Что такое гендер?

Что такое пол

Это совокупность биологических характеристик, которые помогают отличить мужскую особь от женской. Не все из них видны невооружённым глазом. Для наиболее точной идентификации лучше использовать совокупность факторов:

  • набор хромосом — XY у мужчин и XX у женщин;
  • гонады — яички у мужчин, яичники у женщин;
  • внутренние половые органы — простата и семенные пузырьки у мужчин, влагалище, матка и маточные трубы у женщин;
  • наружные половые органы — пенис и мошонка у мужчин, клитор и половые губы у женщин;
  • половые гормоны — преобладают андрогены у мужчин и эстрогены у женщин;
  • вторичные половые признаки — тип оволосения, развитие молочных желёз, распределение жировой прослойки и так далее.

Сами по себе эти признаки ещё ничего не гарантируют, так как, например, человек с женскими половыми органами может обладать мужским набором хромосом.

Биологический пол формируется в несколько этапов:

  1. В сперматозоиде, оплодотворившем яйцеклетку, оказывается или X-хромосома, или Y-хромосома. В сочетании с материнской X-хромосомой она обещает появление девочки в первом случае и мальчика во втором.
  2. У каждого зародыша имеется пара половых желёз, которые могут развиться в яички или яичники. Ранее считалось, что по умолчанию формируются женские гонады, при активном участии Y-хромосомы — мужские. Но сейчас учёные изучают особый ген, который отвечает за формирование яичников, способных производить полноценные яйцеклетки. Сбой на этом этапе приводит к тому, что гонады не развиваются в соответствии с хромосомным набором.
  3. Внутриутробный гормональный фон плода определяет форму внутренних и внешних гениталий. Хрупкое равновесие здесь легко может быть нарушено, например, если беременная принимает некоторые гормональные препараты.
  4. В подростковом возрасте за дело вновь берутся гормоны, которые завершают процесс формирования биологического пола. Появляются очевидные вторичные половые признаки. Девочек ждёт менструация, мальчиков — эякуляция.

Соответственно, биологический пол определяется природой, но путь его формирования сложен и тернист. И набор признаков у человека, которого вы определяете как представителя одного пола, может соответствовать другому полу. А в случае истинного гермафродитизма у людей и вовсе формируется полный набор признаков, свойственных обоим полам.

Что такое гендер

Это социальное понятие, относящееся к характеристикам и поведению, которые культура приписывает полам. Самая простая иллюстрация — набор качеств, который приходит в голову при фразе «настоящий мужчина должен» или «настоящая женщина должна». Для убедительности это обычно подаётся под соусом биологической природы гендерной роли. Но исследователи это опровергают.

Процесс гендерной социализации начинается ещё до рождения.

Часто родители восторженно рассказывают о младенце, что он ещё сидеть не умеет, а тянется к машинке, потому что «настоящий мужик». Но ребёнок растёт не в социальном вакууме, и это влияет на его поведение.

Пол плода можно выяснить во время УЗИ. И уже с этого момента родители начинают формировать направленные на младенца ожидания. Покупается соответствующая одежда, игрушки. Мальчиков и девочек любого возраста поощряют по-разному: например, первым дарят спортинвентарь и машинки, вторым — мягкие игрушки и платья. Мальчиков чаще наказывают физически.

Гендерные стереотипы могут внедряться, даже если родители в целом не поддерживают их.

Формирование гендерных установок не обязательно происходит через запреты, скорее важен образ мышления. Например, поощрение «не бросай спорт, девушки тоже могут играть в баскетбол» говорит о существовании общепринятых правил, при которых это невозможно.

Исследования показывают, что в последние годы родители начали проявлять больше гибкости в вопросах гендерных стереотипов. Тем не менее стремление к равенству в одних сферах не компенсирует традиционных взглядов в других. Консерватизм чаще свойственен отцам, причём более жёсткую позицию они занимают по отношению к сыновьям.

Гендерная роль

Социальные ожидания в связи с гендерной принадлежностью человека называются гендерной ролью. Во многих культурах существуют довольно жёсткие представления о том, что позволяется делать мужчинам или женщинам, а что недопустимо. На социальную природу этих установок указывает то, что запрещённые действия возможны физически, просто порицаются обществом. Кроме этого, биологический пол не везде является решающим при определении гендерной роли.

Клятвенные девы в Албании отказывались от традиционной женской роли, носили мужскую одежду, выполняли мужские обязанности и получали право голоса в управлении общиной. У индейцев в Северной Америке и мужчины, и женщины могли сменить гендер, они назывались бердашами.

Ожидания, предъявляемые к представителям одного пола, могут различаться даже в рамках одной культуры.

Например, женщины-аристократки должны были падать в обморок от чьего-то тяжёлого взгляда, тогда как их менее знатные «коллеги» вынуждены были носить нелёгкие грузы.

Гендерная идентичность

Гендер человека чаще всего совпадает с биологическим полом. Однако гендерная идентичность — самоопределение себя мужчиной или женщиной — не даётся от рождения. Человек может чувствовать себя некомфортно в рамках присвоенного ему гендерного статуса (в том числе из-за жёстких ожиданий общества).

Число вариантов гендерной идентификации назвать сложно. Facebook сейчас предлагает пользователям в Великобритании выбирать из 71 позиции.

Стереотипы

Устоявшиеся архаичные стереотипы о том, что такое гендерный признак, приводят к тому, что родители поощряют у детей игры и поведение, свойственные их полу. И категорически запрещают обратное. В том, что ребенок занимается вещами, свойственными другому полу, нет ничего плохого — наоборот, это формирует у него важные характеристики и готовит к жизни в современном обществе.

Невольное воспроизведение родителями в воспитании своих детей гендерных стереотипов — к примеру, запрет мальчику на проявление эмоций и слезы, потому что он «не девочка», — приводит формированию агрессивного поведения и ощущения его превосходства над девочками и, в дальнейшем, над женщинами. Аналогично в случае с девочками призывы вести себя тише и скромнее могут привести к тому, что во взрослом возрасте они будут отступать на второе место и подчиняться мужчинам.

Отличия гендера от пола

Как гендер, так и пол определяют характерные черты мужского или женского пола. При этом для каждого имеются отличительные черты:

  • Половой признак рассматривает конкретно различия в строении и функциях половых органов. Каждый ребёнок ещё находясь в утробе матери наделён определённым полом.
  • Гендерный признак охватывает обширную сферу по идентификации человеком своей половой принадлежности. Гендер тоже определяет половую принадлежность, но не по типу физиологии, а по модели социального поведения.

Гендер производит разделение не по имеющимся половым признакам, а по самоощущению человека, по тому, каким полом он сам себя отождествляет.

Ранее существовала лишь теория биологического детерминизма, который утверждал, что человек относится к полу, данному ему при рождении.

Ныне существующий социальный конструктивизм говорит о том, что половое разделение происходит со временем. Таким образом мужчинами и женщинами нельзя родиться, но можно научиться быть ими. На самоопределение человека оказывает влияние самоощущения индивида, давление общество и некоторые другие факторы. Во все времена можно было повстречать так называемого «мужика в юбке» или наоборот, женоподобного мужика.

Гермы, мермы и третий пол

Если история гендера в традиционных обществах исчисляется тысячами лет, то в западном мире она началась с Отто Вейнингера и его книги «Пол и характер» 1903 года. Автор утверждал «бисексуальность каждого человеческого существа, наличность в нем в разных пропорциях и мужских, и женских черт характера». Об этом же размышлял и Карл Густав Юнг, а в середине ХХ века сексолог Джон Мани уже определил феномены транссексуальных и интерсекс-людей как, безусловно, нарушения, но хотя бы констатировал: они существуют, и есть разница между ролями, которые они играют в обществе. Подспорьем к решению гендерных вопросов стал феминизм второй волны, который в 1949 году был облечен в рамки философии и даже идеологии в книге «Второй пол» Симоны де Бовуар. Так женщины поняли, что могут избегать своей гендерной роли и быть «третьим полом». Вообще, эта книга стала манифестом инаковости, то есть возможности существования вне гендерной роли.

Интересный исторический прецедент в своей книге «Двух полов недостаточно» описывает современный американский биолог Энн Фаусто-Стерлинг. В 1843 году 23-летний парень из Коннектикута получил отказ в праве голосовать на выборах по причине «сомнительности пола» (а тогда право голоса имели только мужчины). Его партия запротестовала, вызвали врача, и тот утвердил его как мужчину, обнаружив «фаллос и яички» — а значит, ему можно голосовать. Однако этот же доктор стал наблюдать молодого человека и обнаружил у него регулярные менструации и — что бы вы думали — крошечную вагину. К тому же время от времени парень чувствовал влечение к мужчинам и отвращение к физическому труду. Этот случай, описанный Энн Фаусто-Стерлинг для научного сообщества, наконец поднял вопрос о сексуальной, гендерной, биологической идентичностях, напомнил о связи гражданских прав и гендера, и вообще — политики и гендерных девиаций. Последнее сейчас актуально как никогда. В 1993 году Энн Фаусто-Стерлинг выпустила научную статью, где предложила заменить двуполую систему пятиполой.

Американский биолог Энн Фаусто-Стерлинг

«В дополнение к мужчинам и женщинам я предложила принять категорию гермов, названных в честь „настоящих“ гермафродитов, мермов, названных в честь мужского „псевдогермафродитизма“, и фермов, названных в честь женского „псевдогермафродитизма“. Мне пришлась по душе шумиха, которую вызвала эта статья, особенно в Католической лиге и среди христиан правого крыла»


Именно она в 90-х призвала медицинское сообщество отказаться от операций по коррекции пола и дать возможность ребенку самоопределиться, помочь родителям с консультациями. Но она вовсе не призывала растить нормального ребенка с очевидными половыми признаками в гендерной нейтральности — а это последний тренд среди продвинутых родителей. Сейчас Энн Фаусто-Стерлинг принято считать основоположницей гендерно-нейтрального воспитания, которое в последнее время вызывает споры в педагогической среде, но зато подняло настоящий хайп среди семейных пар различной степени медийности.

История понятия

В английском языке слово gender изначально означало грамматический род. Американский сексолог Джон Мани в 1955 году в своих работах, посвящённых изучению транссексуальных и интерсекс-людей, впервые использовал это слово для терминологического различения биологического пола и социальной роли. Но широкое распространение понятие «гендер» получило только в начале 1970-х годов благодаря развитию феминистского движения и феминистской теории. Феминистские теоретики использовали понятие «гендер» как аналитическую категорию для того, чтобы отделить половые различия, обусловленные биологией, от форм поведения и качеств, которые считаются в обществе «мужскими» или «женскими». Разграничение понятий «гендер» и «пол» позволило поставить под сомнение обыденные представления о «биологии как судьбе»благодаря этому существенно расширить горизонты социальных и гуманитарных наук, изучая тематические области, которые ранее не были предметом научного интереса.

В постсоветскую науку понятие «гендер» вошло на рубеже 1980-х и 1990-х годов со складыванием научной области гендерных исследований. Сегодня понятие «гендер» как противопоставленное понятию «пол» как в постсоветских странах, так и во всём мире широко используется во многих контекстах, в частности, в социальных науках и документах Всемирной организации здравоохранения. При этом во многих других контекстах, в том числе в некоторых отраслях социальных наук, термины «гендер» и «пол» продолжают использоваться как взаимозаменяемые. Вопрос разграничения понятий «пол» и «гендер» или использования их как синонимов напрямую зависит от философских и политических установок конкретного автора.

Различие гендера и пола

Разграничение понятий «гендер» и «пол» опирается на теорию социального конструктивизма, которая объясняет кажущиеся природными и естественными различия социальными процессами. Использование понятия «гендер» в противопоставлении понятию «пол» опирается на тезис о том, что положение женщин и мужчин в обществе и различия между «мужским» и «женским» не имеют биологического происхождения, а являются способом интерпретации биологического, легитимным в данном обществе. Тем самым сторонники социального конструктивизма критикуют «здравый смысл», то есть господствующие в современных обществах обыденные представления, согласно которым в основе социального разделения на мужчин и женщин и вытекающих из него различий в формах поведения, возможностях, правах и пр. лежит «природная сущность». В то же время сторонники социального конструктивизма критикуют и традиционные социологические теории, опирающиеся на тот же «здравый смысл» и присущий ему биологический детерминизм. В отличие от биологического детерминизма, социальный конструктивизм утверждает, что гендерные роли конструируются обществом, что женщинами и мужчинами не рождаются, а становятся. Мужское и женское, как и другие социальные категории (например, молодое и старое) создаётся в различных социальных контекстах, принимает разные формы и наполняется разным содержанием.

В гендерных исследованиях и лежащих в их основе феминистских теориях гендер понимается как социальная категория, организующая социальные отношения власти и неравенства. В классических версиях феминистских теорий речь шла о доминировании мужчин как социальной группы над женщинами: исполнение предписанных и усвоенных гендерных ролей подразумевает неравенство возможностей, преимущества мужчины в публичной сфере, вытеснение женщины в приватную. При этом сама приватная сфера оказывается менее значимой, менее престижной и даже репрессированной. В современных феминистских теориях понимание гендера как структурирующего отношения власти усложняется и уточняется, с одной стороны, за счёт рассмотрения гендера в контексте других иерархических социальных категорий (расы, класса и др.), а с другой стороны — за счёт понимания принудительной гендерной бинарности как одного из базовых компонентов гендерного угнетения. Таким образом, понятие «гендер» является не только аналитическим, но и политическим: оно включает в себя критику существующих гендерных отношений неравенства и предназначено для изменения социального порядка и построения нового социального порядка, основанного на гендерном равенстве.

Определение гендера как «социального пола»

Во многих ранних феминистских теориях гендер понимался как культурный коррелят биологического пола: утверждалось, что пол, то есть биологические различия, делает людей мужчинами и женщинами, а гендер, то есть социальные и культурные различия — мужественными и женственными. Похожие представления лежат в основе распространённых в русскоязычных источниках определения гендера как «социального пола» или «социокультурного аспекта половой принадлежности»: такие определения ставят гендер в прямую зависимость от пола, подразумевают бинарность обеих категорий и однозначное соответствие между ними. Определение гендера через пол основано на представлении о биологическом поле и половых различиях как основополагающих и неоспоримых — то есть, по сути, противоречит социально-конструктивистскому назначению понятия «гендер», возвращая его в рамки биологического детерминизма. Современные феминистские и гендерные исследования рассматривают гендер не как производную биологического пола, а как одну из базовых категорий социального деления и неравенства, находящуюся в сложном и многоуровневом взаимодействии с биологическим полом. Ключевой вклад в эти современные представления внесли исследования социального конструирования биологического пола.

Социальное конструирование биологического пола

Ранние феминистские теории рассматривали гендер как конструируемую категорию, зависящую от социального контекста, а биологический пол понимали как нечто единое и универсальное. Некоторые современные исследования ставят под сомнение как реальность существования двух противопоставленных друг другу биологических полов, так и политическую нейтральность научных исследований, отстаивающих это противопоставление.

Как утверждает биолог и феминистка Энн Фаусто-Стерлинг, наблюдаемая биологическая реальность свидетельствует о половом разнообразии, которое плохо вписывается в господствующий научный нарратив о «двух полах». В своей статье об интерсекс-людях она выдвинула провокационный тезис о необходимости выделять пять полов — как сама исследовательница признавалась позднее, целью этого шутливого утверждения было наглядно показать абсурдность дискретной классификации, так как в действительности половое разнообразие человеческих организмов следует понимать как непрерывный спектр. Как показывает феминистский анализ производства научного знания, в действительности ни один из предлагаемых «традиционной биологией» половых признаков: хромосомы (XX и XY), гормоны (андрогены и эстрогены), гонады (яичники и яички), внутренняя морфология (простата, влагалище, матка и фаллопиевы трубы), внешние половые органы (половой член, мошонка, клитор и половые губы), вторичные половые признаки (волосы на лице и теле, форма груди) — не удовлетворяет требованиям бинарной классификации. Ни один из них не позволяет ни отделить всех мужчин от всех женщин, ни выделить какое-либо общее базовое свойство одного пола. Таким образом, половой диморфизм оказывается не природной данностью, а изобретённым людьми способом осмыслять биологическую реальность.

Если в обыденных представлениях «природа» понимается как нечто раз и навсегда данное и неизменное, то исследования в рамках истории и социологии науки показывают, что конкретное содержание даже таких, казалось бы, предельно конкретных понятий, как «генетический пол», меняется в зависимости от используемых учёными технологий, а неосознанные допущения о гендере влияют на то, какие данные исследователи учитывают, а какие исключают из рассмотрения, несмотря на их объективную значимость для изучаемых явлений.

Неразличение гендера и пола

Причиной неразличения понятий «гендер» и «пол», в том числе в научных источниках, может быть незнакомство автора с теориями социального конструирования гендера и гендерных отношений как отношений власти. В то же время смешение этих понятий имеет не только аналитическое, но и политическое значение. Если разграничение этих понятий служит опровержению биологического детерминизма и продвижению гендерного равенства, то использование термина «гендер» как синонима слова «пол» лишает понятие «гендер» его критического политического содержания и тем самым способствует оправданию гендерного неравенства.

Как формируется социальный пол

Согласно Википедии, гендерный признак — это субъективное чувство принадлежности человека к девочкам или мальчикам. В трехлетнем возрасте дети предпочитают для игр компанию своего пола. Совместные игры не менее важны для приобретения социальных навыков и общения друг с другом. Дошкольники стараются соответствовать тем представлениям о поведении девочек и мальчиков, о которых им говорят взрослые, особенно — родители. Для ребенка, вне зависимости от его пола, важен как женский, так и мужской образ. Кроме того, родители формируют базовый пример отношений между мужчиной и женщиной. Именно он определяет дальнейшее поведение ребенка с противоположным полом и его способность строить отношения.

Максимальная восприимчивость детей к внешнему воздействию фиксируются на протяжении первых 10 лет их жизни. Поведенческие гендерные стереотипы, устоявшиеся в обществе, усваиваются ребенком во время тесного общения со сверстниками противоположного пола. Начинающиеся в детском саду ролевые игры с течением времени становятся сложнее. Дети должны принимать участие в них: они выбирают пол в них в соответствии со своим, учатся соответствовать конкретной гендерной роли. Ребенок, изображая женщину либо мужчину, отражает принятые в социуме стереотипы о том, что такое гендерный признак, проявляет качества, считающиеся окружающими маскулинными либо фемининными.

Проявления в подростковом возрасте

С 7 до 12 лет — в препубертатном периоде — дети начинают объединяться в социальные группы, избегая при этом представителей противоположного пола. Белорусский психолог Яков Коломинский проводил исследования, согласно которым при необходимости выбрать трех одноклассников мальчики отдают предпочтение мальчикам, а девочки — девочкам. Однако при условии сохранения анонимности большинство детей выбирают представителей противоположного пола. Подобное поведение свидетельствует о том, что ребенок опасается того, что его предпочтения могут заставить окружающих сомневаться в том, как он усвоил собственную роль и то, что значит гендерный признак.

В пубертатный период мальчики, пытаясь проявить мужественность, проявляют интерес к занятиям спортом, показывают силу и решительность, активно демонстрируют интерес к вопросам секса и противоположному полу. Если за юношей этого не замечено, то он становится объектом насмешек. Девушки в это время замечают, что их «слабость» и «беспомощность» привлекает внимание парней, которые стараются проявлять силу и выступить в роли покровителя и защитника. Подростки подчеркивают собственные гендерные качества.

Мнение взрослых теряет свою авторитетность для подростков. В пубертатном периоде они ориентируются на гендерные стереотипы, принятые в обществе и массово продвигаемые в культуре. Девушки могут избрать своим идеалом успешную, сильную и самостоятельную женщину. Доминирование мужчины в вопросах семьи, любви все реже воспринимается как норма. Гетеросексуальная нормативность, то есть допустимость влечения к представителям противоположного пола, ставится под сомнение. Нестандартная гендерная самоидентификации встречает все больше понимания: подростки и молодые люди сегодня более либеральны в сексуальных и межличностных отношениях.

Определение того, что такое гендерный признак, и становление собственной идентификации является результатом совокупности природных задатков, особенностей человека и окружающего его социума. Ребенок, родители которого оказывают посильную помощь в раскрытии его индивидуальности, не навязывая собственные стереотипы, в подростковом и более старшем возрасте не сталкивается с проблемами, связанными с общением с противоположным полом и принятием собственного.

Воспитание вне стереотипов

Если говорить простыми словами, гендерный — это то, что принято в социуме. Воспитать ребенка в гендерном равенстве возможно только при условии того, что он видит одинаковое отношение к людям. Профессия или бытовая деятельность не должны быть привязаны к конкретному полу в разговорах с ребенком: мама может водить машину и заниматься отделочно-ремонтными работами, папа может готовить и убирать дом. В отношении мужчин и женщин не должно быть двойных стандартов, желательно проявлять нетерпимость к любому виду насилия вне зависимости от того, кто его проявляет — девочка или мальчик. Если говорить ребенку о том, что это такое — гендерный признак — простыми словами, то нужно помнить, что равенство по нему не отменяет биологических различий и не приравнивает представителей мужского и женского пола. Однако позволяет любому человеку самореализоваться и определить дальнейший жизненный путь без привязки к стереотипам.

Трактовка термина в разных сферах

Фактически термин «гендер» начал фигурировать в западной науке только в 1970-х гг., а в отечественной и вовсе в 1990-е. В большинстве словарей он приравнивается к понятию «социальный пол», однако в современных феминистских и гендерных исследованиях такое понимание уже считается устаревшим.

На сегодняшний день существует множество трактовок этого термина, наиболее распространенные среди которых мы рассмотрим далее:

  1. Классическая трактовка. Согласно ей, как мы уже говорили ранее, понятие основывается на биолого-эволюционных представлениях о сексуальности человека.
  2. Модернистская. Строго разделяет понятия «пол» и «гендер». Второе — так называемый субъективный образ, содержание которого определяется социокультурными факторами, влияющими на то, как будет развиваться человек в личностном плане.
  3. Постмодернистская. Пол и гендер — два принципиально разных подхода к социальному конструированию сексуальности в межличностном общении.

Если классическая трактовка в свое время подразумевала, что гендер является одной из разновидностей более широкого термина «пол», то сейчас ученые придерживаются противоположного мнения.

Считается, что это может быть любой кластер людей, критерии которого не зависят от биологических различий.

При этом пол может быть частным случаем гендера, при котором могут быть предусмотрены разные критерии:

  1. биологические половые различия (мужчина — женщина — гермафродит
  2. психо-сексуальная ориентация (гомосексуал — гетеросексуалбисексуал
  3. культурная ориентация пола (метросексуал — ретросексуал — асексуал).

Гендер и биология

Гендер — социальный пол, задается обществом, но есть ли за этими социальными нормативами биологические корни?

Есть. Мальчики и девочки изначально, по своей генетике и биологии, различаются по интересам, способностям и стилю. Мужской и женский мозг отличаются по своему объему и функциям. Отличия мужского и женского видны с самого раннего детства: мальчики любят играть в машинки и дерутся, девочки играют в куклы и ябедничают — и это происходит помимо сил социальных влияний, это «вшито» биологически. Нельзя отрицать, что поведение лиц мужского и женского пола есть следствие их социализации и воспитания в соответствии с представлениями общества о роли мужчин и женщин. Однако возникает вопрос: а почему у человечества сформировались такие представления? И почему, несмотря на смену исторических и экономических эпох, они все же в своей основе остаются незыблемыми? Скорее всего, потому, что они основываются на народной мудрости, учитывающей биологические возможности мужчин и женщин.

С другой стороны, многие биологические особенности мужчин и женщин, похоже, сформировались в процессе эволюции в связи с теми жизненными функциями, которые распределялись культурой между женщинами и мужчинами. Если мужчины взяли на себя функцию охоты, они учились пространственному мышлению, умению договариваться на расстоянии, различать право и лево, учились бить и смело драться. Если женщины взяли на себя функцию сидеть с детьми и заботиться о пещере (доме), они развивали у себя умение чувствовать детей и других близких им людей, умению договариваться в непосредственном общении, заботиться о безопасности и привлекать к себе внимание мужчин, которые могли бы о них позаботиться.

Гендер и культура

Какие бы ни были биологические основы, гендерные различия по большей части — результат научения. Мальчиков и девочек воспитывают как мальчиков и девочек, по нормативным представлениям культуры: «Мальчики не плачут!» «Девочка не может быть грязнулей!». Это воспитание происходит в каждой семье с помощью окружающих, а иногда и государства. Если маленький мальчик носит длинную косу, над ним смеются. Если мама ему объяснит, что «так заведено, что мальчик косу не носят», то он быстрее подчинится социальному давлению на него. Маленькие мальчики и девочки поведенчески практически не отличаются друг от друга до определенного возраста, но по мере развития в общественной среде они усваивают стереотипы поведения и свою гендерную роль. Вместе с этим дети усваивают и полоролевые установки, которым вынуждены следовать и принимать. Девочек превращает в женщин — общество, обучая их этой роли и настаивая на обязательности этой роли.

В таких религиозных общинах на территории Соединенных Штатов, как Римско-Католическая церковь и Церковь Святых Последнего Дня, женщин принуждают следовать традиционным гендерным ролям под угрозой отлучения. А в некоторых протестантских общинах женщин, усомнившихся в необходимости слепого подчинения мужчинам, навещает категорично настроенный пастор, который разубеждает их, показывая в Библии отрывки, подтверждающие подчиненное положение женщины.

Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг., отменил все законы, дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казни в общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение (French, 1992).

При этом неверно утверждать, что гендерные установки обществом именно «навязываются», а люди им сопротивляются: нет, гендерные стандарты по большей части встречают повсеместную поддержку. Женщины обычно хотят выйти замуж не просто за существо мужского пола, а за настоящего мужчину. Аналогично, и мужчинам нужна не просто кукла женского рода, а милая и красивая женщина. Чтобы это происходило, заботливые родители воспитывают мальчиков как мужчин, а девочек — как женщин. Если это получается, родители гордятся своими детьми, а выросшие дети гордятся собой и благодарят родителей.

Гендерные стандарты — одна из основ современной цивилизации. При этом кажется полезным, чтобы женщины не замыкались в узком кругу «женских дел» и домашних обязаностей, чтобы они могли выбирать себе те занятия, которые их заинтересуют, и их осваивать. Аналогично, если мужчины добавят себе те способности и таланты, которыми обычно владеют женщины, это их также обогатит.

Общество и гендер

Когда гендерное поведение считалось единственно правильным, в обществе не было такого бардака, который царит сейчас. В наше время люди сосредоточены не на своей общественной роли, а на собственных чувствах и желаниях. Проще говоря, женщины не хотят довольствоваться ролью матери, жены и хозяйки; а мужчины не желают единолично нести ответственность за благополучие своей семьи. Поэтому, многие люди образуя пары долго не могут определиться с тем, кто и какие обязанности будет выполнять. Как следствие это приводит к конфликтам и нередко-к разрыву отношений.

Положительной стороной гендерных особенностей является то, человек реализовать собственные мечты и планы, не боясь негативного отношения общества.

Использование термина на современном этапе

На данный момент термин «гендер» часто используется вместо термина «пол». Нет чёткого разграничения ситуаций, в которых должно использоваться то или иное понятие. Использование одного термина вместо другого зависит от взглядов определённого автора.

Авторы, никаким образом не относящиеся к теоретикам феминизма и не являющиеся последователям их идей, чаще всего используют «гендер» как синоним термина «пол». Если автор научной статьи просто не видит в них особых различий, он просто не будет их различать и разделять.

В то же время чёткая позиция есть у феминисток и последователей их движения. Термин «пол» используется ими довольно редко, и то, только для его осуждения. Чаще всего они используют именно «гендер» или «гендерный признак», так как провозглашают свободу самоопределения человека независимо от его биологической идентификации.

Гендерная медицина

Гендерная медицина определяет лечение одного и того же заболевания у обоих полов. Это опирается на особенности физиологии, например, наличия тестостерона у мужчин, и прогестерона — у женщин.

Например, гормоны регулируют функционирование всего женского организма, поэтому в случае каких-либо жалоб, у девушек сразу проверяют именно гормоны.

Психологи также руководствуются данным принципов: в стрессовых ситуациях женщины отдают предпочтение эмоциональному порыву, а мужчины — холодной логике.

Андрогинны и гендер

Не так давно общественность содрогнулось, узнав о существовании такого типа людей. В них одновременно заключено 2 пола, и они не могут отдать предпочтение какому-то одному. Но даже в толерантном обществе, андрогинам приходится выбрать какой-то единый стиль поведения и внешности: женский, либо мужской. В некоторых странах закон позволяет существование нескольких типов гендерной личности.

Равенство и гендер

Идея равенства заключается в том, чтобы люди разных полов обладали одинаковым правами, возможностями и обязанностями. Такое равноправие касается всех сторон жизни общества. Если бы в некоторых странах не было бунтующих женщин и феминистских движений, то подобные законы вряд ли вступили когда-нибудь в силу и сделало женщин свободными и равными мужчине.

Тем не менее политика двойных стандартов продолжает существовать. Так, например, если мужчина имеет множественные беспорядочные связи, то его никто не вздумает осуждать. При этом если женщина ведёт свободную сексуальную жизнь-она запросто может стать изгоем общества.

Гендерное равенство не призвано бороться за чьи-то права или менять историю в корне, оно не требует изменять свою половую принадлежность или подстраиваться под общественные требования. Гендерное равенство призвано для того, чтобы помочь человеку познать собственную без оглядки на стереотипы.

Что такое гендерное равенство

Постепенно мы переходим к «повестке дня» — к тем актуальным вопросам в обществе, которые продолжают вызывать споры.

В частности, речь идет про гендерное равенство, то есть равный правовой статус мужчин и женщин, а также одинаковые возможности для его реализации, позволяющие лицам обоих полов принимать равное участие в любых сферах жизнедеятельности.

Именно так звучит определение данного термина, причем не только в толковых словарях, но и в законодательных документах большинства цивилизованных стран.

К сожалению, гендерное равенство в современном мире — это, скорее, идеал, к которому мы по-прежнему стремимся. Исторически так сложилось, что женщина была бесправна.

Со временем все изменилось, но у нее все равно было значительно меньше прав, чем у мужчины, и больше ограничений. И хотя долгие годы борьбы за равноправие полов во всех сферах общества уже дали свои плоды, на сегодняшний день мы не можем говорить о полном устранении дискриминации представительниц женского пола.

Проблематика гендерного неравенства остается актуальной:

  1. проблемы домашнего насилия;
  2. различие или даже разрыв в оплате труда (среднестатистический мужчина зарабатывает на 30% больше, чем женщина);
  3. доступ к участию в политической жизни и др.

Все это послужило активизацией движения феминизма, начиная с конца 1960-х и по сей день.

Начиная с 90-х, наступила так называемая третья волна данного течения, и если раньше женщины преимущественно боролись за политическое равноправие, равные возможности для самореализации и другие права, то сейчас феминистки поднимают вопросы женской сексуальности, критикуя понимание женской гетеросексуальности как стандарта и нормы в обществе.

По версии ПРООН, наилучших результатов, с точки зрения гендерного равенства, с 1995 по 2019 гг. добились такие страны, как Швейцария, Дания, Швеция, Нидерланды и Норвегия, а также другие страны Европы.

Представители СНГ заняли в этом рейтинге куда более низкие позиции: Беларусь оказалась на 27 месте, Казахстан — на 46-м, Россия — на 54-м, Армения — на 57-м, Украина — на 60-м. Хуже всего дела обстоят в африканских странах, а также государствах Ближнего Востока.

Вопросы, связанные с гендером, продолжают подниматься, в обществе возникают новые проблемы самовыражения и равноправия, появляются новые термины. Учитывая всю противоречивость данной проблематики, не стоит забывать, насколько это глубокая и серьезная тема, однако мы очень надеемся, что хоть немного помогли вам с ней разобраться.

Существует ли равноправие?

Равенство подразумевает наличие одинаковых возможностей у обоих полов. Точнее оно определяет такие возможности, как:

  • доступ к любой сфере деятельности;
  • воспитание детей;
  • создание семьи;
  • доступ к политической деятельности.

Неравенство опирается на традиционное распределение обязанностей обоих полов в обществе. Однако в наше время женщинам открыт доступ к государственной деятельности, а мужчины могут занять нишу в сфере дизайна и культуре.

В наше время люди начинают понимать, что данные распределения не совсем верные и строят личную жизнь, исходя из собственных нужд.

Стандарты

Двойные стандарты также приводят к возникновению конфликтов. Например, для мужчин обилие сексуальных партнерш считается нормой, так как они приносят определенный опыт, который понадобится в будущих отношениях.

А женщина, в свой очередь, должна вступать в брак нетронутой. В наше время из-за наличия гражданского брака эти “углы” немного сгладились, однако отголоски остались до сих пор.

Гендерное равенство не вносит существенный вклад в историю человечества, а помогает индивидууму найти собственный жизненный путь и разобраться в себе.

Источники

  • https://Lifehacker.ru/pol-i-gender/
  • https://psychbook.ru/418832a-chto-takoe-gendernyiy-priznak-opredelenie-termina-osobennosti-primeryi
  • https://intrigue.dating/interesnoe/gender-kak-so-ialnyy-pol-i-ego-vliyanie-na-raznye-storony-jizni/
  • https://zen.yandex.ru/media/saltmag/kak-razobratsia-chto-takoe-gender-i-naiti-svoiu-identichnost-v-tindere-5d1d23c4b4a58500acbbff30
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80
  • https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/gender-gendernyj-priznak-chto-ehto-takoe.html
  • https://www.psychologos.ru/articles/view/gender-dvoe-zn—chem-opredelyaetsya-nash-socialnyy-pol-vop-zn-
  • https://psiho.guru/populyarnye-voprosy/chto-takoe/gendernyy-priznak-gender-chto-eto-takoe.html
  • https://fin-gazeta.ru/gendernyj-priznak-chto-eto-takoe-prostymi-slovami/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
reallylove
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: