Японские гейши: описание, история профессии

Кто такая

Хотя когда-то этот вопрос звучал бы по-другому. Первопроходцами в этой профессии были мужчины. Называть их гейшами стали в ХVII столетии. В то время и представить не могли, что этот труд могут выполнять женщины.

Уже через пару сотен лет мужчины окончательно уступили позиции слабому полу. Трудолюбие, терпение, готовность учиться помогли им пройти путь от женщин сомнительной репутации до невероятных высот. Сегодня японская гейша влиятельна, успешна и по праву является хранительницей национальной культуры и традиций своей страны.

КСТАТИ! Первой женщиной гейшей стала работница публичного дома. Выплатив долги, она стала свободной и овладела новой профессией.

Дословный перевод слова означает «человек Искусства». Оно закрепилось за этой профессией потому, что первыми гейшами стали музыканты и актеры театра Кабуки. Они развлекали влиятельных мужчин песнями, шутками, историями и танцами интимного характера. Таким образом они увеличивали клиентуру проституток.

Чем занимаются гейши?

Истинное искусство скрыто в едва уловимых жестах рук, мимике, взгляде. Гейши в Японии – исчезающий вид, их осталось около 2 тыс. Обычному среднестатистическому японцу времяпрепровождение с гейшей не по карману. Если отбросить стереотипы связанные с этой древней профессией истинная гейша – кто это, какими навыками и видами искусства она должна владеть:

  • кротость и покорность по отношению к мужчине;
  • умение льстить;
  • умение вести непринужденную беседу;
  • владение навыками ведения чайной церемонии;
  • пение;
  • танцы;
  • искусство икебаны;
  • сочинение прозы и стихов;
  • владение игрой на разных музыкальных инструментах;
  • сексуальные техники;
  • техники обольщения.

Люди искусства

Вернее, «искусство-человек» — так переводятся с японского два иероглифа, звучащие как «гэй» и «ся». Гей-ша — это неправильно, по-западному. А еще по-западному считать гейш проститутками. Это миф. Гейша — продвинутее и тоньше. Душа за деньги. Сублимация куртизанки. Непостижимая, как иероглиф, и простая, как наступление нового дня.

В первом приближении — помесь тамады и психолога. Во втором — воплощение мужской мечты. Японской мечты. А она не прозаична, как и вся культура Страны восходящего солнца. Постигать ее — искусство, которому гейши учатся всю жизнь. Главная заповедь — бесконечно угождать мужчине, не теряя достоинства. Быть «нежной, как цветок, и гибкой, как ива». Открытой и загадочной. Наивной и мудрой. Манкой и недоступной. Живой куклой. Мадонной и шлюхой. Пожалуй, гейша — воплощение не только японской мужской мечты.

Гейшелогия: наука рафинирования

Чтобы стать воплощением мужского счастья, учатся долго. Лет с десяти. Правда, по сегодняшним законам начать обучение можно, только окончив общеобразовательную школу — лет в 15-16. Раньше девочку продавали в окия (дом, где обучают гейш) за долги ее собственные родители. Сейчас девушки идут в профессию сами. Но мир цветов жесток, большая часть отсеивается уже на начальном этапе, когда девочка становится сикоми — помощницей в сборах других гейш, постарше. Года на два.

Второй этап (девочка теперь зовется минараи) — наблюдение за опытными гейшами, чтобы перенять их уловки, манеру, движения, технику нанесения макияжа, умение петь, танцевать, составлять икебану, разливать сакэ, сочинять стихи и прозу, рисовать, играть на музыкальных инструментах. Хотя бы на одном — японском национальном сямисэне. И уж, конечно, умению делать главное — вести непринужденный разговор с мужчинами. Умеючи льстить их самолюбию, раскрепощать и флиртовать. Намекать, но не переходить дозволенных границ. Никакого продолжения нет у поцелуя гейши, не забывайте.

И да. Делать все это она должна «от чистого сердца» (но за деньги). Впрочем, не надо ехидства. Гейши никогда не станут развлекать компанию, которая им неприятна. Даже за пресловутые чаевые, которые здесь называются «цветочными деньгами». А если кто надумает распустить руки — может и веером схлопотать. По лицу. Пребольно.

И вот в один прекрасный день для минараи наступает время стать… не истинной гейшей, а всего лишь майко — ученицей, молодой гейшей. Майко уже может присутствовать на чайных церемониях, но не одна, а со своей «старшей сестрой» — опытной гейшей, которую назначает хозяйка окия. «Старшая» и «младшая» сестры проходят специальный обряд, после которого они связаны навсегда. Первая будет учить вторую всем тонкостям искусства обольщения и помогать обрести популярность у гостей чайного домика. Правда, для начала младшей сестре требовалось пройти мидзуагэ — обряд лишения девственности состоятельным престарелым мужчиной, который раз в день в течение недели должен был смазывать половые губы девушки яичным белком, каждый раз все глубже погружая пальцы в ее лоно, а на седьмой — совершить с ней половой акт. Сегодня это не практикуется. Да, у японцев все очень сложно.

Для чего существует эта профессия?

С давних времен известно, что данной специальностью владели только мужчины. Их обязанностью было развлекать публику любыми способами. Но позже, из-за некоторых переворотов в стране, в профессию начали вливаться женщины, которые в последствие переняли все умения у мужчин. И в конечном итоге гейша – это стало чисто женским делом.

В современное время понятие гейша ни насколько не изменилось, только условия работы капельку поменялись. Главной обязанностью стало то, что женщина должна быть главной хозяйкой в доме, где она проводит чайные церемонии. Ей необходимо любыми способами завлекать мужчин так, чтобы они захотели в скором времени вернуться. При этом они не совершают какие-либо интимные услуги. Наоборот, умение завлечь разговором – главное оружие гейши.

История появления профессии

Исторически гейши появилась в Киото, Осаке и Токио в 16 веке. Первыми представителями этой профессии были мужчины, выступавшие в театре Кабуки, но в дальнейшем гейшами становились исключительно девушки. Связь между актерами и музыкантами Кабуки и гейшами можно проследить и в наше время: очень часто гейши ходят на представления, а участники театра посещают банкеты. Помимо этого, существует традиция, согласно которой актеры должны расписываться на традиционных японских украшениях для волос — кандзаси, которые носят майко.

Первой женщиной-гейшей стала Касэн, жившая в доме Огия в Ёсиваре. Изначально Касэн работала проституткой с целью собрать достаточное количество денег и выплатить долги, чтобы стать свободной, и в итоге ей это удалось. Обретя свободу, в 1761 году она стала гейшей. Раньше существовало несколько разновидностей этой профессии:

  • Сиро-гэйся — переводится как «белая гейша», её работа заключалась только в увеселении гостей.
  • Короби-гэйся — переводится как «опрокидывающая гейша», помимо основных обязанностей, она могла продавать свое тело.

Официальное существование профессии гейши началось только в 1779 году, когда был создан специальный офис «кэмбан», в котором устанавливались правила для них. Например, гейши района красных фонарей не могли даже сидеть близко к гостям и носить кимоно ярких цветов, также запрещалось вставлять в прически японских гейш кандзаси.

Распорядок дня

 Утро учениц начинается около восьми утра, а гейш — в 10. Затем и гейши и ученицы идут на занятия танцами, музыкой, икэбаной и другими искусствами, набор которых зависит как от специализации конкретной гейши, так и от традиций данного города или квартала (к примеру, в Андзё гейши играют на флейте нокан). По возвращении, около шести вечера, молодые гейши и ученицы накладывают макияж и переодеваются в рабочее кимоно, а затем идут на банкеты. Из-за того, что ни гейши, ни ученицы не едят на вечеринках, перед работой они плотно ужинают. В Киото перед банкетами гейша должна зайти в каждый чайный домик, где работала вчера, и поблагодарить его хозяйку за вчерашнюю заботу. День гейши заканчивается глубоким вечером — в час ночи или даже позже.

О-дзасики

Гейша на о-дзасики

Важными профессиональными качествами гейши как тамады являются умение заинтересовать клиентов, позволяя им расслабиться, забыв о работе, а также навык хранить тайны клиентов. Ученицам и гейшам предписывается для этого при каждой встрече здороваться с клиентом, даже если он был на предыдущем банкете с этой же гейшей.

Следует отметить, что имидж гейши как «слуги мужчин» является неверным: гейши обладают экономическими свободами и значительно более независимы, чем обычные японские жёны. Кроме того, идеал гейши — не безмолвная и покорная «ямато-надэсико», а гибкая ива (отсюда название карюкай). Даже на о-дзасики не только гейша наливает гостю выпивку, но и он должен налить ей бокал в ответ.

О-дзасики включают в себя еду в высоком стиле кайсэки, игры, а также танцы в стиле танцевальной школы, специфичной для данного конкретного района. На о-дзасики как клиенты, так и гейши употребляют много алкоголя, обычно пива или сакэ, однако ученицы не пьют, так как это считается неподобающим. Гейши не едят на о-дзасики.

На о-дзасики гейши также обслуживают важных гостей, прибывающих в Японию с деловыми визитами: президентов, королей и императоров. Президент Форд и королева Елизавета бывали на о-дзасики в Гионе. Самого важного клиента усаживают на место рядом с токонома, чтобы гейши могли быстро сориентироваться, кому уделять больше внимания.

Игры на банкетах обычно представляют собой соревнования в ловкости, а проигравший должен осушить небольшую рюмку саке.

  • Камень, ножницы, бумага.
  • Компира фунэ-фунэ (яп. 金比羅船船, лодочка-лодка Компиры (бога-покровителя навигации)) — двое играющих по очереди касаются лежащей тарелочки открытой ладонью, если один из игроков в свой ход взял тарелочку, второй должен коснуться места, где та лежала, кулаком. Перепутавший действия проигрывает.
  • Тосэнкё (часто играют не на очки по правилам, а просто на «сбил игрушку»).
  • Гоиситори (яп. 碁石取り, брать камни для го (палочками)).
  • Надломанную палочку раскручивают в руках. Проигрывает тот, в кого угодит отлетевшая половина.
  • Тора-тора (яп. 虎虎, тигр-тигр) — разновидность игры «камень, ножницы, бумага», в которой играющие должны одновременно выйти из-за ширмы, приняв вид тигра, охотника или старухи.

Заработок гейши в чайном доме обычно составляет фиксированная почасовая плата. Подсчёт времени вели с помощью ароматических палочек, сгоравших за определённое время. Когда гейша собиралась уходить с вечеринки, хозяйка подсчитывала огарки от палочек и вписывала их в счёт человека, который пригласил гейшу. Кроме того, гейши получают чаевые, называемые «цветочными деньгами». Экономической стороной жизни ханамати ведает организация «камбукан» (幹部館), она подсчитывает все доходы каждой из гейш и публикует имена самых успешных из них. Именно так появилась информация о доходах Минэко Ивасаки, самой высокооплачиваемой гейши всех времён.

Другие виды работы

 
 
Кроме о-дзасики, гейшу можно нанять для посещения спектакля, прогулки или совместного похода в ресторан (яп. ご飯を食べ гохан о табэ, «поедание риса»). Клиент может выбрать, должна ли гейша прийти в полном облачении с макияжем, в простом кимоно, или же вовсе в западной одежде.

Наиболее талантливые и успешные гейши демонстрируют своё умение играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать на периодически проводимых фестивалях, открытых для широкой публики. У каждого из киотоских кварталов гейш есть свой фестиваль: у Гион Кобу — 都をどり Мияко одори, у Камиситикэна — 北野をどり Китано одори. В Токио и других городах имеются городские фестивали танцев гейш. Первым подобным фестивалем был Мияко одори, целью проведения которого было создание имиджа города с богатой историей и культурой для Киото. Подобные выступления позволяют гейше стать широко известной и популярной личностью, однако почти не приносят дохода. Кроме того, из-за сохраняющейся системы иэмото гейши не могут выбирать ни репертуар, ни аксессуары, ни даже место проведения выступления.

Гейши и ученицы участвуют и в других городских мероприятиях. После Великого восточнояпонского землетрясения гейши собирали пожертвования, стоя в людных местах с ящичками для подаяний.

Календарь праздников

  • 3 декабря — начало рабочего года (яп. 事始 котохадзимэ, «начало дел») — гейши наносят визиты учителям и хозяевам о-тяя, дарят подарки и просят помощи в новом году.
  • 4 февраля — начало весны (яп. 節分 сэцубун) — майко выступают в храмах и разбрасывают жареные бобы в толпу; считается, что они отгоняют злых духов. С Сэцубуном связан также ритуал переодевания обакэ (яп. お化け), гейши в дни празднования сэцубуна переодеваются в исторических деятелей, мифологических персонажей и просто комических персон, к примеру, пожилые одеваются в юных учениц, а ученицы могут играть мужчин.

Обучение гейши

Раньше девочек обучали тонкостям этой работы еще с самого детства, так как очень часто бедные родители вынуждены были продавать своих детей в дома гейш, чтобы хоть как-то обеспечить себе и ребенку дальнейшее существование. В настоящее время существует закон, согласно которому девушка может поступить на обучение к гейшам только после того, как ей

исполнится 15 лет и она окончит среднюю школу (при трудоустройстве обязательно требуется показать аттестат о среднем образовании). Изначально девочки становятся практически служанками гейш, занимаясь уборкой и готовкой, и только спустя какое-то время они поступают в помощницы к старшим гейшам. Помимо ежедневных обязанностей, они должны посещать занятия гейш, где их обучают танцам, музыке, живописи и прочим подобным вещам, которые понадобятся им в дальнейшей работе. Кроме того, каждая гейша обязана хорошо разбираться в политике и всегда быть в курсе происходящих в мире событий, так как зачастую им приходится работать с клиентами, занимающими различные должности в государственном аппарате. Обучение гейши никогда не прекращается, оно происходит на протяжении все жизни.

Через полгода ученицы сдают экзамен и проходят своеобразную церемонию посвящения — «мисэдаси», на которой им официально присваивается звание «майко». Каждой майко дают наставницу, которая помогает в обучении, а в дальнейшем даже ищет клиентов для новоиспеченной гейши. Чем больше влияния имеет наставница , тем больше возможностей открывается перед майко в будущем. Красота японских гейш в этой нелегкой, но интересной профессии играет немаловажную роль. Майко уделяют очень большое внимание уходу за собой, также существуют секреты японских гейш передаваемые из поколения в поколение и помогающие девушкам притягивать к себе клиентов, от которых полностью зависит их дальнейшее положение.

Становление гейши

Несмотря на то, что в период Мэйдзи самыми процветающими и престижными ханамати были токийские Симбаси и Янагибаси, в XX веке таковыми являются ханамати Киото. В городе Нара также сохраняется традиционный уклад жизни гейш; в мелких городах, например, Андзё, он претерпел значительные изменения. К примеру, в Киото по сей день сохраняется правило «новичкам нельзя» (яп. 一元さんお断り итигэнсан окотовари) — впервые на о-дзасики можно прийти только по приглашению постоянного клиента. В других городах, например, в Нагое это правило уже не имеет силы: единственным условием является проведение о-дзасики в традиционном японском ресторане или отеле.

В Киото и Наре

Так как сейчас в Японии введено обязательное среднее образование, девочка не может стать ученицей гейши, пока не получит школьный аттестат в 15 лет. Вне Киото и Нары ученицами разрешено становиться лишь с 18. После достижения требуемого возраста соискательница вольна договориться с владелицей одного из домиков гейш (окия) и стать там «сикоми», прислужницей. Сикоми выполняет хозяйственные работы, убирает дом и помогает старшим сёстрам одеваться. Сикоми посещает занятия точно так же, как и гейши. Сикоми запрещено звонить домой, она может только писать письма. В Киото перед тем, как стать майко, ученицей, сикоми на короткий срок (две недели) превращается в минараи (слово означает метод обучения наблюдением за старшими). Минараи носит ту же причёску, что и майко, но её пояс оби свисает только на половину длины, а кимоно более разноцветное, по сравнению с майко. Минараи посещает банкеты, но только как наблюдатель.

Через полгода, по правилам Киото, после сдачи экзамена происходит церемония инициации, «мисэдаси» — с этого момента соискательницы называются начинающими гейшами (майко) и получают рабочий псевдоним «имя для искусства» (яп. 芸名 гэймэй), включающее, в подавляющем большинстве случаев, часть имени своей старшей сестры или общий для этого окия компонент. Подобная практика не уникальна для гейш, в Японии деятели искусств часто имеют несколько имён. Примером «общего компонента» могут являться гейши окия Тама в Гион Кобу, в котором есть «ветвь мамэ»: Мамэтэру, Мамэхару, Мамэсудзу; «ветвь ха»: Судзуха, Маюха, Котоха и другие, причём гейши одной «ветви» могут не являться «сёстрами». После мисэдаси майко всегда должна быть соответственным образом одета и причёсана. В данный период задача старшей сестры состоит в знакомстве начинающей гейши со своими клиентами. Именно поэтому так важен опыт старшей сестры: чем популярней она будет, тем больше шансов у начинающей гейши будет обрести хорошую клиентскую базу.

Следующим шагом майко раньше была потеря девственности — «мидзуагэ», — церемония, отмечающая повышение её статуса к старшей майко и смене причёски с варэсинобу на офуку. Сейчас мидзуагэ не проводится.

Майко Киото и Нара пять раз меняют свою причёску, символизирующую каждый шаг, ведущий к становлению гейшей. Перед тем, как сменить детские украшения и шпильки на подобающие статусу гейши, происходит «смена воротничка», эри-каэ. Воротничок майко вышит белыми и золотыми нитями, а гейши носят гладкий белый. Последняя причёска майко происходит от свадебной причёски прошлого, поэтому церемонию эри-каэ Лайза Дэлби называет также «engagement», «помолвка». На церемонии «эри-каэ» прядь пучка волос причёски сакко символически стригут, чтобы более взрослой причёской обозначить переход от девочки к молодой женщине. Сейчас майко становятся гейшами в 20 или 21 год, в зависимости от успеха и желания хозяйки окия.

У гейш Киото музыканты (яп. 地方 дзиката) стоят на более низкой ступении иерархии, чем танцовщицы (яп. 立方 татиката), однако это не универсальное правило, к примеру, в Атами владеющие сямисэном музыканты получают на треть больше танцоров.

В других городах

Дальнейшая карьера

 

С 18 лет гейша получает возможность обрести «данна». Изначально «данна» — покровитель, иногда бывший любовником гейши, а иногда просто выступавший в роли мецената. Зачастую, но отнюдь не обязательно, гейшу и данна связывают тесные любовные отношения, включающие рождение детей. Обязанность данна состоит в том, что он должен покрывать многочисленные текущие расходы гейши, которой он покровительствует (например, приобретает для неё кимоно), а также способствовать росту её популярности. Появление одного или нескольких данна в карьере гейши не является обязательным элементом, однако без этого гейше сложнее оставить окия и стать полномасштабной звездой в своей профессии. Следует отметить, что институт данна существует и поныне; заполнявшие опросник Дэлби гейши на вопрос: «Зачем вам данна?» отвечали: «Нужен близкий человек» (~50 %), для того, чтобы хватало денег (~25 %).

Уход из профессии

Гейша должна покинуть окия, если выходит замуж. Но некоторые гейши, особенно сегодня, не хотят оставаться в профессии до старости и уходят просто по собственному желанию. Какой бы ни была причина, организовывается церемония хики-иваи (яп. 引き祝い, поздравление с уходом): эта традиция была заимствована из кварталов проституток и организовывалась, если проститутка выплатила свои долги и могла вернуться в японское общество. Покидающая ханамати гейша рассылает своим учителям, клиентам, хозяевам чайных домиков, где работала, матушкам окия особое угощение: коробочку варёного риса. В случае, если она уходит по причине брака, или просто оставляет возможность возвращения, в коробку кладётся красный рис, а если о возвращении не может быть и речи — то белый.

Гейша и окия

Окия — место, где живут ученицы и гейши, не получившие ещё самостоятельности. При поступлении на работу в окия (а учёба на гейшу тоже считается работой) чаще всего заключается контракт от 5 до 7 лет. По истечении этого срока гейша продолжает работу или уходит из окия. В Токио ученица может жить на съёмной квартире, в Киото же все ученицы в обязательном порядке переезжают в окия, даже если являются коренными жительницами Киото.

При многих окия имеются «чайные домики», о-тяя (яп. お茶屋). Это не обычные «чайные дома», а особые помещения, где происходят банкеты с гейшами и ученицами. Название «о-тяя» — киотоское, в Токио используется слово матиай (яп. 待合, «(место для) ожиданной встречи»), хотя более корректно называть подобные заведения «ресторанами» (яп. 料亭 рё:тэй). В Токио матиай никогда не бывают одновременно и окия.

Как уже отмечалось, в дом гейш попадали девочки, зачастую проданные туда своими родителями, другие являлись дочерьми хозяйки дома — гейши, в силу возраста прекратившей свою работу и выполняющей в своём доме бухгалтерские функции. В случае, если у хозяйки отсутствует наследница, она может удочерить какую-либо из своих работниц, что позволит хозяйке получать весь доход, приносимый приёмной дочерью. Удочерение хозяйкой позволяет гейше получить фамилию общины, она становится атотори (яп. 跡取り, наследницей), а также получает право в будущем унаследовать имущество окия.

Сосуществование окия и гейши, проживающей в ней, взаимовыгодно обеим сторонам: окия получает стабильный доход, гейша же получает доступ к обширной коллекции крайне дорогостоящих украшений, аксессуаров и кимоно, без которых она не может заниматься своей профессией. Точнее, гейша получает право заказывать кимоно за счёт окия, так как каждое кимоно в жизни гейши является неприкосновенной собственностью, забрать без спросу чужое кимоно приравнивается к посягательству на личную неприкосновенность. Зачастую старшая сестра, надев несколько раз кимоно, передаёт его младшей. Тем не менее, известны случаи, когда одно и то же кимоно, принадлежащее окия, используется для эри-каэ нескольких гейш.

Окия также называются яката (яп. 屋形, «дворец», «поместье»).

Неяпонские гейши

С 1975 по 1976 в ханамати Понто-тё гейшей без оформления работала американский антрополог Лайза Дэлби. Лайза исполняла обязанности гейши для лучшего понимания их мира: она работала над диссертацией.

В декабре 2007 г. в районе Асакуса, Токио, дебютировала Саюки (яп. 紗幸), первая в истории гейша неяпонского происхождения. Хотя изначально, будучи антропологом, Саюки стала гейшей из академического интереса, она продолжала работу в этой области более трёх лет. Её книга «Sayuki: inside the flower and willow world» (Саюки: в мире цветов и ив) готовится к публикации в Австралии; также запланирован выпуск документального фильма о гейшах.

В феврале 2010 Саюки была вынуждена оставить работу из-за игнорирования правил сообщества и организации банкетов без ведома кэмбана. Она проводила о-дзасики, не имея необходимой квалификации.

Пятого октября 2010 г. в окия Итикома города Андзё дебютировала гейша Ибу украинского происхождения.

С апреля 2011 года в окия онсэна «Идзунагаока» (Идзунокуни, преф. Сидзуока) гейшей работает румынка Изабелла Оноу.

С сентября 2012 года в городе Симода китаянка Чжан Сюэ проходит обучение на гейшу.

Отношение к проституции

Практически каждый думает что профессия гейши связана с проституцией, но такое мнение совершенно неправильное. Еще с давних времен был введен закон, согласно которому гейши не имеют права оказывать интимные услуги за деньги. Однако существуют так называемые онэн-гэйся, которые известны недостатком мастерства в сферах искусства и политики, которое они восполняют, продавая свое тело. Таким образом, отличие их от гейш можно проследить даже во внешнем виде. Например, у куртизанок принято завязывать пояс кимоно спереди, чтобы его можно было самостоятельно снять, а гейши этот же пояс завязывают сзади, в результате чего без посторонней помощи его практически не снимешь.

Работа гейш заключается в доставлении клиенту исключительно эстетического наслаждения. Они могут немного флиртовать с гостями, но сексуальную деятельность они не практикуют и деньги получают только за умственную работу. Конечно, школа не запрещает ученицам гейш иметь любовные отношения, но это уже личное и не имеет никакого отношения к работе.

Внешние различия

В японской индустрии развлечений гейши и юдзё (проститутки) исторически занимали разные позиции, что проявлялось во внешних различиях: проститутка повязывала пояс своего кимоно простым узлом спереди, что позволяло его развязывать много раз в день, узел пояса гейши завязывается сзади сложным узлом, и без посторонней помощи развязать и, тем более, завязать его невозможно. Гейш одевают специальные люди, называющиеся отокоси (яп. 男衆). Помимо разных способов завязывания пояса, в одежде и причёске гейш и японских высококлассных куртизанок таю и ойран существовало множество предписанных различий во внешности, которые не позволяли спутать гейшу с куртизанкой или проституткой, а также чётко указывали на социальный статус женщины и её род занятий. Каждый ранг проституток был чётко оговорён: таю должны были носить в причёске четыре шпильки с длинными подвесками и три гребня, а куртизанки третьего ранга, обслуживающие борцов сумо — два гребня. Носить шпильки с подвесками им было запрещено. Гейши, в свою очередь, могли носить только простой гребень и небольшую шпильку.

Как отличить гейшу от куртизанки

Не все люди в точности могут сказать, кто такие гейши и куртизанки, в чем их главное отличие. На самом деле здесь всё довольно просто. Нужно только присмотреться к одежде этих девушек. Кимоно каждой из них имеет специальный пояс. У гейши он широкий и завязан сзади пышным бантом. Дело в том, что гейши никогда не одевались самостоятельно. В этом им помогали старшие наставницы. Да и завязать правильно пояс кимоно на себе они не могли.

Куртизанки же одевались самостоятельно в спальне, поэтому не могли завязать такой пояс сзади. Впрочем, им это не было нужно. Пояс кимоно завязывался спереди, таким образом, куртизанка могла снимать и надевать одежду несколько раз в день. Зная эти нюансы, можно легко понять, кто такие гейши и куртизанки: кто они по роду своего занятия и как отличить одну девушку от другой.

Современная школа гейши

Сегодня права детей защищают и отдать в Окию можно только девушек с 15 лет. Обыкновенно они сами поступают туда, но только с согласия и разрешения родителей. При поступлении требуют предъявить аттестат об образовании. Обучение проводят в несколько этапов:

  1. Как только девушку приняли в школу она становится сикоми (воспитанницей). От полугода до двух лет девушка убирает дом, занимается хозяйственными делами, помогает в сложном одевании старших. Она начинает отращивать волосы для будущей прически, учится ходить в кимоно. Выходить из дома можно только получив разрешение хозяйки школы. Из новых правил – ученицам не разрешено пользоваться мобильным телефоном и интернетом.
  2. После завершения первого этапа начинается период минари (наблюдение за учителем). Девушка участвует в светских событиях, сопровождая старших «сестер». Никакой самостоятельности проявлять на церемониях она не смеет, но внимательно наблюдает за происходящим. Этап заканчивается представлением ее в организацию по делам гейши. После этого минари предстоит испытание –исполнение старинного танца кёмай. Если с 3-х раз не получится станцевать безукоризненно путь в гейши становится закрыт навсегда.
  3. На третьем этапе девушка становится майко. У нее появляется личная наставница, которую ей определяет хозяйка дома. Чем влиятельней наставница, тем удачней карьера будущей гейши. В этот период девушка окрашивается в яркие цвета. Ее отличает высокая прическа, пестрые кимоно, контрастный яркий макияж.

Кроме посещений банкетов, чаепитий и других мероприятий приходится все время учиться. Ведь кроме художественных наук девушка должна владеть языками, каллиграфией, уметь написать стихи, разбираться в политике. Но главное – внимательно слушать и уметь хранить молчание.

Только завершив каждый этап, ученица имеет право называться гейшей. Теперь она может развлекать гостей, проводить чайные церемонии. Она уже вправе покинуть окия, но может и продолжать жить в нем. День у нее расписан до минуты. Обучение не заканчивается никогда. Надо не растерять полученные навыки, следить за новостями в литературе, искусстве, экономике, политике.

Как должна вести себя гейша?

Данная профессия в японской стране является официальной и законной. Но изначально никаких правил и норм поведения не было введено. Из-за некоторых нелегальных дел, например таких, как проведение ночи с мужчиной по обоюдному согласию, был установлен «кембан». Это специальный орган власти, который мог регулировать роботу гейш и выдавать им легальную регистрацию. Именно с этого момента начался расцвет данной профессии. После того как девушки узнали, что нет никаких прав на предоставление интимных услуг, то сразу же приступили к глубокому изучению данного искусства. Мужской пол, при этом, не был против, и всегда подтверждал добросовестное выполнение работы. Девушки только кокетничали и заигрывали с ними, не принимая ни каких серьезных мер.

Данные процедуры делались исключительно с одной целью. Сильному полу необходимо было расслабляться и чувствовать время от времени себя уверенней и раскрепощенней. Раньше традиции позволяли в некоторые дни даже зачать ребенка данному покровителю. Но со временем это тоже было запрещено законом, и девушки перестали заниматься такими вещами.

Гейша в современном мире относится к древним японским традициям. Но люди стали чаще замечать и слышать о том, что в России данная специальность тоже имеется. Правда ли это? На самом деле в РФ такая профессия больше приносит мужчинам не удовольствие от общения, а настоящие интимные услуги. Существуют даже школы, тренинги на которых учат быть уверенной в себе женщиной. Некоторые стали путать современных ненастоящих гейш с традиционными гетерами. Но догадки их очень фальшивы, так как они совсем не являются «ночными бабочками» и «девушками на одну ночь».

Умения настоящей гейши

Главными умениями гейши являются те, которые помогут им выполнять основные обязанности, т. е. проводить досуг с мужчинами. Гейша должна уметь вести чайную церемонию, правильно заваривать и подавать чай. При этом нужно учитывать, что видов чая довольно много, и каждый из них требует от гейши особого умения и подхода.

Кроме того, девушка должна была научиться вести беседу на любые интересующие мужчин темы, петь и танцевать для них. Особенно ценным считалось умение играть на музыкальных инструментах. Чем больше их видов могла освоить гейша, тем более популярной она была. Если же девушка не обладала особым музыкальным талантом, она должна была освоить хотя бы один вид музыкального инструмента. Чаще всего это был трёхструнный сямисэн.

Кроме умения развлекать публику, гейша должна также обладать приятной наружностью. Её учили правильно подбирать одежду и делать самостоятельно макияж, а также ухаживать за собой.

Как выглядит и чем отличается гейша

Внешний вид гейши притягивает взгляд. Им присуще чувство меры во всем. Поведение, манеры сдержаны, гардероб элегантный, макияж скромный. Вид изысканный, не броский и этим привлекает внимание. Важный акцент – сзади на шее маленький участок кожи, не покрытой белилами. Это создает иллюзию, что на женщину надета маска, под которую нестерпимо хочется заглянуть. Так же как хочется заглянуть в ее душу. Но эта женщина умеет держать дистанцию. Она – всегда загадка.

Покрытые белилами плечи, шея и лица, ярко подведенные красным глаза, отличают только молодых гейш. Чем старше, опытнее они становятся, тем сдержаннее макияж. В момент перехода на последний этап происходит церемония смены красного воротника кимоно на белый. Изменяется стиль, делается другая прическа. Обычно начинают носить парик с дорогими украшениями.

В облачении гейши каждая мелочь несет смысл – количество гребней в прическе, цвет ремешка на деревянных сандалиях или носочка. Много внешних признаков, по которым узнается гейша. Но на улице вы навряд ли повстречаетесь. Они пешком не ходят, ездят на такси, избегают журналистов и не любят публичности.

Заглянем в гардероб

Гардероб гейши необыкновенно обширен, но не допускает никаких вольностей. В нем непременно есть:

  1. Не менее 28 кимоно из тончайшего, дорогого шелка. Каждое их них соответствует сезону, которых в японском году 28.
  2. Набор париков из натуральных волос и аксессуаров к ним – гребней, заколок, украшений.
  3. Пояс, поддерживающий спину (оби). Длина и способ завязывания оби определяет статус хозяйки.
  4. Обувь на толстой деревянной подошве – туфли или чаще сандалии. Цвет ремешков тоже указывает на каком этапе карьеры гейша находится.
  5. Непременно белые носочки. Они не позволят перепутать хозяйку с сомнительными женщинами.

Кстати о гейшах и доступных женщинах.

В западных странах эти понятия отождествляют. Но это ошибка. Причина путаницы кроется в следующем:

  • кварталы обитания тех и других сначала соседствовали;
  • первая женщина этой профессии вышла из публичного дома;
  • во время Второй мировой войны женщины легкого поведения чтобы привлечь американских солдат называли себя этим загадочным словом;
  • недостоверная литература на эту тему.

На самом деле эти соблазнительные женщины успешны и влиятельны. Они не обязаны предоставлять клиентам сексуальные услуги. Это закреплено законодательным образом. Но они находят себе покровителя. Иногда это меценат, с которым нет интимных отношений, но чаще любовник. Донна (так называется этот благодетель) оплачивает дорогие наряды, покупает недвижимость, заботится. Но не является гостем, который оплачивает услуги. Могут себе это позволить только обеспеченные мужчины. Но ради общения с женщиной-загадкой и подтверждения статуса богатые японцы на это готовы.

Одежда настоящей гейши

Одежда гейши, как и её макияж, созданы для того, чтобы подчеркнуть красоту и женственность девушки. Но на самом деле кимоно никак нельзя назвать самой удобной одеждой в мире. Его вес – около восьми килограмм. Кроме того, торс гейши дополнительно стягивается плотной тканью, так как в Японии идеалом считается девушка с небольшой грудью. Несмотря на то что этот наряд тяжёлый и неудобный, спина гейши должна всегда быть прямой. Для этого им под пояс помещают специальную доску.

Отдельного внимания заслуживает обувь. Походка настоящей гейши должна быть семенящей, поэтому сандалии сконструированы таким образом, чтобы не позволять ступне сгибаться. Для того чтобы полностью облачиться в свой наряд, нанести макияж и сделать прическу, гейше необходимо около пяти часов и не менее четырёх помощниц.

Макияж гейши

  1. Глаза гейши подведены черной подводкой, с минимум красных теней. Брови – гейши и майко их полностью удаляли и рисовали «катсура но маи» — брови формы молодого месяца. Губы тоже как и все лицо выбеливалось и гейши красили обе губы яркой красной помадой, но не совсем полностью, ведь губы должны символизировать небольшой цветочный бутон.
  2. У майко яркий макияж глаз, кроме черной подводки используется красная вокруг глаз. Майко ученицы до года красили одну нижнюю губу, более опытные красили обе губы, покрывая краской губы по центру.
  3. Шея у гейши и майко тоже покрывалась рисовой мукой, но у гейши оставались незакрашенными участок кожи в виде буквы W, у майко – V.

Прическа гейши

Японская прическа гейши – это дорогостоящее произведение искусства. Прическа гейши могла многое рассказать о статусе ее обладательницы:

  1. Миседаси варэсинобу – первая прическа майко, которая мастерится постоянно в течение 3 лет.
  2. Момоварэ – лента из красного шелка завязывалась под волосами вокруг основания пучка что делало ее похожей на расколотый персик. Верх прически украшался шпилькой с гирляндой шелковых цветков. Такая прическа тоже была прерогативой майко.
  3. Мияко-одори йоу чуушимада – особенная прическа для гейш и майко на торжественный период весенних фестиваля для финального танца. Для каждой гейши и майко делаются уникальные цветочные украшения в прическу.
  4. Гейко-шимада – традиционная прическа гейши для чайных церемоний.

Прическа гейши:

  • мастерилась один раз в 2 недели;
  • волосы тщательно натирались маслом камелии;
  • расплавленным воском с добавлением цветочного ароматизатора мастер закреплял прическу;
  • для сохранения прически майко должна была спать на специальной деревянной подставке – такамакуре;
  • зрелые гейши носили парики.

Кимоно гейши

Японская традиционная одежда – кимоно, используемая гейшами, имеет ряд своих особенностей. Качества гейши можно было узнать, взглянув на кимоно, и понять кто это – майко или гейша:

  1. Майко носят фурисодэ – яркой расцветки кимоно с длинными свисающими рукавами и длинным оби (пояс), завязывающимся на уровне подмышечных впадин, концы оби ниспадают до пола.
  2. Хикидзури – специальное кимоно гейш для танцев.
  3. Сусохики – юбка гейши со шлейфом, этот вид кимоно представлен традиционным и праздничными видами.
  4. Дзюбан – нижнее кимоно можно лицезреть, когда гейша или майко выходят на улицу, и подбирают подол верхнего сусохики.

Обувь японских гейш

Японские гейши носили причудливую обувь, называемую гэта, вроде открытого сабо. Виды обуви майко и гейши:

  1. Окобо – обувь для майко представляла собой деревянную платформу высотой о до 20 см со скосом в виде прямого угла к носку. Особенность окобо: центр тяжести приходится на носок, а не на пятку, и передвигаться в окобо с изяществом это искусство.
  2. Янанги-гэта – имеют 2 каблука, носятся гейшами в повседневной жизни.
  3. Така-гэта – парадная обувь гейш, бывает на сплошной подошве высотой до 30 см или разновидность нибонха-аши на 2 зубах еще выше.
  4. Ойрано-гэта – еще один вид парадной обуви, но уже с 3-мя зубами.

Распорядок дня гейши

Начинается день рано с гигиенических процедур, заботе о теле и лице. Ведь по кодексу гейши она всегда чиста, опрятна и приятно пахнет. Потом идут занятия. Полученные знания и умения надо поддерживать и развивать.

Гейша должна в совершенстве играть на национальном традиционном инструменте сямисэне. Навык игры пропадет без ежедневных репетиций. Умение владеть другими музыкальными инструментами повысит статус в глазах гостей.

К СЛОВУ! Сямисэне, на котором играют гейши обтянут кожей кошек, а струны стянуты золотой пластиной. Если купить инструмент попроще это раскроет затрудненное положение хозяйки, что не желательно.

Движения гейши доведены до совершенства. Искусное владение телом, соблазнительные танцы, поклоны, приседания и грациозное перемещение требует поддержания физической формы. Да и вес кимоно, многометрового пояса и необходимых аксессуаров тоже не дает расслабляться.

Раз в неделю непременно посещение парикмахера. Там сооружается прическа, касаться которой по правилам нельзя до следующего визита. Спать поэтому приходится на специальной деревянной отлакированной подставке.

Много времени (4-5 часов) требует облачение в кимоно, завязывание пояса, нанесение белил и макияжа. Справиться с этим самостоятельно невозможно. Облачают в одежды ученицы или старшие сестры. Они же колдуют над лицом, плечами, шеей. Главное во всем соблюдать меру и ничего не перепутать. Случайно не замазать чистый участок на шее ниже прически. Сложный узел пояса, охватывающего кимоно, располагают сзади. Оби завязанный небрежно спереди говорит о доступности.

Вечером начинается работа. Настоящая гейша обязательно заранее собирает сведения о профессии, интересах, увлечениях будущего гостя. Потом она умело использует информацию в работе. Чайные церемонии, сопровождение гостей затягиваются до ночи. После такого напряженного дня покажется сладким сон на деревянной подставке.

Как они обеспечены

Давно известно, что «за все надо платить». Количество нулей в заработанной за год сумме современной гейши заставляет девушек стремиться овладеть этим ремеслом. Но из этих денег значительная доля уходит хозяйке школы за понесенные затраты. И 28 кимоно в год из самого дорого шелка уносит часть нулей. Если учесть, что ничего дешевого на гейше быть не может, то…

То вспомните, что отдала сама гейша за благосостояние. Это как правило свобода, семья и обыкновенные юношеские радости, на которые она не имела права.

Личная жизнь гейши

Как мы уже упоминали, интимные отношения с клиентами не были обязательным условием для гейши, однако личную жизнь эти девушки имели. Но, несомненно, она во многом отличалась от представления большинства людей. Гейша не может выйти замуж, но ей дозволено завести «данну». Так называли покровителя гейши. Это кто и какова его роль в жизни девушки? Прежде чем признать данну официальным покровителем гейши, нужно было, чтобы он (вместе с ней) прошел специальный обряд посвящения. Но это совсем не означает, что девушка могла иметь неограниченное количество покровителей. За всю жизнь их могло быть не больше трёх, в противном случае это считалось неприличным.

Наличие покровителя у гейши не всегда означало сексуальные отношения между ними. Данна мог только оказывать гейше финансовую помощь. Она могла заключаться в покупке нового кимоно (которое, кстати, стоило совсем недёшево) или покрытии каких-то других расходов.

Интимные секреты

Как уже говорилось, гейша обладает многими секретами, которые важны в интимных отношениях. Такие знания отличали их от остальных девушек. И они-то, к слову, являются одной из причин того, почему большинство мужчин хотят узнать, кто такие гейши. Главный из этих секретов – это податливость и ласка. Гейша не должна спорить с мужчиной, она должна исполнять его желания и всегда идти на уступки.

Еще одним секретом гейши являются натренированные интимные мышцы, которые позволяют доставлять удовольствие мужчине. Кроме того, это дает возможность женщине надолго сохранить своё женское здоровье.

Самая известная гейша

О Минеко Ивасаки – самой дорогой гейше Японии – слышали многие. Ее карьера сложилась блестяще, но в 29 лет она покинула привычный род деятельности. Хотя возрастных ограничений в этой профессии нет Минеко Ивасаки проработала всего 6 лет. С самого начала обучения хозяйка выбрала ее наследницей окия. Для этого по правилам пришлось отказаться от семьи и сменить фамилию.

ИНТЕРЕСНО! Приезжие бизнесмены, политики предпочитают, чтобы чайные церемонии проводили молодые гейши. Японские мужчины выбирают хозяйками праздников женщин постарше.

Минеко Ивасаки завела семью, занялась реставрацией картин. Одновременно она издала 2 книги. «Настоящие мемуары гейши» рассказывают о роли гейши в культуре своей страны. «Путешествие гейши» – личное путешествие автора по жизни.

Современные гейши в Японии

В современной Японии рассматриваемая нами профессия очень уважаема. Принять решение стать гейшей может любая девушка, и делает она это так же легко, как, к примеру, выбирает себе профессию врача. В школу окию в таком случае она поступает примерно в подростковом возрасте. Сегодня в Японии гейши считаются хранительницами традиций. К сожалению, эта профессия постепенно вымирает. В стране осталось не больше, чем 2 тысячи таких мастериц. О том, кто такие гейши, знают не понаслышке не больше 1 % мужчин. И это в Японии! Согласно статистике, 99 % никогда их не встречали. Позволить себе вечер в компании с настоящей гейшей может только действительно обеспеченный человек.

Современная молодёжь в Японии не всегда разделяет взгляды старшего поколения на такое времяпрепровождение. В ночных клубах и сейчас платят женщинам за беседу, однако все правила поведения и традиции, свойственные гейшам, при этом не соблюдаются.

Профессия гейши в современной России

Большинство людей предполагают, что профессия гейши – это исключительно японская традиция. Но так ли это на самом деле? Ещё в конце прошлого века никто и представить себе не мог, что словосочетание «школа гейш» станет для России привычным явлением. Но для кого открывают такие заведения? Кто такие гейши в России и есть ли они здесь на самом деле? Проанализировав рынок услуг по обучению девушек в специальных школах, можно сказать, что больше половины таких заведений – это плохо замаскированные дома по предоставлению интимных услуг. Вторая половина – это даже не школы в прямом смысле слова. Это семинары и тренинги для женщин, которые хотят стать уверенными в себе. Услуги настоящих гейш в традиционном для японцев понимании этого слова практически не предлагаются. Большинство продолжают путать профессию гейши с древнейшей в мире деятельностью. Даже не подозревая, что эти девушки, как и гетеры в Древней Греции, вовсе не являются «ночными бабочками». Впрочем, настоящая гейша им, скорее всего, и не нужна.

Фильмы про гейш

Гейша это профессия, и еще несколько веков назад, красивым девушкам из бедных семей была одна дорога – в чайные, увеселительные дома. Фильмы о японских гейшах:

  1. «Женщина, о которой ходят слухи / Uwasa no onna». Мать и дочь – гейши, молодой привлекательный доктор встречается с обеими, дочь случайно узнав, что мужчина встречается и с ее матерью разрывает с ним отношения.
  2. «Моя гейша / My Geisha». Люси – актриса, а ее муж режиссер. Люси очень хочет сняться в новой картине мужа «Мадам Баттерфляй», но муж против, считая, что комедийная актриса не сможет воплотить образ гейши.
  3. «По течению / Nagareru». Хозяйка чайного дома Оцута в результате махинаций своего мужа оказалась без средств к существованию и вынуждена оплачивать долги.
  4. «Мемуары гейши/ Memoirs of a Geisha». Гейша в Японии – кто это? Сайюри – девочка-подросток из бедной японской семьи и для нее уготована одна дорога – в чайный дом.

В заключение

Японская гейша – это не профессия, это образ жизни, к которому готовятся долгие годы. Выбравшие этот путь готовы многим пожертвовать ради достижения цели. Рассказывать о них и легко и трудно. Узнать истину невозможно. Ведь эти женщины умеют молчать. В любом случае это будут только слова. Чтобы понять японскую гейшу, прекрасную носительницу культуры страны Восходящего Солнца, надо ею стать.

Источники

  • https://ojapan.ru/geyshi/
  • https://womanadvice.ru/geysha-kto-eto-i-chem-zanimaetsya
  • https://polonsil.ru/blog/43373051605/Vsya-pravda-o-geyshah-i-kto-oni-takie-na-samom-dele
  • https://zen.yandex.ru/media/history_world/kto-takie-geishi-na-samom-dele-5aa62bf1482677e4691aeba1
  • http://amazingjapan.info/yaponskie-gejshi/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/81780
  • https://www.syl.ru/article/183200/new_kto-takie-geyshi-istoriya-vozniknoveniya-geysh

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
reallylove
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: