- 1 Отец всему голова
- 2 Сексуальной ориентации нет — есть потеря мужества
- 3 Шутки Марциала
- 4 Поэтическое оскорбление
- 5 Женская гомосексуальность
- 6 Солдатские дети
- 7 Свободные этруски
- 8 Древний Рим: массовые оргии
- 9 Семейный отдых
- 10 Наука любви
- 11 Карнавалы
- 12 Период упадка
- 13 Пот и кровь гладиаторов
- 14 Эстетствующий психопат Нерон
- 15 Всеобщая распущенность
- 16 Период расцвета
- 17 Гомоэротическая литература и искусство
- 18 Использование интима для мира
- 19 Инсула и домус
- 20 Свингер и садист Калигула
- 21 Солдаты и женщины из провинций
- 22 Злословие
- 23 Экономика общих жен
- 24 Вуайеризм
- 25 Легальное детоубийство
- 26 Брак был просто соглашением
- 27 Мизогиния как основа устройства общества
- 28 Кто в Риме считался распутником
- 29 Пир или голод
- 30 Домашние животные
- 31 Однополые отношения в войсках
- 32 Женские ритуалы
- 33 Налоги
- 34 Приап
- 35 Образование
- 36 Почему «будем как греки» — плохая политическая платформа
- 37 Посвящение во взрослые
- 38 Доминирование и пенетрация — мужское дело
- 39 Любовь к мальчикам как основа национальной политики
- 40 Солдатские браки
- 41 Проституция
- 42 Бордели
Отец всему голова
Согласно римским законам отец семьи имел неограниченную власть над всеми домочадцами. Он мог изгнать непослушного сына и дочь или продать их в рабство на определенный срок. Если договор купли-продажи заключался больше трех раз, то отец лишался родительских прав. Ребенок становился свободным и «не имеющим родителей».
Родитель мог также легально убить своих детей. Этот закон был отменен только в I веке нашей эры. Но отцам оставляли право казнить сына за преступление, а дочь за связь с любовником. На случай измены супруги у патриархов был законный алгоритм действия. Муж должен был приказать рабам под угрозой смерти не выпускать застигнутых на горячем любовников из комнаты.
За сутки ему полагалось собрать всех соседей и призвать их стать свидетелями позорного преступления жены. В такой ситуации обманутый муж подавал на развод или его могли обвинить в незаконном сутенерстве. Если любовником супруги оказывался раб, то его убивали, а если патриций, то обманутый муж обращался к тестю. По римским законам отец девушки имеет право убивать ее любовника. Мужская измена в Древнем Риме никак не наказывалась.
Сексуальной ориентации нет — есть потеря мужества
Отношение римлян к однополой связи менялась в зависимости от исторического периода и провинции империи. Во времена Республики самого понятия гетеро- и гомосексуальности не существовало. Сексуальные отношения характеризовались активной-мужской и пассивной-женской ролью. Для свободного гражданина допускались гомосексуальные связи, но только в активной роли.
Кубок Уоррена, представленный в музее Британской империи
Выступая как пассив, мужчина терял свою мужественность и порицался обществом. В качестве принимающей стороны могли выступать рабы, которые в Древнем Риме воспринимались как бездушная мебель и мужчины-проститутки. Особенно ценились мальчики возрастом от 12 до 20 лет. При этом закон защищал от сексуальных домогательств детей свободных граждан. Позорным для патриция считалась связь с женой и дочерью человека, одного с ним социального класса.
Амулеты в виде мужского фаллоса. Такие обереги носили мальчики-подростки и полководцы триумфаторы
Сексуальная распущенность заполонила Рим во времена правления императоров. Например, про Гая Юлия Цезаря среди современников ходила поговорка, что он: «Муж всех женщин и жена всех мужчин». Гомосексуальность стала распространенной как среди плебеев, так и у патрициев. Историки считают, что из 15 первых императоров только Клавдий не имел любовников-мужчин.
Шутки Марциала
Поэтическое оскорбление
В городе Эфесе в 6 веке до нашей эры жил поэт Гиппонакт, который сочинял очень насмешливые и натуралистические стихи о жизни бедняков. Из-за этого он нажил множество врагов и особенно на него обиделся скульптор Бупал. Бупал и его брат сваяли такое нелестное изображение поэта, что он превратился из насмешника в мстящего врага.
В ответ на скульптуру Гиппонакт начал сочинять стихи, обвиняющие Бупала в половых отношениях с его же матерью, сходстве его имени с названием бычьего пениса, а также бегающим от стола с едой до туалета, чтобы опорожниться. И еще много всего в таком же духе.
Неудивительно, что несчастный Бупал в итоге не выдержал такого давления и покончил с собой.
Женская гомосексуальность

Описания секса между женщинами являются нечастыми в римской литературе эпохи республики и раннего принципата. Овидий, который выступал в основном за гетеросексуальный образ жизни и римскую мораль, описывает женская гомосексуальность в негативном свете. Однако в эпоху Римской империи, источники об отношениях между женщинами встречаются гораздо чаще.
Женщин, предпочитающих секс с другой женщиной, называли греческими словами hetairistria, tribas и Lesbia или латинскими словами tribas, fricatrix («та, которая трется») и virago.
Так как римляне думали, что в половом акте обязательной является активная или доминирующая роль, мужчины-писатели представляли, что в лесбийском сексе одна из женщин использует дилдо или имеет исключительно большой клитор для проникновения, и что она одна испытывает удовольствие. Однако, дилдо редко упоминается в римских источниках, зато оно было популярным объектом в комических произведениях классической греческой литературы и искусства.
Есть описания лесбиянок, выполняющих проникающий секс как с другими женщинами, так и мальчикамиВ императорскую эпоху изображались женщины, которые содомизируют мальчика, пьют и едят как мужчины, и занимаются интенсивной физической деятельностью, что может отражать культурные брожения по поводу растущей независимости римских женщин.
Солдатские дети
Суть встававших перед солдатами проблем хорошо раскрывает рассказанная Титом Ливием история. В 171 году до н. э. в римский сенат явилось необычное посольство из Испании: «…более четырёх тысяч человек просили дать им город для жительства, объявив, что рождены они от римских воинов и испанских женщин, брак с которыми не был законен. Сенат постановил, чтобы они доложили Луцию Канулею свои имена и имена своих вольноотпущенников, если таковые имеются, и чтобы они вывели поселение в Картею, что возле Океана. А тем из картейцев, которые пожелают остаться дома, дозволить записаться в поселенцы с правом на земельный надел. Поселение постановлено числить латинским и именовать вольноотпущеннической колонией».

Свободные этруски
В 4 веке до нашей эры римляне покорили этрусков и вместе с этим узнали об очень свободных этрусских женщинах. В том числе они были свободны от одежды, они часто ходили совершенно обнаженными, и для них было удовольствием, когда другие смотрели на их красивые тела.
Помимо этого система брака у этрусков была очень рыхлая, жены открыто изменяли мужьям, а те женам и никого это не волновало. Дети зачастую не знали, кто их отец, и их это тоже не занимало.
Древний Рим: массовые оргии
В 31 году до н.э. император Август запретил сексуальные связи вне брачных отношений, но знать не собиралась расставаться с привычным образом жизни. Решение пришло само собой: сексоголики обоих полов ринулись на аукционы, где скупали для себя рабов для плотских утех. Набирали их из числа тех, кто попал в плен в ходе регулярных войн. Рабы приравнивались к вещам, поэтому половые связи с ними не были нарушением закона.
Логично, что в таких условиях на звание главных прелюбодеятелей могли претендовать правители. Они были примером для другой знати: как только мода на какие-то секс-практики или извращения появлялась во дворцах, ее тут же перенимали другие богачи.
Самый узнаваемый герой древнеримских секс-скандалов — император Нерон, племянник Калигулы. Когда мальчика отдали на воспитание философу Сенеке, тот сильно привязался к нему, но не отрицал, что у ученика «жестокость в крови». Главными страстями в жизни Нерона были страдания окружающих и секс. Его сексуальные предпочтения не ограничивались представительницами прекрасного пола, хотя он и женился в 16 на собственной сводной сестре Клавдии Октавии.
Чуть позже он увлекся однополой любовью — благодаря тому же Сенеке, кстати. Импульсивный правитель и здесь проявил всю глубину своего характера: он питал страсть к актеру Парису, а позже устроил полушуточную свадьбу со своим фаворитом, на которой роль молодой супруги исполнял сам Нерон. Потом было еще несколько браков с женщинами (одну из которых правитель Рима убил, забив беременную ногами до смерти), а также мужчинами, причем император был то невестой, то женихом.
Оказавшись снова в одиночестве, Нерон придумал «животные оргии» — ролевые игры, в которых он набрасывал себе на плечи шкуру льва или тигра, чтобы «перевоплотиться» в хищника. Он выскакивал из клетки и жестоко насиловал связанных мужчин и женщин. Тяготел император и к прообразу современного БДСМ: он часто принимал «электрические ванны» с рыбками, испускающими разряды тока и оставляющими ожоги на его коже. Особое удовольствие Нерону доставляло сексуальное насилие над замужними женщинами и девственницами, служащими богине Весте.
Дядя Нерона, Калигула, тоже вошел в мировую секс-историю. «Какая прекрасная шея, а стоит мне приказать — и она слетит с плеч», — эта фраза была любимой прелюдией еще одного поклонника разврата и садизма. Он не мог пропустить мимо себя ни одной юбки, кому бы она ни принадлежала — рабыне или девушке из благородного семейства. Собственную жену Цезонию Калигула любил показывать людям голой или вовсе принуждал ее присутствовать на собственных романтических свиданиях с любовниками-мужчинами.
Семейный отдых
Отдых был большой частью римской семейной жизни. Как правило, начиная с полудня, верхушка общества посвящала свой день отдыху. Большинство развлекательных мероприятий были публичными: как богатые, так и бедные с удовольствием смотрели, как гладиаторы потрошат друг друга, болели на гонках колесниц или посещали театры. Кроме того, граждане тратили много времени на общественные бани, в которых были тренажерные залы, бассейны и оздоровительные центры (а в некоторых были и интимные услуги).
У детей были свои любимые занятия. Мальчики предпочитали борьбу, запускали воздушных змеев или играли в военные игры. Девочки же играли в куклы и настольные игры. Семьи также часто просто отдыхали друг с другом и своими домашними животными.
Наука любви
Нечто вроде индийской Камасутры было и в древней Греции в работах Овидия, который создал цикл произведений под названиями “Наука Любви”, “Наука любить” и “Искусство любви”. Там описывались тонкости отношений между мужчинами и женщинами и в том числе эротического содержания.
Карнавалы
Карнавалы в древнегреческой и древнеримской литературе были мероприятиями без каких-либо условностей, там отбрасывались сословные деления, уважение к рангам и прочие правила поведения. И там “не было ничего, на что отвечали словом нет”.
Карнавалы были заполнены вином и едой, смехом и конечно же сексом. Некоторые для снятия стеснительности даже употребляли различные дурманящие средства. Артур Эдвард Уайт в своей книге “Новая энциклопедия масонства” описывает эти карнавалы как Оргии вина и секса: “Все были пьяны на разной стадии и все тянулись к другу другу невзирая на пол. Тут царил Фаллос”.
До нас дошли упоминания о карнавалах в 5 веке до нашей эры, которые проводились в день весеннего равноденствия. Они носили название Дионисийские Мистерии и были посвящены как легко догадаться богу Дионису, покровителю всех земных желаний. Позже римляне переняли эту традицию и так возникли знаменитые вакханалии.
Большая часть карнавальных фресок дошла до нас из виллы Мистерий в Помпеях. На них правда не изображено ничего особо развратного и подобные карнавальные шествия и сегодня можно увидеть в Греции.
Период упадка
Период упадка сопровождался и нравственным упадком. Исчезли присущие ранее римлянам скромность и бережливость, на смену им пришли высокомерие и неумеренность во всём. Погоня за богатствами, стремление к удовольствиям привело к обесцениванию высоких идеалов. Низменные инстинкты взяли верх над благоразумием.
Высшие слои римского общества погрязали в обжорстве. В прежние времена римляне, даже знатные, питались простой пищей, теперь же на их столах появились изысканные блюда и напитки, причём в большом количестве.
Все требовали кровавых и жестоких зрелищ. На сцене Колизея кровь гладиаторов лилась рекой.
На смену семейным ценностям пришёл разврат. Семья стала считаться ненужной обузой. Женщины всячески старались избежать беременности, боясь испортить фигуру, лишиться из-за нежелательного материнства свободы. Рождённых детей часто продавали или подкидывали.
Распущенность достигла апогея. Совокупляющихся можно было увидеть в любом месте среди бела дня. Настоящими очагами разврата стали термы. В них теперь мылись все вместе, включая детей. Нормой стали инцест, извращённые виды секса, скотоложество.

Махровым цветом расцвела проституция. Проститутки зазывали клиентов со всех сторон. Открывались многочисленные бордели. По закону жрицам любви положено было зарегистрироваться и платить налог. Но так поступали только рабыни. Свободные женщины не торопились регистрироваться, поскольку это понижало их социальный статус.
Хозяева гостиниц и харчевен держали рабынь для ублажения своих посетителей. Уличных проституток называли по-разному. Тут и ночные бабочки, и по-бродяжки, и смотрительницы могил. Последние по совместительству исполняли обязанности плакальщиц.
Разврату посвящены созданные в то время литературные произведения, театральные постановки, изделия декоративно-прикладного искусства.
Чем закончилась эта безумная вакханалия, всем известно. Древний Рим прекратил своё существование как государство. Причин тому много, но одной из веских можно с уверенностью назвать падение нравов, потерю правильных ориентиров для дальнейшего развития общества.
Пот и кровь гладиаторов
Гладиаторы Колизея для римских граждан были аналогом современных «звезд» эстрады и кино. Плебеи боготворили лучших бойцов, а жены и дочери благородных патрициев платили огромные деньги за возможность провести со своим кумиром ночь. Однако римским барышням от героев арены был нужен не только секс.
Победивший гладиатор, после боя, покрывал свое тело ароматным маслом и специальным инструментом под названием стригиль соскабливал с себя пот, отмершую кожу и грязь арены. Полученную массу помещали в небольшие бутылочки и продавали патрицианкам как афродизиак, который женщины наносили на свое тело, в надежде привлечь внимание мужчин.
Кровь гладиаторов, убитых во время сражений, также собирали и использовали как лекарство. С ее помощью римские лекари лечили эпилепсию. Для этого от больного требовалось несколько дней подряд пить эту кровь. Римлянки добавляли в напитки скипидар, который придавал их моче легкий аромат роз.
Эстетствующий психопат Нерон

Всеобщая распущенность
В современном мире проституцией никого не удивить, но в Риме она цвела особенно пышным цветом. Проститутки в Вечном Городе были повсюду. Продажные женщины предлагали любовь даже при кладбищах и назывались бустуариями (от слова «busta» — могила).
Табличка над входом в один из борделей Помпей
В Древнем Риме чеканились специальные бронзовые монеты — спинтрии, которые использовались для оплаты услуг проституток. На них вместо профиля императора красовались различные эротические сцены. Чтобы потенциальный клиент смог определить проститутку в толпе им полагалось носить обувь на высоком каблуке и красить волосы в белый цвет.
Показательная история жены императора Клавдия Мессалины, которая по свидетельствам историков Тацита и Светония содержала в городе собственный притон и частенько лично обслуживала посетителей. Конечно не из-за заработка, а ради удовольствия. Рекорд императрицы — 50 любовников за смену.
Картина Оргия. Вильгельм Котарбинский
Популярностью пользовались массовые оргии, которые устраивались в честь богини Венеры. Во время этих мероприятий римская молодежь теряла девственность. Даже для тех раскрепощенных времен оргии оказались слишком откровенными и вне стен храма они запрещались законом.
Период расцвета
В период расцвета в обществе господствовал идеал гармонически развитого человека, гордого римлянина, который целью своей жизни считал служение своему государству и обществу. Высоко ценилась дружба. На встречах с друзьями велись философские беседы, читались стихи; высшим благом являлось оказание помощи друг другу.
Культ здорового, физически совершенного тела, способствовал массовым занятиям спортом.
Семья играла огромную роль в жизни римского общества. Разводов не существовало. Строгий закон запрещал женщине уходить от мужа, но муж мог прогнать и даже убить жену за измену.
Гомоэротическая литература и искусство

Гомоэротические темы появились в латинской литературе в период увеличения греческого влияния на римскую культуру во II веке до нашей эры. Консул Квинт Лутаций Катул был в кругу поэтов, которые сделали короткие эллинистические стихи модными. В одном из его немногих сохранившихся произведений поэма о сексуальных желаниях на имя мужчины с греческим именем. Развитие греческой литературы и искусства как модели самовыражения способствовали торжеству гомоэротизма в качестве знака вежливости и сложности человеческой натуры.
«Греческая любовь» влияет на эстетику или средства выражения, а не на характер римской гомосексуальности как такового. Греческая гомосексуальность отличалась от римской прежде всего идеализацией эроса между свободными гражданами мужского пола с равным статусом, хотя обычно с возрастной разницей. Привязанность к мужчине вне семьи рассматривалась положительно среди греков, однако в римском обществе такие отношения ставили под угрозу авторитет главы семьи.
Эпоха «Новой поэзии», введённая в конце II века, была реализована в 50-х годах до н. э. Гаем Валерием Катуллой, стихи которого включают в себя несколько выражений сексуального желания к свободнорождённым молодым людям и недвусмысленно названы «Юность» (Iuventius). Латинское имя возлюбленного и его статус свободнорождённого могли подорвать римские традиции. Современник Катуллы Лукреций также признает влечение к «мальчикам». Гомоэротические темы присутствуют также в произведениях поэтов времён правления Августа, в том числе в элегиях Тибулла и Проперция, Вергилия и Горация.
Использование интима для мира
Женщины отказывают мужчинам в интиме до тех пор, пока не вынуждают их заключить мир между афинянами и спартанцами. По словам женщин, мужчины забыли из-за своего упрямства о более тривиальных вопросах.
Инсула и домус
То, какими были соседи у римлян, зависело только от социального статуса. Большинство римского населения жило в семиэтажных зданиях, которые назывались инсулы. Эти дома были очень уязвимы для пожаров, землетрясений и даже наводнений. Верхние этажи были зарезервированы для бедных, которые должны были платить арендную плату ежедневно или еженедельно. Эти семьи жили под постоянной угрозой выселения в тесных комнатах без естественного освещения или ванной комнаты.
Первые два этажа в инсулах были зарезервированы для людей с более лучшим доходом. Они платили арендную плату раз в год и жили в более просторных комнатах с окнами. Богатые римляне жили в загородных домах или владели так называемыми домусами в городах. Домус был большим, уютным домом, в котором без труда помещались лавка владельца, библиотека, комнаты, кухня, бассейн и сад.
Свингер и садист Калигула

Солдаты и женщины из провинций
О привычке римских солдат обзаводиться семьями в провинциях, где они долгое время несли гарнизонную службу, упоминал Юлий Цезарь. Во время визита в Александрию в 47 году до н. э. ему самому пришлось вплотную столкнуться с опасными последствиями этого явления. Оказалось, что римские части, оставленные здесь семь лет назад сирийским наместником Авлом Габинием, так называемые габинианцы, совершенно разложились, погрязнув в местных распрях. Римская дисциплина сошла на нет. Большинство солдат завело жён, родивших им целую ораву детей. По словам Цезаря, «все они давно обжились в Александрии. Здесь они привыкли по своего рода старой военной александрийской традиции требовать выдачи друзей царя на смерть, грабить богатых, осаждать царский дворец, чтобы выбить повышение жалованья, одних сгонять с престола, других сажать на него».
Попытки вывести габинианцев из страны в 50 и 49 годах до н. э. завершились неудачей. Во время конфликта между Цезарем и населением Александрии, повлёкшим за собой настоящую войну, габинианцы приняли сторону александрийцев и на протяжении трёх месяцев осаждали царский дворец, в котором укрывались их соотечественники. Победа над ними была одержана не без трудностей.

Злословие
Гиппонакт сватался к дочери скульптора Бупала, но тот отказал и в шутку сделал статую Гиппонакта настолько уродливой, что Гиппонакт отомстил ему стихами, в которых высмеивал кровосмесительные отношения Бупала с его матерью». В итоге скульптор покончил с собой.
Экономика общих жен
Они весьма тщательно ухаживали за собой и часто ходили на людях в обнаженном виде, чтобы покрасоваться. Понятие «брака» было очень необычным по нынешним меркам. Зачастую дети не имели ни малейшего понятия, кто является их отцом.
Вуайеризм
В Древней Греции существовало довольно много картин, связанных с вакханками — женщинами, поклоняющимися Дионису, греческому богу вина, ритуального безумия, религиозной эйфории и театра. На картинах, изображающих этих женщин, часто встречаются половые акты, за которыми наблюдают другие люди.
Легальное детоубийство
Отцы имели полную власть над жизнью новорожденных, даже не спрашивая мнение матери. После рождения ребенка клали у ног отца. Если он поднимал дитя, то оно оставалось дома. В противном случае, ребенка выносили на улицу, где его или подбирали прохожие или он умирал. Римских детей не признавали, если они рождались с какими-то увечьями или если бедная семья не могла прокормить ребенка. Выброшенные «счастливчики» попадали в бездетные семьи, где им давали новое имя. Остальные (те, кто выживал) в итоге становились рабами или проститутками или их намеренно калечили нищие, чтобы детям давали больше подаяний.
Брак был просто соглашением
Девушки вступали в брак в раннем подростковом возрасте, а мужчины женились в 20-30 лет. Римские браки заключались быстро и легко, и в большинстве из них даже не пахло романтикой, это было сугубо соглашение. Заключалось же оно между семьями будущих супругов, которые могли увидеть друг друга, только если богатство предлагаемого супруга и его социальный статус были приемлемыми. Если семьи соглашались, то происходило формальное обручение, в ходе которого подписывали письменное соглашение и пара целовалась. В отличие от современных времен, свадьба не скреплялась в законном учреждении (брак не имел юридической силы), но просто показывала намерение супругов жить вместе.
Римский гражданин не мог жениться на своей любимой гетере, двоюродной сестре или не римлянке. Развод также осуществлялся просто: пара объявила о своем намерении развестись перед семью свидетелями. Если развод случался по обвинению, что жена изменяла, то она никогда больше не могла снова выйти замуж. Если в подобном был признан виновным муж, то ему такой приговор не грозил.
Мизогиния как основа устройства общества
Связь между двумя мужчинами пересекала тщательно выстроенные социальные барьеры: мужчина занимал место женщины или раба.
Кто в Риме считался распутником
В первом томе «Истории частной жизни» Поль Вен рассказывает, что нужно было сделать римскому гражданину, чтобы его считали распутным человеком:
Заниматься сексом до наступления ночи.
Это позволялось только молодоженам на следующий день после заключения брака.Заниматься сексом не в темноте.
Наготу любимой женщины можно было увидеть только в том случае, если луна случайно заглянет в окно.Заниматься сексом с партнершей, снявшей с себя всю одежду.
Нужно было прикрыть хотя бы грудь — полностью раздевались только падшие женщины и проститутки.
Римляне не осуждали однополые сексуальные отношения, если один из партнеров был выше другого по социальному статусу. Связь между взрослым мужчиной и юношей-простолюдином или рабом считалась естественной и вполне допустимой.
Пир или голод
Социальное положение определялось по тому, как семья питалась. В то время как в рацион низших классов в основном входили оливки, сыр и вино, высший класс питался более разнообразными мясными блюдами, да и просто свежими продуктами. Очень бедные граждане иногда питались только кашей. Обычно все блюда готовили женщины или домашние рабы. Вилок тогда не было, в ели руками, ложками и ножами.
Вечеринки римской знати вошли в историю, благодаря декадентству и обильным лакомствам, которые на них были приняты. В течение часов гости возлежали на обеденных диванах, в то время как рабы подбирали объедки вокруг них. Что интересно, все классы смаковали соус под названием гарум. Он делался из крови и внутренностей рыбы путём ферментации в течение нескольких месяцев. Соус обладал настолько мощным зловонием, что его было запрещено употреблять в черте города.
Домашние животные
Когда речь заходит об отношении к животным в древнем Риме, первое, что приходит на ум, это кровавые бойни в Колизее. Тем не менее, обычные граждане лелеяли своих домашних питомцев. Любимцами были не только собаки и кошки, но часто встречались и домашние змеи, крысы и птицы. В моде были соловьи и зеленые индийские попугаи, поскольку они могли имитировать человеческие слова. Держали дома также журавлей, цапель, лебедей, перепелов, гусей и уток. А особо среди птиц были популярными павлины. Римляне настолько любили своих питомцев, что их увековечивали в искусстве и поэзии и даже хоронили со своими хозяевами.
Однополые отношения в войсках
Римский солдат, как и любой свободный и респектабельный мужчина, как ожидалось, должен был показывать самодисциплину в вопросах секса. Август даже запретил солдатам вступать в брак, и этот запрет оставался в силе для императорской армии почти два века.
Формы сексуального удовлетворения, доступные для солдат, были секс с проститутками обоих полов, с рабами, изнасилования пленных, и однополые отношения. Секс среди сослуживцев, однако, нарушал римские традиции, так как такой акт совершался с другим свободнорождённым мужчиной. Солдат не должен был позволять использовать себя в целях сексуальной эксплуатации.
В военной традиции изнасилование символизировало поражение, и это было мотивом для солдат, чтобы не позволять использовать своё тело в этих целях. Во времена республики гомосексуальное поведение среди однополчан каралось суровым наказанием, вплоть до смертной казни, как нарушение воинской дисциплины.
Римские историки записывали назидательные истории об офицерах, которые злоупотребляли своей властью для принуждения своих солдат к сексу, и за это сурово наказывались
Самым молодым солдатам, которые ещё могли бы сохранить элементы подростковой привлекательности (что ценилось римлянами в однополых отношениях), было рекомендовано усилить свои мужские качества, не использовать духи, не обрезать волосы в подмышках и в ноздрях.
Женские ритуалы
Кроме того, они отпускали непристойные шутки и рассказывали о непристойных случаях из своей практики, а также играли с игрушками в виде мужских и женских половых органов. Этот ритуал, связанный с праздником Элевсинских Мистерий, давал женщинам возможность высвободить накопившуюся сексуальность.
Налоги
Налогом проституцию обложил император Калигула (37—41), определивший сумму выплаты стоимостью одного контакта. По-видимому, налог взимался раз в месяц, а не за день работы, как считалось раньше. Ответственность за сбор налога обычно возлагалась на солдат, которые часто допускали злоупотребления. До нас, например, дошла переписка между наместником Нижней Мёзии и гражданами Херсонеса Таврического, которые жаловались на вымогательства при взимании проституционной подати. Вероятно, сборщикам было нетрудно получить нужную сумму с содержателей публичных домов или крупных поставщиков, однако каким образом осуществлялся контроль за женщинами, принимавшими клиентов у себя на дому или совмещавших торговлю телом с иной профессией, не вполне ясно. Возможно, имела место какая-то разновидность лицензирования, когда городские власти выдавали заявителю разрешение на соответствующую работу. Примером является содержание фрагмента папируса, найденного на территории Верхнего Египта: «Пелай и Сократ, сборщики налогов, Тинабделле шлют привет. Мы выдаём тебе разрешение иметь секс с кем угодно в этом месте на день, указанный ниже. Год 19-й, 3-й день месяца паопи. [Подписано] Сократ, сын Симона».

Приап
Образование
Образование зависело от социального статуса ребенка и его пола. Формальное образование было привилегией знатных мальчиков, а девочек из хороших семей обычно только обучали читать и писать. За обучение латыни, чтению, письму и арифметике, как правило, были ответственны матери, а проводилось это до семи лет, когда для мальчиков нанимали учителей. Состоятельные семьи нанимали репетиторов или образованных рабов для этой роли; в противном случае, мальчиков отправляли в частные школы.
Образование для учащихся мужского пола включало в себя физическую подготовку, чтобы подготовить юношей к военной службе. Дети, рожденные от рабов, не получали практически никакого формального образования. Также не было никаких государственных школ для обездоленных детей.
Почему «будем как греки» — плохая политическая платформа
Если бы вы спросили грека, какой он ориентации, он бы вас не понял. Затем, после долгих объяснений, он ответил бы, что это не имеет никакого значения — как предпочтение брюнетов или блондинов вашими современницами. Понятия гомо- и гетеросексуальности были для них незнакомыми и странными — примерно также, как для нас странно классифицировать людей по их пищевым предпочтениям.
Посвящение во взрослые
В то время как девушки переступали порог взрослой жизни почти незаметно, для того, чтобы отметить переход мальчика в мужчины, существовала специальная церемония. В зависимости от психической и физической доблести своего сына, отец решал, когда мальчик становился взрослым (как правило, это происходило в 14-17 лет). В этот день с мальчика снимали детские одежды, после чего отец надевал на него белую тунику гражданина. Затем отец собирал большую толпу, чтобы сопровождать своего сына к Форуму.
В этом заведении регистрировали имя мальчика, и он официально становился римским гражданином. После этого, новоиспеченный гражданин в течение года становился учеником в той профессии, которую ему выбирал отец.
Доминирование и пенетрация — мужское дело
Но верхом непристойности для мужчины были кунилингус и пассивная позиция во время анального или орального секса. Человека, который опустился до такой низости, называли сinaedus (аналог современного «пидор»), он становился объектом презрения и насмешек. Мужская пассивность была нарушением гендерных, моральных и политических норм. Она уравнивала гражданина с женщинами и рабами, а это было недопустимо.
Любовь к мальчикам как основа национальной политики
Историк Геродот посвятил много страниц тому, чтобы выделить отличия между варварами и греками. По его мнению, главными чертами греческой культуры были религиозные обычаи, язык, еда и отношение к наготе. Но нам гораздо сложнее понять другую ключевую особенность Греции классического периода — институт педерастии.
Солдатские браки
Анализ статистики по солдатским надписям и эпитафиям императорского времени свидетельствует, что те нередко обзаводились долговременными спутницами, которые рожали им детей. Считается, что между I и III веком порядка 1% солдат из Майнца, 3% солдат гарнизона Рима и 5,2% солдат из Карнунта в Паннонии имели семьи. Кажется, в относительно мирных провинциях эта статистика была ещё выше. Например, из 354 военных эпитафий солдат стоявшего в Нумидии III Августа легиона 206 (58%) надписей упоминают в числе наследников умершего его жену и детей. С точки зрения закона эти солдатские «жёны» оставались лишь сожительницами, а прижитые от них дети были незаконнорождёнными. Однако по выходе в отставку солдаты получали право узаконить сложившиеся отношения, и тогда государство признавало их детей. Власти до поры до времени смотрели на сам факт сожительства сквозь пальцы, настаивая лишь на невозможности легального признания соответствующих отношений на срок действительной службы. Считается, что окончательно ограничение на солдатские браки упразднил император Септимий Север (193—211).
Проституция
Альтернативой долговременным отношениям по образцу брака для многих солдат становилось обращение к рынку продажной любви. Низкая стоимость сексуальных услуг в Римской империи — в среднем два асса, что эквивалентно цене 1-фунтовой буханки хлеба — и значительное превышение предложения над спросом делали такого рода отношения более экономичными и простыми по сравнению с покупкой рабыни или постоянным содержанием наложницы. Как с точки зрения закона, так и с точки зрения общественной морали посещение солдатами борделя не являлось чем-то предосудительным. С другой стороны, военные — особенно ветераны с накопленными за время службы сбережениями, но также и молодые солдаты, наследники родительского имущества — являлись весьма привлекательной целевой группой для предпринимателей на рынке сексуальных услуг. Кажется, большинству солдат не составляло особого труда отыскать среди обитательниц борделя спутницу, которая могла скрасить им тяготы военной службы в течение любого срока.
Мы располагаем относительно небольшим числом свидетельств современников об этой стороне военной жизни. Одним из немногих сохранившихся сведений является широко известный анекдот о том, как ревнитель старинной дисциплины Сципион Эмилиан в 133 году до н. э. изгнал из римского лагеря под стенами Нуманции почти 2000 проституток.
Известно также, что в римской армии, разбитой кимврами в 105 году до н. э. в сражении у Араузиона на 80 000 погибших в сражении солдат приходилось по крайней мере 40 000 сопровождавших армию слуг, маркитантов, торговцев и женщин. Римскую армию Квинтилия Вара, уничтоженную херусками в 9 году н. э. в Тевтобургском лесу, сопровождала толпа нестроевых и женщин. Недавно эти данные нашли подтверждение в ходе археологических раскопок в Калькризе, где наряду с останками, принадлежавшими мужчинам 25—45 лет, были найдены многочисленные кости женщин и детей. С точки зрения консервативно настроенного источника, это обстоятельство самым негативным образом сказывалось на боевой подготовке солдат и послужило одной из причин поражения.

Бордели
Поскольку женщинам было запрещено посещать военный лагерь, сфера развлечений концентрировалась в примыкавшем к его стенам торгово-ремесленном посаде — так называемой канабе (canabae). Здесь жили ветераны или увечные солдаты, которым некуда было возвращаться после службы, оружейники, плотники и другие ремесленники, трудившиеся на нужды армии, многочисленные торговцы, предприниматели, сутенёры и преступники. Постройки на территории канабы — мастерские, склады, амбары, храмы, бани
Для организации общественной жизни здесь создавались органы самоуправления. Постепенно большинство этих поселений наделялись городскими правами. Чтобы беспрепятственно заниматься своей деятельностью, обитатели канабы должны были получить особую лицензию у магистрата поселения, а также уплатить соответствующий налог, который собирали солдаты.

- https://BigPicture.ru/?p=1190346
- https://zanimatsyaseksom.mirtesen.ru/blog/43241525433/10-istoricheskih-faktov,-svyazannyih-s-intimnoy-zhiznyu-drevnih-
- https://intrest.ru/archives/120974
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B2_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BC_%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D0%B5
- https://www.ridus.ru/news/334897
- https://lady.mail.ru/article/513542-rim-kitaj-i-gretsija-seksualnye-zabavy-drevnih-aristokratov/
- https://yurayakunin.livejournal.com/4786040.html
- https://intrigue.dating/vse-o-sekse/seks-v-drevnem-rime-k-chemu-privodyat-izlishestva/
- https://weekend.rambler.ru/read/43375260-imperatory-drevnego-rima-porazhavshie-razvratom/
- https://knife.media/antique-homosexuality/