Примеры из личной жизни очень показательны. Расскажите, как вы избежали ошибок или исправили их.
  • Профессионализм. Если вы хорошо разбираетесь в том вопросе, который критикуете, то к вам будут прислушиваться. В противном случае рискуете прослыть дилетантом.
  • Отсутствие перехода на личности. Критикуйте работу, а не человека, проявляйте уважение к оппоненту.
  • Акцент на плюсах. Указывая на недостатки работы, не забудьте сказать о ее достоинствах.

Сферы применения конструктивной критики

Давать оценку не так просто, как кажется. Порой даже очень сдержанный критик может потерять самообладание и быть излишне эмоциональным. Но есть сферы, в которых деструктивная критика недопустима ни в коем случае.

Первая касается отношений руководитель-подчинённый. С помощью конструктивной критики необходимо корректировать действия сотрудника. В противном случае человек будет работать плохо, и его придется уволить.

Другая сфера – воспитатель (родитель, учитель) – ребенок. Деструктивная критика снижает самооценку маленького человека. Если ребенку постоянно говорят, что он все делает плохо, то он вырастает в слабую, неуверенную в себе личность.

Третья сфера – обучение. Конструктивная критика учителя направляет обучающегося, помогает устранить ошибки и получить новые знания. Негативная оценка дает обратный эффект – желание обучаться пропадает, знания не усваиваются.

Как нельзя реагировать на критику

  1. «Меня раскритиковали, значит, у меня ничего не получится». Заниженная самооценка – первый шаг к неудаче. Даже если результат проделанной работы оказался неидеальным, это не повод впадать в уныние. Нужно всегда верить в себя, а критика поможет исправить положение.
  2. «Со мной говорили слишком эмоционально, значит, я все делаю плохо». Важна не столько форма подачи оценки, сколько ее содержание. И конструктивная, и деструктивная критика может быть высказана слишком эмоционально. Все дело в человеке, который озвучивает свое мнение. Здесь важно отбросить ненужные эмоции и услышать полезные рекомендации.
  3. «Меня критикуют. Надо срочно ответить». Мгновенная реакция на оценку – это не всегда хорошо. Если критика была деструктивной, оппонент говорил на повышенных тонах, то есть риск того, что вас втянут в это эмоциональное состояние, и результатом общения станет ссора. Лучше взять перерыв, успокоиться и продумать свой ответ.
  4. «Если меня критикуют, значит, придираются». Рассматривайте оценку других людей как помощь, а не как способ вывести вас из равновесия. Раскритиковали? Не страшно. Теперь вы знаете, как делать нельзя, и не допустите ошибок в будущем.
  5. «Мне все равно, что меня критикуют». Отсутствие реакции на оценку — это так же плохо, как и мгновенный ответ. Подумайте, что кроется за критикой? Может быть, вам грозит опасность, и оппонент предупреждает об этом.
  6. «Я расстроен из-за критики, поэтому не могу ничего делать». Не стоит воспринимать близко к сердцу оценку других людей. Конструктивная критика дает возможность избежать ошибок или исправить их. Главное – поменьше эмоций во время принятия решения.
  7. «Меня критикуют, потому что я не нравлюсь/поссорился/мне завидуют…» Поиск мотивов может привести к обратному результату. Пока вы ищете причины возникновения критики, время на исправление ошибок будет упущено. Важнее понять, что говорят, а не то, зачем это делают.
  8. «Все меня критикуют, потому что ничего не понимают». Если одну и ту же оценку дают разные люди, задумайтесь, возможно, вы делаете что-то неправильно.
  9. «Мне ничего не говорят, значит, я все делаю правильно». Критика не всегда бывает явной. Например, подчиненный или малознакомый человек не может высказаться открыто. Однако какие-то действия или слова могут являться скрытой критикой. Важно увидеть ее и предпринять действия, если в оценке преобладает здравый смысл, а не эмоции.

Критикуйте правильно. Но если есть возможность, лучше удержитесь от высказываний. Критика может больно ранить и разрушить хорошие отношения.

Польза и вред

Услышав объективную критику, необходимо прислушаться к ней, а не обижаться и сердиться. Она дает возможность стать лучше, произвести работу над ошибками. Такие замечания позволяют наладить качественные отношения в семье, на работе, с друзьями. Так, положительными моментами адекватных отзывов являются:

  • шанс увидеть ошибки с помощью других;
  • появление мотива для саморазвития;
  • понимание интересов и потребностей оппонента.

Любой аспект критики влияет на самооценку, понижая уверенность в себе. Она ранит человека, который воспринимает все близко к сердцу. В таком случае стоит научиться воспринимать объективные замечания адекватно.

От объективной

Если рассматривать более подробно, то деструктивная критика отличается от объективной оценки тем, что критикующий человек не желает помочь оппоненту. Он выказывает недовольство с корыстью, преследуя цель обидеть его. Деструктивные суждения используют при личной неприязни, они строятся на агрессии и оскорблениях.

Люди, делая негативные замечания, не берут ответственность за сказанное. Они манипулируют оппонентами с выгодой для себя. Даже в идеальной работе такие критики найдут недостатки из-за зависти. Им не нравится, когда кто-то отличается от других. Следует избегать общения с ними, чтобы сохранить уверенность в себе и спокойствие.

Правильная реакция

Любой вид критики можно высказать эмоционально. Не каждый умеет воспринимать ее спокойно. Если самооценка заниженная, реакция будет отрицательной (у меня никогда не получится это сделать, я все делаю плохо и ни на что не способен). Логика такова, что каждый делает ошибки, без них не будет развития. Поэтому впадать в уныние не следует, нужно начать верить в себя.

При выслушивании критики необходимо держать эмоции под контролем, внимательно выслушать рекомендации и применить советы на практике. Если суждения деструктивные, собеседник разговаривает в повышенных тонах, лучший выход – взять перерыв, успокоиться и подготовить ответ.

Многие считают, что критика – это придирка. Необходимо рассмотреть ее как помощь. Совсем не реагировать на замечания опасно. Стоит прислушаться к оппоненту и подумать, что может за ней скрываться. Вдруг это опасность, которую нужно предотвратить.

Близко к сердцу воспринимать критику нельзя, это наносит вред здоровью. Вместо того чтобы опускать руки, лучше прислушаться к ней и спокойно, без слез и переживаний исправить ошибки. Некоторые люди тратят время на раздумья о том, что не нравятся критику, раз он недоволен. Лучше его уделить на корректировку работы.

Порой не хочется верить и прислушиваться к замечаниям окружающих (они ничего не понимают). Однако если одно и то же говорят несколько человек, это повод задуматься над тем, что же было сделано не так.

Обращать свое внимание не нужно на агрессивные комментарии в интернете, они никакой пользы не несут. То же самое касается суждений людей, которые пытаются целенаправленно обидеть и наговорить неприятностей. Они ничем не обоснованы. Лучше обратить внимание на людей-единомышленников, которые поддерживают и дают ценные рекомендации.

Реагировать на критику необходимо с чувством собственного достоинства и спокойствием. Оправдываться перед критиками не следует. Лучше потратить свою энергию на выслушивание советов, исправление ситуации и извлечение полезных нюансов. Когда собеседник исчерпает все рекомендации, можно его поблагодарить за них и выйти из помещения.

Таким образом, объективная критика несет в себе только пользу. Она позволяет совершенствовать свои навыки и способности. Необходимо к ней спокойно прислушаться, извлечь что-то полезное и заняться исправлением ситуации, развитием своей личности.

Барьеры в общении

Почему не всегда складывается конструктивное общение? Психология объясняет это существованием барьеров, среди которых стоит особенно выделить:

  • Барьер избегания — уклонение от контактов по причине того, что собеседник может оказать негативное воздействие. Это чувство может быть основано как на личной неприязни, так и на объективных факторах.
  • Барьер авторитета связан с тем, что к некоторым людям есть безоговорочное доверие в силу их социального статуса или личных особенностей. Все остальные лишены такой благосклонности.
  • Фонетический барьер — это банальное невосприятие речи собеседника. Это может быть связано со скоростью говорения, громкостью, дефектами речи или тембром голоса.
  • Семантический барьер связан с лексиконом, который говорящий использует в своем монологе. Даже если человек повествует о серьезной проблеме, использование сленговых терминов или жаргонных выражений может отвернуть слушателя.
  • Барьер стыда и вины возникает из-за неуверенности в себе. Человек стесняется выражать свои мысли, из-за чего с ним просто невозможно выстроить конструктивный диалог.

Как снять эмоциональное напряжение во время разговора?

Конструктивное общение подразумевает холодный разум, а чрезмерная эмоциональность будет неуместной. Это приводит к потере контроля над ситуацией и серьезным конфликтам. Чтобы снять напряжение, можно воспользоваться такими приемами:

  • Не выстраивайте защиту и не используйте тактику нападения. Если вы понимаете, что вас несправедливо обвиняют, не обрушивайтесь с ответной критикой на оппонента, ведь это демонстрация низкого уровня культуры. Защищаться и оправдываться также не стоит, ведь это проявление слабости. Наиболее разумное решение — спокойно и обстоятельно пояснить свою точку зрения.
  • Определите источник негативных эмоций и попробуйте его устранить. Вполне возможно, что агрессия направлена не конкретно на вас, а связана с какими-то внешними раздражителями. Постарайтесь их разгадать и успокоить своего оппонента.
  • Продемонстрируйте открытость и готовность понять своего собеседника. Даже если человек агрессивен и рассержен, вы должны продемонстрировать свое умение слушать. Позволив оппоненту выговориться, вы можете рассчитывать на дальнейшее общение в более ровных и спокойных тонах.

Техника конструктивного общения: 8 правил

Казалось бы, что может быть проще общения? С раннего детства мы воспринимаем и воспроизводим речь. Тем не менее, чтобы общение с людьми было приятным и полезным, нужно руководствоваться такими правилами:

  1. Говорите на языке оппонента. Если это простой человек со средним уровнем образования, не стоит пускать ему пыль в глаза сложными терминами и мудреными выражениями. И наоборот. Если собеседник на голову выше вас, нужно стремиться выглядеть достойно и не теряться на его фоне.
  2. Всячески подчеркивайте свое уважение к собеседнику. Это должно проявляться не только в словах, но даже в жестах и выражении лица.
  3. Ищите точки соприкосновения с оппонентом. Если вы обнаружите, что у вас есть что-то общее (жизненные обстоятельства, черты характера и прочее), вам будет намного легче выстраивать диалог.
  4. Интересуйтесь проблемами собеседника. Если он хочет с вами чем-то поделиться, непременно выслушайте.
  5. Дайте оппоненту выговориться. Даже если вы в корне не согласны с его точкой зрения, он должен иметь возможность сказать все, что думает по этому поводу. Тогда и у вас появится право приводить развернутые аргументы.
  6. Используйте правило «вербализации эмоций». Проговаривайте то, что вы чувствуете. Это снимет напряжение и позволит установить доверие.
  7. Говорите конкретно. Если у вас есть варианты выхода из ситуации, непременно представьте их. В противном случае не стоит продолжать диалог, ведь он заведет вас в тупик.
  8. Не воспринимайте собеседника негативно. Если он что-то делает и говорит не так, не приписывайте это его личностным качествам. Считайте это ошибочным поведением, вызванным стечением обстоятельств.

Техники слушания

Особенности конструктивного общения настолько многочисленны, что на овладение ими требуется некоторое время и в дальнейшем регулярная практика. Интересно, что вам придется научиться не только доносить, но и воспринимать информацию. В связи с этим выделяют такие техники слушания:

  • Активное (рефлексивное) слушание подразумевает постоянное отражение информации. Чтобы показать собеседнику, насколько вы внимательно относитесь к его словам, нужно постоянно задавать какие-то уточняющие вопросы. Это продемонстрирует ваше уважение к оппоненту, а также позволит вам удерживать внимание, не теряя нить разговора.
  • Пассивное (нерефлексивное) слушание подразумевает полное сосредоточение на информации. При этом вы не прерываете собеседника, не вмешиваетесь в его монолог. Чтобы продемонстрировать оппоненту свое внимание, периодически кивайте головой в знак того, что вы его слушаете и понимаете.
  • Эмпатическое слушание подразумевает сопереживание собеседнику. Вы должны не просто понимать его эмоциональное состояние, но также разделять его и всячески демонстрировать это.

Техника эмпатического слушания

Если вы хотите выстраивать конструктивное межличностное общение, рекомендуется овладеть техникой эмпатического слушания. Она подразумевает соблюдение таких правил:

  • Настройтесь на слушание. Это значит, что на момент диалога вы должны забыть о собственных проблемах, окружающих вас событиях, душевных переживаниях. Очистите свой эмоциональный фон, чтобы понять и принять ощущения собеседника.
  • Реагируя на слова партнера, передайте в своем монологе все, что вам удалось почувствовать. Чем точнее вы уловите эмоцию собеседника, тем теснее и доверительнее будут ваши взаимоотношения.
  • После ответа непременно соблюдайте паузу. Это время отведено собеседнику для того, чтобы обдумать ваши слова, собраться с мыслями и продолжить диалог. Не воспринимайте это как «неловкое молчание» и не пытайтесь заполнить этот временной промежуток какими-то своими соображениями или высказываниями.
  • Эмпатическое слушание — это понимание и принятие эмоционального состояния собеседника. Но ни в коем случае не пытайтесь объяснить природу и причины его переживаний.

В чем разница между конструктивным диалогом и обычным разговором?

Думаем, вы уже примерно понимаете, что значит конструктивный разговор или диалог. Но отсюда назревает другой вопрос: чем конструктивное общение отличается от общения обычного? Что же, давайте попытаемся разобраться.

Главное отличие в этих понятиях заключается в цели, ради которой ведется беседа, и, конечно же, в стиле самого разговора. Суть конструктивной беседы заключается в упорядоченном нахождении истины, которая формирует мировоззрение человека. Разговор, в котором нет никакой цели, является обычной болтовней. Такая болтовня направлена только на обмен информацией между людьми. А это значит, что по итогу диалога у человека остаются одни только положительные или отрицательные эмоции.

Характерной чертой конструктивного разговора является обоюдное желание достичь взаимопонимания, и пока эта цель не будет выполнена, собеседники будут продолжать общаться. Это значит, что по завершению такого диалога у человека должна измениться точка зрения по поводу определенного вопроса.

Временные рамки

Самое важное в решении той или иной проблемы — это ее своевременность. Очень часто люди начинают говорить о том, что уже произошло: «Вчера ты не вынес мусор»; «Ты должна была рассказать мне об этом сразу же после того, как это случилось»; «Тебе нужно было принести это еще неделю назад». Такие фразы не приведут к решению проблемы. Они приведут к тому, что человек начнет выкручиваться и искать оправдания.

Помните о том, что прошлое нельзя изменить. Вы можете повлиять на настоящее и будущее. Разговор о прошлом будет уместен только тогда, когда вы разбираете ошибки, которые стоит избегать в будущем. Например, если ваш ребенок не делает вовремя уроки, необходимо для начала разобраться в корне проблемы: он не понял задание, не успел из-за загруженности другими предметами или же просто не захотел их делать? Выяснив изначальную причину проблемы, вы сможете предотвратить ее в дальнейшем.

Правильный выбор собеседника

Подчиненные обговаривают между собой решения своего руководства: одних не устраивает уменьшение времени, отведенного на обеденный перерыв, других — кондиционер, который не работает в жару, третьих — отсутствие мусорного ведра в офисе, и т.д. Если они будут просто обсуждать это между собой, то так в итоге ничего и не добьются. С такими вопросами более конструктивно будет обратиться напрямую к своему начальству (если есть конкретное предложение).

Использование фактов

Довольно часто нам приходится слышать следующие фразы: «Ты ничего в этом не понимаешь»; «Я уверена, что так будет правильнее»; «Я лучше знаю». С одной стороны, человек хочет придать вес своему мнению, но на деле же такие фразы абсолютно беспочвенны и не имеют под собой никакой аргументации. Так уже получилось, что люди не всегда умеет грамотно использовать имеющиеся факты.

Например, на вопрос: «Почему нам стоит полететь отдыхать в страну «А», а не в страну «Б»?» следует ответ: «Потому что я так считаю». Эта фраза знакома многим семейным парам. Вот только не совсем понятно, что именно супруг/супруга под этим подразумевает. Отдых в стране «А» более дешевый? Или же там лучше природа и условия? Никогда не забывайте о конкретике и аргументах!

Источники

  • https://damienmilay.com/basis/konstruktivnaya-i-destruktivnaya-kritika-chto-eto-takoe-pravila-algoritmy-primery/
  • https://love-is.org/konstruktivnaya-kritika/
  • https://gabysheva.ru/kommunikacii/konstruktivnoe-zamechanie.html
  • https://motivacii-net.ru/chto-takoe-konstruktivnaja-kritika-i-zachem-ona-nuzhna/
  • https://vyuchit.work/samorazvitie/konstruktivnaya-i-destruktivnaya-kritika.html
  • https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/218289-constructive-criticism
  • https://www.oum.ru/yoga/vedicheskaya-kultura/chto-takoe-kritika/
  • https://fulledu.ru/articles/1304_kritik.html
  • https://mnogovoprosov.ru/professiya-kritik-kto-takoj-kritik/
  • https://okobzor.ru/professii/kritik/
  • https://9psy.ru/obshhenie/chto-takoe-konstruktivnaya-kritika
  • https://BusinessMan.ru/new-iskusstvo-kritiki-konstruktivnaya-kritika.html
  • https://BusinessMan.ru/konstruktivnoe-obschenie-ponyatie-osnovnyie-pravila-i-osobennosti-obschenie-s-lyudmi.html
  • https://FB.ru/article/451920/konstruktivnyiy-razgovor-znachenie-ponyatie-pravila-i-osobennosti

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
reallylove
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: