Гендерные роли — что это в семье и в современном обществе?

Что такое гендер?

Гендер представляет собой социальный пол человека, если быть кратким. То есть человек имеет биологический пол и социальный пол. Биологический пол человек получает от самого рождения, и этот пол принадлежит ему до самой смерти. Но с гендером все обстоит иначе. Гендер является поведенческим образом, который присущ и женщинам, и мужчинам, и который меняется по продолжительности жизни и развития общества. Биологический пол – железобетонный, а гендер – изменчивый.

Так, главное отличие между биологическим полом и гендером заключается в том, что биологический пол оказывает слабое влияние на социальные роли мужчин и женщин (если мы говорим о постиндустриальном обществе!), а гендер оказывает огромное влияние. Ведь гендер представляет собой целую совокупность из разных культурных образов и норм, социальных норм, которые общество привязывает к человеку и заставляет его выполнять. То есть каждый имеет свои гендерные роли, но они меняются вместе с происходящими изменениями в обществе.

Пример: в индустриальном обществе: женщина должна готовить еду и убираться в доме, а мужчина должен был зарабатывать – в постидустриальном обществе: мужчина готовит еду и сидит с ребенком, работая дома, пока женщина работает инженером, например. То есть гендерные роли в данном случае сменились из-за изменений в обществе.

Примеры гендерных ролей

Примеры гендерных ролей личности менялись с течением времени и изменением человечества. Мало того, они продолжают изменяться. Так, гендерные роли человека бывают навязанными и мешают проявляться ему таким, каким его создала природа. Эти стереотипы поведения приводят к непониманию между полами, конфликтам, а значит, делают несчастными людей.
Рассмотрим теперь некоторые примеры гендерных ролей. Мужчина представляет собой с давних времен охотника, лидера, воина с такими чертами характера, как уверенность в себе, склонность к риску, агрессии, быстроте реакции. Женщина же отличалась всегда мягкостью, состраданием, заботой и занималась лишь поддержанием домашнего очага и воспитанием будущего поколения.
Естественно, время накладывает свой отпечаток на стереотипы поведения, поэтому уже редко можно встретить в чистом виде истинно женское или мужское поведение.

Женская гендерная роль

В последнее время представительницы прекрасной половины человечества все больше претендуют на равноправие и почти дублируют мужскую линию поведения, зарабатывая деньги, занимая руководящие посты и служа в войсках.

В чем особенности женской гендерной роли?

Женская гендерная роль в прежнем понимании подразумевает хранительницу очага, мать и жену. Поскольку современность диктует свои законы, изменяется и расширяется гендерная роль женщины.

Современная гендерная роль женщины расширилась. Теперь дама часто является не только хранительницей очага, но и работником

Для этого придется разобраться, в чем особенности женской гендерной роли. Она заключается в том, женщина стремится быть успешной, активной, выносливой в условиях господствующих в обществе правил, уравнивающих оба пола. Таким образом, дама должна успевать хозяйничать по дому, рожать детей, строить карьеру, а также потрясающе выглядеть.

Гендерные конфликты

Гендерные конфликты Гендерный конфликт вызван противоречием между нормативными представлениями о чертах личности и особенностях поведения мужчин и женщин и невозможностью или нежеланием личности и группы людей соответствовать этим представлениям–требованиям.

Гендерные представления

Гендерные представления Гендерные представления понимаются как обусловленные социальным контекстом понятия, взгляды, утверждения и объяснения относительно распределения ролей и статусных позиций мужчин и женщин в обществе. Ге

Гендерные предубеждения

Гендерные предубеждения Предубеждение в социальной психологии рассматривается как разновидность социальных установок. От обычной социальной установки предубеждения (предрассудки) отличаются, прежде всего, содержанием своего когнитивного компонента.

Распределение обязанностей в семье

Гендерные роли в семье отличаются большим многообразием. Иногда случается, что мужчина командует в семье, а большей частью истинным руководителем является женщина. А сколько нелепых ссор происходит только потому, что супруги не смогли вовремя договориться друг с другом! Причины для разногласий могут быть самыми различными: от неумения правильно строить отношения до личной невостребованности. Когда один из супругов чувствует себя нелюбимым и нежеланным, ни о какой гармонии не может идти и речи.

Очень важно суметь правильно распределить бытовые дела. Ведь невозможно бесконечно портить себе нервы из-за того, что некому вынести мусор или приготовить обед. Муж должен понимать, что его половинка тоже устает на работе. Большей частью женщина не только работает наравне с мужчиной, но и в действительности делает больше него. К каждодневным обязанностям жены относится не только выполнение служебных обязанностей, но и уборка в квартире, приготовление обеда и ужина. Не надо иметь творческого воображения, чтобы понять, как это сложно. И если женщине никто не помогает с домашними делами (а часто об этом и не догадываются), она становится раздражительной и недовольной. В свою очередь, супруга должна учитывать, что ее муж так же сильно устает на работе, как и она. Поэтому не стоит устраивать ему скандал, когда он только пришел домой. Кроме всего прочего, если пара хочет вырастить ответственных детей, просто необходимо давать им посильные поручения. Гендерные роли в семье должны тщательным образом распределяться и перераспределяться до тех пор, пока отношения не достигнут состояния внутренней гармонии.

Роль домохозяйки

Современные женщины все чаще уходят от данного стереотипа, но все же он имеет место тогда, когда она не находит для себя подходящего способа для самореализации. Некоторым просто нравится заниматься домашними делами, и они не задумываются о большем.

Случается, женщины становятся домохозяйками только потому, что не видят, чем могли бы быть полезны обществу. Это настоящая проблема, которую обязательно нужно решать. Следует помнить о том, что гендерная роль женщины не исчерпывается бесконечным стоянием у плиты. Далеко не все мужчины готовы это признать, но почти каждый требует от жены, которая сидит дома и «ничем не занимается», полного подчинения. Такая женщина не только не имеет своего мнения, она во всем должна слушаться мужа и выполнять его прихоти. Заблуждением было бы считать, что находясь в подобном положении, женщина чувствует себя на высоте. Вовсе нет! Даже если она єто тщательно скрывает, где-то внутри ее подтачивает чувство неуверенности в себе и желание что-то изменить.

Роль сильного мужчины

О нем, конечно, мечтает каждая дама. Гендерная роль мужчины часто приравнивается к воодушевляющему образу добытчика и главы семьи. За таким мужчиной супруга чувствует себя как за каменной стеной. Он может решить любую проблему: починить кран на кухне, заработать достаточно денег или отправить вас отдыхать на курорт за свой счет.

Такой ответственный и дисциплинированный человек, как правило, оказывается весьма успешным в бизнесе и делах. К сожалению, далеко не всегда мужчина согласен играть в семье такую роль. Кого-то просто иначе воспитывали, и теперь он ждет помощи от супруги и не хочет сам содержать семью. Другие мужчины считают, что женщина должна зарабатывать наравне с ними и не согласны содержать ее всю жизнь. Это о многом говорит. Так что, милые женщины, прежде чем выходить замуж, узнайте своего кавалера получше.

Роль женщины, способной достичь успеха самостоятельно

Нормы поведения часто диктуют определенные социальные ожидания. И раз уж мужчины перестали быть достаточно сильными, то эту роль взяли на себя их супруги. В наше время нередко можно встретить женщину самодостаточную, которая всего достигла в жизни самостоятельно, и при этом несчастную в браке. Все дело в том, что когда-то она пренебрегла своей прямой ролью и перестала быть слабой. Женщина не должна равняться на мужчину, когда она обладает беспрепятственной возможностью идти рядом с ним.

Те из дам, которые не могут позволить себе, чтобы в ресторанах кавалер платил за них, должны быть обязательно готовы к тому, что впоследствии им и не станут это предлагать. Как правило, те, кто демонстрирует миру полную самостоятельность, берут на себя излишние обязательства. К несчастью, окружающие люди быстро к этому привыкают и начинают пользоваться.

Различия гендеров

Попытаемся разобраться, каковы основные гендерные роли мужчин и женщин в современном обществе. Роль мужчины в социальном значении-добытчик, защитник своей семьи, он ставит перед собой каждодневные задачи и решает их. Женщина-хранительница домашнего очага, она рожает наследников и наследниц, следит за порядком в доме, обеспечивает уют и комфорт. Это традиционные понятия, к которым мы привыкли и стараемся следовать им. При этом существуют черты характера, которые демонстрируют принадлежность человека к определенному гендеру.

Для женской гендерной роли это такой набор качеств, как покладистость, нежность, чувствительность, повышенная эмоциональность, тонкая интуиция. Для мужской модели список качеств такой: доминирующий, независимый, сдержанный, неэмоциональный, самодостаточный. Однако с течением времени набор качеств меняется, время вносит свои коррективы. В мужчинах все больше ценится не физическая сила, а интеллект, здоровое чувство юмора, умение заботиться о женщине и сопереживать ей. В женщине стали важны такие качества, как деловитость, смелость, стрессоустойчивость.

Замещение традиционных ролей

В современном мире стираются границы привычных ролей, общие понятия теряют свою актуальность. Женщине приходится зарабатывать наравне с мужчинами и при этом нести целый груз забот по обеспечению порядка в доме. Постепенно она принимает на себя роль мужчины, становится добытчиком. Но это трудно для нее, так как она по-прежнему остается хранительницей домашнего очага, и совмещать две роли ей сложно. Ей нелегко оставаться при этом мягкой и беззащитной. Мужчины становятся менее ответственными, характер их становится более покладистым и гибким. Постепенно происходит замещение ролей, когда мужчина становится хранителем домашнего очага, а женщина-добытчиком.

Как формируется гендерная роль мужчины и женщины?

Человек рождается мужчиной или женщиной лишь в биологическом смысле, в социальном смысле он становится мужчиной или женщиной. В поведении младенцев-девочек и мальчиков нет различий. Нет существенной гендерной разницы между мужчиной и женщиной!

Изначально представители обоих полов просто люди. Набор человеческих характеристик и качеств един, разделение на мужские и женские качества условно принято в обществе.

Мальчик становится мужчиной, потому что его воспитывают как мужчину, развивают традиционно мужские черты, качества, прививают соответствующие принципы и цели, обучают мужским моделям поведения. Аналогично и девочка учится быть женщиной.

Мальчиков и девочек воспитывают по-разному, от них ожидают разные модели поведения, подкрепляют проявления разных черт характера, предъявляют разные требования.

Стоит ли после этого удивляться, что вырастая, мужчины и женщины смотрят друг на друга как на существ с разных планет? Как же им понять друг друга, если они разные и при этом никто не учил их взаимопониманию? Только путем самообразования и приобретения личного опыта общения.

Гендерные роли женщин и мужчин меняются по ходу истории, были и остаются различными в разных культурах и обществах, различаются в зависимости от экономики, политики, религии и прочих социальных факторов жизни конкретного общества. Но все-таки можно говорить о некоторой традиционности гендерных ролей, которая передавалась веками от поколения к поколению.

В нашем обществе гендерные роли мужчин традиционно принято обозначать как «Добытчик», «Хозяин», «Защитник». Они сохраняются, но ведь невозможно не заметить что уже пару десятков лет в моде «мягкая», даже женственная мужественность. Все более ценится в мужчинах не физическая сила, активность, смелость, умение рисковать, а интеллект, снисходительность, сдержанность, умение общаться, сопереживать и заботиться.

Традиционные гендерные роли женщин: «Хранительница домашнего очага», «Мать», «Жена». Общество ждет, что женщина будет доброй, терпеливой, скромной, мягкой, заботливой, понимающей, «домашней». Но как много женщин в наше время социально активны, деятельны, работают наравне с мужчинами, нередко зарабатывая больше мужчин?! Добытчик уже не Он, а Она. В женщине ценится не только красота, доброта и хозяйственность, но еще и умение зарабатывать, деловитость, целеустремленность, стрессоустойчивость, смелость.

Самая распространенная в нашем обществе гендерная роль женщины не имеет названия. Эта роль, характерная для женщин, являющихся представительницами рабочего класса, появилась в нашем обществе и закрепилась в нем в ХХ столетии. Можно назвать эту роль «Универсальный солдат». От женщины требуется быть женой, матерью, хозяйкой, труженицей, добытчицей, защитницей – идеальной всегда и во всем и при этом везде преуспевающей!

Последствия борьбы за равные права

Борьба женщин за равноправие полов, начавшаяся в конце позапрошлого столетия, закончилась тем, что многие женщины теперь работают и за себя и за мужчин, а мужчины снимают с себя часть ответственности за добычу средств на содержание семьи, при этом не считая себя обязанными помогать женщинам по дому и в воспитании детей.

Современная женщина берет на себя слишком много и, «превращаясь» в мужчину, жалуется: «Нормальных мужиков уже просто не осталось!».

Гендерная роль мужчины также претерпевает существенные изменения в наши дни. Она становится ближе к традиционной гендерной роли женщины, точно также как гендерная роль женщины к мужской. Гендерные роли сливаются воедино.

Наблюдается и другая тенденция. Мужчины и женщины меняются ролями! К примеру, сегодня все более популярным (особенно в странах Западной Европы) становится уход в декретный отпуск не женщин, а мужчин (причем делают они это добровольно, по собственному желанию).

Именно после того, как женщины получили равные права с мужчинами, начало наблюдаться не равенство, а смена ролей.

Мужчина и женщина юридически имеют равные права, но фактически остаются неравными. Современная женщина чаще и Хранительница домашнего очага (традиционная роль женщины), и Добытчик (традиционная роль мужчины), а мужчина чаще либо Добытчик, либо Хранитель домашнего очага. Вот к чему привело движение и борьба за равноправие полов – к новому неравенству.

Но дело в том, что мужчина и женщина и не могут быть равными, ведь природа сделала их разными! Как бы ни был силен разум человека и насколько бы ни была развита его личность, он еще и биологическое существо, природа также обуславливает гендерную роль.

Даже если женщина выберет традиционно мужскую гендерную роль, а ее мужчина – женскую, наступит момент, когда их система собьется. Этим моментом будет появление ребенка. Каким бы женственным ни был мужчина, как бы ни умел он вести домашнее хозяйство и заботиться о детях, есть то, что никогда не позволит ему полностью реализоваться в женской роли – он не может забеременеть и родить ребенка.

Если оба супруга будут иметь одинаковые права и обязанности, будут полностью равны, не будет семьи! Кто будет заботиться о детях, если оба работают? Кто будет приносить в дом деньги, если оба безработные?

Женщины решают эту проблему, взваливая на свои плечи двойной груз ответственности, но по количеству несчастных женщин, несчастливых семей, разводов и детей, растущих без отца, не трудно догадаться, что такой подход к решению проблемы неэффективен.

Мужчина уходит в декрет

— Гендерные стереотипы в отношении мужчин тоже меняются?

— Они меняются гораздо медленнее.

— Вот, скажем, закон дает равное право мужчине и женщине на декретный отпуск. Мужчины часто уходят в декрет?

— Практически никогда.

— Засмеют?

— Да, в массовом сознании мужчина, уходящий в декрет, действительно выглядит странно. Но есть и более серьезная причина: мужская зарплата у нас обычно выше женской. Поэтому декретный отпуск в России берет женщина. Думаю, со временем и этот стереотип изменится. Среди моих коллег, академических работников западных, достаточно часто в декрет уходят мужчины. Только что один мой коллега как раз вышел из декретного отпуска. Он преподает в университете, а его жена занята в бизнесе. Им было удобнее, чтобы в декретный отпуск ушел он, а не она. И в его академической среде этому никто не удивился. Надо, чтобы случаи, когда мужчина уходит в декрет, накапливались, и тогда они станут привычными.

Гендерное равенство должно обеспечиваться государством

— Государство должно проводить какую-то гендерную политику?

— Государство прежде всего проводит определенную социальную политику. А социальная политика сильно влияет на гендерные отношения. Сама по себе идея, что можно вернуться к какой-то традиционной, консервативной модели и таким образом повысить рождаемость, на мой взгляд, иллюзорна. Чтобы повысилась рождаемость, можно платить более высокие пособия, чтобы привязать женщин к дому. А можно создать, как это было в советское время, доступную систему детских садов. Это будет другое решение. Я знаю европейский опыт такого рода, он гораздо более действенный. Потому что современные женщины в основном хотели бы сочетать работу и материнство.

— В Госдуме давно разработан закон о гендерном равенстве. Но он не принят. Почему, как вы думаете?

— Полагаю, потому, что сильна инерция консерватизма.

Мифы о мальчиках и девочках

Какие широко распространенные мнения основываются на твердых фактах, а какие не имеют под собой надежной экспериментальной основы?

В 1974 году Элеонора Маккоби и Кэрол Джэклин развеяли многие мифы, показав, что люди разного пола имеют больше сходства, чем различий. Чтобы выяснить, насколько близки к истине ваши стереотипные представления, подумайте, какие из приведенных ниже утверждений истинны.

1. Девочки более общительны, чем мальчики.

2. Чувство собственного достоинства у мальчиков развито сильнее, чем у девочек.

3. Девочки лучше мальчиков выполняют простые, рутинные задания.

4. Мальчики обладают более выраженными математическими способностями и пространственным мышлением, нежели девочки.

5. У мальчиков более аналитический ум, чем у девочек.

6. У девочек лучше развита речь, чем у мальчиков.

7. У мальчиков сильнее мотивация на достижение успеха.

8. Девочки не столь агрессивны, как мальчики.

9. Девочки легче поддаются убеждению, чем мальчики.

10. Девочки более чувствительны к звуковым, а мальчики — к зрительным раздражителям.

Ответы, вытекающие из исследования Маккоби и Джэклин, не могут не вызывать удивления.

1. Нет никаких оснований считать, что девочки более общительны, чем мальчики. В раннем детстве и те и другие одинаково часто объединяются в группы для совместной игры. Ни мальчики, ни девочки не обнаруживают повышенного желания играть в одиночку. Мальчики не отдают предпочтения игре с неодушевленными предметами перед игрой со сверстниками. В определенном возрасте мальчики даже больше времени проводят в совместных играх, чем девочки.

2. Результаты психологических тестов свидетельствуют, что мальчики и девочки в детском и подростковом возрасте существенно не отличаются по уровню самооценок, однако указывают разные сферы жизнедеятельности, в которых чувствуют себя более уверенно, чем в других. Девочки считают себя более компетентными в сфере взаимного общения, а мальчики гордятся своей силой.

3 и 4. Мальчики и девочки одинаково эффективно справляются с простыми, типовыми задачами. Математические способности у мальчиков проявляются примерно в возрасте 12 лет, когда у них быстро развивается пространственное мышление. В частности, им легче удается изобразить невидимую сторону предмета. Поскольку различие в способностях к пространственному мышлению становится заметным только в подростковом возрасте, причину этого следует искать либо в окружающей ребенка обстановке (вероятно, мальчикам чаще предоставляется возможность совершенствовать это умение), либо в особенностях его гормонального статуса.

5. Аналитические способности у мальчиков и девочек одинаковые. Мальчики и девочки обнаруживают способность отделить важное от несущественного, распознать в потоке информации наиболее важное.

6. Речь у девочек развивается быстрее, чем у мальчиков. До подросткового возраста дети обоего пола не отличаются по этому показателю, однако в старших классах девочки начинают опережать мальчиков. Они лучше справляются с тестами на понимание сложностей языка, отличаются более беглой образной речью, их сочинения более грамотны и лучше с точки зрения стиля. Как и в случае с математическими способностями мальчиков, повышенные речевые способности девочек могут быть следствием социализации, которая мотивирует их на совершенствование языковых навыков.

7. Девочки менее агрессивны, чем мальчики, причем это различие заметно уже в двухлетнем возрасте, когда дети начинают принимать участие в групповых играх. Повышенная агрессивность мальчиков проявляется как в физических действиях, так и в демонстрации готовности вступить в борьбу или в форме словесных угроз. Обычно агрессивность направлена на других мальчиков и реже — на девочек. Нет никаких данных о том, что родители побуждают мальчиков быть агрессивнее девочек; скорее они не поощряют проявления агрессивности ни у тех, ни у других.

8. Мальчики и девочки в равной степени поддаются убеждению и одинаково часто имитируют поведение взрослых. И те и другие находятся под воздействием социальных факторов и понимают необходимость следовать общепринятым нормам поведения. Единственное достоверное различие состоит в том, что девочки несколько легче адаптируют свои суждения к суждениям окружающих, а мальчики могут принимать ценности данной группы сверстников, не поступаясь собственными взглядами, даже если между теми и другими нет ни малейшего сходства.

9. В младенчестве мальчики и девочки одинаково реагируют на различные объекты окружающей среды, которые воспринимаются с помощью слуха и зрения. И те и другие различают речевые особенности окружающих, разные звуки, форму предметов и расстояния между ними. Это сходство сохраняется и у взрослых людей разного пола.

Наиболее объективный подход к выявлению различий между полами состоит в изучении мозга. С помощью электроэнцефалографии можно оценивать реакции мозга на различного рода стимуляцию. Такие исследования позволяют избежать зависимости получаемых результатов от личных мнений или пристрастий экспериментатора, поскольку интерпретация наблюдаемого поведения в данном случае основывается на объективных показателях. Оказалось, что у женщин острее чувства вкуса, осязания и слуха. В частности, их слух в длинноволновом диапазоне настолько острее, чем у мужчин, что звук мощностью 85 децибелов кажется им в два раза громче. У женщин выше подвижность рук и пальцев и более тонкая координация движений, они больше интересуются окружающими людьми, а в младенчестве с большим вниманием прислушиваются к различным звукам. По мере накопления данных об анатомических и физиологических особенностях мужского и женского мозга возрастает потребность в новых нейропсихологических исследованиях, которые могли бы развеять существующие мифы или подтвердить их реальность».

Как складывается социальный пол

Формирование гендерной идентичности начинается в раннем возрасте и проявляется субъективным чувством принадлежности к мальчикам или к девочкам. Уже в трехлетнем возрасте мальчики предпочитают играть с мальчиками, а девочки — с девочками. Совместные игры также присутствуют, и они очень важны для приобретения навыков общения друг с другом. Дошкольники стараются соответствовать тем представлениям о «правильном» поведении для мальчика и девочки, которые им «транслируют» воспитатели и детский коллектив. Но главным авторитетом во всех вопросах, в том числе гендерных, для маленьких детей являются родители. Для девочек очень важен образ не только женщины, главным примером которой служит мать, но и образ мужчины, так же как для мальчиков важны образцы и мужского, и женского поведения. И конечно же, родители дают детям первый пример отношений между мужчиной и женщиной, который во многом определяет их особенности поведения при общении с лицами противоположного пола, представления об отношениях в паре.

До 9–10 лет дети особенно восприимчивы к внешним влияниям. Тесное общение со сверстниками противоположного пола в школе и на других занятиях помогает ребенку усвоить поведенческие гендерные стереотипы, принятые в обществе. Ролевые игры, начавшиеся еще в детском саду, со временем становятся все сложнее. Участие в них очень важно для детей: они имеют возможность выбирать пол персонажа в соответствии со своим, учатся соответствовать своей гендерной роли. Изображая мужчин или женщин, они прежде всего отражают стереотипы гендерного поведения, принятые в семье и в школе, проявляют те качества, которые считаются в их окружении фемининными или маскулинными.

Интересно, как по-разному родители и учителя реагируют на отход от стереотипов. Девочку-сорванца, которая любит играть в «войнушку» с мальчиками, и взрослые, и сверстники, как правило, не порицают. А вот мальчика, который играет в куклы, дразнят, обзывают «девчонкой» или «маменькиным сынком». Очевидно различие объема требований к «подобающему» поведению мальчиков и девочек. Трудно представить себе, что какое-нибудь нехарактерное для девочки занятие (лазерные бои, автогонки, футбол) вызовет столь же сильное осуждение, как, например, любовь к игрушечной посуде, шитью и нарядам у мальчика (это хорошо показано в фильме 2000 года режиссера Стивена Долдри «Билли Эллиот»). Таким образом, в современном обществе практически не осталось чисто мужских занятий и увлечений, но по-прежнему существуют типично женские.

В детских сообществах женственные мальчики подвергаются насмешкам, их обзывают «слабаками», «слюнтяями». Нередко насмешки сопровождаются физическим насилием. В подобных ситуациях необходимо своевременное вмешательство учителей, нужна моральная поддержка ребенка со стороны родителей.

В препубертатном периоде (примерно от 7 до 12 лет) дети с самыми разными личностными качествами стремятся объединяться в социальные группы, при этом избегая представителей другого пола. Исследования белорусского психолога Якова Коломинского*** показали, что при необходимости отдать предпочтение трем одноклассникам мальчики выбирают мальчиков, а девочки — девочек. Однако эксперимент, поставленный нами, убедительно доказал, что если дети уверены, что их выбор останется в тайне, то многие из них выбирают лиц противоположного пола. Это свидетельствует о значимости усвоенных ребенком гендерных стереотипов: он опасается, что дружба или даже общение с представителем другого пола могут заставить окружающих усомниться в правильном усвоении им своей гендерной роли.

В период полового созревания подростки, как правило, стараются подчеркивать свои гендерные качества, в перечень которых начинают включать и общение с противоположным полом. Мальчик-подросток, стремясь показать свою мужественность, не только занимается спортом, проявляет решительность, силу, но и активно демонстрирует интерес к девочкам и вопросам секса. Если же он избегает этого и у него замечают «девчачьи» свойства, то он неизбежно становится мишенью для насмешек. Девочки в этот период беспокоятся о том, насколько они привлекательны для противоположного пола. При этом под влиянием традиционных представлений о женственности они замечают, что их «слабость» и «беспомощность» привлекает мальчиков, которым хочется проявить свои уменья и силу, выступить в роли защитника и покровителя.

В этот период авторитет взрослых уже не так высок, как в детстве. Подростки начинают ориентироваться на стереотипы поведения, принятые в их среде и активно продвигаемые массовой культурой. Идеалом девушки может стать сильная, успешная и самостоятельная женщина. Все реже доминирование мужчины в любви, в семье и в коллективе воспринимается как норма. Подвергается сомнению гетеросексуальная нормативность, то есть «правильность» и допустимость влечения только к представителю противоположного пола. Все большее понимание находит «нестандартная» гендерная самоидентификация. Сегодняшние подростки и молодые люди более либеральны в своих взглядах на сексуальность и сексуальные отношения.

Усвоение гендерных ролей и становление гендерной идентификации происходит в результате сложного взаимодействия природных задатков, индивидуальных особенностей ребенка и его окружения, микро- и макросоциума. Если родители, зная закономерности этого процесса, не навязывают ребенку свои стереотипы, а помогают ему раскрыть свою индивидуальность, то в подростковом и более старшем возрасте у него будет меньше проблем, связанных с половым созреванием, осознанием и принятием своего пола и гендера.

Без двойных стандартов

Двойные стандарты проявляются в самых разных областях жизни. Когда речь идет о мужчинах и женщинах, они прежде всего касаются сексуального поведения. Традиционно за мужчиной признается право на сексуальный опыт до вступления в брак, а от женщины требуется, чтобы она сохраняла девственность до замужества. При формальном требовании взаимной верности обоих супругов внебрачные связи мужчины не осуждаются так строго, как измены женщины. Двойной стандарт предписывает мужчине роль опытного и ведущего партнера в сексуальных отношениях, а женщине — пассивной, ведомой стороны.

Если мы хотим воспитать ребенка в духе гендерного равенства, необходимо показывать ему пример одинакового отношения к людям независимо от их пола. В разговорах с ребенком не связывайте то или иное занятие или работу по дому или профессию с половой принадлежностью — папа может мыть посуду, а мама — ездить на машине за продуктами; бывают женщины-инженеры и мужчины-повара. Не допускайте двойных стандартов в отношении мужчин и женщин и будьте нетерпимы к всякому насилию, от кого бы оно ни исходило: девочка, задирающая мальчика, заслуживает того же порицания, что и мальчик, отбирающий у нее игрушку. Гендерное равенство не отменяет половых и гендерных различий и не отождествляет женщин и мужчин, девочек и мальчиков, но позволяет каждому человеку найти свой способ самореализации, определить свой жизненный выбор независимо от привычных гендерных стереотипов.

Самовосприятие человека как представителя определённого пола

Психология отношений выделяет понятие гендерной идентичности – осознание личностью себя с точки зрения феминности и маскулинности. Не всегда биологический пол соответствует социальному. Это прослеживается не только в популяризации гомосексуализма, трансгендерства и т. п. Многие люди просто уютнее чувствуют себя в противоположном гендере, оставаясь в своём теле со своими сексуальными признаками. И утверждают свою позицию во внешнем виде и поведении. К примеру, если барышня считает маскулинные черты более полезными в жизни и желательными для социума, она будет их демонстрировать: уверенность, склонность к агрессии, эгоцентризм, стремление к лидерству и др. Подобные полярные проявления свойственны и молодым людям, считающим для себя удобной позицией примеривание феминных признаков: мягкость, эмоциональность, повышенный уход за внешностью и т. д.

Если обратиться к современной моде, можно отметить тенденцию к распространению унисекса в одежде и внешнем виде молодёжи. Парни-метросексуалы часто внешне могут напоминать девушек, но при этом быть абсолютно гетеросексуальными. Как и барышни, визуально похожие на молодых людей.

Такое стремление к уравнению берёт свои истоки с появления феминизма (в конце XIX века), провозглашённого дамами в связи с защитой своих прав и свобод, основанной на представлениях о половом равноправии. Феминистки выдвигали протест против доминирования мужчин над женщинами, дискриминации в различных сферах жизни и т. п. Но многие социологи пришли к выводу, что это достаточно агрессивное течение, которое вредит самим представительницам прекрасной половины человечества. И в 1980-х годах на смену пришло новое понятие – постфеминизм, который провозглашает, что гендерное равенство достигнуто, и теперь главный упор нужно делать на различии полов. Данное течение в девушке усматривает не жертву, а победительницу с такими характеристиками, как решительность, уверенность, сексапильность, умение отстаивать свою точку зрения и т. д. Именно с подобными качествами себя идентифицируют многие барышни современности.

Как проявляются такие отношения в браке?

Самым ярким примером маскулинных и феминных взаимоотношений на межличностном уровне являются супружеские, которые могут обнаруживаться в двух ключевых моделях:

  1. Партнёрская. Представляет собой равноправие членов семьи, уважение личности, принятие во внимание принципов и интересов супругов. Основные черты:
    • общение построено на доверии, взаимоуважении, эмпатии;
    • авторитет обоих супругов;
    • гибкое разделение обязанностей;
    • семейные роли взаимозаменяемы;
    • стремление к нахождению компромисса в возможных конфликтах;
    • отсутствие посягательства на индивидуальность избранника;
    • обсуждение проблем, неудач на доверительном уровне, без упрёков, с оказанием поддержки;
    • учёт прав и желаний детей, принятие их мнения;
    • семья воспринимается как островок, основанный на любви, безопасности, спокойствии, уверенности в завтрашнем дне.
  2. Доминантно-зависимая. Представляет собой превалирование одного супруга и подчинение другого. При этом доминант демонстрирует независимость, хладнокровие, властность, уверенность, собственную значимость. Ключевые признаки:
    • игнорирование интересов и мнения зависимого супруга и исключительное принятие решения властного партнёра;
    • разделение власти, строящееся на силе;
    • чёткое разделение семейных обязанностей;
    • конфликты, как правило, разрешаются деструктивным способом;
    • осуждение и осмеяние проблем, неудач, ошибок;
    • тотальный контроль;
    • отгороженность семьи от общества;
    • авторитарное воспитание детей, построенное на принципах гиперконтроля и подчинения;
    • семья воспринимается как нежелательная долговая обязанность, основанная на чувстве одиночества, тревоги, незащищённости.

В современном индустриальном обществе гендерные отношения в семье предполагают наличие двух основных ролей:

  1. Экспрессивная – отдаётся супруге. Заключается в поддержании комфортного климата в доме.
  2. Инструментальная – соответствует супругу. Заключается в материальном обеспечении семьи.

Часто эти роли бывают взаимозаменяемыми и соответствуют, как правило, партнёрской модели взаимоотношений.

Гендерные стереотипы в современном обществе

За долгое время существования людей в общественном сознании сложились и прочно укрепились нормативные образцы поведения и особенностей маскулинного и феминного характера. Это так называемые гендерные стереотипы, проявляющиеся во всех сферах человеческой жизни: в межличностном и межгрупповом взаимодействии, а также в самосознании индивида. Являясь достаточно устойчивыми, они определяют:

  1. Межполовой статус и доминирующие роли (мужчина – добытчик, женщина – хранительница очага; он – умный, она – красивая).
  2. Гендерные черты личности и поведения (маскулинные – активность, уверенность, доминантность, эгоцентризм, рациональность, агрессивность и т. д.; феминные – пассивность, зависимость, тревожность, эмоциональность, заботливость и др.).
  3. Представления о семейных и профессиональных ролях (женщина – домохозяйка, мать, исполнитель труда; мужчина – труженик, общественник, организатор, руководитель).

Люди, живущие в определённом обществе, сопоставляют себя с присущими ему стереотипами. Кто-то пытается как можно точнее соответствовать этим образцам, что основано на механизме долженствования. Другие же предпочитают противопоставлять своё поведение принятым нормам.

К положительным моментам использования стереотипов относится то, что с их помощью проще классифицировать людей и стандартизировать их модели поведения. Но, по сути, неосознанное следование гендерной стереотипизации приводит к негативным результатам:

  • ограничивает самореализацию и самовыражение индивида (в особенности женского пола);
  • выступает барьером в развитии индивидуальности;
  • игнорирует личные интересы;
  • формирует зависимость и покорность;
  • ухудшает качество жизни.

Можно сделать вывод, что независимость от подобных предрассудков общества даёт личности возможность обрести свободу, духовное здоровье и способность жить полноценной жизнью.

Источники

  • https://znanija.site/obshtestvoznanie/22078512.html
  • https://33devici.ru/chto-takoe-gendernye-roli.html
  • https://psy.wikireading.ru/57647
  • https://www.syl.ru/article/167518/new_gendernyie-roli-gendernyie-roli-v-traditsionnom-obschestve
  • https://intrigue.dating/interesnoe/kakovy-osnovnye-gendernye-roli-mujchin-i-jenschin-v-sovremennom-obschestve/
  • https://ourmind.ru/gendernaya-rol-muzhchiny-i-zhenshhiny
  • https://rg.ru/2017/05/22/kak-meniaiutsia-roli-muzhchin-i-zhenshchin-v-seme-i-na-rabote.html
  • https://www.psychologies.ru/articles/polovyie-priznaki-i-gendernyie-roli/
  • https://otnoshenij.net/gendernye-otnosheniya-v-kulture-i-obschestve-chto-eto-takoe

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
reallylove
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: